Многие из тех, кто причисляет себя в той или иной степени к IT-индустрии либо интересуется тенденциями ее развития, считают Google неким символом и одновременно последним бастионом «светлой стороны силы» – бесплатного ПО на пути «темной стороны силы» – коммерческого ПО, олицетворяемого «империей зла» Microsoft. Так ли это на самом деле? Возможно. Но у автора этой статьи на сей счет особое мнение...
Google также воспринималась многими в таком ракурсе – до того момента, пока она не стала исключительно коммерческой организацией, разместив свои акции на фондовой бирже (напомним, что случилось это 19 августа 2004 г. – itc.ua/18309).
Бизнес-модель Google в действии: налево пойдешь – в рекламодатели попадешь, направо пойдешь – рекламораспространителем станешь |
Коммерциализация Google не была спонтанной – интернет-гигант уже был к этому подготовлен: была разработана и вовсю использовалась четкая бизнес-модель, хорошо воспринимаемая акционерами, наученными горьким опытом краха дот-комов, которые хотели знать, как компания делает деньги и почему этот способ хорошо работает. Бизнес-модель Google проста и эффективна: клиенты бесплатно пользуются различными информационными услугами (основная из них на текущий момент – поиск, но есть и множество других, весьма перспективных), а доход поступает от рекламодателей, которые оплачивают рекламу, ненавязчиво предоставляемую потребителям этих услуг. Реклама дается как через собственные сайты и службы Google, так и через партнеров.
Известно, что у Google есть другие источники дохода, например поставка средств для корпоративного поиска информации. Но известно также, что их доля невелика (не превышает 1%) и практически не влияет на то, что можно назвать основной бизнес-моделью. (Ознакомиться со структурой доходов Google от рекламы за I квартал 2005 г. можно здесь: www.emorning.ru/newsline/282.html.)
Google не была первой компанией, которая использует такую бизнес-модель, – аналогичным образом поступает любой сайт, предоставляющий услуги того или иного рода бесплатно, но зарабатывающий на рекламе. Даже телевидение работает по подобной схеме. Однако Google – первая компания, которая внедряет данную бизнес-модель, имея статус монополиста информационной отрасли. А коммерциализация компании выдвигает новые требования: сначала бизнес зарабатывает деньги, а потом заботится о морали (если, конечно, сочтет это необходимым).
Рассмотрим теперь бизнес-модель антипода Google – Microsoft. Она также проста и эффективна: компания продает ПО, которое удовлетворяет потребности клиентов, они платят за лицензии и поддержку, что и составляет основной доход компании. Эта модель также не нова и подойдет любому разработчику коммерческого ПО.
Компания Microsoft стала монополистом прежде всего потому, что смогла предложить востребованные широкими массами программные продукты. Google повторяет этот путь, но уже используя преимущественно онлайновые службы.
Каким образом фирма Microsoft устраняет своих конкурентов? Очень просто: если компания не хочет использовать «традиционные» методы рыночной борьбы, то она включает аналогичные по функциональности продукты в свои операционные системы. Так как после этого клиентам в составе ОС становится бесплатно доступным то, за что ранее приходилось платить, то спрос на подобные продукты сторонних разработчиков существенно падает. Поэтому они теряли своих клиентов и вынуждены были уходить с рынка независимо от способа, которым зарабатывали деньги (например, Netscape также не брала деньги за свой браузер, но другие источники дохода не смогли покрыть затраты на его разработку).
Делала ли Microsoft устранение конкурентов своей рыночной целью? Доподлинно неизвестно, но здесь ответ скорее нет, чем да. Избавление от конкурентов и стремление к монополизации – социальные издержки рыночной экономики. Это объективная неизбежность в бизнесе, являющимся, по сути, машиной для делания денег.
Google Maps еще далека от совершенства: по запросу «Ukraine» возвращает несколько довольно загадочных ссылок |
Каким образом Google устраняет своих конкурентов? Очень просто: она дает бесплатно то, за что клиенты привыкли платить деньги. Бездонный почтовый ящик (GMail), программа для просмотра и создания коллекций фотографий (Picasa), локальный поиск (Google Desktop) – все эти решения от Google бесплатны, и все они имеют коммерческих конкурентов. Могут ли другие компании воспользоваться бизнес-моделью Google? Вероятнее всего, нет, только самые массовые продукты могут быть рентабельными за счет показа рекламы, для всех остальных это просто означает, что для них рынка, на который вторгается Google со своими продуктами, больше нет.
Делает ли Google устранение конкурентов своей рыночной целью? Также, как и в случае с Microsoft, скорее нет, чем да. Но как и в предыдущем случае, это происходит неизбежно в силу действия рыночных законов.
Плохо это или хорошо? Просто и однозначно ответить не удастся, но не стоит забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Получая выгоды от использования даровых продуктов, пользователи, сами того не осознавая, создают и укрепляют монополиста. Об издержках монополизации известно всем.
Среди последних разработок лабораторий Google – расширения для браузера Mozilla FireFox, персонализированный поиск и собственная домашняя страница, а также поиск ТВ-программ и видео |
Если соперничают компании, применяющие одинаковые бизнес-модели, то выбор покупателя производится в честной игре, при условии, что конкуренты играют по правилам (к сожалению, для Microsoft это было верным не всегда). Если же конкуренция происходит в условиях различных бизнес-моделей, то побеждает тот, у кого модель оказывается лучше, поскольку он изначально имеет преимущество, что сравнимо с поединком боксеров разных весовых категорий.
Зачем нужны все эти рассуждения? А вот зачем: сегодня Google превратился в агрессивного монстра IT-индустрии с таким уровнем капитализации, что ему не составит труда проглотить любую интернет-компанию средней величины. Если Google выходит на рынок потребительских программных решений, то этот рынок для большинства конкурентов, использующих традиционную бизнес-модель, перестает существовать. Кто сможет продавать продукт, для которого есть раскрученный аналог с громким именем, к тому же абсолютно бесплатный?
К примеру, в настоящий момент Copernic Desktop Search практически по всем параметрам превосходит Google Desktop Search, но сможет ли компания Copernic успешно конкурировать с Google, поставляя свой продукт бесплатно? Время покажет, но на этом рынке реальные шансы в борьбе с Google есть разве что у Microsoft и Yahoo!, но никак не у сравнительно небольшой компании.
Следует обратить внимание, что Google не является open source компанией. Считать Google таковой можно не в большей мере, чем Microsoft, поскольку у последней также имеются свои разработки с открытым исходным кодом. Google не только не раскрывает код своих наиболее значимых проектов, но и всячески защищает его, регистрируя патенты и отстаивая их в суде (например, вот ссылка, которая приведет на известный патент Google, частично описывающий его технологию ранжирования сайтов и страниц: http://tinyurl.com/4o9vj).
Бизнес-модель Google не совпадает с бизнес-моделью большинства коммерческих компаний, работающих с проектами с открытым исходным кодом. Последние предоставляют широкой общественности свои продукты абсолютно бесплатно, но готовы брать деньги за поддержку таких продуктов. Для Google пока не существует более привлекательных источников доходов, чем показ рекламы, поэтому она готова гораздо больше делать для клиентов бесплатно, лишь бы их количество увеличивалось.
Таким образом, проблема для разработчиков кроется в том, что существенно изменяются условия конкуренции. Преимущества продукта отодвигаются на задний план, на первое место выходит способность предоставить его широким массам и сделать доступным. А что может быть доступнее, чем полная безвозмездность?
Конечно, это не означает абсолютного и бесповоротного исчезновения конкурирующих продуктов. К примеру, FireFox – браузер с прекрасными функциональными возможностями является открытым продуктом и предоставляется бесплатно. Однако могут ли все продукты обычных компаний распространяться подобным образом? Естественно, нет – для работы коммерческой компании нужны источники поступления денежных средств. Может ли это сделать Google? Конечно да, поскольку «традиционные» пути получения доходов ее интересуют мало.
Что мы имеем в итоге? Google – коммерческая компания, вынужденная играть по жестоким законам бизнеса. Google монополизирует Интернет, и делает это все более ужасающими темпами. Самым эффективным средством рекламы в Интернете являются адвердсы Google – разработчики коммерческого ПО, занимающие определенные ниши рынка, в значительной мере (а иногда целиком и полностью) полагаются только на них.
Когда в какую-то нишу вдруг приходит Microsoft, то там становится жарко, но шансы выстоять в борьбе с ним все-таки имеются – конкурент Microsoft может занять определенный ценовой или функциональный сегмент и, полагаясь на принципы борьбы с «тупым и большим монстром», держаться там до конца. Когда в какую-то нишу приходит Google, то конкурировать просто бессмысленно, поскольку становится непонятно, зачем это делать, если традиционная модель получения доходов перестает работать. Поэтому, по мнению автора, Google в силу своей бизнес-модели, более опасна на рынке, чем Microsoft.
Возможно ли, чтобы все онлайновые компании воспользовались бизнес-моделью Google и своим основным источником доходов рассматривали рекламу? Естественно, в глобальных масштабах нет – для того, чтобы оплачивалась реклама, кто-то должен зарабатывать деньги «традиционным» способом. Если наметившиеся тенденции сохранятся, то в не очень отдаленном будущем можно представить себе ситуацию, когда компания-разработчик ПО привлекает посетителей на свой сайт бесплатными продуктами, а основной доход получает, к примеру, от рекламы пиццы. Это не лучшее будущее для создателей массовых программных продуктов, но сейчас благодаря Google наметилась именно такая тенденция.
Вероятно, кто-то попытается возразить и скажет, что Google отличается революционным и новаторским духом своих идей и решений. Видимо, с этим можно согласиться, но только с небольшим уточнением: речь идет, прежде всего, о революционных и новаторских идеях зарабатывания денег.
Да, Google стремится предоставить известные услуги в новом качестве, разрабатывает новые их виды и формы, но никак не пытается отстаивать идею свободного доступа к информации. Поддержка Google открытых проектов является не более чем финансированием развития инструментов (которые она сама же и использует) и игрой на публику с целью поддержания умело созданного образа «революционной компании». К примеру, запуск службы Google Print многими расценивался как шанс получить доступ к литературе, отсутствующей в электронной форме, однако на практике это оказался еще один рекламный сервис, предлагающий «полистать» издание перед его покупкой.
Отметим, что не все продукты и решения Google бесплатны, но все ее действия подчинены одной центральной идее – получению глобального контроля над информацией. К примеру, в конце 2004 г. Google приобрела инновационную компанию Keyhole, занимавшуюся созданием трехмерной модели Земли, и сразу же объявила о снижении цены на ее продукт более чем в два раза. Это ПО не стало бесплатным, но, похоже, что виной тому не решение Google использовать традиционную бизнес-модель, а банальное отсутствие реальных конкурентов. Именно этот пример позволяет увидеть истинное лицо компании – действительно, зачем монополисту что-то предоставлять бесплатно? На том рынке, где конкуренты имеются, Google применяет свой излюбленный прием: то, что ранее стоило денег, вдруг становится бесплатным – так, например, после приобретения компании Picasa стал продвигаться одноименный продукт для просмотра и создания коллекций фотографий. Не кажется ли вам, что за такой «заботой о пользователях» явно просматривается четкая рыночная стратегия, направленная на избавление от конкурентов? Рост Google идет стремительными темпами, уже сейчас по уровню капитализации она занимает первое место среди медиакомпаний. В ближайших ее планах, по слухам, выпуск собственного браузера и создание виртуальных денег.
Так вы до сих пор считаете, что Google – оплот «светлых сил» в борьбе с «темной империей зла»? Скорее всего, истина в обратном – мы являемся свидетелями превращения «светлой республики» в «темную империю». Знакомый сюжет, не правда ли?
P. S. Интересно, что в свое время Google по запросу «Who is more evil than Satan?» давал первую ссылку на сайт Microsoft (itc.ua/3424). Сейчас времена изменились, первая ссылка в Google по этому запросу уже не на Microsoft: она указывает на описание этого курьеза. Но как вы думаете, куда ведет первая ссылка для этого запроса с поисковой машины search.msn.com? Правильно, это Google! (Если вдруг положение звезд изменится и результаты станут иными, то убедиться в том, что все именно так и было, можно по следующему адресу: tinyurl.com/a9au9).
Сервис | Ссылка | Описание |
Web Search | google.com | Основной сервис Google – поиск по сайтам в Интернете. Дополнительные функции: Calculator – для его использования достаточно в окне поиска написать математическое выражение; Glossary позволяет находить определения различных терминов, для этого нужно начать запрос ключевым словом «define» |
Alerts и News Alerts | google.com/alerts | Сервис позволяет получать уведомления о новых результатах, попадающих в верхние строчки поиска Google |
Answers | answers.google.com | Платная справочная служба |
Apple Macintosh | google.com/mac | Поиск информации о платформе Apple Macintosh |
Blogger | blogger.com | Одно из приобретений Google – популярный сайт для публикации блогов |
BSD | google.com/bsd | Поиск сведений о платформе BSD |
Catalogs | catalogs.google.com | Поиск и просмотр каталогов, рассылаемых обычной почтой |
Code | code.google.com | Поиск текстов открытого исходного кода |
Desktop Search | desktop.google.com | Локальный поиск от Google |
Directory | google.com/dirhp | Web-портал Google |
Easter Bunny | google.com/Easter/feature_easter.html | «Пасхальный кролик» от Google (в этой ссылке важен регистр) |
Fan Logos | google.com/customlogos.html | Неофициальные логотипы Google, созданные фанатами, а также логотип исследовательского проекта в Стэнфорде, давшего старт Google |
Firefox | google.com/firefox | Стартовая страница для браузера FireFox |
Froogle | froogle.google.com | Поиск покупок через Интернет |
Google Blog | google.com/googleblog | Официальный блог Google |
Google Hacker | google.com/intl/xx-hacker | Поисковый интерфейс в «хакерском» стиле |
Google SMS | sms.google.com | Отправка запросов на поиск и получение ответов посредством SMS |
Google Suggest | google.com/webhp?complete=1 | Сервис, позволяющий в процессе составления запроса выводить подсказки с указанием количества страниц, которые будут возвращены по данному запросу |
Google Toolbar | toolbar.google.com | Панель для браузера со строкой поиска от Google |
Groups | groups.google.com | Создание, просмотр и подписка на группы новостей |
Hello | hello.com | Сервис для публикации фотографий |
Holiday Logos and Events | google.com/holidaylogos | Логотипы Google, посвященные различным праздникам и другим событиям |
Images | google.com/imghp | Поиск изображений |
Inside Google | google.com/plex/index.html | По этой ссылке периодически появляются новые фотографии, рассказывающие о жизни Google |
Keyhole | keyhole.com | Трехмерная модель Земли, составляемая из обновляемых фотографий со спутников |
Labs | labs.google.com | Лаборатория Google – здесь появляются сервисы, которые находятся на стадии разработки и тестирования |
Linux | google.com/linux | Поиск информации о платформе Linux |
Local | local.google.com | Поиск товаров и услуг в определенной местности |
Maps | maps.google.com | Карты на Google, возможность просмотреть местность со спутника |
Microsoft | google.com/microsoft | Поиск информации о решениях Microsoft |
Mobile | mobile.google.com | Возможность поиска в Google с мобильного телефона |
Mobile Search | google.com/xhtml | Удобный интерфейс поиска в минималистском стиле для мобильных устройств. Автоматически при просмотре форматирует найденные страницы для небольших экранов |
News | news.google.com | Просмотр новостей |
Official Logos | google.com/stickers.html | Официальные логотипы Google |
Picasa | picasa.com | Приложение для создания и просмотра коллекций фотографий |
print.google.com | Поиск среди печатных изданий | |
Ride Finder | labs.google.com/ridefinder | Поиск такси и других транспортных средств по их текущему местоположению |
Scholar | scholar.google.com | Поиск среди научных публикаций |
Search History | google.com/searchhistory | Сервис для просмотра и управления историей поисковых запросов в Google |
Translate | google.com/language_tools | Сервис перевода текста и Web-страниц |
U.S.Government | google.com/unclesam | Поиск по правительственным сайтам США |
University Search | google.com/intl/en/options/universities | Поиск на университетских сайтах |
Video | video.google.com | Поиск телевизионных программ по их содержанию |
Web Accelerator | webaccelerator.google.com | Акселератор загрузки Web-страниц |
E-mail автора: [email protected]