`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Говорит и показывает Alma Mater

0 
 
Мировой опыт

Технологии дистанционного образования на сегодняшний день достигли того уровня, который позволяет избежать недостатков заочного обучения, ранее считавшегося не сопоставимым по качеству со стационарным. Прежде всего это произошло благодаря постоянному взаимодействию "ученик-учитель" и "ученик-ученик" в процессе учебы, а также эмоциональному контакту преподавателя с аудиторией. Отсутствие такого контакта не только снижает мотивацию учащихся, но и не позволяет преподавателю вносить коррективы в процесс обучения в зависимости от потребностей и возможностей аудитории.

Говорит и показывает Alma Mater
Сеанс видеоконференц-связи в УАГУ при Президенте Украины
С самого начала развития дистанционной формы образования в качестве инструмента контакта преподавателя с аудиторией в межсессионный период рассматривались телеконференции (форумы, чаты), электронная почта и видеоконференции. Причем если в Европе и Америке видеоконференции сразу же начали активно внедряться на уровне как высших учебных заведений, так и школ и межшкольных объединений, то на территории СНГ до последнего времени их применение в учебном процессе считалось дорогим и излишним.

Пионерами в использовании видеоконференций в учебном процессе стали заведения США и Канады, где при значительных географических расстояниях линии связи обладают удовлетворительным качеством. Так, например, канадский университет Memorial University, часть студентов которого рассредоточена во фьордах, куда даже на вертолетах не всегда можно добраться, удачно решил проблему эффективности удаленного обучения, в том числе и средствами видеоконференций. Мощным оборудованием для организации многоточечных видеосеансов располагают и те учебные заведения, аудиторные возможности которых не позволяют вместить всех желающих. Такое оборудование имеет, в частности, знаменитый Гарвардский университет. С его помощью можно не только проводить в режиме видеоконференций лекции для студентов из разных городов и стран, но и привлекать к работе преподавателей из других вузов, оплачивая им только гонорар без стоимости проезда и проживания.

Sterling Educational Institute, предлагающий образовательные услуги школам Нью-Джерси (США), тоже располагает подобными средствами. Этот институт дает возможность школьникам штата знакомиться с жизнью других стран, задавать вопросы специалистам в разных областях знаний, политикам и ученым, не покидая своих родных городов. В последнее время институт начал сотрудничать и с Украиной.

Следует заметить, что начало широкого внедрения видеоконференций в США и Канаде совпало по времени с пиком популярности ISDN, а следовательно, оборудование упомянутых учебных заведений ориентировано прежде всего на поддержку стандарта H.320. И хотя некоторые международные образовательные организации, где есть серверы многоточечных видеоконференций, имеют шлюзы для конвертации пакетов H.320 в стандарт H.323, используемый в IP-сетях, интеграция вузов СНГ в международную образовательную среду на уровне видеоконференций серьезно тормозится из-за недостаточного развития ISDN-сетей в наших странах и отсутствия соответствующих национальных мостов и шлюзов.

Между тем распространенность IP-сетей обусловливает их популярность и у образовательных, и у бизнес-структур СНГ. Стандарт H.323 использует в своей системе учебной видеоконференц-связи одна из самых крупных корпораций России -- РАО ЕЭС, начавшая построение своей учебной сети с помощью оборудования VCON, на базе которого был создан канал "Москва-Пятигорск" в 1999 г.

Говорит и показывает Alma Mater
Схема подключения оборудования для видеоконференц-связи в ЦДО УАГУ
Большое значение видеоконференциям в учебном процессе придается руководством ВМФ США. К началу 2003 г. практически все корабли и подводные лодки США были оборудованы соответствующими системами, основанными на стандартах H.320 и H.323 и задействующими спутниковые каналы связи. Эти системы используются для боевой учебы и проведения оперативных совещаний.

С 2001 г. системы видеоконференц-связи начали применяться для боевой учебы и в ВМФ России. Первыми пунктами внедрения видеоконференций стали Главный штаб ВМФ России, Штаб Северного флота и крейсер "Петр Великий". В будущем планируется широкое их использование в войсках для боевой учебы и оперативного принятия решений. В целях обеспечения безопасности информации при проведении видеоконференций ЦНИИ Минобороны России разработал АПК "Шип" для скоростных IP-каналов -- сертифицированное средство криптографической защиты.

В 2002 г. начала функционировать система видеоконференций Тюменского государственного университета. Его преподаватели получили возможность в режиме видеоконференций читать лекции, проводить семинары и видеомосты со студентами Сургутского и Нижневартовского филиалов университета, удаленных на 1000 и 800 км соответственно. Связь осуществляется по каналам ISDN со скоростью 256 Kbps.


GDLN в Украине

Среди международных организаций, активно использующих видеоконференции в учебном процессе, следует выделить Образовательную Сеть Глобального Развития (Global Development Learning Network -- GDLN), инициатором создания которой в 1999 г. выступил Международный банк реконструкции и развития. На данный момент GDLN объединяет около 50 центров, расположенных более чем в 40 странах мира. Его целью являются обеспечение доступа людей из разных государств к мировым источникам знаний, обмен опытом. Деятельность GDLN базируется на двух мощных центрах для проведения многоточечных видеоконференций, которые находятся в Вашингтоне и Париже и оснащены оборудованием Polycom стандартов H.320 и H.323.

Говорит и показывает Alma Mater
Создание центров видеоконференц-связи на второй стадии подключения к GDLN в Украине
В 2001 г. при поддержке Правительства Канады на базе Украинской академии государственного управления (УАГУ) при Президенте Украины создан первый в регионе Восточная Европа/Средняя Азия Центр дистанционного обучения GDLN, который был подключен к GDLN через спутниковый канал по стандарту H.320 с помощью оборудования PictureTel Concord 4500. Пропускная способность канала 384 Kbps была выбрана исходя из того, что для высокого качества видеосвязи необходима скорость не менее 192 Kbps, при этом остальная его мощность используется для IP-телефонии и подключения к Internet. Практика работы Центра показала нецелесообразность объединения видеоконференций и Internet в одном канале, зависимость спутникового канала от метеоусловий, а также высокую стоимость такой связи. Это заставило Центр перейти в 2003 г. на выделенный ISDN-канал (256 Kbps) для видеоконференц-связи и отдельное IP-подключение к Internet по наземным линиям. Модернизировано было и аппаратное обеспечение Центра. Concord 4500 уступил место более современной системе Polycom VS 4000.

В рамках второй фазы реализации проекта GDLN в Украине планируется установка на базе Центра дистанционного обучения УАГУ сервера многоточечных видеоконференций со шлюзом H.320/H.323 и открытие новых центров в Одессе и Ивано-Франковске.

В 2002 г. УАГУ выступила инициатором создания межвузовского объединения НУПК "Академия дистанционного образования", в которое вошли учебные заведения, научные и производственные организации Украины, заинтересованные в развитии дистанционных форм обучения. При этом некоторые из его членов, в частности Харьковский политехнический институт, уже имеют собственные системы видеоконференц-связи, другие планируют их приобретение и внедрение в учебный процесс. Все говорит о том, что единое образовательное видеопространство в Украине не за горами.

E-mail автора: zhav@uapa-dlc.org.ua

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT