`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Михаил Бейрак

Государство хочет поддержать разработку ПО: как оно бывает

+35
голосов

Представим себе фантастическую ситуацию: в одной далекой европейской стране озаботилось государство состоянием своей ИТ индустрии. Село думу думать. И так как задача то более менее похожая у разных государств, то и придумывают вначале все одинаковое – то технопарки создают, то оранжереи для стартапов, то преференции выдают разные государственные. Но встречаются и подходы, которые сильно отличаются от «соседских», а потому и любопытны. О них и пойдет речь.

 Разработка ПО, как часть инновационной деятельности.

 Если посмотреть на проблему шире, то становится заметным, что важны не только разработка ПО, но и другие виды инновационной деятельности – конструирование приборов, разработка новых веществ, исследование новых физических явлений. Один из подходов состоит в выделение наиболее  быстроразвивающихся направлений инноваций, и выделении финансовых инвестиций для работ, проводимых в этих направлениях.

А выгода то в чем ? А в том, что специалисты участвуют в инновационных проектах, получают возможность не только саморазвиваться, но и в дальнейшем создавать новые инновационные проекты, которые принесут пользу стране независимо от наличия государственного финансирования в дальнейшем. Опять же, таким специалистам интересно будет работать в стране и не поедут они ни в какую силиконовую долину – и тут интересного хватает.

А как же с возвратом инвестиций? А вот тут тоже весело.  Понятно, в инновационных проектах основные затраты на оборудование (это не про разработку ПО) да на зарплату специалистов (это как раз про разработку ПО). Так как инвестиции приходят из государственного источника, то и предприятие получающее их «пользуется вниманием» государственных же проверяющих органов. Это означает, что зарплаты видны этим самым органам, а уж как налоги видны с зарплаты …. И тут выясняется, что если налоги все видны и основная статья затрат – заработная плата, то все инвестиции вернутся в виде налогов в течение конечного количества лет (в зависимости от ставки налогообложения и независимо от успеха инновационного проекта). Вот такой вот ROI получается…

 Помощь на целевых рынках сбыта.

Еще более государственный подход :)  . А возьмем и создадим специальное министерство, отвечающее за рост экспорта объектов интеллектуальной собственности из страны. И при каждом посольстве и консульстве, высадим парочку специалистов наших родных, которые будут отвечать за налаживание связей да поиск контактов с потенциальными сублицензиатами объектов авторского права. И тогда, разработчику ПО достаточно обратится в соответствующее министерство, с просьбой помочь ему в поиске представителей целевых рынков в разных странах. И такая структура ему поможет найти, и встречи поможет организовать, а может помочь и договорчик заключить – государственная организация все таки.

И с выгодой и с возвратом инвестиций тут все проще – простые поставленные на поток высокоинтеллектуальные посреднические услуги. Но, как ни странно, работает.

 Коллеги, может подскажете еще какие интересные подходы, применяемые в разных странах ?

+35
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

1) При обосновании эффективности инновационной деятельности державы в актуальном состоянии рекомендую пользоваться р. 7-8 Метод рекомендациями № ВК 477 Минэкономразвития, с такими национальными особенностями (не Сколково):
- поскольку денег для перераспределения через бюджет нет и без инноваций на производтве непонятно какого программного продукта (да еще с учетом новых старых социальных инициатив), их надо занять (тема то - хорошая) у пула западных банков под госгарантии. Минфин обязать обслуживать займ. Чтобы не попадать трижды в налоги, финансирование провести как госпомощь неприбыльной организации (отработанная схема Укравтодора, и придумывать ничего не надо);
- далее, проммултипликатор принять раынм 1,5 (програмисты наберуться опыта и разъедуться у кого есть мозги, но арендная плата немного подрастет на время программы), финансовый -₴2.

И конечно все вернется в бюджет, откуда и приехало - после выплаты по обязательвам за обслуживание займа. А заплатят за это те немногие, которые не благодаря, а вопреки производят пока что добавленную стоимость.

Но если внимательно посчитать, то эффективность не больше, чем накачка спроса через возврат долгов СССР по македонски (и с греческими же перспективами).
Главное, параллельно плющить непричастных к инновационному распилу самостийныкив, и разрабатывать непременно национальный форк Slackware с патчем KDE. Именно об этом нам говорит наука государсвенного маркетинга, которому инновации видны не как непрерывный процесс с эволюционно-стабильной стратегией положительной фильрации, а как тема для распила или предложения обязательной услуги, которую никто не заказывал.

2) Помощь на целевых рынках сбыта.
А почему это специалистов ваших родных? У замминистра тоже есть родные.
Ключевое слово здесь все же - специалисты. И самое смешное, что все описанное помогают (вполне действенно) делать иностранные посольва в Украине - и контрагента найти, и контракт заключить. И наши посольства уже трижды получили директиву сосредоточиться на продвижении национального произволдителя, и штат укомлектован не одним-двумя, а целыми отделами - строем. Кроме шуток.
Только вот непростой вопрос, если согласиться с предложением пойти бюракратическим путем: поставленные на поток высокоинтелектуальные услуги - в чем преимущества их использования? Не дорого будут цениться (дотироваться за счет кого-то), или ноу-хау какое применять по сравнению с местными профессиональными агентами? Кто будет страховать риски бестолково заключенного контракта?

А так, примеров государсвенного участия полно.
Например:
- НИРы с последующей обязательной комерциализацией (или паблик домайн - народ уже заплатил за результаты). Но для этого нужна некоторая защита от произвола, самое главное, контроль результатов (а не прожирание одними и теми же людьми бюджетов на науку в виде публикаций в отраслевых сборничках);
- Гранты департамента минобороны _при наличии_ доказанного задела перспективной технологии;
- честные госзакупки. Не в форме: ты занеси а мы распилим. А даже хотя бы в форме: занеси, мы тебе перекроем, но чтобы потом не просто работало, а развивалось как полезный продукт (простая матричная игра, думать не надо).
- а вот Министерсво торговли Южной Кореи (и у насе есть такое, плюс дублирующее по целям Иностранных дел, до недавнего времени еще и Европейской интеграции и еще куча департаментов в АП, так что куда уж еще структуры плодить) - так вообще, не поверите, нанимает европейские агенсва для поддержки туров поп-групп (Корейская культурная волна). Но у них таки вначале есть какой-никакой продукт, который не то что супер, просто его показать не стыдно. Наши тоже вроде бы и на выставки возили, и еще что-то подобное делали, но результат другой. Отсюда вывод - важно, кто делает и как понимает.
- обучение разговорному английсокму, гранты на образование в ТОП-вузах;
- гарантии компенсаций расходов на трансферт технологий и производсв в случае изменения существенных условий их привлечения в территории.

Господдержка может быть и такой:
- не заниматься популизмом, не гадить в экономику перед каждыми выборами, создать условия для безопасной жизни;
- контролировать инвестиции в инфраструктуру, чтобы проммультипликатор при строительсве автобанов был хотя бы на уровне 3.5 -4, а не отрицательный за счет перетоков. Ну типа чтобы через налоги возвращалось, производсво раскручивалось, высокие технологии были востребованы - экономика система открытая если хватает мозгов, но дессипативная - при их недостатке;
- вменяемая налоговая система (вспоминаем принцип стабильности НК, ггг), защита бизнеса, индекс качества жизни - для начала.
Вот основные подходы, которые применяются в разных странах.

Несбыточные мечты? Но тогда не странно ли на этом фоне рассуждать о протекционизме, и даже мечтать большей эффективности государтвенной системы маркома по сравнению с задавленными частными экономическими агентами. История с поддержкой "Зеленой" энергетики учит нас, что за все заплатит конечный потребитель в счет хитрой схемы перераспределения на (энерго)рынке. История с Простопринт не знаю чему учит, но как минимум тому, что предпринимательский талант не отнять, и у бизнеса есть сложившиеся правила, которые как ни крути приводят к тому, что главной тайной чиновника от инноваций является тайна о неспособности развивать свой бизнес, и приходится горемычному жить на одну зарплату.

В некоторых странах еще заметно инвестируют в защиту экономических интересов традиционными способами (всякий там разумный шпионаж и торгпредсва) и боеспособную армию(Был свидетелем принятия документа об очень серьезном финансировании а) оборонной инфраструктуры б) авиации - не поверите, из федерального бюджета Швейцарии. Но дейсвительно разумный подход отличается от державного фетиша на пропаганде так же как свободный подданый от раба в псевдореспублике). Но и при разумном подходе следует принимать во внимание, что даже инфраструктуру, например маяки - строят предприниматели за свои и в тех местах, где дейсвительно надо. А удел левиафана потом - только пиариться на мифах. Но наш-то даже с маяками своими чтобы не отвечать если что за проблемы в своей исключительной экономической зоне разобраться не может, не то что мифы в своих интересах использовать. Впрочем, это уже немного другая история.

...наука государсвенного маркетинга, которому инновации видны не как непрерывный процесс с эволюционно-стабильной стратегией положительной фильрации, а как тема для распила или предложения обязательной услуги, которую никто не заказывал...

Другой страны у нас не будет.

http://twitter.com/IMykhalitsyn

"то все инвестиции вернутся в виде налогов в течение конечного количества лет" ... "и независимо от успеха инновационного проекта"

Даже если все затраты будут идти на заработную плату, налоги вернутся только в том случае если продукт будет произведен, иначе зарплату просто не куда будет потратить и начнется гиперинфляция (представьте себе замкнутую систему и проанализируйте)

И что важно продукт должен быть не только произведен, но и продан, а значит проект должен быть обязательно экономически успешным.
А в условиях Украинского пиратства продать будет сложно.

Так что по моему мнению нужно просто создавать условия для бизнеса и уменьшать налоги. А если у государства есть лишние деньги лучше давать их в кредит бизнесу на конкурентных условиях с другими финансовыми учереждениями по конкурентным ставкам, чем тратить на рискованные инвестиции.

Панове, хто в темі, цьому можна вірити?
"В последние шесть лет традиционно рабоче-крестьянская Белоруссия неожиданно стала одним из крупнейших в Восточной Европе производителей программного обеспечения."

http://strana.lenta.ru/byelorussia/silicon.htm

почти. раза в ~4 меньше Украины по задекларированным потокам, в ~10 раз меньше по ресурсам в отрасли.
цыфры, естественно, не "прецезионные" - более подробно про Украину есть у Гугля. Епам, Циклум, Люксофт есть везде, программистов тоже не хватает http://jobs.dou.ua/ (только учись, но тема отработок за бюджет обсуждалась, но заглохла).
и это вдохновляет на подвиги по созданию неких правильных ассоциаций "экстерриториально при правительсве", при участии которых отрасль уж так расцветет, что таможня с ее новациями произвольной декларации будет кусать локти от зависти.

Спасибо, я почему-то так и подумал...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT