`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Голливуд на цифровом марше

0 
 
О киноиндустрии в технологической прессе принято говорить или плохо, или ничего. В фокус внимания Internet-пользователей и любителей цифровых технологий попадают, в основном, сообщения с полей битвы с кинопиратством. Мы узнаем о внедрении новых технологий защиты, о судебных исках против пиринговых сетей, все глобальные информационные агентства подхватывают новость об аресте норвежского подростка, осмелившегося написать приложение для декодирования лицензионного контента. Между тем пригород Лос-Анджелеса, известный всему миру как Голливуд, по объемам IT-затрат на квадратный метр может сравниться разве что с избранными технологическими центрами планеты.

Очевидцы утверждают, что попав в компьютерный центр кинокомпании Warner Brothers, чувствуешь, как будто находишься в серверной комнате крупного провайдера или хостинговой компании. Современные условия бизнеса действительно сделали Warner Brothers частью Internet-провайдера, после того как корпорация Time Warner была куплена AOL, однако кинокомпания использует сотни серверов для иных целей. Архивация и хранение данных представляют собой весьма острую проблему в кинематографическом мире. Несмотря на утверждение героя фильма "Человек с бульвара Капуцинов" о том, что настоящее искусство не горит, хранение кинопродуктов (по сути, единственного капитала компании) является целой наукой.

Сколько места на диске может занимать художественный фильм средней продолжительности? Те, кто покупает компакт-диски на раскладках, заверят вас в том, что на одну CD-болванку в 700--750 MB можно "закатать" один, а то и два фильма. Более требовательные зрители, не желающие держать у себя дома чрезмерно сжатые и низкокачественные копии, сообщат, что фильмы DVD-качества размещены на DVD-дисках и, соответственно, занимают максимум 4,7 GB. Казалось бы, что за проблемы выдумывают киностудии -- купить бы побольше устройств для записи DVD, и вся видеотека кинокомпании уместится в книжном шкафу.

Между тем высококачественная копия фильма, которая сегодня добывается путем сканирования оригинальной пленки, требует 3 TB (1 терабайт = 1024 гигабайта = 218 DVD-болванок = 1463 CD-болванок). Жесткий диск такого объема не купишь в компьютерном салоне, и уже весьма долгое время Голливуд является одним из крупнейших потребителей серьезных систем хранения данных. Рынок нельзя назвать бурно развивающимся, но он стабилен и сохраняет здоровые темпы роста -- по данным IDC, в 2002 г. объемы закупок только систем хранения составили 424 млн. долл., в этом году прогнозируется достижение уровня в полмиллиарда долларов, а в 2004 г. кинокомпаниям будет продано такого рода продуктов на сумму 675 млн. долл.

И это только высококачественные системы хранения. Специальные эффекты сегодня являются практически неотъемлемой частью любого кассового фильма. После выхода крупных блокбастеров американские телевизионные компании традиционно делают познавательные программы, посвященные спецэффектам, использованным в известном фильме. Киностудии, находящиеся в состоянии постоянной конкуренции, сами подстегивают "гонку вооружений", развернувшуюся между продюсерами известных блокбастеров. Так, перед выходом популярного фильма "Матрица: перезагрузка" производства Warner Brothers продюсер Джоэль Сильвер (Joel Silver) рассказывал всем желающим о "новой планке" в области спецэффектов. Первая "Матрица", утверждал Сильвер, была в этом смысле революционна, однако затем аналогичные эффекты начали копировать другие кинокомпании. В "Перезагрузке" продюсер собирался на несколько шагов опередить самого себя, создав спецэффекты, копирование которых обойдется киностудиям-конкурентам не в один миллион долларов.

Хотя дороговизна создания спецэффектов -- понятие относительное. С постоянным падением цен и увеличением скоростей сегодняшних рабочих станций компьютеры, традиционно присутствовавшие на домашнем рынке, сегодня всерьез рассматриваются кинобизнесом. Безликие сверхпроизводительные кластеры на основе архитектуры Intel постепенно занимают место в сегменте, где до этого доминировали Silicon Graphics и Sun Microsystems.

В январе прошлого года компания Dreamworks Entertainment объявила на конференции LinuxWorld о своем контракте с HP на поставку систем рендеринга на платформе Intel с операционной системой Linux. Если сравнить два фильма, которые были сняты в 1998 и 2002 гг., то, по утверждению представителей Dreamworks, система от SGI стоила в два раза больше и была в четыре раза менее производительной, чем Linux-кластеры от HP. Более того, при покупке крупных партий серверов связки Lintel цена дополнительных машин становится настолько низкой, что при выходе из строя одного участника кластера владельцу легче его заменить новой моделью, чем требовать ремонта. Подобного подхода придерживается калифорнийская компания Google. К кинематографу она не имеет никакого отношения, однако крупнейший Web-поисковик работает на аналогичном технологическом решении.

Совсем недавно, в начале июля, Dreamworks представила полнометражный мультипликационный фильм "Синдбад: легенда семи морей" -- первый голливудский проект, целиком реализованный с использованием Linux.

Как говорят сами специалисты студии, "Синдбад" стал поистине суровой проверкой упомянутой платформы, поскольку когда четыре года назад они приступали к работе над картиной, то технологий с такими возможностями, какие им хотелось бы иметь в своем распоряжении, просто еще не существовало.

По словам тех, кому уже удалось посмотреть фильм, детальность проработки графики в нем просто поражает: так модель корабля насчитывает свыше 20 тыс. текстур. Однако самыми сложными задачами оказались рендеринг морской воды, присутствующей в подавляющем большинстве сцен, а также сирен, плавающих в этой самой воде, и особенно -- их волос. С другой стороны, многие персонажи из "Синдбада" первоначально рисовались от руки, а затем внедрялись в созданные с помощью компьютера трехмерные "задники".

Одним из самых известных сторонников "перехода" кинематографа в цифровую эру является легендарный кинорежиссер Джордж Лукас (George Lucas). Он преподносит идею цифровых технологий киностудиям не как мантру, а как способ сэкономить на расходах. Жизнь сыграла с Лукасом злую шутку, когда его новый цифровой фильм "Звездные войны: Атака клонов" попал в пиратские сети прежде, чем появился на киноэкранах. Этот факт, кстати, не помешал "Атаке" занять двенадцатое место в списке самых кассовых фильмов всех времен и народов и заработать для своего создателя 311 млн. долл.

Правда, здесь стоит сделать небольшое отступление и отметить, что подобный подход к цифровым технологиям -- как к способу экономии средств -- был справедлив далеко не всегда: вспомнить тот же "Титаник", ставший самым дорогим фильмом за всю историю. Хотя особенно ярко это проявлялось, если можно так сказать, в смежной отрасли -- в индустрии музыкальных видеоклипов: затраты на компьютерные спецэффекты составляют немалую часть снятых весьма давно, но по-прежнему входящих в число наиболее дорогостоящих видеороликов.

Безусловно, не может остаться в стороне от процесса перехода кинематографа на цифровые технологии и такой гигант, как Microsoft. В настоящее время наблюдатели связывают перспективы компании главным образом с ее мультимедийной платформой Windows Media, которую постепенно начинают применять как при производстве, так и при распространении фильмов. Вот несколько последних примеров.

Создатели вышедшей в прошлом году картины "Снайпер 2" использовали Windows Media 9 для ежедневной обработки и отбора отснятых материалов. Причем, скорее всего, обусловлено это было в первую очередь соображениями удобства, потому что о масштабных спецэффектах речь в данном случае явно не идет.

А вот достижение куда более значимое: сеть Landmark Theatres (она специализируется на прокате зарубежных лент и новых картин независимых авторов) объявила о планах оснащения до конца текущего года 177 экранов во всех 53 своих кинотеатрах системой DCS (Digital Cinema Solutions), которая предполагает "доставку" фильмов через VPN-соединение в формате Windows Media 9 (также возможна их рассылка на дисках DVD). Соответствующий набор прокатного оборудования включает в себя проектор, сервер и звуковую систему; при этом для управления им используется сенсорный дисплей.

Еще один небольшой пример: компания Artisan Home Entertainment выпустила новую DVD-редакцию фильма "Терминатор 2". В ее состав включен дополнительный диск, который содержит версию картины в высоком разрешении и с окружающим звуком, записанную, как несложно догадаться, в формате Windows Media 9.

Вообще, некоторые специалисты высказывают предположение, что конечная цель Microsoft -- сделать Windows Media де-факто стандартным форматом для распространения аудио, видео- и кинопродукции, однако ее представители пока не делают по этому поводу особых комментариев.

Ну и здесь же, безусловно, следует упомянуть, что о планах дополнения своих продуктов функциями экспорта в Windows Media объявили такие ведущие поставщики программного обеспечения для кинематографистов, как Avid Technology, Adobe Systems и Sonic Foundry.

Одним словом, Голливуд, да и не только он, постепенно привыкает к современным цифровым технологиям. Более того, бюджеты большинства крупных фильмов сегодня таковы, что даже технологии завтрашнего дня для них являются относительно дешевыми. И вполне возможно, что о доступных на рынке инновационных продуктах, какими в настоящее время можно считать навигационные GPS-системы и сенсорные экраны, мы будем узнавать именно из кинофильмов.

Спецэффекты -- ключ к коммерческому успеху?

Фильм Кинокомпания Объем кассовых сборов, млн. долл. Дата выхода
"Титаник" Paramount 600,7 19 декабря 1997
"Звездные войны" Fox 461,0 25 мая 1977
"Инопланетянин" Universal 434,0 11 июня 1982
"Звездные войны: Эпизод I -- Призрачная угроза" Fox 431,1 19 мая 1999
"Человек-Паук" Sony 403,7 3 мая 2002
"Парк Юрского периода" Universal 357,1 11 июня 1993
"Властелин Колец: Две твердыни" New Line 339,6 18 декабря 2002
"Форрест Гамп" Paramount 329,7 6 июля 1994
"Король-Лев" Buena Vista 328,5 15 июня 1994
"Гарри Поттер и философский камень" WB 317,6 16 ноября 2001

Хорошо это или плохо, но одной из необходимых составляющих успеха фильма в наши дни является широкое применение в нем разнообразных графических спецэффектов. В качестве подтверждения данного тезиса предлагаем вашему вниманию список десяти самых кассовых (на текущий момент) за всю историю картин.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT