`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Ген пессимизма


Слышано на конференции от политолога Дмитрия Выдрина. Один турецкий бизнесмен защищал диссертацию с дивным названием «Активизация гена пессимизма при снижении уровня защищенности». Или вроде того. Я, правда, не понял, каких наук был этот труд, но в нем изучался национальный феномен впадания турка-бизнесмена в экономически-депрессивное состояние в отсутствие политического покровительства. (То есть – крышевания.) Исторической памятью исследование восходило к янычарам – безжалостным воинам-завоевателям, именем султана истреблявшим всех, кто ставил под сомнение власть Османской династии. (Праотцы современных рейдеров?) При ослабевших султанах, с упадком империи, янычары стали заниматься не столько захватами и военной подготовкой, сколько торговлей и сопровождением грузов. Из воинского соединения корпус превратился в придворную гвардию, потерял боевые качества, стал орудием дворцовых интриг и переворотов. (Ну да, рейдеры после рейда). А ведь были практично-мыслящими мужчинами, хоть и склонными к суфизму. Турецкое название янычарского корпуса «оджаг» означает очаг. Роль знамени и сакрального символа в нем выполнял большой котел для приготовления пищи. (Скажете, аналогии хромают?)

Турки просто к слову пришлись. Тут, общаясь с нашими, видишь повальное состояние апатии и безразличия. Скучно‑с. При этом мало кто ищет причины в себе, сотрудниках, своих компаниях в целом. Вяло жалуются друг другу на кризис, штиль, отсутствие звонков. Некоторых хочется участливо спросить: а что, обещали звонить? Телефончик прямо при вас в память забивали? Вероятно, так себя чувствуют кассиры опустевшего супермаркета. Раньше к ним с утра до ночи вились очереди покупателей. Мельтеша штрихкодами перед сканером и набивая деньгами кассовые ящики, они непрерывно выполняли важную функцию. Теперь – не то. Хоть прохожих хватай за рукав и втягивай в супермаркет. Но – не умеют. Не их это функ­ция.

На мой злой и несправедливый взгляд, кризис невозможно пережить, оставаясь в старых представлениях о месте и ролях участников рынка. Без толку думать, что восстановление прежних системных связей и масштаба операций – это вопрос времени, немножко подождать – и все само собой восстановится. На это пелось еще в старой студенческой песне про графа, графиню и не-пойми-чьих-петрову: «но нету теперь, и не будет такого». Система мертва, караул устал, султана вызвало на небо начальство.

Я тут без всяких намеков. Из теории систем известно, что наличие обратных связей – их неотъемлемая характеристика. А обратная связь есть двух типов: усиливающая (ее еще называют «положительной») и уравновешивающая («отрицательная»). Термин «положительная» нехорош тем, что создает впечатление благотворного влияния обратной связи. Усиливающая обратная связь породила экономику мыльных пузырей, ипотечные судороги, финансовый кризис и сегодняшнюю «свинскую» эпидемию тоже. Ждать, что торговые сети возобновят закупки ПК грузовиками, что банки восстановят число точек присутствия, что туда можно будет внедрить исходящий CRM, что начнут работать длинные производственные и логистические цепочки – хотеть повторения прошлого. Кто может оставить большие иллюзии – займитесь малыми делами.

«Отрицательная» обратная связь – тоже термин так себе. Можно подумать, речь идет об ухудшении. Хотя ее присутствие означает лишь то, что система противится переменам. Главное, что механизм уравновешивающей обратной связи регулирует разницу между действительным и желаемым состоянием системы. Так устроены экосистемы, так мы ездим на велосипеде, так добиваемся ближних целей прямой видимости. Но самое интересное – упреждающая ­обратная связь, когда все дело в нашей способности предвосхищать будущее. Пораженческие настроения ведут к поражению. Ощущение себя успешным – к успеху. Упреждение создает самосбывающееся пророчество. Рост цен на сахар, подсолнечное масло, а теперь на марлевые повязки и оксолиновую мазь показывает, как немного направленных усилий нужно для достижения (чьих‑то) целей.

Рецепт? Не сидеть, действовать.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Браво!

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT