`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Нестор Комарницкий

Gartner, Hype Cycle и наши реалии

+46
голосов

Давайте называть вещи своими именами. Начиная с 2008 г. и в обозримом будущем инвестирование крупных компаний в информационные технологии напоминает и будет напоминать инвестирование в ценные бумаги, когда риск увязывается с доходностью.

Крупные компании уже стоят перед дилеммой:

  • понести сегодня затраты и начать применять самые современные ИТ-инновации/ технологии/ решения и «снять сливки», смиряясь при этом с рисками потерь, или же
  • подождать и начинать использовать новинки только после того, как другие их «пощупают» и ощутят «на своей шкуре» их реальную прелесть; получать от ИТ, возможно, меньший, но зато конкретный и измеряемый эффект. При этом те, кто решат подождать и придержать ресурсы, рискуют упустить позиции на рынке.

Но и тем, кто готов рисковать, и тем, кто выжидает и следует за лидером, стоит изучить свежее исследование международной компании Gartner, специализирующейся на ИТ-консалтинге. Их исследование под названием Gartner Hype Cycle (переводится как «Цикл зрелости технологий» или «Цикл Гиперожиданий»), которое вышло свет этим летом и предложено ИТ-рынку уже в двадцатый раз.

Почему это важно сейчас

На улице стоят последние дни лета. Вскоре во многих компаниях начнется подготовка ИТ-бюджетов на 2015 г. и проработка ИТ-стратегий на 2015-2019 гг. Поэтому стоит изучить данный инструмент планирования современного ИТ-директора и коллег по бизнесу.

Gartner многие называют McKinsey & Company в области информационных технологий. Пять лет назад Gartner, например, спрогнозировал что через несколько лет мы сможем пользоваться мобильными телефонами в качестве платежных устройств. В Киеве уже около года есть как точки продаж, принимающие в качестве средства оплаты мобильные телефоны с функцией NFC и привязанными к ним платежными картами, так и возможность подобную услугу заказать в банке, купив себе телефон с поддержкой такой функции.

Что такое Hype Cycle компании Gartner?

Исследование «Цикл Гиперожиданий» помогает ориентироваться в мире информационных технологий, которые вот-вот выйдут на массовые потребительский или корпоративный рынки.

ИТ-стратегии компаний определяют: быть компании среди лидеров применения новинок или внедрять и начинать использование этих новинок вскоре после того, как лидеры уже ощутили их прелесть и связанные с лидерством проблемы. В связи с этим ежегодное знакомство с «Циклом зрелости технологий» компании Gartner дает возможность быстро понять последние тренды или определить к чему готовиться в ближайшие пять-десять лет.

В последнем отчете рассматриваются 119 новых и сверхновых направлений – от больших данных до трехмерной печати.

Все технологии распределяются по фазам зрелости «Цикла Гиперожиданий», а именно:

  • Технологический триггер;
  • Пик завышенных ожиданий;
  • Избавление от иллюзий;
  • Преодоление недостатков;
  • Плато продуктивности.

Для компаний важно понять эти все новые направления, на какой стадии (фазе) они находятся и самое главное выяснить, что применимо для их бизнеса уже в ближайшие год или два.

Смотрите, кто пришел

Последний отчет показывает, что на пике завышенных ожиданий сейчас находится «Интернет вещей» (Internet of Things). Так ли это?

С одной стороны, да.

Условно говоря, мы ждем футболок, которые будут передавать на смартфон данные о нагрузках на организм человека во время тренировок, о потраченных калориях и о спортивных достижениях.

Радуемся, что эта тема проникла в документы, обсуждаемые на высшем государственном уровне.

Помогаем сослуживцу что-то «ИнтернетВещеймое» спаять во внерабочее время. И даже понимаем, что через несколько лет автомобиль без встроенной сети передачи данных будет считаться чем-то, цитируя Владимира Высоцкого, «а так…»

Но с другой стороны, готовы ли Вы, придя в любимое кафе, автоматически получить от официанта апельсиновый сок вместо грейпфрутового, который хочется именно сегодня, только потому, что некий сканер, установленный в ресторане, просто-напросто считает с Ваших часов информацию, о том, что обычно во вторник мы заказываем апельсиновый?

Готовы ли Вы, что ваш холодильник автоматически будет присылать сообщение о том, что срок пригодности купленного йогурта заканчивается завтра и поэтому он разместил заказ в интернет-магазине на еще одну упаковку?

Ведь согласно оценкам компании Cisco количество таких вот вещей (футболок, часов и холодильников), которые получат свой адрес в Интернете, увеличится в ближайшие годы в сотни раз.

ИТ меняет бизнес, потребительские предпочтения, с ног на логову переворачивает классический маркетинг. Холодильник может стать инструментом фокус-группы.

Так что, пожалуй, Gartner прав. Ожидания очень высоки. И, скорее всего, они завышены.

А вот кто ушел

В прошлом году на пике гиперожиданий находились «большие данные», или возможность высокоскоростной, дешевой и результативной обработки больших, накопленных предприятиями за долгие годы данных об их деятельности.

В этом году «большие данные» перешли в своем развитии на фазу «Избавление от иллюзий». И ведь правда, к середине 2014 г. элементы «больших данных» начали входить в пакеты прикладных программ, которые уже были куплены заказчиками, а также появились опыт и практика внедрения, дающие уже определенный, гарантированный бизнес-результат.

Кстати, уход из пика, как и выход технологии из цикла гиперожиданий не является симптомом проблемы. Обычно, технологии, вышедшие из него, являются массовыми и коммерчески успешными, но при этом давно потерявшими налет модности и новизны. К примеру, Web 2.0, которая была на пике в 2006 г., уже давно используется и нами, и нашими детьми, и даже, отчасти, нашими бабушками и дедушками.

Четыре звена цепи «Цикл зрелости технологий»

Параллели с четырьмя всадниками Апокалипсиса напрашиваются сами собой, но все же не буду их проводить.

Тем не менее, во многом действительно большая часть технологий может быть объединена в группы, посвященные социальности, мобильности, облачности и информационности.

В связи с этим Gartner в текущем году выпустил ряд дополнительных специальных отчетов, с которыми, пожалуй, стоит ознакомиться настоящим ИТ-стратегам, как-то «Цикл для умных машин», «…для цифрового рабочего места», «…для мобильных приложений», «…для трехмерной печати» и т.д.

Рекомендую по возможности с ними тоже знакомиться и изучать.

Вместо вывода

Какой же вывод можно сделать, перечитав информацию о технологиях, которые уже через пять-десять лет будут окружать нас в ежедневном мире?

Как мне кажется, он довольно прост:

  • в ИТ-функции все меньше места для человека, поддерживающего инфраструктуру, сети, приложения и т.д.;
  • и все больше места для показывающего бизнес-специалистам, как эти все эти активы бизнеса можно использовать и сейчас, и через пять лет.

А ведь та же трехмерная печать или онлайн мониторинг состояния здоровья могут стать сравнительно недорогим, но прорывом на новые рынки и в новые ниши для вашего бизнеса.

А вы как считаете?

+46
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

"в ИТ-функции все меньше места для человека, поддерживающего инфраструктуру, сети, приложения и т.д.;"

Естественно, все "это" работает само по себе и никогда не ломается. До тех пор пока сломается.

"и все больше места для показывающего бизнес-специалистам, как эти все эти активы бизнеса можно использовать и сейчас, и через пять лет."

Я даже не буду спрашивать чем именно вы зарабатываете на жизнь.

Вы внимательно читали то, что Вы процитировали?

Я,например, вообще плохо воспринимаю методики принуждения и помыкания. Когда мне говорят: а, вот, Вы всё можете узнать на нашей странице в Фэйсбук!. А я не пользуюсь Фэйсбук... Или: чтобы получить услугу в банковском терминале - нужно сделать какие-то манипуляции с телефоном, а я - вышел на 15 минут и не взял с собой телефон. Есть услуга, есть деньги, есть клиент, а бизнеса - нет. Я считаю, что всякие "умные" сервисы и услуги должны помогать людям в жизни, а не принуждать их к каким-то дополнительным хлопотам. Иначе: отслеживание автоматических заказов моего холодильника - нужно будет заказывать моему авоматическому автомобилю и когда,кто-то и где-то - что-то напутает в коде - я отравлюсь прямо дома просроченным йогуртом. С кем судиться-то тогда?

Это будет интересный суд, похлеще показанных в книгах Гришема.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT