`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Flash mob

0 
 
Этот современный феномен, как и множество других странностей, родился в Нью-Йорке. Используя Web-форумы и персональные сайты, участники первого нью-йоркского флэшмоба договорились о встрече в универмаге Macy's. Там на глазах удивленных клерков около 200 человек в течение нескольких минут задавали вопросы о "любовном ковре", который они хотели бы приобрести для своей загородной коммуны. Пока озадаченный персонал магазина пытался выяснить определение "любовного ковра" (англ. love rug) и интересовался причинами столь массового визита, неожиданные посетители разошлись.

Оффлайн-встречи онлайн-сообществ сегодня уже не редкость. Популярные сайты, почтовые рассылки и Web-форумы предлагают своим посетителям "собраться вместе", "пойти на пиво", "прийти на парти" и т. д. В Internet даже появились сайты, организующие оффлайн-мероприятия для других сайтов. Наиболее свежий пример -- сайт Meetup.com, используемый как для встреч энтузиастов языка программирования Perl, так и для проведения президентской кампании в США. Однако в большинстве случаев эти "тусовки" являются более или менее организованными, и все посетители примерно представляют себе цель собрания, пусть даже она заключается в потреблении прохладительных напитков. Флэшмобы отличаются атипичным поведением участников и краткосрочностью сборов.

Чаще всего инструкции о создании очередной "мгновенной толпы" можно найти на популярном сайте или в специализированном списке рассылки. Поиск по ключевым словам "flash mob" выдает несколько десятков специализированных сообществ на сайте Yahoo! Groups. Как правило, участникам предписывается сверить часы, явиться в назначенное время на место проведения мгновенного митинга, проделать ряд непривычных действий и мирно разойтись несколько минут спустя.

В Нью-Йорке толпа из 200 человек в фойе гостиницы Hyatt Grand неожиданно взорвалась бурей аплодисментов, которые так же неожиданно смолкли. В считанные минуты все участники акции поспешно ретировались из отеля. В том же Нью-Йорке в назначенное время группа из 300 человек упала на колени перед своим "повелителем" -- шестиметровым динозавром на Таймс Сквер, рекламирующим магазин детских игрушек Toys R Us. Совершив "религиозный обряд", участники флэшмоба столь же быстро удалились.

В одном из парков Сан-Франциско около 200 человек неожиданно сомкнули руки, образовав единый круг. В течение следующих восьми минут они играли в "гуся", бегая по парку и догоняя друг друга с криком "Ты гусь!". По завершении акции все флэшмобберы спешно покинули парк в разных направлениях.

Впрочем, феномен нельзя считать сугубо американским. В мебельном магазине в Лондоне несколько десятков клиентов разглядывали выставленные на продажу диваны, когда у всех одновременно зазвонили сотовые телефоны. Сообщив невидимому собеседнику "Вау! Что за диван!", посетители покинули магазин.

В Берлине около 40 человек на запруженной улице достали свои мобильные телефоны и начали кричать в трубку "Да! Да!", после чего захлопали в ладоши и разошлись. В том же городе толпа участников собралась перед зданием Посольства США в Германии. Их целью был вовсе не политический протест: все наливали друг другу шампанское и произносили тост "За Наташу!". Акция длилась всего несколько минут, после чего толпа бесследно растворилась.

В Дортмунде флэшмобберы в течение нескольких минут разглядывали стиральные машины в витрине местного универмага, поедая при этом бананы. 24 июля около 300 человек в Риме побывали в книжном магазине, расспрашивая продавцов о несуществующей книге. В американском городе Кембридж группа посетителей зашла в магазин в поисках праздничной открытки "для Билла". Озадаченные клерки, пытавшиеся узнать у многочисленных клиентов причину торжества загадочного Билла, уже через несколько минут наблюдали пустой магазин -- все участники акции его покинули.

Мгновенные толпы характеризуются своей спонтанностью и отсутствием какой-либо конкретной цели. Они не собираются протестовать, агитировать или выражать свои взгляды, они не требуют, не призывают и не поддерживают. Более того, в большинстве случаев им предписано не общаться друг с другом -- для проведения массовых митингов во многих странах необходима санкция местных властей, в то время как сиюминутную встречу из нескольких сотен человек, где нет лидера или объединяющих идей, назвать "несанкционированной" весьма трудно.

У участников флэшмоба все же есть несколько общих качеств. Все они имеют доступ к Internet и чаще всего посещают сайт, на котором публикуется объявление о флэшмобе, или же узнают об этом от друзей. Многие из них никогда в жизни не пошли бы на политический митинг или другую массовую акцию, но флэшмобы, отличающиеся своей безобидностью и бесцельностью, их привлекают. Для многих это способ разрядить свою жизнь участием в некоем таинстве.

В августе этого года была предпринята попытка организовать "первый украинский флэшмоб" в Киеве. Информация об акции вначале была опубликована на сайте LiveJournal.com, однако затем расползлась по украинскому сектору Internet и даже попала в вечерние новости национальных телеканалов, что нанесло некоторый удар по мгновенности и конспиративности акции. Участники, число которых по свидетельствам очевидцев составило несколько десятков, 16 августа ровно в 17:00 должны были появиться в торговом центре "Глобус" на Майдане Незалежности и сфотографировать тамошнюю пальму с выкриком "О, какая штука!". После завершения столь краткосрочной акции "жертвой" флэшмобберов стал кондитерский магазин -- его продавщицам в течение нескольких минут задавались вопросы о количестве конфет, которые нужно съесть, чтобы поправиться на 7 кг.

Флэшмобы постепенно становятся глобальным явлением. Мобильные коммуникации и Internet-технологии наделяют группы пользователей возможностями самостоятельной организации. Данный феномен сегодня исследуется психологами и социологами, для которых флэшмобы -- это новые модели поведения в обществе, где Internet является одним из основных каналов передачи информации, общения и самоорганизации.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT