+77 голосов |
На этой неделе в Украине в прокат наконец-то вышел очередной фильм об искусственном интеллекте и связанными с ним современными вопросами и проблемами. В общем, это − событие. Никогда еще полнометражный фильм об AI (Artifical Intellect) не был настолько совершенным и проблемным.
Многие СМИ в мире отметили премьеру. В целом все дают высокую оценку этой дебютной самостоятельной режиссерской работе Алекса Гэрланда (Alexander Medawar «Alex» Garland).
Но вот пишут они при этом в меру своего понимания сути вопроса, что особенно заметно на популярных нетехнических сайтах. Как медиаресурс, ориентированный прежде всего на читающую аудиторию с высшим техническим образованием, мы бы хотели обратить внимание именно на эту сторону фильма.
Сегодня в сети можно найти до десятка трейлеров Ex Machina, в том числе и на украинском языке. Конечно, они не дают полного представления о фильме, но понять, о чем он, можно вполне. Чаще всего в броских названиях рецензий содержится один из двух вопросов, которые человечество решает еще со времен Голема и Франкенштейна (и которые, скорее всего, так никогда и не будут решены):
- Уничтожит ли искусственный интеллект человечество?
- Что, собственно, делает нас людьми?
Роботов в кино мы, в общем, насмотрелись достаточно. Это и азимовский «Я, робот», изданный книгой еще в 1950 г. и так и не получивший сколько-нибудь внятного нового трактования в фильме 2004 г. Это и незабвенные лукасовские дроиды R2D2 и C-3PO из «Звездных войн». Это и очень милый A.I. (2001), фильм, который несколько лет тогда не могли сделать Спилберг и Кубрик из-за недостаточных возможностей компьютерной графики.
О киборгах, которые уже приелись, и популярность которых в кино, в общем, падает на протяжении последнего десятилетия, мы говорить не будем. Искусственный интеллект нового поколения зовут Ava. И она − не робот и не киборг, а именно искусственный интеллект нового поколения. Она − женщина с женским восприятием действительности. И с проблемами, которые себе даже не могли представить себе ни люди, ни их киношные создания прошлых десятилетий.
Последней хотелось бы упомянуть так и не понятую до конца зрителем ленту «Двухсотлетний человек» (1999) с великолепным, умершим в августе прошлого года Робином Уильямсом. Фильм тогда не смог вернуть затраченных на него 100 млн. долл., − возможно потому, что его сценарий писали Азимов и Силверберг, − скорее философы, чем экшн-сценаристы.
Сегодня фильмы в техническом и зрелищном плане стали несравненно совершеннее, а общество несколько подтянулось к восприятию AI как иного, но существующего рядом с нами (и взаимодействующего с нами) нового разума.
Привлекательность Ex Machina опирается скорее на идеи, чем на визуальные эффекты. Однако и последних в фильме предостаточно. Все это, по моему мнению, делает его необычайно интересным и очень отличающимся от более привычной нам ракетно-героической фантастики.
Не пересказывая фильма, в двух словах можно сказать, что он, собственно, о Тесте Тьюринга, − в широком смысле, т.е., тест считается успешно пройденным, если человек не может определить, с каким разумом он взаимодействует − с машинным или человеческим.
Одинаково хорошо разбирающийся как в технике, так и в журналистике Харрисон Вебер (Harrison Weber) в своей статье на venturebeat.com, совпавшей с днем украинской премьеры (16 апреля), очень хорошо написал, что современным прообразом создателя Авы может быть «самонадеянный, но все же блестящий специалист», − такой, как, например, Элон Маск (Elon Musk). А самой походящей компанией, которая могла бы реализовать подобную идею, называется, конечно же, Google. В итоге Вебер приходит к выводу, который и побудил меня написать этот блог.
«Просмотр фильма, − пишет он, − заставит вас быть очень подозрительным к искусственному интеллекту. А может быть, и еще похуже. Это − фильм о безрассудстве человечества и нашем восхищении нашим же собственным разрушением. И что наиболее важно, он заставляет нас подвергнуть сомнению самый смысл существования человечества».
Ссылаясь на слова режиссера фильма Гэрланда, сказанные на обсуждении фильма, Вебер также приводит следующее: «В некоторый момент машины станут думать тем же способом, что и мы. Это приведет к очень серьезным последствиям. Если машина не может заболеть и действительно не слишком смертна, то они имеют больше шансов занять в будущем главенствующую роль на нашей планете. Точно так же мы не чувствуем вины перед неандертальцами или австралопитеками, которых мы заменили».
Вывод, который заставляет зрителя сделать фильм, − что рано или поздно это произойдет. Вопрос заключается в следующем − что будет дальше.
Оставляю читателям удовольствие поискать трейлеры, более подробные описания и отзывы зрителей в сети. Пока же фильм обещает быть наиболее значительным произведением об AI из тех, которые появились за последние десять лет.
В заключение − только три ссылки. Статья в википедии, флейм на IMDb и трейлер на украинском языке. И посмотрите иллюстрации в поиске Google Images.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
+77 голосов |
Хороший фильм
Посмотрел под впечатлением от этой статьи.
Фильм как фильм - Синяя Борода в 21 веке. Даже борода есть. Сюжетные ходы предсказуемы все, кроме одного (когда проверяющий задумался о собственной сущности, точнее описывать не буду, ибо спойлер).
Гораздо сильнее оказался Black Mirror - очень умелое переплетение технологий "ближайшего будущего" и вечных социально-этических проблем, поднимающее их под необычными ракурсами. Один из немногих действительно остросюжетных фильмов без погонь и стрельбы, но сидишь как на иголках. Каждая серия - отдельная независимая история, и, кстати, в одной из них будут знакомые по Ex Machina лица. Рекомендую пропустить первую серию для начала - там сюжет не для слабонервных.