`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Европейский рынок ПК: по морям, по волнам

0 
 
Кто виноват?

Что же сейчас происходит на рынках Европы, а точнее, так называемого региона EMEA (Europe, Middle East and Africa)? На самом деле -- не спад и не рост, а нечто, чему невозможно дать четкое определение. По данным Dataquest (теперь подразделение Gartner Group), во втором квартале текущего года впервые за последние шесть месяцев наблюдалось незначительное уменьшение объемов реализации -- на 0,3%. Дело в том, что некогда более или менее цельный регион превратился в Тяни-Толкая: в роли "Толкая" выступает Восточная Европа, демонстрирующая просто фантастические темпы роста, а в роли "Тяни" -- Западная Европа, отчаянно тормозящая своим шестипроцентным снижением продаж. Если ранее падение IT-сектора Западной Европы было незначительным и компенсировалось подъемом в восточной ее части и Азии, то сейчас славяно-азиатско-африканский "боливар" со своим тридцатипроцентным вкладом в конечный результат уже не может "вынести" регион в целом.

Объяснение феномена у каждой аналитической компании свое. Например, IDC нашла причину в снижении общих экономических показателей, частично обусловленном общемировым кризисом, начало которому было положено сентябрьскими событиями прошлого года. В подтверждение своих слов специалисты составили убедительную таблицу (табл. 1).

Таблица 1.

Регион/Страна Реальный ВВП, % Real GPNRFC, %
2002 г. 2003 г. 2002 г. 2003 г.
Германия 0,7 2,5 -2,6 4,3
Франция 1,4 3 -0,4 4,5
Великобритания 1,9 2,8 -1,7 2,6
Италия 1,5 2,8 1,2 4,6
Западная Европа 1,3 2,9 -0,4 4,5
США 2,5 3,5 -3,2 7,6


Пояснения требует загадочный столбик Real GPNRFC. Простая расшифровка аббревиатуры дает немногое: Gross Private Non-Residential Fixed Capital. Однако, понимая специфичность терминологии, авторы доклада поясняют: "Показатель, близкий к инвестициям в технику и оборудование". Следует отметить, что все сведения, приведенные в таблице, являются прогнозом. И все же тенденция очевидна: хотя ВВП и растет в традиционном понимании этого слова, бюджеты на закупку новой техники уменьшаются и лишь в Италии наблюдается некоторый подъем.

Говоря человеческим языком: деньги есть, но их придерживают, что называется, на черный день. Еще один фактор, заслуживающий внимания, -- значительный (по сравнению с Европой) рост экономики США, хотя именно заокеанская держава послужила объектом прошлогодней террористической атаки. Слов нет, несмотря на все разговоры о беспомощности американцев в нестандартных ситуациях, они "держат удар" лучше своих европейских визави. Впрочем, компании США более чем кто-либо еще склонны сегодня экономить на инвестициях в технику.

Падение ВВП -- не единственный возможный комментарий к наглядным цифрам. Аналитики Miller-Williams из Сан-Диего клеймят политику собственно производителей ПК и называют именно их в числе главных виновников снижающихся продаж. Фирма, в отличие от своих всемирно известных коллег, сосредоточилась на анализе потребительского спроса. Комментируя отчет за 2001 год под названием "Personal Computer Value Scoreboard", Роберт Миллер (Robert B. Miller), один из руководителей Miller-Williams, заявил: "Мы поняли в результате исследования, что 75 % компаний на рынке ПК не соответствуют традиционному образу поставщика персональных компьютеров, сформировавшемуся у потребителя. Снижение спроса в ПК-индустрии не является следствием лишь экономических факторов. Очевидно, что компании, производители ПК, утратили навыки правильного обслуживания современных покупателей".

Европейский рынок ПК по морям, по волнам
Рис. 1
Объем европейского IT-рынка, несмотря на временные пертурбации и застой в отдельных отраслях, растет (рис. 1). За период со второго полугодия 2001 г. по первое полугодие 2002 г. прирост составил 7%, что в два раза выше показателей за предыдущий период (2000--2001). В денежном эквиваленте к августу информационная индустрия согласно предварительным подсчетам "усвоила" около 304 млрд. долл. Но это в общем, а в частности...

Кусты и деревья

За лесом мы пока не разглядели деревьев. На IT-рынке их кроны увешаны долларовыми купюрами, и каждое может даже само по себе принести существенный доход. Однако не все они плодоносят одинаково, и, чтобы отделить сухостой от жизнеспособных растений, необходим детальный анализ. Для начала "разрежем" рынок по сегментам. Согласно данным IDC, здесь можно отметить две тенденции: долгосрочную и краткосрочную. Рассматривая изменения в перспективе, IDC предполагает неуклонное увеличение доли домашнего сектора и смещение акцента продаж от больших и средних компаний к малым предприятиям. Также сокращается роль государственных закупок.

Из краткосрочных тенденций в глаза бросается уменьшение значимости домашнего сектора и резкое увеличение удельного веса сектора малых предприятий. Очевидно, малый бизнес, в отличие от больших игроков, мыслящих чересчур стратегически, не поддался всеобщей панике и навязчивому желанию экономить на всем что только возможно. Хозяина небольшой лавки не беспокоят грядущие мировые катаклизмы, его интересует лишь конкретный покупатель, которого надо быстро и ненавязчиво обслужить. В этом беда отдельного предприятия, но выгода индустрии. Даже если рыночная ситуация меняется и мелким фирмам грозят массовые разорения, в целом сектор малых предприятий более стабилен, поскольку их много и они способны оперативно реагировать на изменения экономического климата.

Европейский рынок ПК по морям, по волнам
Рис. 2
Следующий срез сделаем так, чтобы "обнажить пласты" различных категорий IT-продукции (рис. 2). Здесь более чем достаточно пищи для размышлений: на одной диаграмме представлен объем продаж в определенной категории, на другой -- прирост. Уже из первого сравнения можно сделать некоторые выводы, а именно: самый емкий рынок -- рынок ПК -- является одним из наиболее слабо развивающихся. Продажи велики, доходы тоже, но перспективы отсутствуют. Низкая или даже отрицательная динамика продаж для рабочих станций RISC, ленточных накопителей, серверов высокого и среднего уровня объясняется упомянутым выше сокращением доли больших и средних предприятий в формировании "сводного бюджета" IT-рынка. Неплохие показатели по серверам начального уровня -- результат увеличения влияния малого бизнеса. Невероятный рост продаж подсистем хранения с интерфейсом Fibre Channel наверняка является данью новизне и, как следствие, ненасыщенности рынка. По мере того как подобные продукты перейдут из категории роскоши в разряд "средств делопроизводства", темпы роста наверняка опустятся до уровня, свойственного любому иному схожему типу оборудования -- сетевому и серверному. С теми же мерками следует подходить к аналогичному феномену, связанному с модными наладонными компьютерами, или КПК, короче говоря, smart handheld devices (SHDs), если придерживаться терминологии IDC.

Диаграмма выявляет еще одну тенденцию последних лет: по мере насыщения рынка на первый план выходит самое ценное, что есть на Земле, -- труд человека. Разработка и внедрение приложений, управление операциями, поддержка пользователей, консалтинг, налаживание системной инфраструктуры. Перечисленные секторы рынка переживают период бурного расширения, несмотря на то что они уже развиты достаточно, чтобы приносить внушительный доход, в сумме многократно превышающий доходы от продаж оборудования, комплектующих и готовых систем.

Европейский рынок ПК по морям, по волнам
Рис. 3
Теперь поближе рассмотрим рыночный сегмент "главного объекта" исследования -- компьютеров. Одна из представленных диаграмм (рис. 3) показывает соотношение трех основных его слоев, классифицированных согласно формфактору: серверы, десктопы и ноутбуки. Уже исходя из общих цифр ясно, что продажи резко упали. Наиболее значительно сократился и продолжает стремительно уменьшаться рынок настольных ПК. Поставки серверов практически не изменились (-- 4% или 308 тыс. шт. против 321 тыс. шт. прошлогоднего II кв., Dataquest), разве что традиционный рождественско-новогодний пик продаж на стыке 2001 и 2002 годов оказался более чем умеренным. Лучше всего продавались стоечные и недорогие системы до 5 тыс. долларов. Зато спрос на ноутбуки растет не по дням, а по часам. К сожалению, пока мобильные компьютеры приносят производителям менее трети доходов, поэтому даже значительный рост продаж в этом секторе не изменит положение дел. А учитывая относительную дороговизну ноутбуков, в количественном выражении их вклад должен быть еще менее заметен.

И, наконец, "разрезав" рынок вдоль третьего измерения, мы обнаруживаем распределение долей ведущих компаний-поставщиков. Здесь специалисты IDC выделяют две группы: мобильные и настольные компьютеры. Общее количество поставленных во втором квартале мобильных систем достигло 1,9 млн. штук. С большим отрывом лидирует тандем HP-Compaq, что не должно вызывать вопросов -- ноутбуки этих компаний всегда высоко котировались на западных рынках.

На втором месте расположилась Toshiba с выдающимися с технической точки зрения изделиями, на третьем -- Dell со своими прямыми продажами, на четвертом -- Acer, набирающая в последнее время обороты, и на пятом -- традиционно замыкающая практически все списки лидеров за исключением суммарных доходов, перманентно находящаяся в режиме санации, корпорация IBM. Что касается настольных ПК, всего их было продано 6,1 млн. шт. и здесь также несомненным лидером с колоссальным отрывом в 10% от ближайшего преследователя в лице Dell является HP-Compaq.

Данные таблиц 2 и 3 касаются всего рынка ПК, а не только десктопов. Во втором квартале его объем составил около 8,2 млн. шт. и желтая майка у HP-Compaq. На втором месте Dell, медленно, но упорно откусывающая все большие куски от рыночного пирога. Fujitsu Siemens и IBM несколько потеряли темп. Возможно, сверхагрессивный Acer со своими рекордными для первой девятки поставщиков 19% роста является одним из виновников проблем как германо-японского тандема, так и транснационального гиганта "голубых" кровей. В свою очередь аналитики Dataquest, в частности Брайан Гэммедж (Brian Gammage), резонно полагают, что Acer "got promoted due to HP and Compaq merging", то есть компания "выстрелила" лишь благодаря ситуации вокруг слияния HP-Compaq, потерявших на нем 2,4% рынка.


Таблица 2. Оценки продаж ПК за 2001 год в EMEA (тыс. шт.)

 

Продажи 2001 г.

Продажи 2000 г.

Рыночная доля 2001 г., %

Рыночная доля  2000 г., %

Прирост, %

Compaq

1149

1221

13,7

14,6

-6

Dell

754

655

9

7,8

15,1

Hewlett-Packard

618

547

7,4

6,5

12,9

Fujitsu Siemens

609

682

7,3

8,2

-10,8

IBM

552

517

6,6

6,2

6,9

Другие

4694

4745

56

56,7

0

Весь рынок

8375

8368

100

100

0,1


Источник: Gartner Dataquest

Таблица 3. Оценки продаж ПК во II кв. 2002 г. в EMEA (тыс. шт.)

 

Продажи 2001 г.

Продажи 2002 г.

Рыночная доля 2001 г., %

Рыночная доля  2002 г., %

Прирост, %

HP-Compaq

1956

1714

23,2

20,8

-12,4

Dell

820

867

9,7

10,5

5,7

Fujitsu Siemens

636

579

7,5

7

-9

IBM

595

501

7,1

6,1

-15,8

Acer

336

399

4

4,8

18,7

Другие

4091

4193

48,5

50,8

2,5

EMEA в целом

8434

8252

100

100

-2,2


Источник: IDC


Анализируя это

Лозунг IDC -- "Анализировать будущее" (Analyze the Future). Но, увы, перспективы не выглядят чересчур радужно. Рынок раздроблен, крупные европейские каналы поставок разрушены, на первый план вышли местные дистрибьюторы, схема "производитель-поставщик-дилеры" работает все хуже, конкуренция со стороны локальных производителей и компаний, исповедующих идеологию прямого контакта с покупателями, растет.

Впрочем, аналитики компании всегда находят повод продемонстрировать свой оптимизм. На диаграммах, как вы могли уже заметить, каждый последующий год отмечен неуклонным ростом европейского IT-рынка.

Чтобы преуспеть в сложившейся неоднозначной ситуации, необходимо соответствующим образом скорректировать свою стратегию. IDC дает советы, как это сделать. Специалисты компании составили список самых важных элементов, влияющих на выбор бизнес- и домашних пользователей. Оба класса покупателей предпочитают иметь альтернативу: Linux или Windows, AMD или Intel, большое количество различных торговых марок. Для бизнеса важны продукты, занимающие меньше места, имеющие более высокую производительность для продвинутых пользователей, улучшенную интеграцию компонентов (чтобы мобильные и стационарные устройства образовывали единую информационную инфраструктуру). Существует потребность в повторно используемых комплектующих для ноутбуков (повышение совместимости систем). Бизнес-покупатели оценят также усилия поставщика по введению разнообразных схем оплаты (например, лизинг) и внимание к вопросам окупаемости приобретаемого оборудования (TCO).

Домашние пользователи нуждаются в большем разнообразии потребительских мобильных компьютеров. Объектом повышенного спроса являются фотопечать, графические ускорители, интегрированные развлекательные домашние системы, широкополосный доступ в Internet, средства интеграции различных мобильных и настольных устройств, емкие подсистемы хранения мультимедийных данных. Потенциально свободна ниша рынка дружественных продуктов для технофобов, людей, которые до сих пор испытывают неприязнь к цифровым устройствам.

Подвести итог написанному так и хочется фразой из отчета IDC, она помимо воли вселяет надежду: "Сегодня все ожидают, что 2003 год будет лучше".
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT