`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Если продажи PC падают, могут ли продажи Маков расти?

+37
голосов

Интересная статья о перспективах продаж компьютеров и прочих гаджетов в эпоху кризиса, и о том, как это может повлиять на результаты продаж Apple, и даже о том, что Apple может сделать для того, чтобы исправить ситуацию — включая даже то, почему Apple не нужен нетбук (хинт — он у нее, оказывается, уже практически есть). Как обычно, мнение редакции может не совпадать с мнением автора :)  (перевод немного кривоват, но это статья большая, времени мало, ну в общем, как обычно)
—————–
Чтобы оценить масштаб катастрофы в вопросе продаж компьютеров в 2009 году, можно посмотреть на рецессию 2000-2001 годов. Восемь лет назад продажи PC значительно упали, забивая склады каналов продаж и приведя к тому, что даже Apple и Microsoft предупреждали о проблемных периодах. Та рецессия была по всем параметрам негативна для индустрии PC. Пока что, в январе, продажи ПК выглядели получше в сегодняшнем экономическом климате (который хуже), чем в ту рецессию. Но это временно. Gartner предрекает, что снижение продаж ПК будет куда круче в 2009 году, чем оно было в 2001 — 11,9%, в отличии от 3,2%.

На международном фронте тоже не стоит ждать помощи. Gartner предсказывает, что продажи ПК снизятся на 13% на сформировавшихся рынках и на 10.4% на развивающихся рынках. Предыдущие рекорды: 7,9% в 2001 для развитых рынков и 11,1% в 2002 на развивающихся рынках.

Вопрос, который должен задать каждый, кто следит за Apple: а как этот кризис отразится на Маках? Доля рынка Маков уже снижается, от 9,5% в третьем квартале до 8% в четвертом квартале, согласно данным Gartner. На прошлой неделе я уже писал, что в январе в американской рознице рост продаж ПК с Windows превысил рост продаж Маков. Я убежден, что Apple могла бы изменить эти два тренда, использовав снижение цен на компьютеры, начиная с выпуска недорогого настольного Мака начального уровня.

Позиция Apple по сравнению с Microsoft на самом деле будет лучше, возможно, на протяжении первых трех кварталов года. Странно, но именно два болевых места Microsoft — лучшее управление наличием на складах и растущие продажи мини-ноутбуков (нетбуков) — могут помочь Apple. Я объясню как.

Первая половина 2000 года была неплохой для продаж компьютеров. Но к сентябрю многие производители, включая Apple, почувствовали на себе быстро снижающиеся продажи, которые падали быстрее, чем любой производитель мог к ним подстроиться, приводя к тому, что каналы продаж забивались продукцией. 6 декабря 2000 года Apple объявила о том, что у нее в каналах было техники на 11 недель продаж. Нормальный уровень обычно — три-четыре недели.

Лучшая цепочка поставок Apple
А теперь сравним четвертый квартал 2008 года с предыдущей рецессией. Уровень затоваренности у Apple в пределах нормы, и у производителей ПК примерно та же ситуация.

“В четвертом квартале 2008 года поставщики увидели сигналы снижения спроса и послали сигналы по своей цепочке для прекращения производства,” говорит Чарльз Смалдерс (Charles Smulders), управляющий вице-президент Gartner. В то же время, каналы снижают количество техники из-за неуверенности в экономической ситуации и нехватки кредитных средств”.

Сегодняшний уровень управления наличия товара на складах играет на руку производителям, но против Microsoft. Если OEM-производитель ПК продает меньше компьютеров в канал, Microsoft продает меньше лицензий на ПО. Уже даже в четвертом квартале доходы по Windows Client снизились на 8%, а операционный доход на 13%. 81% доходов подразделения Windows Client идет от продаж OEM-производителям.

Позиция Apple касательно управления производством и складом сильнее, чем у OEM-производителей и Microsoft. Apple может лучше управлять всем этим, одновременно снижая расходы и более четко управляя доходами, потому что:

• У Apple почти половина продаж прямые, либо через онлайн, либо через свои розничные магазины. Apple ближе к потребителю, в первую очередь, благодаря магазинам, что позволяет лучше видеть, что как и где лучше продается.
• Магазины компании занимаются не только продажами, но и маркетингом. Apple контролирует впечатления, в отличии от OEM производителей с Windows, которым приходится полагаться на больших ритейлеров вроде Best Buy (Sony является исключением, потому что у компании есть свои магазины). Ощущения от покупки в магазинах Apple похожи, и одновременно с этим там есть и сервисное обслуживание с помощью Genius Bar.
• Apple собирает аппаратную часть и поставляет к ней ПО; расходы на iLife и Mac OS X амортизируются как расходы на исследования и разработку. OEM-производители покупают ПО, начиная с операционной системы; Microsoft и другие разработчики получают меньше доходов, когда снижается количество ПК, идущих по каналу продаж.
• Как я объяснял на прошлой неделе, Apple предлагает удивительно простую и несложную продуктовую линейку. Нет десятков конфигураций ПК с запутывающими цифровыми именами.

Производством проще (и дешевле) управлять, а продукты и их преимущества проще продвигать на рынке.
Во время этого глобального экономического землетрясения, PC-компаниям придется лучше управлять продуктами и дистрибуцией. Apple находится в сильном положении, чтобы снижать расходы и предвидеть снижение продаж. Конечно, этого недостаточно. Apple также должна продавать продукты, и это будет непросто при снижении расходов потребителями, а цены на Маки находятся значительно выше цен на PC.

Но я тут передумал по поводу одной штуки. Я уже не так язвителен по поводу цен на Appe. По вот какой причине: Тут, в Сан Диего, магазины Apple обычно очень загружены. Достаточно потусить там 30 минут, чтобы увидеть, как за дверь выносят новенькие MacBook и MacBook Pro. У кого-то по-прежнему есть на это деньги. Я к чему: Apple должна удерживать цены на ноутбуки пока это возможно. По этому поводу я меняю свою точку зрения. А вот настольные ПК — это уменьшающийся бизнес у всех компаний; вот тут Apple могла бы (и должна) снизить цены в первую очередь. Gartner предсказывает, что продажи настольных ПК снизятся на 31,9% в этом году.

Продавайте iPhone как лучший нетбук
Интересно, что по прогнозу Gartner продажи нетбуков вырастут всего на 2,7% в этом году. Этот рост показывает, что по-прежнему существует сильный спрос на то, чтобы потратить больше, чтобы купить правильное портативное устройство. Таким образом, недорогие и маленькие портативные дивайсы пользуются спросом. Когда добавить мининоутбуки к прогнозам Gartner, продажи портативного сегмента вырастут более чем в три раза, до 9%. Это рынок, в котором Apple сегодня не выступает. Или выступает?

На данный момент продажи мини-ноутбуков самые высокие в Европе, где большинство из них продается, будучи субсидированными мобильными операторами. Покупатели платят меньше за аппаратную часть, подписывая контракт на услуги по передаче данных. Бизнес-модель очень похожа на модель с сотовыми телефонами.

Многие люди призывают Apple выпустить Мак-нетбук, что, по моему мнению, является плохой идеей. Я считаю, что Apple должна выступать на рынке мини-ноутбуков, но скорее отталкиваясь вверх от iPhone, а не вниз от Маков. Это лучше с точки зрения брендинга и ценовой политики.

К примеру, продвинутый iPhone, возможно, с клавиатурой, отлично подошел бы в бизнес-модель мини-ноутбуков, и предложил бы покупателям, желающим пользоваться продуктами Apple недорогую опцию — при этом без каннибализации бренда и цен Маков. Но это означает, что придется ожидать еще один цикл выпуска продуктов, что необязательно. Apple должна выходить на рынок мини-ноутбуков прямо сейчас, с помощью iPhone. Европа — это как раз то место, где можно активно это делать прямо сейчас.

И мини-ноутбуки, и iPhone оба субсидируются оператором с помощью контракта для передачи данных. В США, контракты для передачи данных на ПК обычно стоят в два раза дороже, чем для iPhone, и у многих есть ограничения по объему передачи данных. Поэтому контракты для iPhone в месяц стоят дешевле, независимо от того, как на них смотреть, с точки зрения месячной платы или платы за превышение объема данных.

Многие подписчики, используя iPhone, будут тратить меньше, чем в случае субсидированного мини-ноутбука. Конечно, у компьютера побольше экран, есть клавиатура и больше места для хранения данных, в отличии от iPhone. Но, основываясь на моем опыте с нетбуками, большинство пользователей все равно приходит к тому, что эти мелкие портативные устройства не являются заменой ноутбукам. То, как я себе это вижу — они вряд ли являются особо лучшей заменой (если вообще являются таковой), чем iPhone. Большинство нетбуков работает под управлением Windows XP Home. Надо ли еще что-то говорить об этой ОС, в сравнении с iPhone OS?

Я вижу пару недостатков для Apple в использовании iPhone как конкурента мини-ноутбуков. Нетбуки — это меньше, чем вы хотите, а iPhone — это больше, чем вам надо. Это отличное дополнение к ПК, в поиске которого находятся большинство покупателей нетбуков. Устройство стоит меньше, контракт стоит меньше, телефон всегда с тобой, App Store за недорого увеличивает ценность iPhone, и тд. Как я и спрашивал в октябре: Будет ли смартфон (то есть, iPhone) вашим следующим компьютером?

В США эти аргументы менее привлекательны, потому что большинство нетбуков продаются без контрактов с подключением к 3G сетям. Но производители уже стали встраивать оборудование для этого. Если у вас выбор между 30 и 60 долларов в месяц за передачу данных, что из этого более привлекательно?

Я что-то давно не видел новых роликов из серии “Купите Мак”. Интересно, Apple остановила кампанию или отправила ее на пенсию? Я бы с удовольствием посмотрел на ролик, где PC (в виде Vista) пытается втиснуть себя в нетбук, но не может сделать этого. А Мак уменьшается и легко помещается в iPhone.

Оригинал

+37
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Apple обязательно выпустит Мак-нетбук.
И потом начнут многие чесать репу.
Как им это удалось достичь такого успеха.

Я бы купил себе Мак-нетбук за 600 у.е. с 10 дюймовым монитором.

Китайцы выпустили нетбук "Apple"

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT