`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

ECM: едем-едем, не доедем

Статья опубликована в №32 (742) от 14 сентября

+11
голос

По уже сложившейся традиции каждый год накануне выставки-конференции DOCFLOW Украина мы обращаемся к теме электронного документооборота. Такая периодичность, надо сказать, нехарактерная для средств автоматизации бизнес-процессов, вызвана исключительной интересностью тематики и перспективностью данного сегмента украинского ИТ-рынка. Хотя он пока не отличается зрелостью, динамика его развития достойна внимания. Более чем занимательными и богатыми на события оказались прошедшие 12 месяцев, на них мы и сфокусируемся. Но начать, пожалуй, стоит с краткого экскурса в историю.

В глубь веков...

Первые документы появились практически одновременно с возникновением письменности. Со временем работа с ними (создание, контроль и хранение) вылилась в отдельный вид деятельности – делопроизводство. История таких вещей тесно связана с эволюцией материалов, на которых происходила запись, с развитием технологий передачи, а также с изменением правил их создания и оформления. Клинописные таблички, папирус, пергамент, бумага, магнитная лента, накопитель на жестких магнитных дисках, лазерные диски, флеш-накопители – вот далеко не полный перечень носителей, использовавшихся когда-то и применяемых сегодня для хранения документов.

Первыми деловыми документами, появившимися на Руси в Х в. и зафиксированными в летописи, считаются тексты договоров с греками (907, 911, 944 и 971 гг.). Первый свод законов «Русская правда», датированный XI в., позволяет судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии того времени. В XI–XV вв. формируется круг людей, занимающихся делопроизводством, устанавливаются правила засвидетельствования документов подписями, печатями князей, городов и отдельных чиновников. Создаются первые пособия по делопроизводству с образцами распространенных документов.

Централизация власти приводит к развитию государственного делопроизводства: создаются приказные избы – приказы. Существовало ограниченное число видов документов: грамоты (царские указы), наказы (указания царя воеводам), приговоры, челобитные (обращения граждан), отписки (доклады, поступающие в приказы с мест). Тексты того времени составлялись в виде узких столбцов, которые скатывались в свитки. Таким образом, если документ относился к определенному делу, его приклеивали к концу свитка, и порой оно достигало огромных размеров, например, текст Соборного уложения 1649 г., свода законов Русского государства, представляет собой столбец длиной 309 м.

Наиболее системные преобразования в рассматриваемой сфере ввел Петр I. При нем от свитков перешли к тетрадям – свернутым вдвое листам, которые сшивались в книги. Он организовал двенадцать коллегий, каждая из которых курировала определенную отрасль или сферу управления. В это же время появляются первые секретари (обер-секретарь, кабинет-секретарь, секретарь коллегии). В конце XVIII в. уже существовала законченная система норм делопроизводства. Созданы упорядоченные правила регистрации – документы каждой инстанции должны были фиксироваться в журналах.

В 1773 г. Екатерина II издает «Общее учреждение для управления губерний Всероссийской империи», согласно которому документы делились на внутренние и внешние. В 1811 г. было издано «Общее учреждение министерств», и с его появлением оформление документов становится еще более единообразным.

В конце XIX в. начали применяться первые пишущие машинки. Большая скорость подготовки и компактность документа, возможность получения сразу нескольких копий ускорили делопроизводство, но, тем не менее, процесс этот все равно оставался достаточно трудоемким (даже для внесения незначительных изменений текст приходилось перепечатывать заново). К тому времени уже издаются сборники, содержащие образцы разнообразных документов, с 1884 г. в России выходило восемь специализированных журналов о конторском и канцелярском деле.

В XX в. унификация документов принимает необратимый характер, разрабатываются особые правила ведения служебной документации. В СССР вводятся единые формы бланков делового письма, общие правила документации и документооборота, затем формируется блок ГОСТов (государственных стандартов) на управленческие документы.

Процесс перехода на ИТ для работы с документами начался на рубеже 1970–1980 гг., однако и сейчас никого не удивляют всевозможные журналы, стенографирование текстов (или, если хотите, описание идей и хранение их на отдельных листочках) и, наконец, канцелярии с горой бумаг и писем с предписаниями. Существует правило «новое – хорошо забытое старое», но разве это старое поможет компании обойти конкурентов, повысить свою безопасность, контролировать исполнительскую дисциплину?

В ряде организаций регистрация документов и сейчас ведется в журналах, только их стало на порядок больше – отдельные для входящих, для исходящих, для приказов высшего руководства, внутренние приказы и т. д. В настоящее время бумаги, конечно, не подклеиваются в столбцы, но от огромнейших папок с подшивками мы далеко не ушли. Как-то в бухгалтерии одной государственной организации нам на глаза попалась папка толщиной 30 см, если не больше. Оказалось, что это документы на начисление заработной платы за один месяц... При их подшивке в папку концы ниток, которыми скреплено дело, приклеиваются к ее задней корке маленьким листочком бумаги, где указывается количество содержащихся страниц и ставятся подпись и печать руководителя организации. Получается так, что на дворе XXI в., а иногда до сих пор используются «технологии» XVIII ст. Нельзя говорить, что так делать плохо, тут больше подойдет слово «устарело». Нам пора уходить от макулатуры, ведь сейчас для этого есть все возможности.

Выход из положения

Отказаться от бумаг предлагает концепция Enterprise Content Management (ECM). ИТ-директора, опрошенные аналитической компанией Gartner в середине прошлого года, по приоритетности инвестиций решения класса ЕСМ поставили на второе место – вслед за безопасностью. Между тем сам термин управление корпоративным контентом начинает регулярно упоминаться в отчетах Gartner только с 2001 г. Откуда такой неожиданный рост интереса к этой концепции? Видимо, пройдена критическая точка. Накопилось действительно много документов, важных для бизнеса, существующих лишь в электронном виде. Но скорее всего дело даже не в их количестве, а в том, что для работы с ними стала необходима стройная взаимосвязанная система. До поры поддерживать ее удавалось с помощью простых, но разрозненных средств, начиная от каталогов в файловой системе и электронной почты и заканчивая специализированными приложениями. При этом вся «бизнес-логика» содержалась в головах людей, которые и служили своего рода «поисковым справочником» для остальных сотрудников, всегда зная, где найти нужный документ или у кого еще спросить. Можно сказать, что система организации электронного документооборота в компаниях функционировала неформально, на общественных началах.

ECM едем-едем, не доедем
Расстановка сил на мировом рынке ECM-решений согласно результатам последнего исследования Gartner (приведены компании, в той или иной мере присутствующие в Украине)

В конце 1990-х гг. более 80% всей корпоративной информации стало храниться в виде неструктурированных данных (текстовые документы, электронные таблицы, изображения, аудио- и видеофайлы и пр.), и при этом не было систем, которые обеспечивали бы их надежное хранение и быстрый, удобный доступ. А если учесть, что накопленные массивы электронных данных являются ценнейшим интеллектуальным активом организации, ее корпоративной памятью, и обращаться с таким достоянием следует особенно бережно, неудивительно, что появились решения класса ECM. Под ними понимают комплекс технологий, инструментов и методов, используемых для сбора, управления, накопления, хранения и доставки информации (контента) всем пользователям как внутри организации, так и вне ее.

ECM объединяет семь самостоятельных, но взаимосвязанных решений: управление документами (Enterprise Document Management, EDM), веб-контентом (Web Content Management, WCM), цифровыми ресурсами (Digital Asset Management, DAM), архивами (Enterprise Records Management, ERM) и бизнес-процессами (Business Process Management, BPM), интеграция корпоративного контента (Enterprise Content Integration, ECI), а также организация совместной работы (Collaborative Content Management, СCM). EDM-системы контролируют документы с момента их создания до долгосрочного архивирования. Технологии WCM имеют дело со всевозможными веб-материалами. DAM-средства аналогичны по функциональности EDM, за исключением того, что ориентированы на работу с медиаинформацией: аудио и видео, изображениями логотипов, фотографиями и пр. ERM предоставляет инструменты архивации важных сведений и администрирования записей. Решения типа BPM предназначены для проектирования, определения, управления и анализа операционных бизнес-процессов, в которые вовлечены люди, учреждения, приложения, документы и т. д. ECI – это ПО промежуточного уровня, объединяющее все источники информации внутри компании и за ее пределами. CCM призваны организовывать между участниками бизнес-процесса среду групповой работы, общения и коллективного доступа к данным.

По мнению экспертов, следует четко разделять термины Enterprise Content Management и система организации электронного документооборота (СЭД), который активно используется в странах бывшего СССР. Последние изначально создавались с целью помочь предприятиям структурировать и совершенствовать их работу с документами – т. е. речь, главным образом, идет лишь о функциональности EDM, но явную нацеленность на бизнес-процессы они демонстрируют только в последнее время. Иначе говоря, понятие ECM несколько шире, чем СЭД, которые ориентированы на более узкие задачи и поэтому проще технически.

В движении

Итак, куда же сейчас движется рынок ECM? Ключевыми его тенденциями, по версии Gartner, в ближайшие годы будут следующие. Во-первых, ECM-системы становятся частью ИТ-инфраструктуры. Платформы, предлагаемые крупными поставщиками вроде HP, IBM, Oracle, Microsoft и SAP, позволяют унифицировать процесс управления контентом и обеспечить поддержку различных бизнес-приложений.

Во-вторых, интеграция репозиториев разнородных систем хранения контента становится критически важной задачей. Протокол Content Management Interoperability Services (CMIS), совместно разработанный силами EMC, IBM, Microsoft и др., похоже, получит распространение. Он призван дать возможность создавать приложения, работающие с разного рода архивами, без привязки к конкретным поставщикам.

В-третьих, будут приобретать все большую популярность веб-технологии. Возможность передавать привлекательный, динамичный, персонализированный и насыщенный медиаинформацией контент любой аудитории на любое устройство и отслеживать взаимосвязи между людьми, процессами и данными оценят по достоинству представители маркетинговых отделов.

В-четвертых, продолжится дальнейшая диверсификация функциональности ECM-продуктов. Лишь незначительная часть поставщиков систем класса Enterprise Content Management останется верна развитию универсальных возможностей (обработка изображений, архивирование, совместная работа с документами). Большинство же все чаще станет отдавать их на откуп разработчикам инфраструктурных решений, сосредоточившись на построении пакетов (базовых конфигураций) со специфическими функциями – вертикальных или горизонтальных решений, интегрированных с бизнес-приложениями.

ECM едем-едем, не доедем

В-пятых, компании все активнее начнут рассматривать альтернативные пути получения средств управления корпоративным контентом, включая решения класса «ПО как услуга» (Software-as-a-Service) и инструменты с открытыми исходными текстами. Они будут востребованы, но не настолько, чтобы традиционные способы исчезли. Многие поставщики таких систем, вероятно, обзаведутся и их SaaS-версиями.

В-шестых, станет увеличиваться значение метаданных – как извлеченных из отсканированных документов, так и добавленных вручную. Чем точнее описаны сведения – будь то маленький XML-документ или крупный файл, богатый медийной информацией, тем эффективнее им можно управлять и, следовательно, тем большую выгоду он принесет.

В-седьмых, значимость практичности, удобства и простоты использования ПО будет повышаться для нетехнической аудитории и выступать одним из ключевых критериев при выборе продукта. Все больше возможностей ECM становятся легкими в получении и применении, все больше средств можно при желании включать/отключать.

В-восьмых, произойдет проникновение ECM-решений на рынок предприятий среднего размера – в сектор здравоохранения, государственных услуг, финансовых учреждений и образовательных организаций. Это привлекательная область даже для крупных поставщиков ПО, не говоря уже о «чистых» SaaS и Open Source компаниях.

В-девятых, особое значение отводится развитию гибридных решений в организации ECM-проектов. Так, согласно результатам исследований Gartner, предприятия всех масштабов рассматривают перспективы внедрения ПО Microsoft SharePoint благодаря широте его возможностей и налаженной схеме сотрудничества с редмондским гигантом. Вместе с тем для получения более развитой функциональности для управления контентом заказчики вынуждены дополнять его какими-то партнерскими дополнениями или полноценной ECM-системой. Благо практически все поставщики средств комплексной работы с документами заявляют об интеграции с SharePoint.

И наконец, в-десятых, BPM начинает устаревать как технологическая концепция. Бизнес-заказчики все чаще стремятся ослабить свою зависимость от ИТ, они хотят максимальной простоты, мобильности, гибкости в создании, изменении, перенастройке процессов и без привлечения ИТ-специалистов – и внутренних, и внешних. На смену BPM приходит парадигма динамических/композитных бизнес-процессов.

Данные тенденции можно принимать, можно дискутировать. Но отбрасывать их нельзя, так как показатели роста рынка сохраняются стабильными (даже в неблагоприятных экономических условиях): выручка от продажи лицензий и обслуживания решений к 2013 г. должна превысить 5,1 млрд долл. (при 3,3 млрд в 2008 г.). Три довода за продолжение увеличения объема сегмента ЕСМ-решений, по мнению аналитиков Gartner: стремительный рост объемов и уровня сложности информации; ценовой прессинг со стороны вендоров, который привел к снижению конечной стоимости лицензии на рабочее место (тем не менее цена обслуживания изменилась незначительно); заказчики по-прежнему часто приобретают ECM-системы, руководствуясь обычной бизнес-логикой по быстрому достижению возврата инвестиций.

Украина год спустя

По рынку электронного документооборота в нашей стране аналитических данных нет. Никто соответствующие исследования пока не проводит и предоставить их результаты не может. Поэтому, как и в прошлом году, за информацией мы обратились к экспертам рынка – представителям таких его игроков, как «ABBYY Украина», «СИТРОНИКС Информационные Технологии», «Галантис», Intercomputer Global Services Ukraine, «Майкрософт Украина» и «ЛАН Сервис».

Участники выставки-конференции DOCFLOW Украина 2009 выразили удовлетворение ее результатами. Отмечалось, что повод для оптимизма есть, ведь потенциальные клиенты, рассматривая решения, живо строили планы на год. Можно было прогнозировать не только увеличение интереса заказчиков, но и рост потребления средств организации электронного документооборота. Оправдались ли ожидания?

Эксперты отвечают на этот вопрос утвердительно, но с оговорками. Спрос возобновился, однако он не растет так быстро, как в докризисный период. По мнению руководителя отдела корпоративных проектов «ABBYY Украина» Михаила Бейрака, «скорость оправдания ожиданий» могла бы быть и повыше. «И это естественно, мы ведь не в вакууме живем, и кроме технической целесообразности для старта того или иного проекта, существует еще и экономическая ситуация в стране, от темпов улучшения которой все очень сильно зависит», – пояснил он.

Наиболее ощутимо рост потребления происходит со стороны финансового и промышленного секторов. По словам Андрея Горлушко, руководителя подразделения продуктовой группы Information Worker «Майкрософт Украина», там сработал тот фактор, что при внедрении средств поддержки электронного документооборота оптимизируются затраты, а значит, проект можно оценить и обосновать.

Что же касается комплексной обработки документов, реализуемой инструментами класса ECM, можно говорить о том, что соотношение таких проектов и внедрений традиционных СЭД постепенно меняется в сторону первых. «Все больше и больше внедрений, комплексно охватывающих глобальные бизнес-процессы крупных компаний, работающих с документами, соответственно увеличивается и число специалистов, умеющих настраивать такие системы и видевших на практике, что дает подобная инициатива организации», – уверен Михаил Бейрак. Фактически заказчики (преимущественно из корпоративного сегмента) уже начинают понимать, что такое ECM, почему следует рассматривать эти платформы, какие экономические и технологические преимущества можно получить. «Пионеры в этой области – банки, так как их бизнес очень тесно связан с решениями класса ЕСМ и количество необходимых к реализации функциональных задач у них самый большой», – считает Александр Хижняк, директор по продажам компании Intercomputer Global Services Ukraine.

Заметно возрос спрос на СЭД с функциональностью Business Process Management, полагают эксперты. Вообще говоря, их востребованность во многом зависит от скорости модификации бизнес-процессов организаций, на которую, в свою очередь, влияет экономическая ситуация. В силу того что за прошедшие два года ее изменение наблюдалось, соответственно и бизнес-процессы обновлялись. «Это не могло не сказаться на потребности в BPM-решениях. Как результат, сейчас уже практически во всех ECM-проектах обязательно присутствует функциональность Business Process Management», – констатирует Михаил Бейрак. Повышению спроса на них способствует еще и то обстоятельство, что в корпоративном сегменте появилась ярко выраженная тенденция к интеграции приложений на основе сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture). Как отмечает Виктор Черкасов, заместитель начальника отдела внедрения документооборота компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии», это даст импульс развитию данного направления.

На нашем рынке продолжает активно развиваться направление оцифровки бумажных документов и построения электронных архивов. Из числа наиболее интересных нам запомнился масштабный проект в «УкрСиббанке BNP Paribas Group», где был построен единый архив клиентских дел, интегрированный с отраслевым ERP-решением SAP for Banking. Здесь реализовали централизованное создание и хранение документов клиентов, а также организовали доступ и управление данной информацией для 6 тыс. пользователей. Внедрение осуществили специалисты компании «Софт Экспаншен Украина» в сотрудничестве с экспертами из корпорации EMC и партнером банка по развертыванию SAP ERP – «Бриг-Ритейл». Как заявляет Александр Хижняк, это крупнейший проект в банковском секторе Украины и, наверное, даже всего региона СНГ по реализации промышленной ECM-системы.

Согласно заявлению экспертов, уровень конкуренции вырос за счет снижения спроса в кризисный период. Прошедшие двенадцать месяцев в каком-то смысле были тестом на выживание для игроков рынка СЭД. Кризис очень четко показал все правильные и неправильные стратегии компаний. В результате уместно говорить о том, что здесь остались только сильнейшие игроки. Тем не менее рынок по-прежнему весьма плотный. По словам Елены Олишевской, директора «ЛАН Сервис», сейчас в Украине представлено 36 систем.

Доля украинских компаний, внедряющих ведущие платформы организации электронного документооборота, постепенно увеличивается. Следует также выделить появление на отечественном рынке первых сервисных организаций, предлагающих элементы СЭД в качестве хостинговых решений, к таковым, например, относится фирма SL Global Service (корпоративные порталы, созданные на базе Microsoft SharePoint). «На наш взгляд, за подобными предложениями будущее, так как они позволяют планировать затраты, обладают готовыми шаблонами реализации, – отмечает Андрей Горлушко. – К тому же стоимость владения таким продуктом значительно ниже, чем традиционным, он доступен малым и средним компаниям». Медленно, но уверенно дорогу себе прокладывают организации, занимающиеся выполнением отдельных участков бизнес-процессов, связанных с обработкой документов.

Если же говорить отдельно о коммерческом секторе Enterprise, то здесь конкуренция не так высока. «Игроков, которые продвигают системы корпоративного уровня, в Украине немного, а имеющих признанную компетенцию и достаточный опыт успешных и быстрых внедрений – единицы», – делится мнением Геннадий Дворецкий, генеральный директор «Галантис МСК». Здесь работает ограниченное количество поставщиков: Microsoft, IBM и EMC. Oracle тоже пытается выйти в данный сектор украинского рынка, но пока недостаточно активно. В связи с этим интерес представляет появление на отечественном рынке одного из ключевых игроков отрасли компании Open Text. Она предлагает свои решения через консалтинговую фирму CONIM Group, входящую в число активнейших партнеров SAP в нашей стране. Надо сказать, что CONIM вряд ли будет единственным, вполне возможно, что еще одним партнером станет организация, занимающаяся продуктами Microsoft, а точнее – SharePoint. У Open Text есть в портфеле решение, дополняющее портальный инструментарий редмондского гиганта (Open Text Storage Services for SharePoint).

Как и прежде, заметные усилия по завоеванию рынка проявляют российские разработчики, применяющие достаточно активный маркетинг и современный проевропейский взгляд на менеджмент, что позволило повысить качество услуг и усовершенствовать уровень обслуживания клиентов за последний год. Из общей массы выделяется DIRECTUM с одноименной системой, которую предлагают в нашей стране ее авторизированные партнеры «ЛАН Сервис» и SofteX. К ним летом присоединилась корпорация «Галактика». Внимание заслуживает то, что она разработала интерфейс взаимодействия между собственной ERP-системой и DIRECTUM, и это обеспечило функционирование обоих продуктов в одном информационном пространстве.

ECM едем-едем, не доедем
Сокращение среднего времени обработки документов и средней продолжительности рабочего дня в Главгосслужбе Украины на протяжении 2009 года благодаря внедрению безбумажного документооборота

Безусловно, нельзя недооценивать тот факт, что стартовала реализация первых проектов с использованием ECM-систем с открытыми исходными текстами. Речь идет об Alfresco от Alfresco Software, входящей в число самых распространенных Open Source решений на Западе. Во многом это заслуга ее создателей Джона Ньютона (John Newton), одного из бывших руководителей и основателей Documentum, и Джона Пауэлла (John Powell), главного операционного директора Business Objects. Пришедшие из мира закрытого коммерческого ПО, они понимали сильные и слабые стороны открытых систем и смогли сделать достойный внимания продукт, позволяющий решать большинство задач по управлению электронными документами на всех этапах работы с ними. На рынке СНГ главным поставщиком Alfresco стала группа компаний VDEL, международный дистрибьютор открытого ПО. Согласно условиям заключенного соглашения VDEL предлагает продукты Alfresco, услуги по их поддержке и обучению пользователей. К данной платформе управления контентом сейчас активно присматривается украинская фирма «Синергия Консалтинг».

Но нельзя и переоценивать его. Все же к открытым системам в Украине вследствие неразвитости рынка пока еще крайне осторожное отношение, да и подход к ним существенно отличается от традиционного (необходимо либо наличие в штате заказчика грамотных программистов, либо активное участие в проекте компетентной компании-внедренца, а лучше и то и другое).

Говоря о продуктовых новинках рынка, стоит также отметить появление «1С:Документооборот 8». Эта система является своего рода преемником «1С:Архив 3», которая более чем за десятилетнее существование так и не получила широкого распространения (клиентская база насчитывает сотни организаций). В прошлом году поставщик обратил внимание на рынок СЭД и решил активно за него побороться, выпустив усовершенствованную версию решения, а заодно и сменив его название. По словам Алексея Егорченкова, руководителя направления по работе с корпоративными клиентами «1С Украина», оно обеспечивает автоматизацию полного цикла обработки официальных и внутренних документов коммерческих предприятий и бюджетных учреждений с поддержкой как электронного, так и бумажного документооборота. ПО реализовано на ERP-платформе «1С:Предприятие 8.2» и, согласно заявлению представителей «1С», использует ее принципиально новые возможности в решении задач интеграции учета ресурсов и управления документами. С точки зрения функциональности продукт выглядит довольно скромно по сравнению с другими системами, но с учетом ресурсов «1С» и ее партнеров-франчайзи потенциал у «1С:Документооборота 8» в сегменте малых и средних предприятий весьма хороший, особенно если поставщик сфокусируется на интеграции ERP и СЭД. В конце 2009 г. была выпущена финальная версия ПО. На данный момент в Украине уже ведется ряд проектов с его применением.

Отдельная песня

Сферу электронного документооборота в органах государственного управления следует рассматривать без привязки к коммерческому сегменту. Здесь другие основные игроки (отечественные поставщики значительно опережают западных), несколько иного рода цели, задачи и сами проекты.

По мнению генерального директора ГП «Госинформресурс» Сергея Дзюбы, этот сектор вошел в стадию революционных перемен, касающихся практически всех его аспектов. Во-первых, у потребителей из государственной сферы появилось понимание, что эпоха электронных канцелярий закончилась. Соответственно меняется функциональное наполнение систем, которые становятся действенным механизмом повышения эффективности управления. Есть уже и примеры – Главное управление государственной службы Украины перешло на полноценный безбумажный документооборот в масштабе ведомства. При этом всеми сотрудниками используются усиленные сертификаты цифровой подписи, что делает создаваемые документы юридически значимыми.

Во-вторых, получила практическую реализацию инициатива Государственного комитета связи и информатизации Украины (сейчас это Государственный комитет Украины по вопросам науки, инноваций и информатизации) по обеспечению взаимодействия различных платформ на базе спецификации MoReq1. Сегодня четыре разработчика систем электронного документооборота: «СИТРОНИКС Информационные Технологии» («ДОК ПРОФ»), «Аплана» («БОСС-Референт»), «ТехноСофт» (ItS Office), «Банкомсвязь» (MasterDOC) «научили» свои решения понимать друг друга без дополнительных шлюзов и посредников. Эта возможность уже успешно прошла первые испытания – был осуществлен запуск юридически значимого электронного документооборота между Днепропетровской и Одесской обладминистрациями.

В-третьих, радикально меняются подходы к развертыванию систем. Прежде всего речь идет о том, что клиент-серверные уступают место веб-технологиям. Так, Государственная служба специальной связи и защиты информации предложила использовать облачные вычисления (сервисы Miсrosoft Windows Live). Она же активно занимается расширением сети национальной системы конфиденциальной связи (НСКЗ) для организации защищенного обмена документами.

В-четвертых, увеличивается число проектов построения нишевых систем для отдельных сфер деятельности: фискальная отчетность, электронное декларирование, предоставление электронных услуг, электронные платежи и т. д.

В заключение необходимо отметить, что важнейший реквизит электронного документа – цифровая подпись – становится доступным любому гражданину Украины. Годичная стоимость использования усиленного сертификата цифровой подписи снизилась у ряда аккредитованных центров до 50 грн. По словам Сергея Дзюбы, на текущий момент количество выданных сертификатов ЭЦП уже превысило миллион. «Следовательно, сама жизнь ведет к тому, что обмен электронными документами завтра станет такой же обыденной вещью, как и звонок по мобильному телефону», – заключает он. Что ж, поживем – увидим.

Михаил Бейрак

руководитель отдела корпоративных проектов «ABBYY Украина»

ECM едем-едем, не доедем

Ожидания касательно увеличения спроса на СЭД оправдались, но вот их скорость могла бы быть и повыше. Дело в том, что конференция-выставка DOCFLOW рассматривается участниками как мероприятие, где можно договориться о начале сотрудничества. Традиционно оно начинается с пилотного проекта, который затем, в случае успеха, переходит в полномасштабное внедрение. Поэтому всегда существует естественная задержка в «реализации ожиданий».

Поставщики по-разному отреагировали на экономическую ситуацию в стране – одни сократили собственную деятельность в направлении ECM в Украине, другие «рационализировали» собственное присутствие, пытаясь укрепить свое положение. И этот подход не мог не сказаться на позициях основных игроков в текущем году.

Западные и отечественные системы как жили в «параллельных мирах», редко напрямую конкурируя друг с другом, так и живут. Если посмотреть на состав участников конференции DOCFLOW Украина 2010, то заметен рост числа компаний и четкое позиционирование каждой из них. Чем больше разнообразие предлагаемых систем, чем больше компаний, готовых оказывать профессиональные услуги, тем лучше для рынка.

Виктор Черкасов

заместитель начальника отдела внедрения документооборота «СИТРОНИКС Информационные Технологии»

ECM едем-едем, не доедем

На наш взгляд, из главных тенденций рынка, обсуждаемых в прошлом году, оправдались три: увеличение спроса на СЭД с гарантированной защитой информации; повышенная потребность к интеграции приложений на основе сервис-ориентированной архитектуры; растущий интерес к созданию электронных архивов.

В условиях кризиса компании в основном знакомились с присутствующими на рынке решениями, но активных проектов было немного. Прогноз снижения масштабности внедрений не оправдался. Количество мелких проектов значительно уменьшилось по причине того, что малый бизнес практически полностью сократил расходы на информационные технологии.

Самым важным событием на рынке СЭД стала разработка по инициативе Государственного комитета информатизации Украины единого формата обмена данными между системами разных поставщиков. Для нас знаменательными были запуск юридически значимого электронного документооборота между Днепропетровской и Одесской обладминистрациями, а также адаптация нашего продукта «ДОК ПРОФ» для работы СЭД в кластерной архитектуре.

Геннадий Дворецкий

генеральный директор «Галантис МСК»

ECM едем-едем, не доедем

Сложно дать объективную оценку динамике развития украинского сегмента систем организации электронного документооборота, поскольку мы присутствуем здесь только с нынешнего года. Тем не менее мы наблюдаем спрос на СЭД и убедились в своевременности нашего решения о выходе на рынок Украины.

На мой взгляд, самое важное явление прошедших 12 месяцев заключается в увеличении востребованности ECM-решений. Мы уже ведем ряд подобных проектов (например, занимаемся созданием электронного архива в украинском «ВТБ Банке») и в настоящее время проводим переговоры с несколькими корпоративными клиентами.

Если раньше, в период финансового благополучия, компании развивались путем интенсивного расширения, открытия региональных представительств, то сейчас крупные холдинги и банки заняты вопросами централизации управления, которая поможет сократить издержки. Для этого, естественно, требуются мощные решения, обеспечивающие обработку и хранение документов для сотен пользователей – системы класса ECM. Поэтому корпоративный сектор даже в сложное время не сворачивает финансирования технологий, экономящих средства.

Александр Хижняк

директор по продажам компании Intercomputer Global Services Ukraine

ECM едем-едем, не доедем

Крупные корпоративные заказчики стали исповедовать более системный подход в выборе продуктов, наконец-то появилось понимание того, что СЭД – это не только электронная канцелярия, такая система должна охватывать все подразделения компании необходимыми функциональными решениями от уровня архива до уровня веб-сайта, заменяя технологический «зоопарк» единой ECM-платформой. Фактически мы говорим о том, что клиенты уже начинают осознавать, что такое «идеология» ECM, почему необходимо рассматривать комплексные платформы и какие экономические и технологические выгоды можно получить от их внедрения.

Мы несколько далеки от общемировых тенденций в сфере Enterprise Content Management, но в целом с опозданием полностью им соответствуем, в первую очередь в коммерческом сегменте. Увеличение спроса на средства управления контентом в Украине – необратимый процесс. Хотя он идет с отставанием от той же России на два-три года. Чем острее конкуренция в реальном секторе экономики, выше ее рост, тем динамичнее будет развиваться рынок ЕСМ-решений, так как по большому счету данные технологии необходимы для создания бизнес-критичных решений, помогающих зарабатывать деньги и сокращать операционные расходы и риски.

Андрей Горлушко

руководитель подразделения продуктовой группы Information Worker «Майкрософт Украина»

ECM едем-едем, не доедем

Тенденции отечественного рынка СЭД полностью совпадают с мировыми – это необходимость оптимизировать затраты, использовать общепринятые стандарты, консолидировать процессы на одной платформе и снижать стоимость администрирования. Все вышеперечисленные возможности предоставляют облачные решения, которые сегодня представлены в Украине в виде хостинговых сервисов.

Уровень конкуренции вырос за счет снижения спроса в кризисный период. Хотя в этом есть и позитивный момент – остались сильнейшие игроки. Доля украинских компаний, внедряющих ведущие платформы СЭД, увеличивается благодаря приобретению опыта и наращиванию компетенций.

Востребованность средств Enterprise Content Management повышается в основном в сегменте крупного бизнеса (от 1000 ПК). Хотя спрос существовал и раньше, однако только сейчас начали появляться компании, готовые реализовывать масштабные проекты с учетом внутренних процессов заказчика.

Мы наблюдаем тенденцию роста потребления СЭД с функциональностью Business Process Management, но спрос все еще очень фрагментирован, так как зависит от уровня внутренней готовности компании и необходимости соответствия международным требованиям и стандартам.

Елена Олишевская

директор «ЛАН Сервис»

ECM едем-едем, не доедем

2009 г. не был особо богат на события, он скорее был периодом позиционирования. В Украину пришли новые игроки рынка СЭД, изменились позиции крупных поставщиков, появились свежие версии продуктов, бизнес-приложения. Как мне кажется, произошло структурирование рынка по специфике и бизнес-возможностям систем.

Лидирующие позиции украинские разработчики СЭД не сумели занять. Основной сложностью для них стала концепция развития. Мало кто из собственников отечественных систем организации электронного документооборота представляет себе, как необходимо совершенствовать свое решение. Время «быстрых денег» за универсальную СЭД в Украине прошло.

На первое место претендуют продукты российских разработчиков. Такие инструменты уже явно выделяются из общей массы. Из западных заслуживают внимания буквально два-три решения. Качество их неоспоримо, но стоимость «западная», да и ментальность и традиции менеджмента не наши. И самые простые процессы, как, например, управление входящими и исходящими документами, приходится серьезно адаптировать к принятым в Украине нормам делопроизводства.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT