`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок СЭД наших дней

Статья опубликована в №31 (697) от 8 сентября

+11
голос

Мировой рынок систем электронного документооборота начал формироваться больше двадцати лет назад, в Украине же интерес к подобным решениям стал появляться ближе к концу девяностых. Невзирая на прошедший с этого момента срок, он до сих пор остается малоизученным. Чтобы хотя бы отчасти прояснить ситуацию, мы предприняли попытку проанализировать положение дел на украинском рынке СЭД и постарались осветить такие вопросы, как факторы развития данной отрасли, ее объем, тенденции, решения, пользующиеся наибольшим спросом среди отечественных предприятий, уровень конкуренции и пр.

Повысить оперативность обработки документов, снизить процент ошибок и срыва сроков исполнения поручений, сократить время на поиск информации и формирование отчетов и, как результат, оптимизировать бизнес-процессы делопроизводства – эти и другие выгоды сулит предприятиям построение систем электронного документооборота (СЭД). Казалось бы, именно такие решения и должны быть востребованы в новых экономических условиях. Но этого нет, вернее – есть, но не в той степени, как прогнозировалось экспертами и аналитиками. Потребители хоть и переосмыслили роль корпоративных решений вообще и средств автоматизации документооборота в частности, но все же, как правило, в данном вопросе занимают выжидательную позицию. Впрочем, это дает повод для оптимизма касательно спроса на подобные инструменты в послекризисный период.

В этой Теме недели мы решили отказаться от практики рассмотрения глобальных мировых тенденций в области электронного документооборота и полностью сконцентрироваться на украинских реалиях применения СЭД. Для начала мы даем краткую характеристику отечественного рынка автоматизации работы с документами. Далее рассматриваем весьма многообещающую государственную инициативу по созданию стандарта, призванного решить проблему совместимости различных систем электронного документооборота. Завершает тематическую подборку блиц-обзор заслуживающих внимания проектов внедрения СЭД на украинских предприятиях.

Рынок в цифрах и мнениях

Рынок СЭД наших дней
Михаил Бейрак: «В 2008 г. рынок должен был вырасти на 80% по сравнению с предыдущим годом, но этого не произошло из-за негативного влияния финансового кризиса»

Украинский сегмент систем автоматизации работы с документами до наступления кризиса по темпам роста был одним из самых динамичных на ИТ-рынке. Он вошел в фазу активного развития в 2004–2005 гг., и с тех пор его объем ежегодно увеличивался примерно в два раза, полагают эксперты. Причиной тому служили несколько факторов. По мнению Андрея Горлушко, руководителя подразделения продуктовой группы Information Worker «Майкрософт Украина», это прежде всего рост экономики, который повлек за собой необходимость реорганизации бизнес-процессов в крупных и средних фирмах, а также приход иностранных инвесторов и открытие филиалов ведущих западных компаний, уже имевших стандарты СЭД. Немаловажную роль в развитии области сыграло и расширение предложения – на рынок в эти годы стали активно выходить ведущие зарубежные игроки. «Нельзя также сбрасывать со счетов принятие в 2003 г. законов Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" и "Об электронной цифровой подписи"», – считает Владимир Чабан, директор компании «НетКом Текнолоджи».

Наконец, уместно говорить и о том, что в эти годы заказчики попросту созрели для перехода на безбумажные технологии работы, ведь традиционный документооборот не только малоэффективен, но и существенно затрудняет деятельность и исполнителей, занятых непосредственной обработкой бумаг, и руководства, управляющего деловыми процессами. Если добавить к этому применение на предприятии разнообразных типов документов со множеством маршрутов их движения, а также потребность в хранении больших объемов информации, без внедрения полноценной СЭД не обойтись.

По прогнозам «ABBYY Украина», в 2008 г. рынок должен был вырасти на 80% по сравнению с предыдущим годом, но этого не произошло. По словам Михаила Бейрака, руководителя отдела корпоративных проектов «ABBYY Украина», ожидаемому большому «взрыву» помешали пришедшие год назад новые экономические условия, последствия которых мы наблюдаем и в настоящее время: «Множество тендеров, объявленных прошлой осенью, до сих пор заморожены – для их откладывания используются формальные поводы». Согласно оценкам экспертов, объем рынка до кризиса составлял от 3 до 5 млн долл. Сейчас он, безусловно, сжался, но продолжает развиваться.

Тенденции и решения

Невзирая на спад, отечественный рынок СЭД постепенно переходит в более структурированное состояние. В Украине становятся заметны некоторые общемировые течения. Так, больше внимания теперь уделяется информационной безопасности. СЭД, устраивающая заказчика своей функциональностью, но не отвечающая его требованиям к защите, редко покупается. «Если изначально не сформулировать запросы к ИБ и не обеспечить их поддержку в системе, может оказаться, что она не будет вообще работать», – отмечает г-н Бейрак. Как следствие, постоянно повышаются запросы клиентов к технологичности СЭД для большего соответствия требованиям защиты.

Другая общемировая тенденции, характерная и для Украины, – это интеграция приложений, в число которых попадают и СЭД. Поскольку большинство отечественных предприятий имеют разветвленный набор унаследованных приложений, то вопрос их интеграции является весьма актуальным. По мнению Андрея Горлушко, в последнее время стали востребованы разработки, которые позволяют объединять внутреннюю составляющую СЭД с возможностью онлайн-доступа для сотрудников компании, а также связка с внешней частью корпоративного портала. «Это помогает упростить, а значит, и удешевить процесс взаимоотношений с партнерами и заказчиками», – уверен представитель Microsoft.

Рынок СЭД наших дней
Владимир Чабан: «В отличие от госсектора корпоративные заказчики умеют считать деньги и много внимания уделяют их возврату»

С точки зрения масштабов внедрений украинские организации, как правило, предпочитают начинать с малого. По словам Виктора Черкасова, менеджера по работе с ключевыми клиентами компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии», нередко автоматизация документооборота сводится к покрытию процессов регистрации документов, контролю исполнения и отправке в подразделения, а такая функциональность составляет 10% возможностей полноценной СЭД. С ним солидарен Михаил Бейрак: «Как менее затратную у нас обычно выбирают лоскутную автоматизацию – внедряют средства управления документами без СЭД и уже непосредственно при их использовании пытаются понять, какие процессы актуальнее автоматизировать далее».

Одной из важных тенденций остается популярность решений для создания электронных архивов с развитыми поисковыми механизмами, что вызвано необходимостью компаний в возможностях быстрого нахождения сведений в обширной базе документов. По этой причине наблюдается и высокий спрос на системы автоматической классификации файлов, проверки целостности пакетов деловых бумаг, электронных хранилищ данных и систем управления крупными электронными архивами. Соответственно растет популярность услуг, связанных с переводом бумажных архивов в цифровой вид.

В последнее время увеличился интерес к системам по управлению корпоративной базой знаний, средствам поддержки совместной работы, а также инструментам, позволяющим автоматизировать бизнес-процессы, касающиеся движения документов и операционной деятельности, – продуктам класса BPM (Business Process Management), на которых, как правило, строятся разного рода специализированные решения. Интеграция подобной функциональности с СЭД существенно усиливает их практическую полезность и широту применения в корпоративной среде. «Ведущие украинские предприятия, в первую очередь банки, промышленные холдинги и торговые компании, уже используют либо внедряют такие системы», – отмечает Андрей Горлушко. По мнению Виктора Черкасова, востребованность BPM-систем связана с появлением управляющих менеджеров с соответствующим уровнем подготовки: «Как показывает опыт, внедрение таких решений происходит после появления в штате компании менеджера с квалификацией уровня Association of Chartered Certified Accountants». Средства управления бизнес-процессами весьма популярны на Западе, ожидается, что мы «подхватим» эту тенденцию в ближайшие пару лет.

До наступления кризиса рынок быстро рос и развивался в направлении комплексной работы с документами (Enterprise Content Management): управлением корреспонденцией, бумажными документами и их архивами, совместной работой, информацией на порталах и веб-сайтах. На них наблюдался стабильный спрос преимущественно со стороны крупных предприятий. Как утверждают эксперты, сейчас данная тенденция уже не имеет места.

Последние мировые веяния в области СЭД, среди которых подход Software-as-a-Service (SaaS), поддержка технологий Web 2.0 и сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture), пока не нашли отклика в умах потребителей. И под большим вопросом – найдут ли в ближайшей перспективе.

Заинтересованные лица

Рынок СЭД наших дней
Андрей Горлушко: «У отечественных компаний неизменным спросом пользуются средства построения электронных архивов документов с широкими возможностями поиска информации»

Потребителями систем электронного документооборота традиционно являются государственный сектор, организации, оказывающие финансовые услуги, крупные промышленные предприятия. Для одних (страховые компании или банки) эффективная работа с документами – это непременная составляющая основной деятельности, для других (добывающая промышленность, производство и т. п.) – вспомогательная функция. Также к СЭД нередко прибегают торговые организации, имеющие территориально распределенную структуру. Документооборот между центральным офисом и филиалами серьезно влияет на сроки принятия решений, возможность контроля их исполнения. Поэтому актуальной становится задача автоматизации документооборота.

Следует четко разделять государственный и коммерческий секторы, полагают эксперты. Если в первом внедрения осуществляются «по приказу» и нередки случаи неудач, то во втором сами собственники стремятся к повышению контроля и управляемости и проявляют интерес к СЭД. Представители бизнес-структур, как правило, серьезно настроены на успешные внедрения, оказывающие положительный эффект на деятельность компании и ее конкурентоспособность. «В отличие от госсектора корпоративные заказчики умеют считать деньги и много внимания уделяют их возврату», – подчеркивает Владимир Чабан.

Свобода выбора

На нашем рынке присутствует свыше двадцати поставщиков СЭД различного уровня. Здесь есть как украинские компании, работающие в этом сегменте уже десятилетие, так и недавно появившиеся здесь игроки из ближнего и дальнего зарубежья. Большая часть участников рынка практикует смешанную модель работы: продают и сами, и через партнеров. Из-за этого степень конкуренции – и с чужими, и со своими – оценивается как достаточно высокая.

Ни для кого не секрет, что активную экспансию на наш рынок продолжают российские поставщики – одни открывают полноценные представительства, другие для начала ограничиваются работой через партнеров. Как отмечает директор по развитию компании DocsVision Сергей Курьянов, хотя рынок постсоветского пространства давно не является зеркалом российского ИТ-сектора, ментальность ядра управленцев, особенно в государственных структурах и крупных коммерческих предприятиях, по-прежнему остается схожей: «Поэтому неплохие возможности для успешного проникновения российского корпоративного ПО на постсоветское пространство имеются, и ими необходимо пользоваться, но с учетом возрастающей специфики новых территорий». Как результат, можно говорить о том, что ведущие российские разработчики уже вышли на наш рынок и успели занять на нем существенную долю.

В Украине, как и раньше, происходит планомерное усиление позиций ведущих мировых поставщиков ПО и СЭД в особенности: Microsoft, Oracle, IBM и EMC Documentum. По мнению аналитиков, западные решения по электронному документообороту характеризуются легкостью в адаптации, так как представляют собой в большей степени гибкие BPM-системы, чем СЭД, и обладают богатым мировым опытом эксплуатации. Но они подчас дорогостоящие. Впрочем, цена вопроса в данном случае не столь и велика – нередко клиенты получают под проекты существенные скидки, составляющие до 50% стоимости лицензий. А если учесть, что западные решения зачастую требуют меньше времени на внедрение и, следовательно, меньше затрат на консультантов, такой вариант выглядит весьма привлекательным. Между тем с отечественными и российскими разработками противоположная ситуация – они не всегда отличаются гибкостью и масштабируемостью, зато подкупают своей ценой. Также, как утверждает Роман Ваврик, директор департамента систем документооборота компании «Софтлайн», такие системы неплохо учитывают особенности национального законодательства, нормативы и стандарты.

Как правило, игроки рынка имеют свою специализацию: поставщики аппаратных средств не внедряют СЭД, и наоборот. Продажа документ-сканеров относится к низкомаржинальным направлениям бизнеса, требующим больших объемов реализации для сохранения рентабельности. Поэтому их производители сотрудничают преимущественно с региональными партнерами, с которыми, в свою очередь, имеют дело системные интеграторы, занимающиеся корпоративным ПО.

В новых условиях

Рынок СЭД наших дней
Виктор Черкасов: «Игроки рынка теперь фокусируются не только на ведении глобальных долгосрочных проектов, но и на создании типовых «коробочных» решений, которые не требуют больших ресурсных затрат»

Естественно, кризис сказался и на финансовой стороне вопроса построения электронного документооборота. Политика ценообразования и оплаты большинства игроков рынка стала более привлекательной для заказчиков. Прежде всего это возможность приобретения ПО в рассрочку – к примеру, «Майкрософт Украина» располагает программой оплаты за продукцию в течение трехлетнего периода. Ряд поставщиков выпустил специальные «антикризисные» инициативы, состоящие в снижении стоимости решений, и установил специальные цены при переходе на их системы с других разработок – например, компания DocsVision. Кроме демпинга, существуют примеры, когда фирмы реализуют внедрения с очень низкой прибыльностью в надежде на дальнейшее масштабирование проектов в посткризисный период. В этом есть рациональное зерно.

Также поставщики начали активно создавать и продвигать доступные «коробочные» решения, ориентированные на малый и средний бизнес. К ним относится «СИТРОНИКС Информационные Технологии», выпустившая недавно в таком виде свое новое решение для организации электронного архива документов. Г-н Черкасов видит в этом явлении тенденцию: «Игроки теперь фокусируются не только на ведении глобальных долгосрочных проектов, но и на создании типовых «коробочных» решений, которые не требуют больших ресурсных затрат». Подобные инструменты могут быть интересны региональным компаниям, так как подразумевают легкость внедрения, умеренную стоимость проекта и неплохие перспективы для развития системы.

В общем, на рынке имеется большой выбор предложений под различные потребности и бюджет. И если компания захочет внедрить СЭД в настоящее время, не располагая нужными средствами, она сможет это сделать.

На перепутье

Сейчас не лучшее время для рынка СЭД, как и для практически всех сегментов ИТ-рынка Украины. Тем не менее обладая существенным отложенным спросом, он и восстанавливаться будет одним из первых. Ожидается, что этому не в последнюю очередь будет способствовать утверждение государственных стандартов обмена электронными документами (см. следующую статью Темы недели). Если данный проект состоится, это даст серьезный толчок к развитию рынка. Очевидно, свою лепту внесут и описанные в предыдущем разделе варианты приобретения ПО. Наконец, положительное влияние окажет и сама корпоративная информация, объемы которой быстрыми темпами росли и будут расти – по видимому, кризис только усилил данное явление, заставив компании бережно относиться к этому активу.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT