`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Джек Ма - "ректор" миллиардного бизнеса

+44
голоса

Когда Джек Ма (вообще-то Ma Yun) основал Alibaba, ему было уже 35 лет. Скромному учителю из Ханчжоу никто особо не мешал, и он как-то незаметно вскочил на гребень волны электронной коммерции.

Основанная в 1999 г. компания со штаб-квартирой в китайском Ханчжоу на конец 2016 г. имела в своем штате уже около 47 тыс. сотрудников, а среди ее покупателей были жители более чем 200 стран мира. При доходе в $21,7 млрд. прибыль Alibaba составила $5,8 млрд. (2016), а ее рыночная стоимость оценивается в $264 млрд.

Джек Ма на сегодня ─ один из самых богатых подданных Китая. Его личное состояние оценивается почти в $30 млрд. Как исполнительный председатель совета директоров Alibaba Group, он руководит доминирующей силой в китайской электронной коммерции.

Кроме этого, он фактически является послом китайского бизнеса для всего остального мира. Джек Ма налетал в прошлом году 800 часов, посещая принцев, президентов и бизнесменов. Не всякий профессиональный пилот может похвастаться таким результатом.

Своей задачей Ма видит лучшее ознакомление мира с его «цифровым конгломератом» и установление необходимых связей для построения глобального бизнеса.

Джек Ма -

Forbes на своей обложке от 23 ноября 2015 г. причислил Джека Ма к «неодолимым»

За несколько недель до своей инаугурации с Ма встретился Дональд Трамп, ─ и, как говорят, «был рад услышать, что китайские потребители интересуются покупками у американских предприятий малого бизнеса». Ма, в свою очередь, дал новому президенту смелое обещание, что Alibaba поможет создать 1 млн. рабочих мест в США в течение пяти ближайших лет.

Президент Трамп ─ не единственный, кто с интересом узнал больше о Alibaba. Несмотря на то, что в конце 2014 г. IPO Alibaba на Нью-Йоркской фондовой бирже было оценено в рекордные $25 млрд. и фактически представило компанию западным инвесторам, компания Ма все еще остается тайной для большинства некитайцев.

Джек Ма -

За два с небольшим года Alibaba преодолела свои ранние биржевые трудности и в последнее время уверенно улучшает показатели

Причина проста ─ несмотря на большой охват стран, на деле относительно немного людей вне Китая являются клиентами Alibaba. Ма знает об этой нехватке знаний, и во многом поэтому продолжает наматывать воздушные мили, чтобы рассказать людям о своей компании и своих планах.

Тут нужно понять его видение. Ма хочет не просто продавать товары всему миру. Он предлагает заинтересованным лицам цифровые платформы Alibaba для покупки, продажи, финансирования и поставки товаров.

Китай ─ огромный рынок для потребительских товаров. Благодаря Ма он становится еще и очень быстрым. Но, в конечном счете, чтобы двигаться дальше, Джек Ма должен завоевать новые территории.

Alibaba и Amazon

Джек Ма -

CEO Amazon Джефф Безос (Jeff Bezos) ─ номер один в прошлогоднем списке Fortune «The World’s Greatest Leaders. Однако оба предпринимателя известны своим упорством, собственной философией менеджмента и растущим списком покупаемых сторонних бизнесов

Однако бизнес Alibaba фактически лучше, чем Amazon, ─ по крайней мере с точки зрения его доходности. В то время как доходы Alibaba (почти $22 млрд.) относительно невелики по сравнению с $136 млрд. Amazon в продажах, Alibaba оказывается намного более выгодным бизнесом. У компании Ма доход составил $6,7 млрд. за 2016 г., ─ по сравнению с $4,2 млрд. у Amazon.

Amazon имеет склады и владеет большой частью инвентаря для продаж. Alibaba ─ легкая технологическая платформа, которая делает деньги главным образом на рекламе и других связанных с продажами взносах. К тому же, у Ма, возможно, лучшие отношения с правительством, чем у Безоса, ─ и в Пекине, и в Вашингтоне,

Например, газета Washington Post, которой сегодня владеет Безос, неоднократно вызывала ярость Трампа. Alibaba в 2015 г. купила англоязычную китайскую газету South China Morning Post. Ма объяснил свои инвестиции как гарантию того, что у представителей правительств, бизнеса и медиа других стран появился доступ к высококачественной информации о Китае.

С другой стороны, благосклонность к Ма в США опирается в большой степени на его обещание президенту Трампу создать новые рабочие места. Однако здесь есть, если не китайская хитрость, то, по крайней мере, один нюанс.

Ма пообещал, что Alibaba подпишет 1 млн. американских предприятий малого бизнеса на свои различные платформы электронной коммерции. Это прежде всего Taobao, платформа для множества индивидуальных продавцов, и Tmall, сайт более высокого уровня для торгующих компаний.

Джек Ма -

Ну конечно, «китайская грамота». Но уж перевести все на любой другой язык ─ это далеко не самая сложная задача для Alibaba

В Китае Alibaba хостит 10 млн. торговцев, что обеспечивает примерно 30 млн. рабочих мест. Про 1 млн. подписок для малого бизнеса в США Ма говорил еще годом ранее на страницах Wall Street Journal. Компания оценивает, что каждый американский бизнес, который будет заниматься продажами на платформах Alibaba, наймет хотя бы одного выделенного сотрудника, ─ что в результате и даст 1 млн. новых рабочих мест.

Джек Ма -

Михаэль Эванс (Michael Evans), нынешний президент Alibaba

Эванс говорит, что сегодняшняя стратегия компании в США состоит из трех взаимосвязанных частей:

- работа с брендами, торгующими на площадке Tmall;
- работа в секторе американских SMB, которые будут продавать в Китае на Taobao;
- торговля китайскими комплектующими для американских производителей.

Уже сегодня известно, что Tmall с самого начала примет 7 тыс. американских брендов, обращая при этом особое внимание на подлинность продаваемых товаров, ─ в отличие от Taobao, где подделки встречаются довольно часто.

Даосисм Джека Ма

Успех Alibaba показал, что Ма ─ не обычный предприниматель. Вот три принципа, которые являются ключевыми для его подхода.

1. Преследуйте стратегию «Минимум активов». Alibaba ─ это платформа, а не ритейлер. Компания старается до минимума сократить свои основные фонды, используя внешнюю логистику.

2. Играйте на мировой арене. Ма продвигает достоинства международной торговли на платформах Alibaba для всех предприятий малого бизнеса в мире.

3. Планируйте свою отставку заранее. Ма говорит, что думает о своем уходе из компании, которую он построил, с 45 лет, т.е., уже через семь лет.

Любопытство как двигатель бизнеса

Любопытство всегда было основой успеха Ма в бизнесе. Он начал карьеру как учитель английского языка в своем родном Ханчжоу. Ма был одним из первых китайских предпринимателей, понявших возможности и потенциал интернет, ─ и у него вообще есть способность оказаться в правильном месте в нужное время.

Например, в 1997 г. Ма поручили работать переводчиком для соучредителя Yahoo Джерри Янга (Jerry Yang), когда тот посещал Пекин. Но, кроме перевода, Ма тогда сумел сделать что-то такое, благодаря чему Янг инвестировал $1 млрд. в Alibaba в 2005 г. и находится среди членов ее правлении сегодня. Доля Yahoo в Alibaba теперь стоит $40 млрд.

Джек Ма -

Ма никогда не избегал разумной рекламы со знаменитостями. Чета Бэкхемов на праздновании самого большого в мире посещения магазина онлайн 9 ноября 2016 г. в Шэньчжэне

Ма до сих пор нравится роль учителя, и он даже называет себя «ректором», а не руководителем многомиллиардного бизнеса. Еще в 2013 он ушел с должности генерального директора Alibaba.

Джек Ма -

Текущий СЕО, Даниэль Чжан (Daniel Zhang), присоединился к компании в 2007 г

Однако никто не сомневается, что Ма имеет решающий голос во всех важных решениях относительно Alibaba и ее многих дочерних компаний. Одна из газет написала, что он «фактически уподобляет Alibaba окружающей среде, к которой он проявляет пристальный интерес как член общества охраны природы».

Джек, что дальше?

Ма не хочет быть одним из тех стариков, которые все еще протирают штаны в советах директоров, уже ничего, по сути, не решая (Ма говорит образнее ─ «они потеряли свое моджо (mojo)», ─ т.е., свои былые магию и харизму).

«У меня есть собственные планы в этом отношении», ─ говорит он. ─ «Но я могу сказать точно ─ я не хочу умирать в своем офисе. Я хочу умереть на пляже».

Впрочем, немногие относятся к этому заявлению серьезно, ─ по крайней мере, пока. Близкие к руководству Alibaba люди отмечают, что никакие главные решения не происходят без Ма, и что он продолжает формировать стратегию Alibaba.

Ему принадлежит менее 8% Alibaba. Это далеко не контрольный пакет акций, но все в компании понимают, что они работают на Джека. Подобным способом управлял Apple Стив Джобс, который имел еще меньшую долю в компании.

Сегодня путешествия Ма соответствуют глобальным стремлениям Alibaba. Год назад компания заплатила $1 млрд. за контрольный пакет акций в Lazada, онлайн ритейлере Юго-Восточной Азии.

Alibaba и Ant Financial, которая управляет доминирующей китайской платежной платформой Alipay, вложили капитал в Paytm, индийского игрока электронной коммерции. Alibaba, особо не афишируя свои действия, инвестировала в американские стартапы Magic Leap, Lyft и Snap.

У Alibaba одна из самых простых формулировок миссии любой крупной компании ─ «облегчить людям заниматься бизнесом где угодно».

Ma продвигает новый бренд для своих инициатив ─ World e-Trade Platform (WTP). Собственно, это объясняет стремление Alibaba к глобальной интеграции систем электронной коммерции.

Завершить этот очерк хотелось бы чисто китайским примером, который однажды привел Ма, ─ «Если вы собрали лидеров 200 стран в одной комнате, то даже понять что-то очень трудно. Но если вы собрали 200 деловых людей, они смогли бы кое о чем договориться». И, возможно, именно Джек Ма будет вести такие беседы.

Джек Ма --

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT