`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Два девиза

0 
 


"Когда прибыльный, хорошо налаженный бизнес вдруг начинает давать сбои, его владельцы задаются вопросом -- почему это происходит именно с ними. Мы дадим им исчерпывающий ответ", -- говорит Бернар Лито, президент и СЕО французской компании Business Objects, которая 18 июля приобрела широко известную Crystal Decisions.
Два девиза
Бернар Лито уверен, что скоро он будет руководить миллиардным бизнесом
Очередное (и, видимо, не последнее в этом году) слияние разработчиков делового ПО явно свидетельствует о перегруппировке сил на IT-рынке в надежде на скорое оживление мировой экономики. Компании становятся все крупнее, что дает им возможность экономить на операционных расходах и создавать объединенные R&D-подразделения численностью в несколько тысяч человек. Что же готовится сегодня в их лабораториях?

За последние 30 лет понадобилось вложить миллиарды долларов в IT, чтобы понять, что вернуть данные инвестиции достаточно сложно, а многие не смогут это сделать никогда. Едва ли не единственное, чего добились компании, -- более или менее полная автоматизация их сделок. Расплатой же стало создание и содержание "зоопарка" из множества различных приложений, не пригодных для взаимного использования огромного объема накопленной информации.

Ответом на требования заказчиков стало появление в 90-х гг. средств интеграции приложений и технологий Business Intelligence (BI). Предполагалось, что с их помощью организации, наконец, смогут исследовать свои залежи данных и отыскать в них золотые крупицы знаний, которые позволят им принимать лучшие деловые решения, уменьшить затраты и увеличить производительность.

В 2002 г. разработчики BI-продуктов впервые увидели "свет в конце туннеля" -- заметное увеличение продаж своего ПО. Сами средства, по общему признанию, стали более зрелыми и дружественными пользователю, но есть еще достаточно направлений, где они нуждаются в совершенствовании, -- обеспечение безопасности при работе с данными, "бесшовный" доступ к БД различного типа, масштабирование, производительность и т. д. Кроме того, в соответствии с современными взглядами, BI-технологии должны полностью охватить корпоративные системы, увеличивая их потенциальные возможности.

Эта задача является главной причиной объединения Business Objects и Crystal Decisions (что, конечно, не умаляет улучшения их общего финансового состояния). В результате сделки, стоимость которой оценивается в 820 млн. долл., образуется компания, насчитывающая 3,8 тыс. служащих, имеющая 40 тыс. клиентов и совокупный доход (по данным прошлого года) в размере 736 млн. долл.

Тернии и звезды Crystal

Основанная в 1984 г. в Ванкувере (Канада), Crystal Services всегда славилась тем, что задавала тон в своей области.

В 1988 г. на должность директора по R&D и главного архитектора пришел Грэг Кирфут (Greg Kerfoot), который предыдущие пять лет провел в Computer Associates, разрабатывая ставшую популярной систему учета АССРАС. Спустя четыре года были выпущены первые на рынке продукты для построения отчетов на платформе Windows, а Microsoft встроила данную технологию в Visual Basic, что сулило надолго обеспечить Crystal Services безбедное существование.

Но для нее этого оказалось явно недостаточно. Gartner Group в то время очень высоко оценивала способности компании относительно предвидения в области новых технологий, рост ее доходов продолжался, тогда как у конкурентов дела шли не очень гладко.

Когда в 1994 г. Seagate купила Crystal Services, в последней работало всего 60 человек и для нее открывались хорошие перспективы роста. Бывшая Crystal стала основой нового подразделения известного "винчестерного" гиганта -- Seagate Software, а Грэг Кирфут -- его президентом и директором по стратегии.

Уже в 1996 г. Crystal Report было признано лучшим ПО в категории программ для построения отчетов. Интересно, что в номинации "Средства поддержки решений и OLAP" победил тогда пакет Business Objects. Главным продуктом новой компании стал первый на рынке набор инструментального аналитического ПО для предприятий, вышедший под торговой маркой Seagate Info. В том же году Seagate Software усиливается за счет покупки британского разработчика OLAP-средств Holistic Systems. Популярность выпускаемого пакета быстро растет, а форма и внешний вид отчетов, подготовленных с помощью ее продуктов, фактически становятся неписаным стандартом.

Однако общая прибыльность материнской компании начала уменьшаться, что, в конечном итоге, привело к серьезной реорганизации Seagate Soft­ware, которая к этому времени насчитывала уже 1100 служащих в 30 офисах по всему миру, и к переориентированию ее на BI-технологии.

В рамках специальной акции пользователи MS BackOffice бесплатно получили около 200 тыс. копий пакетов Seagate Analysis и Seagate Info 7. Компания добилась сертификата Oracle о совместимости ее хранилищ данных с продуктами Seagate Software. Аналогичная работа была проделана и для SAP, причем ПО предлагалось с 50 бесплатными пользовательскими лицензиями.

Такие шаги позволили, наконец, Seagate Software обрести четкую рыночную ориентацию и занять сильные позиции среди конкурирующих пакетов для построения отчетов от Cognos, Oracle, Computer Associates и Brio. В результате в 1999 г. была продана 5-миллионная лицензия на ее продукты. Данный период отмечен также выходом Crystal Enterprise -- в очередной раз первого на рынке решения для анализа информации, ориентированного на Web.

Однако привычная большинству пользователей марка Crystal, как бы ни хотелось Seagate, упорно не ассоциировалась с этим признанным производителем жестких дисков. В конце концов Crystal пришлось еще раз сменить владельца. Seagate окончательно решила заняться только традиционными для нее устройствами хранения данных, и Seagate Software была продана частному консорциуму New SAC, зарегистрированному на Каймановых островах и включающему несколько инвестиционных фондов.

Реорганизация тогда прошла довольно болезненно. Часть специалистов ушла, многие процессы оказались нарушенными, сменился руководитель. Президентом и СЕО стал Джон Джадж (Jon Judge), имеющий за плечами 25-летний опыт работы и сделавший успешную карьеру менеджера в IBM. Новое название -- Crystal Decisions -- во-первых, вернуло компании привычное имя, а во-вторых, подчеркнуло ее направленность не на услуги, как ранее, а на законченные решения.

Несмотря на трудности, возвращение состоялось. В прошлом году технологии Crystal Decisions были встроены в MS Visual Studio .NET, Crystal Enterprise начал работать на платформе Unix, а общее число проданных лицензий достигло 14 млн. К настоящему времени ее продукты более 90 раз отмечены различными призами промышленных ассоциаций и специализированных изданий. Ее клиентами являются AT&T, Boeing, Ford, Toyota Financial Services и многие другие, а партнерами -- Baan, Hyperion, IBM, Lawson, Microsoft, PeopleSoft и SAP.

Экономическое положение Crys­tal Decisions достаточно прочно. В 2002--2003 финансовом году ее доходы в США выросли на 32%, составив 287,5 млн. долл., и в компании считают, что этот успех во многом достигнут благодаря соблюдению принципов, определяющих девиз Crystal Decisions: "Access. Analyze. Report. Share".

Бернар Лито и Ко

Не слишком известная у нас Business Objects не обладает технологией, обещающей изменить мир. Но, пожалуй, она имеет все остальное -- быстрый рост, прибыльность, прозорливость и, самое главное, нужное ПО, которое она своевременно выводит на рынок.

Бернар Лито (Bernard Liautaud), исполнительный директор и председатель совета директоров Business Objects, основал ее в 1990 г. во Франции вместе со своим партнером Дэнисом Пейре (Denis Payre), использовав 5 млн. долл. венчурного капитала. Всего спустя четыре года Business Objects стала первой европейской софтверной компанией, вышедшей на Nasdaq.

Лито, который ранее работал менеджером по маркетингу Oracle во Франции, в марте 2001 г. был назван журналом Chief Executive Magazine в списке Top 10 CEOs Северной Америки, а годом позже включен в перечень 25 лучших СЕО Европы. Осенью 2000 г. опубликована его книга "Busi­ness Intelligence: Turning Information Into Knowledge Into Profit", ставшая бестселлером Amazon и уже переведенная на девять языков мира. В течение последних шести лет Business Objects неизменно входит в число наиболее влиятельных IT-организаций, определяемых журналом Intelligent Enterprise. Ее ПО применяется в 16,5 тыс. компаний из 80 стран мира, среди них -- Pepsico, British Airways и MasterCard. France Telecom имеет 70 тыс. пользователей продуктов Business Ob­jects, U.S. Military Health System -- 50 тыс.

Хотя фирма зарегистрирована во Франции, ее высшее руководство сосредоточено в Сан-Хосе (штат Калифорния), ближе к рынку США. Подразделения R&D, наоборот, находятся в Париже, рядом с одним из лучших европейских технических университетов Ecole Centrale. Поскольку она работает как в Европе, так и в Северной Америке, это позволяет быстро приспосабливаться к мировым рынкам, а Лито с самого начала видел ее глобальной.

Сегодня аналитические приложения Business Objects поддерживаются на всех распространенных платформах и доступны на 13 языках. Это не единственное, но приоритетное направление ее деятельности. По мнению Лито, ПО данного класса станет основным источником дохода и будет приносить от 25 до 30% прибыли вместо нынешних пяти.

Бернар Лито не устает подчеркивать, что его детище должно превратиться в разработчика с миллиардными доходами, что является не конечной целью, а только вехой. "Мы хотим достичь ее не истощенными, но полными сил, чтобы уверенно двигаться к пятимиллиардному рубежу, -- говорит он. -- В Business Objects мы сосредотачиваемся всего на трех вещах -- персонал, клиенты и прибыль. Если вы можете обеспечить первые две, третье получается как бы само собой". Одна из составляющих этой политики -- система оплаты труда 2200 служащих, заимствованная у Cisco: их премии соответствуют ежеквартально определяемому индексу удовлетворенности клиентов.

Как и в Crystal, в компании есть свой девиз. На обратной стороне визитных карточек сотрудников выдавлено: "LCT2IP -- leadership, customer-focused, transnational, innovation and integrity, passion".

"Секретные" цели альянса

Итак, в истории Crystal начинается новый этап. Выступая по телевидению, Бернар Лито сказал, что эта сделка "примиряет две сильные и прибыльные организации". В результате слияния предполагается уже в следующем году сократить операционные расходы на 25 млн. долл., не увольняя часть персонала. Продукты Crystal Decisions по-прежнему будут совершенствоваться и продаваться. Сохранится и торговая марка Crystal, известная более чем 25 тыс. клиентов во всем мире.

Однако наиболее активным на рынке BI, по всем оценкам, окажется сегмент "пакетированных" наборов приложений. Сегодня это стиль рынка, который в ближайшие два года должен заметно оживиться: по прогнозу IDC, до 8 млрд. долл. к 2005 г. Но клиенты теперь предпочитают заключать контракты не на такие крупные, как раньше, суммы. Они также хотели бы видеть все более интегрированные системы и меньшее число их поставщиков. Как же разработчики BI собираются выходить из создавшегося положения?

Исторически сложилось, что ПО для запросов и построения отчетов технологически отличается от интегрированных наборов средств аналитики для предприятий -- Enterprise BI Suites (EBIS). Однако сегодня эти две области быстро сходятся. Скорее всего, подобная тенденция приведет к разработке совершенно новых систем или, по крайней мере, их следующего поколения. Рынок же для EBIS ожидается обширнее двух прежних, вместе взятых.

Сближение данных направлений наблюдается уже некоторое время. EBIS-продукты от Brio, Business Objects и Cognos последовательно улучшаются с каждой очередной версией. Аналогично разработчики систем отчетов (Actuate, Crystal и Information Builders) добавляют в свои пакеты новые продукты -- коннекторы для подключения электронных таблиц, специальных отчетов и средства OLAP. Тем не менее, чтобы получить полный набор EBIS в его сегодняшнем понимании, пока придется воспользоваться несколькими видами ПО.

Сочетание EBIS/reporting должно обеспечить технические возможности применения BI приблизительно трем четвертям потенциальных клиентов, в том числе и через Web. Такое решение типично включает построение отчетов, запросы непосредственно к БД и OLAP в единой среде, независимо от масштабов организации. В этом принципиальное отличие от ранее предлагавшихся "больших" аналитических систем.

На диаграмме показаны текущее состояние и прогноз действий разработчиков в направлении конвергенции EBIS и средств построения отчетов. До сих пор в лучшем положении находились Oracle и Brio, имеющие собственные продукты обеих категорий. Теперь же слияние Business Objects и Crystal Decisions до минимума сокращает им путь, который осталось пройти до новых решений, а устойчивые репутация и текущее финансовое положение обеспечивают хорошие шансы в борьбе за растущий сегмент рынка.

Где же развернется основное сражение? Похоже, что очень скоро лучшими ERP-системами станут считаться те из них, которые обладают наиболее мощными встроенными средствами BI. Рано или поздно этот шаг следовало сделать, и экономический спад только ускорил его. Возможен и такой сценарий: следующая волна слияний и поглощений будет связана с консолидацией разработчиков ERP и аналитического ПО.

Новой объединенной компании в данном сегменте предстоит серьезная борьба с Cognos, Hyperion и SAS, к которым вскоре присоединится и Microsoft, планирующая добавить средства построения отчетов к своему SQL Server. А конкуренты пока продолжают стягивать силы под собственные знамена. Два девиза

В свою очередь, 23 июля Hyperion Solutions объявила о покупке за 142 млн. долл. Brio Software, которая в последнее время испытывала финансовые трудности, чтобы использовать ее ПО в консолидированных решениях. Продукты Hyperion традиционно применялись для автоматизации финансовой деятельности и специализированной отчетности, а также содержали средства анализа финансовых данных. ПО от Brio, кроме аналитических возможностей, направлено на построение целевых программ маркетинга. Meta Group считает, что объединение продуктов идеально отвечает запросам клиентов, которые получат функционально полное решение из одних рук.

Таким образом, за последнюю неделю рынок BI (в основном -- сектор EBIS) был дважды абсолютно перекроен. Cognos, имевшая самый высокий доход, отступила сначала на вторую, а затем и на третью позицию. "Большая тройка" сегодня выглядит так: Business Objects, Hyperion, Cognos. Однако изменения на этом отнюдь не закончились, и, по мнению аналитиков, с наибольшей вероятностью они теперь должны коснуться MicroStrategy.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT