`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Павел Молодчик

Дума о беллетризуемости

+810
голосов

Нам нравится писать о том, о чем читателям нравится читать, а тем, в свою очередь, нравится читать о вещах, соразмерных их уму. В этом смысле околотехнические и научно-популярные публикации подобны кроссвордам: действующий на рынке прессы естественный отбор отсеивает как примитивные, так и слишком сложные для отгадывания головоломки. Та же судьба ждет и околотехнические публикации, повествующие о слишком простых, а также непомерно сложных для понимания вещах.

Отличие кроссворда от околотехнической публикации состоит в том, что если первый адресован самопогруженным читаталям-эскапистам, то аудитория второй -- напротив, активно интересуется окружающей действительностью и воздействует на нее (в т.ч. и путем голосования деньгами за те или иные технологии).

Т.о. IT-журналисты и блоггеры, в отличие от составителей кроссвордов являются активными проводниками универсального принципа отсеивания всего слишком простого и непомерно сложного.

Через их посредство принцип отсеивания слишком простого и непомерно сложного воздействует на окружающую действительность.

Прежде, чем разобраться в характере этого влияния (и, соответственно, взвесить бремя социальной ответственности журналистов и блоггеров), попробуем разобраться с принципом отсеивания.

В обобщенном виде я его сформулировал бы так: во всем множестве вещей и явлений между полярными полюсами тривиальности и непостижимости существует золотая середина, близость к которой делает эти вещи и явления беллетризуемыми, - т.е., подлежащими описанию в форме, увлекательной для широких масс.

Давайте распределим греческий алфавит по условной шкале сложности для понимания таким образом, чтобы альфа соответствовала тривиальности, омега -- непостижимости, а притягательная для авторов и читателей каппа находилась где-то в районе золотой середины, и для краткости переименуем принцип отсеивания всего слишком простого и непомерно сложного в каппа-принцип (КП).

Рассмотрим ряд примеров, демонстрирующих КП в действии.

Совершенно очевидным представляется влияние КП на мифологию, кино, литературу и школьную программу.

Уорхолл с одним-единственным персонажем в фильме "Сон" и Ло Гуань-Чжун с 280 в романе "Троецарствие" опасно отклонились от оживленного фарватера меж Сциллой тривиальности и Харибдой непостижимости. Я "Сна" не досмотрел, а "Троецарствия" не дочитал.

Лучшая "населенность" хорошо беллетризуемой истории -- где-то от 5 до 20.

Для детских сказок верхний предел я предлагаю установить в 10 (Белоснежка + семь гномов + ведьма + 1 принц).

Школьная программа посвящает много учебных часов небесной механике но почти ничего не говорит о других столь же важных для нашей жизни вещах. Например, о процессах инициации, элонгации и терминации в белковом синтезе. Мы, вооруженные знанием о КП, не видим в этой диспропорции парадокса: очевидно, что как теория небесной механики, так и ее история ("а все-таки она вертится!" и т.п.) проникли в учебники благодаря своей образцово-показательной беллетризуемости. С другой стороны, инициация, элонгация и терминация суть плохо беллетризуемые, не занимательные, сухие, чрезмерно сложные понятия, почти не дающие пищи воображению.

Впрочем, на подспудном уровне понятие о КП есть у всех; похоже, оно относится к разряду врожденных. Почему Ватсон был ошарашен, когда выяснилось, что Холмс ведать не ведает, Солнце ходит вокруг Земли, или наоборот? Его поразила вычурность холмсовского ума, подчиняющегося какому-то альтернативному, ненормальному КП, в рамках которого небесная механика не считается занимательной материей.

Теперь рассмотрим более приближенный к тематике КО пример: представьте, что, прицениваясь к ЦФК очередного поколения, вы наталкиваетесь в интернете на три пресс-релиза: Альфа, Каппа и Омега.

Вот цитаты из этих воображаемых документов:

Альфа:
Фирма Alpha Inc. на 12% увеличила мегапиксельность, зумность, быстродействие и экономичность. Последняя пара перечисленных результатов достигнута за счет использования четырех четырехъядерных процессоров вместо прежних двух двухъядерных... Ох и скукота, ох и зевота!.. Это даже и новостью не назовешь. Скорее уж, новость была бы в том, если бы всего этого не случилось к подоспевшим срокам.

Омега:
В рамках данной системы, разработанной ботаниками из MIT, квантовое состояние нейтрализует гамма-квант так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Плазменное образование концентрирует гамма-квант одинаково по всем направлениям. Изолируя область наблюдения от посторонних шумов, мы увидим, что кристалл усиливает внутримолекулярный электрон при любом агрегатном состоянии среды взаимодействия. Силовое поле расщепляет электрон -- все дальнейшее далеко выходит за рамки текущего исследования и не будет здесь рассматриваться. Возмущение плотности, в согласии с традиционными представлениями, ненаблюдаемо. В соответствии с принципом неопределенности, мишень заряжает экситон, тем самым открывая возможность цепочки квантовых превращений. Возмущение плотности трансформирует ультрафиолетовый бозе-конденсат, при этом дефект массы не образуется. Квантовое состояние, как того требуют законы термодинамики, недетерминировано восстанавливает магнит, поскольку любое другое поведение нарушало бы изотропность пространства. Поверхность испускает экзотермический фотон, в итоге возможно появление обратной связи и самовозбуждение системы. ((с) http://referats.yandex.ru).

"Если ученый не может объяснить своих занятий уборщице, то он и сам не понимает, чем занимается". Знают ли авторы эту приписываемую Резерфорду цитату, и согласны ли они с ней (я -- нет) -- неведомо. Известно только, что изображения с помощью их необъяснимой технологии получаются превосходные (кроме того, эта технология беспрецедентно дешева, экологически безопасна и надежна).

Каппа:
Компания Kappa Technologies продемонстрировала камеру Klizma 50, фоточувствительный элемент коей являет собою резиновую грушу, покрытую 4,194,304 (2^22) однопиксельных объективчиков, -- как глаз мухи фасетками. Микролинзы набрызгиваются на поверхность эластичной CCD-подложки струйным принтером, заправляющимся стекловидными чернилами. Ясно, что обеспечиваемая новой камерой глубина резкости всегда бесконечна, и что она радикально освобождена от хроматических аберраций, виньетирования, расфокусировки и прочих проблем, присущих традиционной оптике. Изнутри груша заполнена воздухом, сообщающим камере плавучесть. Подкачивая воздух, можно менять кривизну фоточувствительной поверхности и т.о. осуществлять трансфокацию.

Почему в названии камеры фигурирует слово Klizma объяснять не стоит. Число же 50 отражает ее способность обеспечивать разрешение не хуже, чем у 50-мегапиксельных камер. Как это ей удается, если в ее матрице нет и 5 млн. элементов? Здесь авторы пресс-релиза считают нужным сделать небольшое отступление. Многим сведущим в физиологии зрения известен такой занимательный факт: человеческий глаз обеспечивает примерно в 10 раз большее разрешение, нежели можно ожидать исходя из численности фоточувствительных клеток в сетчатке. Разные источники объясняют это явление с разной степенью доходчивости, но самое доходчивое (читай, беллетризируемое) объяснение приводят маркетологи Каппы: по их мнению, все дело в т. наз. треморе глазных яблок, из-за которого освещенность каждого фоторецептора постоянно колеблется. Отслеживая динамику перепадов освещенности, глаз вычисляет дополнительную визуальную информацию. Необходимые для вычислений ресурсы обеспечиваются нейронами, расположенными в глубоких слоях сетчатки. Реализовать этот отобранный матерью-природой способ увеличения разрешения разработчикам ЦФК до недавнего времени не позволяло отсутствие аппаратных ресурсов необходимой мощности (несколько терафлопсов), потребных для моделирования работы иерархической нейронной сети. Разработчики Каппы решили данную проблему, построив экономичный узкоспециализированный DSP-процессор Klizmium I с 4,194,304 очень простых ядер (по одному на пиксель). Тремор клизьмы обеспечивается пьезоэлектричесими MEMS-актуаторами в основании ее крепления. Klizmium II будет поддерживать технологию CUDA, сулящую супермаркетам и ломбардам новый источник поступлений: стеллаж с ЦФК можно сдавать в аренду в качестве суперкомпьютера.

Следуя примеру Apple, Kappa Technologies уделяет большое внимание организации зрелищных конференций. Так, ее дирекция наняла в качестве СЕО Дэвида "Копа" Копперфильда. Представляя новый продукт, Коп парит над головами собравшихся в конференц-зале, стилизованном под внутренности мухи. Недавно автор концепции Klizma был найден застрелившимся в собственном рабочем кабинете. На забрызганном кровью мониторе его ПК крутился youtube-ролик с летающим Копом. Родственники и друзья указывают, что последние месяцы покойник, у которого Коп отнял всю славу, находился в депрессии, вызванной осознанием невозможности создать в жизни что-то более великое.
[...]

Если говорить и думать о пресс-релизе Альфа у нас нет никакого желания (т.к. "принципы" описываемой в нем технологической инновации нагоняют уныние своей тривиальностью), то говорить и думать о пресс-релизе Омега желание-то есть... Но нет решительно никакой возможности (ибо даже самые базовые "принципы" описываемой в нем технологии непостижимо сложны).

В предыдущем абзаце закавыченность понятия символизирует условность его отношения к действительности: для успешной беллетризации технологии достаточно описать ее таким образом, чтобы создать у потребителя хотя бы видимость настоящего понимания ее принципов. Проблема с популяризацией и внедрением технологий вроде Omega состоит не в том, что они сложны непонятны, а в том, что в них отсутствует, так сказать, каппа-зацепка, дающая маркетологам и журналистам возможность внушить своим читателям хотя бы иллюзию понимания.

Вернемся к компании Каппа, пресс-релиз которой производит в нервах читателя следующее действие:

- Самолюбие потребителя, которому кажется, будто он, затратив некоторые умственные усилия, понял, как устроена новая технология, испытывает приятную щекотку. Имеючи возможность просканировать его центр удовольствия, мы услышали бы следующее: "Я достаточно образован, умен и утончен для того, чтобы знать, чем фасетки отличаются от сетчатки, и мочь по достоинству оценить изящество технических решений, принимаемых на переднем фронте НТП... Я не лыком шит!".

- Потребитель ощущает чувство принадлежности кругу избранных, снисходительно поучающих своих ближних относительно "клизьмы-50". Во всяком случае, мне сочинение пресс-релиза Каппы доставило большое удовольствие:)

- Потребителю кажется, что его знания об окружающей действительности чуточку расширились. Согласитесь, что это -- тоже приятное ощущение. Хотя природа его не очень ясна. Я бы связал его с иррациональным чувством наслаждения, сопровождающим акт удовлетворения инстинкта. В данном случае - инстинкта любопытства.

Существование инстинкта любопытства -- спорный вопрос, в котором я, пожалуй, займу сторону социолога Т. Веблена, не только признающего существование такового, но и считающего его отличительной особенностью высших животных и основным психологическим двигателем, обеспечивающим развитие цивилизации.

Скажем так: сосание под ложечкой побуждает человека насыщаться пищей, а инстинкт любопытства -- насыщаться информацией, повышающей точность его представлений об окружающем мире. Оба безусловных рефлекса унаследованы нами от первобытных предков, которым они для выживания были абсолютно необходимы. Сегодня инстинкт насыщения можно обмануть каким-нибудь бескалорийным шоколадом, а инстинкт любопытства -- пресс-релизом Каппы.

Поскольку большая моего поста выходит посвященной рекламным технологиям, не обойтись без упоминания об издавна взятом рекламистами на мушку половом инстинкте. КП-маркетинг воздействует на инстинкт любознательности в той же мере, в какой плакат с полуголой фотомоделью на фоне плитки шоколада воздействует на инстинкт половой. Пресс-релиз Каппы действеннее по двум причинам: во-первых, если аудитория рекламы шоколада ограничена 50% населения (гомосексуальными женщинами и гетеросексуальными мужчинами), то реклама Каппы обращена ко всем. А во-вторых (и в-главных), эксплуатация инстинкта любознательности осуществляется в куда более завуалированной и коварной форме. Очевидность фотомодельных прелестей, взывающих к половому инстинкту, о существовании которого потребитель прекрасно осведомлен (и импульсы которого привык контролировать), позволяет ему включить барьеры критического восприятия и осознать, что сладость обольстительной улыбки вовсе не эквивалентна сладости шоколадной плитки, а лишь обозначает таковую на языке рекламных символов. Яд же КП-психоманипуляций, нацеленных на инстинкт любознательности (до того неосознаваемый и эзотерический, что о нем нигде кроме как в сочинениях Веблена да в моем блоге и прочитать-то негде:), проникает в мозг жертвы в защитной оболочке просветительских и прочих благопопечительных намерений.

Прошу простить брюзжание насчет цинизма, с которым-де эксплуатируются наши инстинкты. Виноват, увлекся. И от дилетантских рассуждений об инстинкте любопытства я тоже готов отречься с легким сердцем, поскольку принципиального значения для нижеследующих выводов они не имеют.

Выводы

Хорошо беллетризуемую технологию можно использовать для получения интенсивного положительного эмоционального отклика, связываемого в сознании потребителя с маркой воплощающего ее продукта (и с названиями журналов, сопроводивших ее описание цветными картинками, благодаря которым потребитель обрел просветление).

Счастливое сочетание журналистских желаний и читательских возможностей, отличающее пресс-релиз Каппы, обеспечивает важное преимущество: ей гарантирована бесплатная глобальная рекламная кампания в СМИ и блогосфере (где положительный эмоциональный отклик читателя является важнейшей из валют). Возможно, эта кампания поможет Каппе набрать обороты, скупить патенты Омеги и упрятать их под сукно.

Участвуя в подобных кампаниях IT-журналисты и блоггеры становятся ключевыми агентами пагубного влияния КП на НТП.

Снимаю шляпу перед каждым дочитавшим до этого места, и перехожу к вопросам, побудившим меня к написанию этого во многом мне самому неясного поста:

Насколько это влияние велико?
Т.е., много ли достойных "Альф" и "Омег" кануло под гнетом этого влияния в Лету, и существенно ли вследствие этого затормозился НТП?
Должно ли правильно устроенное общество принимать меры для нейтрализации этого влияния?

+810
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

На мой взгляд, Ваше эссе справедливо в отношении массовой околотехнической аудитории (то есть той, целью чтения которой является приобретение побочных знаний, тешущих самолюбие, но не связанных с их основной деятельностью).
Предполагаю, что Ваши выводы без коррекции нельзя переносить на полупрофессиональную и профессиональную аудитории. У нее несколько другие (с точки зрения практической ценности) акценты и посылы для обращения к той или иной публикации.
В Вашей метрике: то, что является каппой для первой группы, станет лишь гаммой для второй и бетой для третьей аудитории.

Я в экстазе! ;)) Автор явно использовал КП для описания этого самого КП ;)

> Ваше эссе справедливо в отношении массовой околотехнической аудитории […] без коррекции нельзя переносить на полупрофессиональную и профессиональную аудитории.

кожен думає, що він не кожен (с) автор невідомий.

p.s. авторові за допис — залік =) справді, практичне застосування описаної ж теорії =)

"it's quite easy if you don't know how" (c) d.adams

Интересное объяснение процессов использования компаниями инстинктов :) КО применяет к читателям КП! Завлекаете и хвастаетесь!

Как верно замечено выше, каппа принцип может подвергаться осуждению только при его сознательном использовании в меркантильных целях, да и то весьма условно – люди зарабатывают на хлеб, и часто весьма остроумно.
А в «правильном обществе» это называется популяризацией, и служит отправной точкой (не массово конечно) продвижения к Омеге.

Категорически не согласен с «золотым числом» в сказках, вспомните двенадцать Месяцев, тридцать-три богатыря (в чешуе как жар горя…), Али-Бабу и сорок разбойников, ну и наконец «Винни-Пух и ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ»…

Ну на счет сорока разбойников вы явно погорячились. Можете назвать имена хотя бы двоих-троих? :)

Да пожалуйста, вот только подтвержденные: атаман Хасан Одноглазый, Ахмед Сорви-голова, Мухаммед Плешивый... думаю дети с удовольствием продолжат...
http://www.lukoshko.net/east/arab2.shtml
Надеюсь, о Родственниках и Знакомых Кролика вопросов не будет...

Сдаюсь! Дети давно уже выросли, и такие факты успешно стерлись. Что лишний раз говорит о том, что это была абсолютно несущественная информация.

Тогда можно вас попросить и пару-тройку имен тех самых витязей? :)

Можно и витязей: Первый Богатырь, Второй Богатырь...Тридцатьтретий Богатырь, пообщайтесь с детьми - они и не такое придумают.

Ну, раз автор не слишком ругает за отход от темы, добавлю чуть серьезней.
Поскольку считается что жизнь и творчество Александра Сергеевича изучены настолько досконально (уступая, наверно, только Владимиру Ильичу), что и строчки случайной быть не может, то и толкование первоисточника «Сказки о царе Салтане», ну и соответственно имен богатырей, простирается от древнегреческой, индоевропейской и славянской мифологий, простого заимствования западноевропейских источников, приписывания чуть ли не коммунистической идеологии (новая «Утопия») до смело-бесстыдных изысков последователей Фрейда. Выбирайте.
Ну и напоследок, возвращаясь к теме, вот такой вот «Каппа» урок :
http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200200502

Никогда не слышал ничего подобного! Видимо, это версия для вундеркиндов:) В моей сказке бандиты не именовались, и я воспринимал их как коллективного персонажа (вроде Змея Горыныча о семи головах)

Да нет, всё правильно. Там несколько бандитов сменяют один другого на посту помощника атамана, поэтому они "the". Все остальные, "a", лишь создают массовку.

Кстати, это означает, что действующих лиц со стороны бандитов не 40, а всего 5: атаман, трое его заместителей и "все как один" остальные. Так что число действующих персонажей действительно около десятка -- тут теория работает.
А 33 богатыря -- это вообще "1 взвод под командованием Черномора". :)

ЗЫ: а в некоторых сказках каждая голова Змея Горыныча имеет свою личность, отчего они нередко спорят между собой, как и две головы великана Блендербора. В таком случае головы -- это разные персонажи.

мудрёно, ой мудрёно пишит аффтар! дажэ мой идейный вдахнавитель и научный ракомвадитель саламон эпштэйн сняв бы кашкет перед таким иписталярным шидевром:)))

а в суръёзе - ну ни абщественае мнение апредиляит навучнотихнический прагрес.

есиб аффтар паработав в настаящей навуке, то он бы поняв, шо кахда праэктируецца новый самалёт, то какой иму фтыкнуть движок решают не уборщыцы в нии начитавшиысь билетристеки, а ришает ракамвадитель праэкта и тасказать, учёный савет (в некатарам смысле).

билетристеку читают будущие пасажыры после первых лётных испытаний. но ни ани ришают - эта модна, в этам палетим. а эта немодна, в этам нипалетим.

не преувеличивайте роль околотехнических сми в нтп.

от.

отакоеот.

Оккама тут би потішився :) Нічого думати що хоч один гвіздок науки був забитий мікроскопом белетристики. А викорчуваний - тим паче :)

Не знаю кто такой Оккама, но он имхо не совсем прав:) Хотя непосредственных манипуляций с гвоздями науки микроскоп беллетристики и не производит, он создает для таких манипуляций подходящие или неподходящие условия. Напр., от "Молота ведьм" и др. подобной беллетристики многие гвозди повываливались.

Так в середньовіччі було табу на інакомислення. Крім того, в різні часи різні речі були визначальними :)

Але в сучасному світі белетристика може мати силу лише в тому випадку, якщо "масами" виступає далеке від вас "керівництво" від точки зору якого однак залежить підтримка вашого проєкту :)

Всі інші ж можуть або приймати або відкидати ваші ідеї, але від них насправді нічого не залежить. Вони надто відсторонені для цього :)

такое себе словоблудие...
Ну сами посудите - любое произведение эпистолярного жанра должно быть формально самодостаточным. Пример же с Омега явно намекает либо на мегаподготовленность читателя, что в свою очередь обусловит резкоочерченый круг как выпускающей так и потребляющей аудитории и сведёт практически к нулю рентабельность любого "рискнувшего" издания, либо на цунами цитат, ссылок и первоисточников, что сразу же выведет любую действительно серьёзную статью из формата.
Фактически речь идёт о деньгах - есть ли финансовый потенциал у какого-либо издания публиковать Омега, или хватит ли творческого потенциала журналистам красиво обернуть Альфа, для чего в любом случае понадобится всё та же мотивация.
Однозначно только то, на что указывали выше - ни от этой статьи, ни от нашего обсуждения ничего не зависит даже для нас. Просто словесная мастурбация. Даже на софистический дискус не тянет.
Ну разве что некоторые получат удовольствие от процесса)))))))))))

"Троецарствие" неподъемно из-за аморфного сюжета. Я его тоже не одолел, а вот "Речные заводи" прочёл и даже с удовольствием. А там персонажей ненамного меньше - только основных героев 108 штук.

Что касается опуса аффтара. Формат блога, по-моему, диктует некоторые ограничения на тяжеловесность постов. Меня хватило только на половину, после чего (на уместной в данном случае цитате Резерфорда) логическое восприятие начисто отключилось, сменившись восхищением витиеватостью изложения и богатством внутреннего мира г-на Молодчика.

цитата:
Т.о. IT-журналисты и блоггеры, в отличие от составителей кроссвордов являются активными проводниками универсального принципа отсеивания всего слишком простого и непомерно сложного.

Одним словом - скромность их главное достоинство, а Бритва Оккама - главный инструмент.

цитата:
Я "Сна" не досмотрел, а "Троецарствия" не дочитал.

Автор таки добился своего - читать опус далее середины нет ни сил, ни желания

Таки преодолев себя прочитал и ... в том то и дело, что никаких выводов.

Жаль, что автор не владеет понятием "чанк". Чанк - в искусственном интеллекте - фрагмент знаний, хранимый и используемый как единое целое. Вокруг этого понятия есть свои теории и практика

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT