`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Доля рынка как мерило чего?

–313
голосов

Как-то был у меня спор с неким евангелистом Microsoft, в котором он яростно доказывал мне, что уровень доходов компании не может являться показателем успеха, зато вот уровень прибыльности — это совсем другое дело. Это было когда Apple и Microsoft опубликовали свои крайние финансовые показатели за квартал, и тогда по доходам они почти сравнялись (если не ошибаюсь, это было из серии 15.7 млрд у Apple vs 16 млрд у Microsoft), но по уровню прибыли разница была больше (у Apple 3.3 млрд, у Microsoft 4.5 млрд). На самом деле, ни тот, ни другой показатель по отдельности не являются такими, чтобы на их основе можно было судить о… хм… а о чем? кто круче? в общем, о том, что какая-то компания является “лучше”, чем другая.

Оценивают компании по совокупности огромного количества факторов, в которых доходы и прибыль играют не самую основную роль. Я не буду перечислять все эти факторы, так как в рамках одной заметки это сделать крайне трудно (в современных бизнес-школах целый год читают специальный курс, этому посвященный), скажу лишь, что перспектива, которую видят в компании инвесторы, и умение компании выпускать новые и успешные продукты там играют не последнюю роль. Вопрос вот в чем — а какую роль там играет доля рынка, которую занимают продукты компании?

За последние две недели сразу две компании (IDC и Gartner), которые специализируются на исследованиях рынка, опубликовали свои прогнозы касательно распределения рынка мобильных платформ через несколько лет.

Вот, например, прогноз компании IDC:

А вот прогноз Gartner:

Попытка предсказать эти цифры на 4 года вперед смешна хотя бы тем, что за этот период вполне может появиться “новый iPhone” (не как конкретный продукт, а как категория вообще) — ведь еще 3.5 года назад iPhone никто не видел и не представлял себе, как он встряхнет мобильную индустрию. Вряд ли это будет какой-то новый стартап, но я допускаю, что тот же Palm, заполучив за собой поддержку в виде HP, может попробовать раскрутить свою новую webOS 2.0 до невиданных высот (хотя в отсутствие хорошего руководителя в HP это, к сожалению, маловероятно). Да мало ли что может произойти за эти 4 года, а модель таких “прогнозистов” работает как модель предсказания у метеорологов: если на 3-4 дня вперед вероятность того, что прогноз сбудется, довольно высока, то чем дальше прогнозируется погода, тем больше вероятность того, что он окажется очень мимо (а 3 года в IT — это вечность).

Но речь даже не об этом. Давайте я задам простой вопрос: а что дает в данном случае доля рынка производителям? Далеко за примерами ходить не надо — вот есть Nokia и ее Symbian, у которой, по данным Gartner/IDC, сейчас 40% рынка смартфонов. И что это им дало? Возможно, надо спросить у Олли-Пекка Калласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo), руководителя Nokia, которого за неудовлетворительную работу на посту фактически уволил Совет Директоров компании (вместо него они наняли бывшего менеджера из Microsoft Стивена Элопа (Stephen Elop). Это, кстати, вряд ли им сильно поможет — им, как мне кажется, нужен сейчас человек, который мог бы быть product visionary, чтобы создать продукт, реально представляющий конкуренцию современным мобильным платформам, а не человек, который хорош в оперативном управлении и урезании костов, но пусть они сами с этим разбираются. В итоге Apple от продажи устройств на базе iOS получает больше прибыли, чем Nokia, HTC, Motorola и SonyEricsson вместе взятые, контролируя при этом значительно меньшего размера долю рынка, чем эти компании.

Оба прогноза при этом прочат большой рост доли рынка Android, что, в принципе, ожидаемо, так как сейчас телефоны с Android с той или иной долей успеха не делает разве что совсем ленивый. Ситуация в этом плане мне все больше начинает напоминать историю с рынком Wintel и Mac OS, результаты которой мы сейчас можем наблюдать. Там, как известно, лидирует платформа Microsoft (продающая программную часть платформы), а также присутствует сотня тысяч различных компаний, производящих и продающих компьютеры конечным пользователям. Только в этой цепочке, похоже, реально выигрывает только Microsoft, продающая лицензии миллионам конечных пользователей, а вот компании по продаже компьютеров дерутся друг с другом за каждую копейку, принося в жертву доходность бизнеса. В итоге даже такие гранды, как Dell или HP, на продаже своих компьютеров зарабатывают буквально несколько процентов маржи, в то время как “нишевая” Apple довольствуется своими 5-7% рынка с доходностью от продажи компьютеров в 30-40%.

Как вы думаете, если бы сегодня у Майкла Делла спросили, какую нишу он хотел бы получить — продажи на 15 млрд с прибылью меньше 1 млрд или продажи на 7 млрд с прибылью в 2-3 млрд, какую бы он модель выбрал? Я тоже не знаю точного ответа, но я знаю, что модель работы Apple является объектом зависти практически всех производителей компьютеров и не только. При этом Apple “тихою сапою” продолжает окучивать рынок премиальных ПК, контролируя там более 90%, и не спеша его расширяет теми темпами, которые компанию устраивают. Так что, я думаю, что с телефонами может оказаться та же ситуация — даже если доля компании снизится до 10-15%, как это предсказывают Gartner/IDC, то это компанию вполне может устроить, поскольку это будет весьма прибыльный рынок (кстати, обратите внимание, что это не количество продаваемых Apple телефонов снизится — по версии Gartner, Apple будет продавать 130 млн iPhone в год в 2014 году, просто это будет более низкая доля на рынке значительно больших размеров).

Кстати, хочу еще напомнить слова Стива Джобса, которые он сказал в 2007 году, представляя самый первый iPhone. Тогда он заяввил, что в 2008 году ожидается, что будет продано около 1 млрд телефонов, и Apple устроит 1% этого рынка:

“Exactly what we’re trying to do, 1% market share in 2008, 10 million units and we’ll go from there.”

Apple никогда не ставила своей целью завоевать весь рынок мобильных телефонов, тем более, что выдавить с рынка таких грандов, как Nokia, весьма нелегко, даже несмотря на все их ошибки. Как говорится, надо ставить перед собой реальные цели, и я думаю, что Apple их себе прекрасно представляет. 10, 15 или 20% рынка, на котором Apple в среднем получает с каждого проданного iPhone 650 долларов — в моем представлении это гораздо привлекательней, чем Nokia с со средней продажной ценой телефона в 65 евро. Я подозреваю, что в сегменте Android будет твориться нечто похожее — тысячи азиатских производителей, штампующих простые трубки с Android, сделают невозможным для большинства компаний зарабатывать сколько-нибудь разумные деньги в этой нише. А так — они, конечно, рынок насытят и долю рынка себе отобьют. А дальше что? Выиграет, в итоге, только Google?

–313
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Доля рынка?
Мерило устойчивости компании к воздействиям на тот рынок.

При 90% потерять 15% или при 5% потерять те-же 15...

не вижу конструктива в этом обсуждении. в чём цель статьи ? изощрённо обгадить андроид ? в более ранних постах Александр Пацай всячески превозносил Apple iOS, критикуя андроид, выводы сводились к тому что андроид не будет популярен. теперь, когда его популярность совершенно очевидна, начались придирки к финансовой отчётности разных компаний, и попытки представить андроид в негативном свете уже с другой стороны - ход рассуждений таков, что дескать хотя он и очень популярен, но прибыль принесёт только для Google. а вот как насчёт обьективности ? если год назад я ожидал обективных суждений читая статьи Александра Пацая, то теперь воспринимаю его посты только как рекламный рупор Apple с прицелом на айтишников.

Вы по сути или потроллить? в чем я обгадил Андроид? Где я писал, что Андроид не будет популярен? В чем придирки к финансовой отчетности? в чем моя необъективность?
---------------
"Computers are not intelligent. They only think they are."

ваши попытки создать ореол негатива вокруг андроида слишком очевидны, чтобы их отрицать.какие бы темы вы ни обсуждали, все выводы звучат подозрительно одинаково - продукция Apple - это хорошо, продукция конкурентов - плохо. прослеживается явная закономерность, и я уверен что это вижу не только я один, но и другие читатели.

это все — блаблабла. конкретику, пожалуйста. Где в данной статье я написал (или сделал выводы), что продукция Apple — это хорошо, а Android — это плохо?
---------------
"Computers are not intelligent. They only think they are."

Напрасно вы так кипятитесь. Александр просто хотел сказать, что отныне Apple будет конкурировать не за кошельки нормальных людей, а только за сегмент толстосумов. И в качестве конкурента видит не Android, а Vertu. Или я вас неправильно понял на счет 1%?

"тысячи азиатских производителей, штампующих простые трубки с Android, сделают невозможным для большинства компаний зарабатывать сколько-нибудь разумные деньги в этой нише." - нам, как в большей степени пользователям, приятней платить меньшии деньги, за аналогичный продукт. Вообщем весь пост всодится к тому, что какая Apple молодец, что хорошо наживается на своих покупателях, а всем остальным нужно посочувствовать за малую маржу.

весь ваш комментарий сводится к тому, что читатели видят в тексте письма то, что они хотят видеть, и неважно, что там написано.
---------------
"Computers are not intelligent. They only think they are."

человеческая природа порой бывает сильнее разума.

Блин, чуваки, ну вы чё - дятлы?! Все знают, что блог Пацая "заточен" на Apple. Если не нравицца - отвали! И о чём же ему писать, как не о яблочниках, и как у них всё шоколадно. Ну не Микромягких же дрючить? Нравится Android? Ok. Найди "своего Пацая", но пишущего о Google/Android и читай на здоровье. А если не нравится точка зрения автора, то просто перестань его читать. А цепляться к формулировке предложений - все мастаки....Но пока что вы читаете его блог, а не наоборот ;)

кто понимает неизбежное - тот не дёргается понапрасну...

+ стопиццот
Но как же иногда приятно пофлеймить со знающим, разбирающимся в вопросе (и убежденным в своей правоте) человеком (это про автора).

Александр, отличная статья!
Я помню недавнее эпохальное событие, когда капитализация Apple превзошла MS.
Так мне сторонник MS заявил что капитализация Apple дутая, потому что объем продаж у MS больше.
И вообще кричал он, 90% рынка у MS.
А какова доля рынка у этой несчастной Apple?
Еще не вечер друзья. Век монополий проходит.

Смешно говорить про то что "Век монополий проходит" сравнивая Майкрософт с Эпплом. ;-) Эппл еще большая монополия по-моему.

Linux is like a wigwam - no windows, no gates, aрache inside!

при доле рынка 2,8% в количественном выражении за янв.-июнь 2010 года, при этом 39% всех доходов от продаж трубок! ребята, о чем мы вообще говорим? при чем здесь android? название статьи немного другое "доля рынка как мерило чего"

Использование программной платформы, доступной различным производителям, влечет за собой создание конкуренции между аналогичными устройствами, грубо говоря, одинаковыми. Это приводит к необходимости ценовой борьбы и таким образом втаптывает платформу в низкоуровневый сегмент, когда отличия дорогого устройства от дешевого неэффективны для развития платформы: они заключаются либо в отделке корпуса, либо в расширенной функциональности, которая все равно не поддерживается ПО, потому что совместимость ПО с младшими, массовыми моделями также должна быть соблюдена. Так было с WM, так уже есть с Android. В отличие от них, Apple создает одну модель телефона, на которой работает все, что для нее выпущено, и работает так, как нужно. И за это люди готовы платить. По-настоящему эффективным может быть развитие только закрытых программно-аппаратных платформ, как у RIM или HP, однако первая с непривычки все еще мечется, теряя свой основной ресурс в борьбе с iPhone — лояльность корпоративного сегмента, ну а второй нужно будет начинать все сначала, надеясь лишь на лояльность приверженцев марки.

Полностью поддерживаю! Абсолютно согласен. Лучше один, но отшлифованный девайс, чем десяток сырых, глючных недоделок.

кто понимает неизбежное - тот не дёргается понапрасну...

Это хорошо пока вы делаете устройства под сферического заказчика в вакууме. ;) А завтра надо будет вам сканировать RFID или штрих-коды, а сканеры в лучшем случае отдельно (отдельная батарея, отдельная рука чтоб держать) и по BT (лишнее радио-излучение и потребление заряда аккамулятора на него).

Я просто привожу пример, что не всегда закрытая и единственная аппаратная платформа это хорошо. ;)

А проблема что нечем отличаться на андроеде есть, но она же есть на рынке PC.

А по теме количество полученных денег не учитывая затрат это вообще для меня не мерило ничего, т.к. можно и 90% рынка забрать, но при этом не получить прибыль, а получить убыток... и еще вопрос, а удасться ли монетеризировать эту долю рынка. Для бизнеса важна чистая прибыль или убыток, а всякие доли рынка это приятное дополнение.

Linux is like a wigwam - no windows, no gates, aрache inside!

"3 года в IT - это вечность" это миф. Только потому что разработка "принципиально нового iPhone" требует времени, надо разработать железо, надо разработать ОС, надо сделать минимум софта для пользователя и дать инструменты разработчику. А эти задачи за неделю не решаются... даже за год и то сложно, особенно если с нуля. Так что сегодняшние революции в IT - это то что минимум 3-4 года назад прорабатывалось в лабораториях как концепты.

Linux is like a wigwam - no windows, no gates, aрache inside!

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT