`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

DJI. Урок скорости.

+1010
голосов

О выпуске китайским производителем DJI новой модели дрона для агрокультуры написали все новостные каналы. Аппарат интересен сам по себе и заслуживает внимания, но хочется больше присмотреться к компании DJI, она очень интересная, потому что иллюстрирует китайскую индустрию «новой волны».

DJI основана в 2006, по меркам выросших из стартапов компаний – это срок, по меркам большой индустрии – ещё даже не подростковый возраст. И, хоть особого шума вокруг персоны основателя компании, 35-летнего Фрэнка Вэнга, нет (он «всего лишь» ещё один молодой китайский миллиардер новой волны), кое-что полезное из истории DJI можно «выловить». И это кое-что в каком-то смысле очень поучительная история.

Лаконично. Фрэнк Вэнг – из «неокитайской» семьи, похожей на пост-советские, но не совсем. Родители – учительница, перешедшая в малый бизнес (без намёков понятно, что достаток китайских учителей такой же хороший, как во всех пост-коммунистических странах), и инженер. Ну и сын с типичными увлечениями, авиамоделизм и электроника. Семья примечательна тем, что в ней понимали – без образования уровня лучших университетов у сына будущего не будет. Но финансовая поддержка планов явно была не блестящей, потому из лучшего был выбран действительно очень хороший Университет Гонконга. В отличие от популярных в пост-СССР факультетов, готовящих к «нематериальному производству» (будь то денег из других денег, будь то программного кода), был выбран факультет электроники. Дальше почти стандартная история.

Студент, фанат радиоуправляемых вертолётов (для его семьи это было очень долго непозволительно дорогим хобби) делает на дому то, что более всего доступно любителям – бортовую электронику самых простых технологически мультикоптеров. Многие так делают. Только есть один нюанс – сделанное продаётся, причём… китайским же учебным заведениям. Объёмы «партий» мизерные, но какую-то денежку процесс приносит. Возникает даже небольшая команда, работающая на дому. В ней ужасы «наждачного перфекционизма» основателя (именно эти слова использовал Фрэнк Вэнг в интервью Forbes) компенсируются мизерными «зарплатами». В итоге команда сокращается до одного основателя при объёмах производства 20 бортовых контроллеров в месяц.

И начинается период «привлечения инвестиций». Тоже очень специфический. Друг семьи (с ласковым прозвищем «скряга») даёт $90 тысяч. Это было единственное финансовое вливание, которое, по мнению Вэнга, было реально нужным в истории компании. Сейчас этот «скряга» – владелец 16% акций DJI и «начинающий миллиардер» (потому что это примерно $1,6 миллиарда). Ещё один крупный инвестор (14% акций) вообще известен только по смешному прозвищу «толстоголовая рыба» и по забавному факту – он вовремя продал свою квартиру и все средства инвестировал в фактически «компанию из одного человека».

«Сугубо китайский» период развития DJI на этом фактически заканчивается. Начинается «заграничный». Контроллеры DJI (пока «компания» не производит никакой затратной механики) начинают продаваться в Новой Зеландии и Германии (всё практически на личных связях между фанатами). И тут в США появляется форум для своих фанатов, DIY Drones («дроны сделай сам»), и происходит небольшой взрыв в объемах, поддержанный резким снижением цены контроллеров (первые модели стоили $2000, новая цена стала более приемлемой для американских самодельщиков, $400).
В общем, DJI как производитель мультикоптеров (а не одного ключевого компонента) сформировалась всего неполных три года назад. Именно тогда компания предложила покупателям набор «собери сам», включающий всё необходимое для построения летательного аппарата.

Если не говорить о финансовых результатах, а о чистой инженерии, всего за 3 года упорные китайцы добились:

  • полного ухода от «любительского уровня» в архитектуре авионики (бортовой электронной аппаратуры), теперь вся авионика DJI строится на основе единой бортовой CAN-сети (CAN, как аппаратно поддержанная pub/sub «машина обмена сообщениями», не дань моде, а фактически единственный дешёвый доступный и простой в освоении стандартный механизм, позволяющий упорядочить разработку узлов авионики);
  • выявления массы латентных факторов, влияющих на специфику использования дронов, и создания уникальных технических решений, в какой-то мере компенсирующих влияние этих факторов;
  • «диверсификации целевого назначения дронов-мультикоптеров» – от дорогой игрушки через «летающий подвес видеокамеры» до промышленных (агрокультура) применений.

На примере DJI Agras MG-1 можно все эти достижения рассмотреть. Особенно важно последнее. Компании хватило смелости преодолеть непонятно кем установленный маркетинговый барьер «мультикоптеры неэффективны и потому непригодны для промышленных применений, их роль – летающая камера».

DJI. Урок скорости.

Авионика – независимые модули на CAN-шине, система связи и передачи HD-видео в реальном времени Lightbridge 2 (задержка не более 50 ms, дальность до 5 км), активная с многоступенчатой фильтрацией система охлаждения двигателей (для увеличения срока службы), использующая элементы конструкции (раму) как воздуховоды, применение только не поддающихся коррозии материалов, и, наконец, подсистема прецизионного распыления (дефолиантов, гербицидов) с 10 кг баком (это уже серьёзная цифра), независимо управляемыми сменными активными керамическими соплами (каждое – со своим насосом и двигателем, заявленный срок работы до замены сопла – десятки тысяч часов). Производительность DJI Agras MG-1 заявлена на уровне 2,5-4 гектара в час.

Потрясающий результат всего за три года.

И можно с очень высокой степенью вероятности предсказать дальнейшее развитие DJI (надеюсь, мы сможем проверить этот прогноз). Появление в спектре продукции серьёзной машины с совсем неигрушечной стоимостью $15K и нелюбительским назначением, говорит об очень серьёзных намерениях. Вероятнее всего, уже в следующем году DJI предложит мультикоптер с системой питания на топливных элементах и существенно большей продолжительностью полёта – ресурсов у компании теперь хватает на что угодно, а мультикоптеры в ней знают лучше, чем кто-либо.

В общем, мы ещё услышим от DJI всякое интересное и неожиданное.

+1010
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Ключевые слова "фанат" и "упорство". Ключ к успеху на первом этапе развития компании: сообщество таких же увлечённых идеей ребят.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT