`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Диалог на языке бизнеса

Статья опубликована в №17-18 (586) от 15 мая

0 
 

Такое название получил Первый профессиональный IT-саммит, проходивший параллельно с EnterEX 2007 в течение трех дней, с 17 по 19 апреля. Встречи для IT-директоров украинских предприятий и организаций компания «Евроиндекс» проводит с 2003 г. Новый формат призван объединить не только их, но и исполнительных и финансовых директоров и, как отмечено в официальном приветствии оргкомитета, «помочь им понять друг друга путем конструктивного диалога на языке бизнеса».

Диалог на языке бизнеса
Павло Шеремета: «Стратегия – это умение отказаться от множества соблазнов при организации работы своей компании»

Прошедший IT-саммит включал три блока мероприятий – стратегический, технологический и образовательный. Организаторы поставили перед собой задачу дать каждому участнику свежий взгляд как на текущие проблемы, так и на вызовы завтрашнего дня, чему должно было способствовать разнообразие форматов мероприятий – предусматривались доклады, дискуссии, мастер-классы, а также неформальное общение в ходе вечерних неофициальных программ.

В рамках стратегического блока выступающие старались ответить на вопросы, связанные с формированием эффективной стратегии работы компании и донесением ее до каждого сотрудника; поиском взаимопонимания между владельцем коммерческой структуры, его операционным руководством и финансовым директором; сплочением коллектива при продвижении определенных идей.

Технологический блок был связан со всесторонним рассмотрением функционирования и задач IT-подразделений: как построить эффективную IT-инфраструктуру и доказать ее целесообразность; как правильно организовать взаимоотношения между IT- и другими отделами компании; как повысить эффективность бизнеса с помощью информационных технологий; как согласовывать процесс развития IT с бизнес-стратегией предприятия; как экономить на IT и снизить стоимость владения ими и, наконец, что действительно могут дать IT вашему бизнесу.

Что касается образовательного блока, то формально он не был ярко выражен: определенную учебную нагрузку несло каждое выступление саммита.

День первый: стратегия

Диалог на языке бизнеса
Михаил Лопатин: «Только 10% руководителей западных компаний рассматривают сегодня IT как источник конкурентного преимущества»

Открылся форум кратким вступлением Валерия Пекара, который рассказал о его целях и программе.

Затем профессор Павло Шеремета, декан Киево-Могилянской Бизнес-Школы, представил почти двухчасовый ключевой доклад, по сути, учебную лекцию, попытавшись дать слушателям всеобъемлющую информацию о том, что такое собственно стратегия (о которой сегодня толкуют на все лады и на каждом углу), насколько она необходима исполнительному руководству, финансовым и IT-директорам. Он изложил современные взгляды на нее, а также дал описание и примеры спонтанной и спланированной стратегии.

Во второй половине первого дня саммита его участникам было предложено три параллельных потока выступлений и презентаций.

С участием PriceWaterhouseCoopers прошла тематическая секция «Согласование процесса развития IT с бизнес-стратегией». Основным докладчиком здесь выступил старший менеджер компании по направлению улучшения качества работы заказчиков Михаил Лопатин.

Он, в частности, отметил, что и сегодня информационные технологии воспринимаются нередко как неизбежное зло и затраты. Руководство склонно рассматривать IT как черный ящик, и лишь ограничивает средства, выделяемые на данную область. Однако в будущем они станут инструментом реализации стратегии компании. Это значит, что инвестиции в IT должны уравниваться в правах с любыми другими и иметь свой срок возврата.

Интересно, что находящиеся в зале представители IT-служб в последовавшей дискуссии всячески противились утверждению о вторичности значимости IT, отстаивая свои права на определение стратегии как специалистов в данной области.

Однако все же им пришлось признать, что бизнес эволюционирует быстрее, чем IT, и сегодня в Украине нет настолько грамотных IT-директоров, которые могли бы выработать передовую стратегию для его развития. В целом можно сказать, что это была модель диалога, который IT-специалисты, может, и хотели бы, но очень редко ведут с советом директоров.

В соседнем зале при спонсорстве Robertson & Blums Corporation одновременно прошла секция «Управление производством». На ней обсуждалось, как, внедряя стандарт MRP II, не выплеснуть с водой ребенка, что может привести к негативным последствиям, и что делать, если это произошло.

Диалог на языке бизнеса
Вероника Верба: «Сегодня до 80% затрат компаний являются прямыми, однако они становятся все более ориентированными на услуги, и спустя несколько лет косвенные затраты могут составить до 60%. Поэтому начинать осваивать процессное бюджетирование необходимо уже сегодня, заменяя им функциональное»

В третьем потоке состоялся мастер-класс «Тайм-менеджмент: как успевать жить и работать», который вызвал большой интерес участников. Тренер-консультант московской консалтинговой компании «Организация Времени» Станислав Забровский говорил об управлении личным временем и ходом самой жизни (life management), чтобы успевать жить и работать в свое удовольствие, об опыте ведущих компаний в проведении корпоративного тайм-менеджмента и (довольно неожиданно) о малоизвестных возможностях знакомого каждому Microsoft Outlook как представителя информационных технологий, предназначенных для управления временем. В продолжение данного мастер-класса прошел экспресс-тренинг «Жестко-гибкий алгоритм планирования рабочего дня. Как успевать главное в непредсказуемо меняющемся мире».

На дискуссионную сессию первого дня саммита для обсуждения были вынесены общепринятые практики внедрения ERP-систем и их влияние на успешность проекта. Другими словами – может ли внедрение системы осуществляться исключительно ради увеличения прибыли компании.

В дискуссии, имевшей достаточно бурный характер, приняли участие несколько десятков человек (как несложно догадаться, в основном IT-директоров). Выступавшие говорили о существующей практике выбора и внедрения ERP-систем и ее последствиях, ключевых дилеммах, решение которых во многих случаях сопряжено с определенными трудностями, а также о самом процессе внедрения с точки зрения ключевой дилеммы.

Вторая тема, предложенная для обсуждения, была менее избитой: какие информационные технологии необходимы и достаточны для данной компании, каковы причины для внедрения новых технологий и в чем заключается связанная с этим основная дилемма. Модератором дискуссии выступил руководитель ТОС-практики компании Apple Consulting Андрей Колотов.

Три вопроса организаторам

Диалог на языке бизнеса

После окончания форума мы обратились с несколькими вопросами к его организатору Валерию Пекару, президенту компании «Евроиндекс», с тем, чтобы, как говорится, по горячим следам получить его предварительную оценку.

Какова главная идея проведения Первого саммита «Диалог на языке бизнеса»? Какие цели он преследовал?

Уже на протяжении десяти лет компания «Евроиндекс» направляет свои усилия на развитие рынка информационных и коммуникационных технологий в Украине, создавая комфортные и информационно насыщенные площадки для профессионального общения. С 2003 г. мы проводим встречи для IT-директоров, чья значимость в формировании и развитии стратегии предприятий на сегодняшний день не вызывает сомнений. В нынешнем году мы запустили новый формат мероприятия, поставив перед собой задачу создать независимую площадку для общения топ-менеджеров, принимающих решение о внедрении информационных систем на предприятиях – генеральных директоров (CEO), финансовых директоров (CFO) и IT-директоров (CIO) – и помочь им понять друг друга в процессе конструктивного диалога на языке бизнеса.

По какому принципу формировалась его программа?

Мы ориентировались прежде всего на две важнейшие вещи, которые сегодня в той или иной степени волнуют каждого IT-директора. Во-первых, это их личное развитие и карьера, и, во-вторых, — вопросы разработки стратегии развития предприятия и определение роли CEO, CFO и CIO в этом процессе.

Каковы, на Ваш взгляд, главные итоги саммита? Что он дал его участникам?

По итогам IT-саммита мы можем однозначно сказать, что формат мероприятия был выбран абсолютно правильно. Представители ведущих игроков рынка информационных и коммуникационных технологий получили возможность непосредственно пообщаться с конечными покупателями корпоративных систем и решений. В форуме приняли участие более ста IT-директоров и представителей топ-менеджмента крупнейших украинских предприятий, работающих в наиболее динамично развивающихся отраслях экономики. Они смогли не только встретиться с поставщиками и ознакомиться с новыми тенденциями и решениями, но и получить новые знания для своего дальнейшего личностного и профессионального роста. Именно для этого в качестве соорганизатора саммита мы привлекли Киево-Могилянскую Бизнес-Школу, профессора которой — люди, умеющие смотреть вперед и показать, что нас ожидает в будущем. Участники IT-саммита очень высоко оценили уровень мероприятия, но говорить о его перспективах мы сможем только после окончательного подведения итогов.

День второй: тактика

Пришедшим к началу второго дня саммита нужно было сделать непростой выбор. В секции «Выгоды для бизнеса от внедрения решений по управлению IT-инфраструктурой на базе продуктов Microsoft», спонсором которой выступила компания «МКС Системная интеграция», обсуждалась зависимость бизнес-процессов от используемой информационной системы, а также почему эффективность управления информационными системами экономит средства.

Диалог на языке бизнеса
Михайло Винницкий: «Сегодня в совет директоров приходит адаптивная культура, в соответствии с которой творчество его членов должно находиться в определенных границах. Это можно сравнить с хорошим джазом, суть которого – импровизация каждого на заданную тему»

Часто и интересно выступающий на различных IT-мероприятиях начальник отдела информационной безопасности компании «БМС Консалтинг» Дмитрий Петращук в рамках параллельной секции на этот раз говорил о том, как оценить прибыль от внедрения системы информационной безопасности. Он отметил, что в настоящее время многие компании при организации защиты корпоративной информации осознали необходимость перехода от понятия «система» к понятию «процесс». Он также описал опробованные лучшие подходы к защите информации, базирующиеся на стандартах ISO 17799, ISO 27001, ITIL и Cobit, рассказал о применении методики определения ROI и анализа рисков для обоснования затрат на информационную безопасность и ответил на ряд вопросов в ходе короткой заключительной дискуссии.

Третья тематическая сессия была посвящена управлению финансами. Профессор Киево-Могилянской Бизнес-Школы Михайло Колиснык провел мастер-класс «Управленческий учет и роль IT», после чего также была организована дискуссионная панель.

Тематику управления финансами продолжил директор департамента ERP-решений дирекции бизнес-консалтинга компании «Квазар-Микро» Михаил Воронин, который рассказал о методах управления, реальном опыте и типичных ошибках проектов автоматизации предприятия и осветил тему консолидации финансовой отчетности. Большой интерес участников также вызвал мастер-класс открывавшего саммит Павла Шереметы «Идеальный руководитель: почему мы не можем им стать и что с этим делать?».

Консалтинговая компания Ernst & Young задалась вопросом, можно ли экономить на IT и как это осуществить на практике. По мнению ее сотрудников, предприятие-пользователь прежде всего должно выработать четкое понимание ожидаемого от применения информационных технологий результата, и исходя из этого определять границы целесообразного бюджета.

В заключительном блоке второго дня саммита самую большую аудиторию собрал мастер-класс еще одного представителя Киево-Могилянской Бизнес-Школы – профессора Михайла Винницкого «Продажа идей: эффективная коммуникация в совете директоров».

Параллельно компания Intel провела тематическую секцию «Снижение стоимости владения (ТСО) и оптимизация возврата инвестиций (ROI) в IT. Примеры решений», а о бизнес-подходе к управлению IT (IT Governance) рассказал директор департамента IT-консалтинга корпорации «Инком» Эдуард Савушкин.

День третий: практика

Диалог на языке бизнеса
Михаил Вейсберг: «Все средние предприятия сейчас находятся на уровне перехода от интуитивного бизнеса к более организованному и формализованному. Вместе с тем просто удивительно, как плохо пользуются отечественные компании таким простым и мощным инструментом, как СВОТ-анализ»

Третий день саммита после искрометных выступлений Павла Шереметы и профессоров бизнес-школы мог бы показаться более скучным, если исходить из представленной тематики, однако в практическом плане ищущему ответы на свои вопросы специалисту присутствовать здесь было весьма полезно.

Компания «S&T Софт-Троник» выступила спонсором тематической секции «Управление IT-услугами». Ее главный консультант Сергей Белоус рассказал о модели ITSM, библиотеке ITIL, управлении и аудите IT и организации эффективной поддержки пользователей в рамках модели ITSM, а менеджер по работе с корпоративными клиентами Sun Microsystems говорил о необходимости, возможности и способах достижения соответствия IT-задач бизнес-целям компании. В ходе дискуссии выступавшие также ответили на вопросы присутствующих.

Максимально интерактивным постарался сделать последнее выступление от Киево-Могилянской Бизнес-Школы профессор Михайло Колиснык. Очертив подходы к оценке стоимости бизнеса и показав примеры того, как IT-инфраструктура ее создает, он предоставил возможность высказаться по данному вопросу всем желающим участникам саммита, что, по общему мнению, оказалось весьма полезным.

Одной из самых сложных для понимания и осуществления на практике тем, связанных с информационными технологиями – использованию BSC+ABC/ABB была посвящена секция «Управление бизнес-процессами», в рамках которой мастер-класс провели руководитель проектов Strategic Consulting Group Вероника Верба и финансовый директор Группы компаний «ЮТЭМ» Ярослав Белоус. Последовавшая затем открытая дискуссия по особенностям и ошибкам использования Balanced Scorecard и Activity Based Costing показала, что при большом интересе отечественных предприятий к внедрению и освоению этих методик в целом уровень их освоения и понимания пока недостаточен для того, чтобы они активно влияли на производительность.

В заключительном блоке о методах построения эффективной инфраструктуры рассказал руководитель отдела инфраструктурного ПО департамента IT-консалтинга корпорации «Инком» Алексей Валовский.

Опытом формирования планов стратегического развития компании поделился директор центра «Стратагема 37» Михаил Вейсберг. Он провел четкую разграничительную линию между стратегией как рефлексией и стратегией как планом, рассказал о ряде простых и доступных инструментов стратегического анализа и попытался ответить на вопрос о том, нужна ли современному предприятию миссия, о которой всем нравится говорить и в то же время едва ли не все затрудняются при ее формулировке. Затем докладчик коснулся практической организации сессии стратегического планирования и обработки ее результатов, а также перехода от плана к действиям. Завершила данную сессию традиционная для мероприятий саммита дискуссия.

CIO форум: теперь отдельно

Диалог на языке бизнеса
Председатель Сообщества Владимир Бузмаков: «Формат съезда, принятый в нынешнем году, уже был опробован ранее. Многие смогли оценить его по достоинству, приняв участие в дискуссионной конференции "Бизнес-стратегии и IT-стратегии в Украине", состоявшейся 3 марта 2007 г.»

19–20 апреля состоялся четвертый съезд Сообщества IT-директоров Украины. В официальном обращении организаторов к его участникам было отмечено, что сегодня Украина движется по пути все более масштабного использования информационных технологий как в деятельности своих предприятий, так и для задач оперативного обмена информацией между организациями. Это требует от участников рынка и прежде всего от потребителей IT все более профессионального подхода к их применению для совершенствования бизнес-деятельности своих предприятий.

Именно вследствие этого три года назад состоялся первый съезд Сообщества IT-директоров Украины. И именно поэтому почти трехлетняя история его развития привела сегодня к созданию и регистрации Всеукраинской общественной организации «Сообщество директоров по информационным технологиям Украины». В нынешнем году она впервые выступила организатором съезда, что, по мнению организаторов, гарантировало участникам высокое качество материалов выступлений и продуктивное личное общение с профессионалами, работающими на IT-рынке: IT-директорами и IT-специалистами.

В рамках съезда, кроме привычных презентаций представителей различных компаний, было запланировано шесть двухчасовых сессий Дискуссионного клуба – по три в первый и во второй день. Их тематика отличалась разнообразием: электронная цифровая подпись, комплексная система защиты информации, синергетический эффект применения нескольких систем при управлении холдингом и решения для управления такими структурами, образовательные стандарты и IT-обучение, а также проблемы автоматизации страхового бизнеса.

Традиционные выступления проходили параллельно в два потока, и программа второго дня почти в точности дублировала программу первого. По замыслу организаторов это должно было позволить свободнее планировать график посещения презентаций и участия в дискуссиях.

Тематика презентаций также была разнообразной. В методологической секции обсуждались вопросы построения центров данных, информационная логистика, принципы управления неструктурированной корпоративной информацией, сервис-ориентированная инфраструктура, IT-аутсорсинг, а также бизнес-подход к управлению IT (IT Governance). В рамках продуктовой секции были представлены система программ «1С:Предприятие 8», отраслевые специализированные решения на базе «1С», система DeloPro 3.0, «Галактика» Business Suite 8.1, система «IT-Предприятие» и опыт их внедрения и использования, методы построения единого информационного пространства предприятия, опыт успешных проектов внедрения электронного документооборота, обсуждалась роль IT-подразделения в проекте по описанию и оптимизации бизнес-процессов.

Организаторы также рассказали о ходе выполнения проекта «Управленческий консультант», основная цель которого – предоставление помощи руководителям и консультантам в поиске партнеров и решений, способных повысить эффективность бизнеса. Для достижения этой цели в рамках проекта ежегодно проводятся бизнес-форум «Управленческий консультант», конференция «Теория и практика управления предприятием», дискуссионная конференция «Стратегия управления предприятием в условиях высококонкурентной растущей экономики», издается «Настольная книга руководителя», создан и развивается сайт проекта www.uaconsultant.org.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT