`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дешевые компьютеры -- не для бедных

0 
 

Коммерческое предложение сегодня только в США

Если государственные программы компьютеризации обычно связаны с желанием преодолеть "цифровую пропасть" -- разделение общества на богатых, имеющих благодаря современным технологиям доступ к различной информации, и бедных, страдающих от недостатка этой самой информации, то в частном секторе борьба за дешевизну в основном мотивирована стремлением увеличить объемы продаж за счет сверхнизкой цены. Так, в США небезызвестная компания Lindows.com сегодня за $169 предлагает продукт WebStation с процессором AMD Duron 1 GHz, 256 MB DDRAM, приводом CD-ROM и сетевым интерфейсом (подчеркнем отсутствие в базовой конфигурации жесткого диска). Работает в секторе low-end и компания Microtel, продающая в сети Wal-Mart персональные компьютеры со спецификациями AMD Duron 1,2 GHz, 128 MB SDRAM, 20 GB HDD, CD-ROM и сетевым интерфейсом за $199.

Для этих фирм продвижение на рынок товара характеризуется не столько желанием решить социальную проблему "цифровой пропасти", сколько стремлением получать прибыль за счет реализации своего продукта тем, кто не готов выложить $800--1500 за полнофункциональный продукт от А-бренда. Как это ни странно (а странным оно не может быть в силу очевидности), такой подход куда более эффективен в деле устранения "цифровой пропасти", чем государственные программы и красивые призывы.


Индийский опыт -- "народность" против функциональности

Если же "народные" компьютеры не рассматривать с точки зрения коммерческих интересов, то чаще всего примером идеального пользователя такого примитивного устройства называют жителей глубинки. Так уж сложилось, будь то Украина, США или Индия, многие из них зачастую и не слышали о противостоянии Intel и AMD, о ПО с открытым кодом или закрытых ОС.

К сожалению, по малейшему, сколько-нибудь тщательному рассуждению, "идеальность" подобного пользователя можно и следует поставить под сомнение. Конечно, в иллюзиях мечтателя-технократа вполне допустима картина, на переднем плане которой счастливый декханин, "вооруженный" дешевым гибридом КПК и мобильного телефона, контролирует цены на рис-сырец на какой-нибудь Лондонской бирже. На деле же решение подобной задачи потребует значительных инвестиций: или от дехканина -- в самообразование (кто пользовался онлайн-службами биржевого мониторинга, хорошо понимает, о чем идет речь), или от государства -- в реализацию всевозможных служб "для дехкан". В общем, никакой идиллией ни в первом, ни во втором случае даже и не пахнет..

Воплощением подобных "мечт", разработкой и продажей массового карманного ПК, занялись две индийские компании -- PicoPeta Simputers и Encore Technologies. Проект Simputer зародился на научной конференции в 1988 г., и спецификации его на сегодняшний день принадлежат Индийскому институту наук. Компания PicoPeta была основана в 2001 г. и уже в феврале 2002 г. получила шанс вступить в здоровую конкуренцию с появившейся на рынке Encore Technologies (которую не надо путать с американской компанией-тезкой, занимающейся разработками в области биотехнологий).


Статус-кво

Несмотря на присутствие на рынке двух компаний и усовершенствование спецификаций в течение уже пяти лет, "народные" КПК в Индии не стали популярными. По оценкам технологического портала Rediff.com, на сегодняшний день суммарные объемы продаж "симпьютеров" составили полторы-две тысячи экземпляров. Учитывая тот факт, что речь идет о стране с миллиардным населением, подобный показатель впору считать провалом.

В вышеупомянутом материале мы уже рассмотрели несколько причин, приведших к подобному результату. "Народный" КПК, основным плюсом которого была цена, попал в руки инженеров, внезапно заявивших о своем желании уделить внимание не столько дешевизне, сколько функциональности устройства. Таким образом, линейку продуктов PicoPeta открывал ПК за $260, а вершиной функциональности стала модель за $475. В итоге, Simputer стал неконкурентоспособным карманным ПК, пытающимся укрепиться на рынке, где только-только началась ценовая война.

Куда же подевалась модель стоимостью до $200? "Эта цена базировалась на плановых поставках 100 тыс. шт. "симпьютеров" в год", -- утверждают в PicoPeta.

Что касается Encore, то компания не может похвастаться весомой долей даже на столь малом рынке. В самом начале продаж нового "симпьютера" оказалось, что элементы ААА требуют частой замены, что было весьма недешево для пользователей, которые с ужасом подсчитывали бюджеты на покупку батарей на следующие несколько месяцев. Кроме того, сама необходимость замены батарей внесла дополнительные проблемы -- дизайн устройства нельзя было назвать самым дружественным, так как происходили частые поломки и выход из строя электрических контактов.

Но, по сути, технические ошибки проекта -- не главная составляющая его де-факто провала. Предрешенность подобного исхода кроется именно в переоценке готовности аудитории потенциальных покупателей к массово-повседневной "информатизации". В тех странах, где уровень подготовки потенциального пользователя "поднимали" из года в год, никаких проблем со сбытом по-настоящему дешевых КПК ни у одного производителя или продавца не наблюдается.


Simputer завтра

На сегодняшний день в Индии немало скептиков считают судьбу "симпьютера" предрешенной. Получив изрядную долю журналистского внимания, обе компании оказались неспособными показать хотя бы минимальные рыночные результаты. Кроме того, удешевление стандартных компонентов привело к тому, что за $200 на рынке доступны базовые настольные системы без мониторов, а компания Palm уже весьма долгое время продает некоторые модели своих карманных ПК по цене ниже $99.

На данный момент фирма PicoPeta существует за счет гранта, полученного от индийского правительства, в то время как Encore наняла французскую дизайнерскую контору для улучшения визуальных качеств продукта, повторный выход которого на рынок готовится в ближайшее время.

Скорее всего, после косметических процедур Simputer станет тем же самым, чем являются его безамбициозные собратья по ценовому диапазону -- машинкой для тех, кто не хочет тратить много денег на мощный компьютер, а вовсе не для тех, у кого денег просто нет.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT