`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Давайте проверим мои предсказания на 2009 г

+55
голосов
Приближается время, когда традиционно подводят итоги и строят планы (а в нашем случае – делают прогнозы) на год грядущий. Но прежде чем делать прогнозы, мне захотелось устроить себе небольшую самопроверку, для чего я поднял свои предсказания на уходящий год и проанализировал их.
 
Чуть меньше года назад я отметил свой день рождения ударным трудом и опубликовал титанический пост «Что нас ждет в 2009 году (предсказания для мобильного рынка)». В нем было все, от мобильных телефонов до контент-сервисом. Что ж, давайте по нему пройдемся, отмечая, что сбылось, а что нет. Желающие могут сверять по оригиналу. Заранее предупреждаю – «букв много», поэтому блюстителям чистоты блогожанра заранее приношу свои глубочайшие извинения. Если не дочитаете до конца, обижаться не буду. Впрочем, думаю, что должно быть интересно.
 
Мобильные телефоны и смартфоны. Самыми популярными будут два ценовых сегмента - $100-150 и $200-300, в обоих случаях ходовыми будут сбалансированные решения, характеризующиеся качественным исполнением корпуса, функцией MP3-плеера и сопутствующим ей объемом памяти (встроенной или в виде флэш-карты в комплекте) и наушниками, камерой среднего уровня (3 или 5 мегапикселей), в бюджетном сегменте это будут  телефоны с закрытой ОС, в более дорогом - смартфоны.
 
На самом деле наиболее продаваемыми были телефоны самой доступной категории – до $100. Но и в $100-150 продажи шли – там их драйвили продукты Nokia, хотя более популярными были универсальные телефоны, а не музыкальные. Цена $150, качественное исполнение, карта памяти, камера 3 МП – это фактически портрет одного из самых популярных телефонов года, Nokia 6303. Камер на 5 МП в этом сегменте, как и во втором из упомянутых, так и не появилось. В диапазоне $200-300 смартфоны выступили слабее, чем я ожидал. Активность в этой категории была, но ее обеспечили другие продукты, появление которых я предугадал, правда, немного дальше по тексту.
 
Те, кто говорит, что "продаваться будут только телефоны за $50", ошибаются. 50-долларовые аппараты - это "первые покупки", вопрос с ними в Украине уже практически закрыт.
 
«Теоретически» ‑ да, практически – самые дешевые телефоны по количеству проданных экземпляров опередили все остальные. Но продавались далеко не только они, тут я был прав.
 
Возможен, правда, вариант развития событий, когда производители начнут выпускать 50-100-долларовые телефоны со всеми характеристиками сегодняшних 180-долларовых.
 
На деле такие телефоны появились по цене около $120-150, то есть, обрушения рынка не произошло. Обычные темпы удешевления продуктов, даже немного ниже, чем в прошлые годы.
 
На рынке будет преобладать процесс естественного отбора, он выразится в уменьшении разнообразия всего - от количества моделей в каждом классе, до количества производителей. Вырастет роль моделей-бестселлеров, по всей видимости, вендоры откажутся от широких модельных рядов и сопутствующей их политики разделения функций между моделями и суббрендами в пользу старой практики концентрации всех существующих наработок в одной модели, на которую делается ставка в текущий временной период.
 
Так и случилось. Масштабы сокращения линеек, правда, оказались сравнительно небольшими, но дублирование моделей и принудительное разделение функций между линейками (Cyber-shot/Walkman, Nseries/Eseries/XpressMusic) практически сошли на нет.
 
"Обычные телефоны" с полноценной механической клавиатурой имеют вполне твердую перспективу.
 
Подтверждается.
 
наиболее вероятно, что в 2009 г из класса iPhone-киллеров выделится несколько максимально дешевых решений, которые будут служить, как правило, игрушками для подростков из семей с нормальным уровнем достатка
 
В точности предсказано появление, свойства и позиционирование телефонов LGKP500, SamsungStar и Corby – бестселлеров 2009 г.
 
а более дорогие сенсорные телефоны вместе с Windows- и Android-коммуникаторами, и MID создадут один общий "котел", в котором будет "выплавляться" новое устройство - коммуникатор будущего, вместе с моделью его использования.
 
А с этим прогнозом я поторопился. Этот процесс, судя по всему, растянется на несколько лет.
 
В классе имиджевых телефонов останутся только те, которые действительно формируют имидж. По состоянию на сегодня это Nokia 8800 и различные Vertu, ниша "статусных телефонов общего назначения" полностью отходит к ним, прямо конкурирующие модели просто не нужны.
 
С одной стороны, фактор выхода из моды Nokia 8800 я не учел, а тем временем телефон банально надоел, плюс продажи в кредит уничтожили его статусную составляющую, потому аппарат вышел из фокуса внимания аудитории. Vertu же живет и здравствует, более того – выходят раскладушка и слайдер этой марки. С другой стороны, насчет конкурентов прогноз, в общем, верен. Samsung S9402, «корейский Vertu», провалился с треском, а Tag Heuer Meridiist, хоть и получил определенное признание, с Vertu сравниться никак не может.
 
Промежуточные между имиджевым и массовым (200-300-долларовым) классами решения обречены на гибель.
 
Так и случилось, в диапазоне свыше $300 появился ряд интересных моделей, но ни одна не стала бестселлером ‑ ни интересный Samsung S8300, ни даже Samsung S8000 и LG KM900 Arena. Но есть одно исключение – Nokia 6700 classic, «полуимиджевый» аппарат, во многом повторяющий стилистику серии 8800, но по цене, плавно снижающейся от $400 до $270. Эта модель неплохо продается по принципу «выглядит дороже, чем стоит».
 
Топовые камерафоны по ценам свыше $500, возможно, останутся в качестве "витрины" достижений производителя, без шансов на какие-либо продажи, а возможно и исчезнут как класс; камера последнего поколения просто будет интегрироваться в универсальный, более массовый продукт.
 
Sony Ericsson C905, Samsung PIXON 10, Sony Ericsson Satio. Все это примеры, подтверждающие прогноз. Топовая камера настолько взвинчивает цену, что потребитель просто теряет к продукту интерес, предпочитая либо камерафон попроще, либо уже фотоаппарат. Хорошими 3-5 мегапиксельными камерами охотно пользуются, интересуются моделями с максимальным качеством съемки, но переплачивать за количество мегапикселей в камерафоне никто не хочет. С другой стороны, за топовую камеру все еще просят порядка $500, поэтому позиционная война производителей с потребителями еще не закончена.
 
Возможно, в качестве экспериментальных моделей "для изучения покупательского спроса" появятся телефоны-часы. С этим форм-фактором потихоньку "заигрывают" LG и Sony Ericsson, правда, с разных направлений.
 
Так и произошло. Правда, цена у единственной реально появившейся модели LG GD910 такая, что спрос на нее без электронного микроскопа изучить не получится. Samsung обещал намного более вменяемую цену, но продукта реально нет. Есть еще китайские часы за $150-200, но предложение их буквально штучное, рекламы нет, никто ничего о них не знает.
 
Коммуникаторы.Вероятнее всего, ходовые модели коммуникаторов будут в диапазоне $300-400, свыше $500 будут располагаться флагманские модели с небольшими объемами продаж.
 
Несмотря на все декларации, хоть сколько-нибудь привлекательной модели коммуникатора дешевле $350 никто так и не предложил. Ближе всего к этому определению оказались Nokia 5800/5530/5230, которые действительно продавались и продаются неплохо. Да и с платежеспособным спросом все сложилось несколько лучше, чем ожидалось. Поэтому самые ходовые модели коммуникаторов оказались в диапазоне $450-550. Топовый же сегмент сформировался начиная с $700.
 
Коммуникаторы подразделятся на два типа. Первый - "телефон", единственное мобильное устройство у пользователя, с высоким приоритетом удобства голосовой связи. Здесь лучше всех проявит себя Nokia и обе версии Symbian OS, с сенсорным интерфейсом и без, конкуренцию ей могут составить MacOS, Android, другие Linux-платформы.
 
Пока так и происходит, с тем исключением, что продукты на Android сильно задерживаются.
 
Второй тип - "КПК", "компьютер", с приоритетом удобства работы с интернетом, текстовыми коммуникациями, документами, мультимедиа; для использования в роли единственного (но без особых требований к удобству совершения звонков) или второго терминала. Здесь Windows Mobile вполне конкурентоспособна, альтернативу ей составит Android и другие Linux-платформы.
 
Есть первая ласточка – HTC TouchHD2. Туда же целится Sony Ericsson со своим XPERIA X10. Будут и другие.
 
Ноутбуки. Здесь сыграют роль даже не нетбуки, а то, что за ними стоит - концепция Enough Computing. В 2009 г "MacBook Air за $800" станут объективной реальностью - за разработкой MSI последуют и другие.
 
Как в воду глядел. Acer Aspire3x10T, ASUSUX30/UL30, на подходе аналогичные модели от Dell, HP, Toshiba. 13-дюймовые тонкие ноутбуки с высокой автономностью – без преувеличения, ноутбуки 2009 года.
 
Все, о классе ультрапортативных ноутбуков стоимостью свыше $1000 можно спокойно забыть, все типоразмеры здесь заполняются нетбуками (в 2009 г из терминов "нетбук" и "ультрапортативный ноутбук" останется только один)
 
Так и есть. Слово «нетбук» еще в ходу, но жить ему осталось недолго, это признают уже все, даже производители.
 
единственными исключениями станут имиджевые модели от Sony, Apple и, возможно, Toshiba.
 
SonyVAIOX. Это единственный ноутбук дороже $1500, который люди готовы покупать, и который есть за что покупать.
 
Единственным спорным вопросом остается наличие встроенного оптического привода, и именно в 2009 г он разрешится окончательно: либо начнется тенденция массового отказа от оптики в ноутбуках, либо появятся нетбуки с DVD. Более вероятно первое.
 
Так и есть. Оптика постепенно вытесняется из ноутбуков диагоалью менее 14".
 
В среднем формате, в ценовом диапазоне до $1000 пока все останется без изменений. Эти ноутбуки идут на замену десктопам, а там менять еще есть чего. Нынешние бюджетные ноутбуки с экранами 14-15", а также 17" требованиям к "первой покупке" вполне соответствуют.
 
Тоже верно. В общих чертах среднеформатники поменялись мало, только снизилась средняя цена, да и та ближе к осени начала расти обратно.
 
Правда, набирает силу еще одна тенденция - уменьшение толщины и массы ноутбуков, так что наверняка появятся некие аналоги Samsung X460 и LG T1/T2, сочетающие концепцию Enough Computing, малую толщину и диагональ экрана 14-15", наверняка не больше. Но в среднем формате такие решения скорее всего останутся нишевыми.
 
Опять верно. Сверхтонкие 14" со встроенной оптикой появились, их сравнительно немного, и хотя они выглядят оптимальными офисно-портативными компьютерами, все же заметной популярностью они не пользуются. 15" в той же концепции тоже появились, и их ограниченная привлекательность стала очевидна сразу.
 
Смысл в среднеформатных ноутбуках стоимостью свыше $1000-1200 практически исчезает; даже требовательный пользователь вполне может удовлетвориться конфигурацией современного бюджетного ноутбука. Исключение могут составлять разве что имиджевые модели, вроде Apple MacBook Pro.
 
Подтверждается.
 
Домашние мультимедийные ноутбуки. С ними все наиболее сложно. Поэтому в 2009 г поначалу продолжится рост популярности недорогих, но богато оснащенных и имеющих свои особые "изюминки" моделей, вроде Acer Aspire 6920/8920 и их преемников. Верхний предел цены для таких ноутбуков - $1200-1300, экран для них требуется не менее 16". Далее домашние вычислительные системы начнут все более активно двигаться в сторону модели "стационарный медиасервер + стационарные терминалы + персональные ноутбуки членов семьи" и акценты сместятся на другие классы портативных ПК.
 
Первая часть прогноза пока оправдывается, с тем исключением, что ноутбуки Acer как-то неожиданно вышли из моды, их место заняли HP Pavilion. А вот вторая только собирается реализоваться. Люди активно присматриваются к неттопам, которые и должны стать тем самым «медиацентром», но пока пересечения интересов производителей и покупателей не произошло. Пользователи не готовы покупать настолько ограниченные в возможностях стационарные системы.
 
А вот с игровыми ноутбуками намечается неожиданный поворот. недорогие, ценой в $900-1000, но достаточно мощные и с хорошими 3D-акселераторами, модели могли бы пользоваться неплохим спросом [среди подростков].
 
Пока таких моделей, с достаточно четким позиционированием, не появилось. Идеи MSI, легшие в основу этого прогноза, пока так и остаются идеями.
 
Ну и, разумеется, будет своя небольшая аудитория у каждой из ряда моделей с различными по мощности акселераторами, расположившихся в ценовых нишах от $1000, и до $2500-3000.
 
Ну, это угадать несложно. Даже чудовищные Toshiba X505 и Dell Alienware за $5000 кто-то купит.
 
Планшетные ПК.Появится умеренно широкий ассортимент таких устройств с экранами от 8,9" до 12" (возможно, даже 13"), с сенсорным вводом и без. Главное для производителей - удержать цены в пределах $600-700 и не допустить слишком большого роста массы, обусловленного узлом крепления дисплея.
 
В начале года вокруг таких продуктов было много шума, но реальных «выхлоп» оказался намного меньше ожидаемого. 9-дюймовый ASUS Eee PC T91 так и не стал массово доступным, хотя интерес к нему был. Трансформеры на платформе CULV от Acer и некоторых других производителей анонсированы, но «живьем» их пока нет.
 
MID и интернет-планшеты. Ясность наступит через года полтора-два, не раньше.
 
Так и есть. Пока еще ничего не ясно, хотя 4-5-дюймовые планшеты на Android достоверно разрабатывают уже несколько компаний.
 
Медиа-плееры. Будут и дальше испытывать давление со стороны музыкальных телефонов. Средний сегмент уже практически перестал существовать Бюджетные устройства за $70 "живы" и жить будут еще долго.
 
Так и есть. Фактически, осталось несколько производителей таких продуктов – Apple, Samsung, Cowon, iRiver, из которых в более-менее заметных объемах продает свою продукцию только первый.
 
Топовый сегмент медиа-плееров косвенно конкурирует с огромным множеством продуктов в рамках протокласса "MID".
 
Верно. Подтверждается тем, что очередной продукт, который разрабатывает лидер этого сегмента, Archos – планшет на Android.
 
Электронные книги. Перспективы неясны. Для специализированного устройства цена в $300 оказалась слишком высокой. Радикального снижения стоимости основного компонента - экранов e-ink в 2009 г. не ожидается. Поэтому путей развития остается три. Первый - ограниченная популярность при текущем уровне цен, и ее незначительный рост по мере удешевления. Второй - использование субсидированной бизнес-модели, по аналогии с операторами мобильной связи, но при участии крупных книжных магазинов, по типу проекта Amazon Kindle. Третий - резкое удешевление e-ink со взрывным развитием электронных книг и труднопрогнозируемым влиянием на другие классы мобильных устройств. Скорее всего, в 2009 г в этой отрасли сохранится статус-кво.
 
Здесь я дал маху. Даже при уровне цен около $300 за устройство, рост продаж электронных книг составил около 100%. Ближе к концу года начали появляться 5-дюймовые модели со средней ценой около $250. Дальше, судя по всему, начнет реализовываться третий сценарий, и электронные книги довольно заметно подешевеют.
 
Аксессуары. Будет расширяться ассортимент манипуляторов для управления в воздухе, по типу Logitech MX Air, ASUS Eee Stick, им подобных, и принципиально отличающихся.
 
Не угадал. Упомянутые модели оказались единственными в данном классе манипуляторов.
 
GPS-навигаторы. Автомобильные навигаторы в 2008 году стали достаточно популярными; на 2009 г рациональных путей их функционального усовершенствования не осталось, поэтому отрасль будет развиваться по старому сценарию.
 
Прогноз верный. Изменения в этой категории происходили, в основном, эволюционные.
 
Главное требование к этому классу устройств - радикальное повышение детальности покрытия территории Украины - в 2009 г остается трудновыполнимым ввиду органиченности финансирования (то же касается и картографических онлайн-проектов), хотя небольшие улучшения будут происходить.
 
В точности так и случилось.
 
Мобильная связь. Ожидается сохранение повременных тарифов примерно на нынешнем уровне, акционные предложения с предельно низкими тарифами никуда не денутся.
 
Прогноз осуществился практически буквально.
 
Вместе с тем, наиболее вероятно, что среднемесячный счет у рядового абонента возрастет, в гривневом исчислении это практически неминуемо.
 
Не совсем так. Гривневые счета практически не поменялись, на наиболее радикальные методы их повышения операторы так и не пошли. Денежный голод, хоть и ощущался, был все-таки менее сильным, чем ожидалось в начале года.
 
Наиболее вероятные средства, которыми операторы этого добьются - введение (или сокращение) сроков действия пополнений, повышение непрямых тарифов (ПЗС) и стоимости пакетов услуг, более активное продвижение дополнительных услуг, и даже возможные не очень лояльные к абоненту, но формально еще законные шаги (подписка "по умолчанию" на допуслуги, лотереи и розыгрыши, агрессивное продвижение контента).
 
Самое сильное средство – введение сроков действия пополнения – так и осталось невостребованным. Но малозаметные для пользователя такифы были все же повышены, это касается ПЗС и стоимости SMS-сообщения. «Не очень лояльные к абоненту» способы операторы попробовали, постепенно наращивая активность к середине года. Но потом волна пошла на спад – сказалось улучшение общей финансовой обстановки, жесткая реакция СМИ на наиболее вопиющие поползновения, а также, что важно, позиция НКРС, причем не столько реакция на конкретные события, сколько общий настрой.
 
С UMTS подвижки, наиболее вероятно, будут. Кризис спутал все карты, сейчас продать "Укртелеком" невозможно, его можно только "слить". С другой стороны, деньги под выборы определенно будут нужны. Вариантов развития событий здесь два. Либо "Укртелеком" таки "сольют", чтобы получить хоть что-то, но сейчас. Второй вариант - пожертвуют эксклюзивностью лицензии и таки проведут тендер.
 
Лед таки тронулся, события пошли по второму сценарию, с неожиданным «дополнением» в виде поочередной продажи лицензий. Но накал предвыборной борьбы я недооценил. В начале 2009 г было трудно поверить в то, что Ющенко способен открыто и последовательно действовать по принципу «чем хуже, тем лучше». Решения Президента, поставившие крест на проведении тендера, были определенно направлены на лишение Юлии Тимошенко финансового ресурса ценой чего угодно, в данном случае – поступления денег от тендера и технологического развития украинской отрасли связи.
 
Впрочем, можно выставить на продажу, скажем, две лицензии, это позволит по максимуму набить цену. Но в любом случае все будет происходить не раньше лета.
 
К концу абзаца во мне прорезался оракул, ход действий НКРС, в общих чертах, я угадал точно. В реальности – одна лицензия и осень, вот и вся разница.
 
Мобильный интернет-доступ. Развитие Utel, хоть и идет, но ни шатко, ни валко, эта сеть работает скорее формально, поэтому в сегменте услуг мобильного интернет-доступа "рулить" будет CDMA. Уже все операторы этого стандарта согласились с тем, что их основной продукт - интернет, и перестали "заморачиваться" голосовой связью.
 
Полностью совпадает с реальным ходом событий.
 
Наиболее благоприятные перспективы у "МТС Коннект", здесь есть главное - стабильное положение материнской компании и наличие возможностей для инвестиций; в этих условиях сеть неплохо расширяется и удерживает качество работы (хотя кое-что не мешало бы подправить).
 
В общем, верно, но усиленной активности «CDMA Украины», приведшей к активному расширению ее 3G-сети, я предугадать не смог. «Кое-что», а именно, биллинг, управление эккаунтом и систему приема платежей, отчасти подправили, но ряд проблем еще остался.
 
Публичный Wi-Fi, как средство систематического доступа в интернет, уже мертв, в следующем году это станет очевидно, в эти сети деньги никто вкладывать не будет. Соответственно, какого-то заметного роста количества хотспотов не предвидится.
 
Верно.
 
Самая большая интрига следующего года - возможный запуск сети WiMAX от life:). Очевидно, что WiMAX в "Астелите" рассматривают, как и CDMA в "МТС", как временное решение в отсутствие UMTS. Следовательно, открытый тендер на UMTS-лицензии, или хотя бы его четкая перспектива, должен повлиять на эти планы.
 
Все произошло не совсем так. «Астелит» отказался от инвестирования WiMAX в 2009 г, все это – призрачные надежды на 2010 г. Зато активизировались «Украинские новейшие технологии» с сетью Freshtel. Однако связь между 3G-лицензиями и планами на WiMAX определенно есть. По всей видимости, «Астелит» сможет проинвестировать только одно из этих направлений, и судя по его нынешнему настроению, это будет UMTS, с дальнейшим прогрессом до HSPA/HSPA+, что позволит выйти на те же скорости порядка 7 Mbps, которыми сегодня хвастается IEEE 802.16e.
 
Розница. Этот сегмент ожидают большие перемены. Основные проблемы в торговле мобильными телефонами - избыточный ассортимент и сокращающийся спрос, в торговле ноутбуками - отсутствие четкого понимания структуры продуктового предложения, разрозненность в представлении марок. Это если не считать известных уже проблем с оборотными средствами и кредитованием.
 
Проблемы у сетей действительно были, это один из самых пострадавших сегментов. Однако полного разрушения структуры розницы все же не произошло. Более того, к концу года запустилась новая торговая сеть – MOYO.
 
"Телефонисты" в России постепенно переходят под контроль мобильных операторов, в Украине этот процесс шел гораздо медленнее, мог бы быть ускорен кризисом, но не факт, что к этому готовы украинские операторы. Поэтому из отечественных сетей часть закроется, а часть сохранит самостоятельность (от операторов), но сменит владельцев.
 
Украинские операторы сегодня не готовы инвестировать в сети (хотя декларируют готовность к обсуждению выгодных предложений), а сети не готовы продаваться настолько дешево, чтобы в таких условиях заинтересовать операторов. Поэтому, хотя во многих случаях владельцы хотели бы избавиться от этого бизнеса, активность в слияниях и поглощениях была минимальная.
 
Сокращение количества торговых точек практически неизбежно, произойдет оно за счет закрытия части близкорасположенных конкурирующих точек, то есть суммарное "покрытие" и удобство потребителя не пострадает абсолютно.
 
Все пошло немного по-другому. В первую очередь закрывались не те точки, которые подвергались влиянию конкурентов, а магазины в малодоходных местах, на периферии, в регионах. Поэтому в регионах доступность продукции резко упала. Однако спрос тоже значительно снизился, поэтому вряд ли кто-то что-то в заметной степени потерял.
 
Ожидаем также уменьшения ассортимента до 10-15 моделей в точке типа "киоск", и до 50 моделей в магазине.
 
Так и случилось, с тем уточнением, что киоски, в основном, позакрывались, а в магазинах нередко ассортимент продукции падал и ниже отметки в 50 моделей телефонов.
 
Структура станет более близкой к европейской - будут более многочисленные сетевые салоны с небольшим ассортиментом, но сильным сервисом, в том числе и от операторов, и сравнительно немногочисленные "энтузиастские" лавочки, "в которых есть все".
 
До этой стадии рынок еще не дорос. Получилось нечто среднее между прежним ненужным изобилием и описанной мной оптимальной структурой. Форматы магазинов остались прежними, ассортимент уменьшился арифметически, за счет выбрасывания менее ходовых позиций, сервис если и улучшился, то эпизодически. Экзотика стала больше продаваться на интернет-площадках, физических в заметном количестве не появилось.
 
Высвобождающиеся торговые площади и объемы в обороте уйдут под аксессуарику и смежные сегменты - цифровые камеры, нетбуки, ноутбуки.
 
Чаще – под сокращение арендуемой торговой площади, если это было возможно.
 
"Компьютерщики" постараются разнообразить свой ассортимент таким образом, чтобы в нем гарантированно присутствовали ходовые модели от всех вендоров (для чего потребуется усилить активность в заключении дилерских соглашений).
 
Структура дистрибьюции реально начала меняться лишь с осени, за счет того что дистрибьюторы, оказавшиеся в лучшем финансовом положении, начали расширять свои портфели продукцией вендоров, у которых число партнеров оказалось меньше желаемого. На ассортимент в рознице это почти не повлияло.
 
Статус-кво с реальной и интернет-торговлей сохранится почти наверняка. Думаю, стоит ожидать роста интернет-торговли в регионах, а также появления смешанного вида торговли - с заказом в интернете, но без доставки. Это хорошая бизнес-модель для упомянутых выше "лавочек" с максимальным ассортиментом.
 
В общих чертах, все так и произошло. Уточнение только одно: интернет-торговля «в среднем» чувствовала себя лучше, чем реальная розница, хотя проблем хватало и там, и там.
 
Контент и софт. Предпосылок для более активной "виртуальной" продажи лицензионной музыки, видео и электронных книг как не было, так и не будет. большинство западных сервисов в Украине не работают и работать не будут.По этой же причине не стоит ожидать и Nokia Music Store
 
Верно. Добавим к этому и недавнюю историю с Android Market.
 
(хотя Nokia Comes With Music, возможно, к концу года и удастся запустить),
 
Не удалось. Впрочем, опыт российского рынка показывает, что это к лучшему. Nokia приходит с музыкой не бесплатно, а примерно за $100, что способно убить интерес даже к хорошему телефону.
 
нормально работающих Nokia Maps
 
Только сейчас запускают. Насколько нормально они работают, еще не известно.
 
А вот SaaS, хотя до сих пор хода особого не имело, на сегодня набрало уже критическую массу интереса со стороны и производителей, и пользователей. Бума не будет, но думается, пару интересных проектов в 2009 г мы увидим.
 
Навскидку ничего интересного вспомнить не удается. Пока активнее развиваются коммуникационные сервисы – Twitter, Wave.
 
Возможно, во что-то более удобоваримое разовьется "Виртуальный офис" от life:), или появятся конкурирующие предложения.
 
По отзывам, сервис сейчас вполне стабильно работает, но я не проверял. И проверять особого желания нет.
 
«Кончаю. Страшно перечесть» (с). Что ж, по большому счету, развитие событий в 2009 г я спрогнозировал верно, расхождения в основном, в деталях. По крупному, мне кажется, только с электронными книгами не угадал, да и в телефонном сегменте дела пошли несколько по другому.
 
Что ж, принимаюсь за составление мобильного гороскопа на 2010 г.
+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Отдельное спасибо за то, что "букв много" и они все интересные ;)) По поводу расходов на мобильную связь: недавно посчитал как 30-ти секундная тарификация звонка повлияла на стоимость минуты. При стоимости минуты разговора в 50 коп. и 170 минут исходящих, собственные затраты на 1 минуту составили 67 копеек. Касательно же сети "MOYO" в прессе мелькнула информация, что за ними стоит украинский дистрибьютор электроники. Поэтому возможно в 2010 интернет-магазины в свою очередь сообща создадут своего дистрибьютора для получения более выгодных условий закупок техники.

"Заранее предупреждаю – «букв много», поэтому блюстителям чистоты блогожанра заранее приношу свои глубочайшие извинения."

Ну знаете ли, кому "букв много" в такого рода материалах - могут просто идти дальше. Значит не для них.

Спасибо за прогнозы и анализ.

Дочитал до конца :0)
Если бы ты еще ссылки на продукты добавил, статье бы вообще цены не было!

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT