`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Computex 2010. Общие впечатления и мысли о выставке

+77
голосов

Правильное объяснение активности вендоров, состава участников, трактовка тенденций и направленности анонсов невозможно без верного представления о том, что такое Computex, для кого эта выставка, кто и зачем в ней участвует. Эту информацию, хотя она и раньше встречалась в репортажах коллег, я считаю, очень важно собрать и изложить в систематизированном виде.

Выставка Computex, проходящая в городе Тайбэй, столице Республики Китай (Тайвань), в этом году празднует свое 30-летие. Выставка исторически имеет очень большое значение для местной IT-индустрии, а IT-индустрия играет важнейшую роль в экономике острова. Именно поэтому событие пристально опекается властью (в хорошем смысле, а не как обычно у нас) – в открытии выставки принимали участие Президент Тайваня Ма Ин-Цзю, заместитель мэра Тайбэя Ли Йонг-Пин, «и другие официальные лица». Организаторы выставки – Тайваньский совет по развитию внешней торговли (TAITRA) и Компьютерная Ассоциация Тайбэя (TCA). Выставка с 1986 г проходит в комплексе зданий Taiwan World Trade Center (TWTC), расположенных в самом центре, недалеко от мэрии и рядом со знаменитым небоскребом Taipei 101. Однако в этом районе о дальнейшем расширении экспозиции не может быть и речи, поэтому с 2008 г часть выставки размещается в новом экспоцентре в районе Нанган, есть планы, что в ближайшее время она переедет туда полностью. Но пока «центром» выставки остается именно TWTC, там развертывают свои стенды самые крупные экспоненты. К примеру, в этом году ASUS почти полностью оккупировала находящееся рядом с TWTC здание Taiwan Internetional Convention Center (TICC), много семинаров и презентаций проходило на разных этажах Taipei 101 и в близлежащих отелях (в первую очередь, Hyatt). Однако, судя по всему, организаторы сделали все, чтобы затащить в Нанган интересных, «якорных» участников, и именно там были стенды Intel, Microsoft, Acer, MSI.

Computex 2010. Общие впечатления и мысли о выставке

Президент Республики Китай (Тайвань) Ма Ин-Цзю выступает на торжественном открытии Computex 2010

Исторически Computex – это «выставка достижений тайваньского IT-хозяйства», в котором бренды с мировым именем – только надводная часть айсберга, помимо них существует большое количество фирм, специализирующихся на контрактном производстве какого-то небольшого спектра продукции. Чтобы усилить выставку, организаторы стараются привлекать экспонентов и с материкового Китая, но здесь играет роль давняя политическая проблема, разделяющая Китай и Тайвань. Тайвань – это вся территория, оставшаяся под контролем партии Гоминьдан в результате гражданской войны с коммунистами, прекратившейся в 1950 г. Тайваньское правительство, основанное небезызвестным генералиссимусом Чан Кайши, до сих пор считает себя единственным законным правительством всего Китая, и до 1971 г оно таковым и признавалось на международном уровне, представляя Китай в ООН. Сейчас Тайвань формально не считается независимым государством и находится с Китаем в состоянии войны (другое дело, что между ними заключено перемирие и боевые действия не ведутся вот уже 60 лет, за исключением нескольких кризисов в ХХ веке, впрочем, к возобновлению огня не приведшим). Поэтому материковый Китай, скажем так, не приветствует участия своих крупных компаний в Computex (так что, к примеру, Lenovo вы там не найдете), но при этом, следуя своей обычной прагматичной политике, не препятствует участию компаний мелких, поэтому небольших «гаражей дядюшки Ляо» из Шеньчженя или Шанхая на Computex представлено огромное количество. Аналогичным образом представлена Корея – всемирно известных гигантов на Computex нет, но есть сравнительно небольшой «корейский квартал», заселенный такими же малыми производителями.

Традиционно, структура IT-сегмента на Тайване, а впоследствии и в материковом Китае, включает сравнительно небольшое количество крупных производителей со всемирно известными брендами, основную массу составляют небольшие компании ориентированные на контрактное (OEM или ODM) производство. Это и предопределило несколько специфическую ориентацию выставки – она не продуктово-потребительская, а производственно-технологическая. Типичный участник выставки – производственная компания, больших или меньших масштабов, специализирующаяся на выпуске определенного вида продукции – электронных книг, планшетов, компьютерной акустики, корпусов, запоминающих устройств USB и т.п. У нее есть название и, соответственно, собственная марка, но фирма не настаивает на ее продвижении. Задача фирмы на выставке – найти покупателя на свою продукцию или заказчика, который оплатил бы ее доработку под свои требования (в том числе и брендинг) и выпуск партии.

Соответственно, основной и самый желанный посетитель на выставке – это оптовый покупатель или заказчик. Деятели соответствующего профиля по всему миру об этой особенности Computex обычно осведомлены и именно с этой целью на Тайвань и едут. Это могут быть просто дистрибьюторы или люди, реализующие некие комплексные проекты, для которых нужна оптовая закупка, разработка или адаптация оборудования. К примеру, на выставке довелось повстречать IT-менеджеров из образовательной сферы из Южной Америки, у которых есть гранты на внедрение новых технологий обучения, и которые ищут наиболее подходящие аппаратные решения для этой цели. На чем построить систему – на e-ink ридерах, планшетах, нетбуках или чем-то еще? Какого поставщика выбрать? Покупать готовое или доразрабатывать? Во вколько это все обойдется? Вот для таких именно вопросов выставка – идеальное средство, поскольку позволяет быстро осмотреть сразу много всего, пощупать это физически и провести реальные переговоры «вживую».

Computex строго сфокусирован на компьютерных технологиях, а не телеком, соответственно здесь вы не найдете смартфонов. Я лично видел их только у крупных многопрофильных компаний с мировыми именами (ASUS, Acer, Microsoft), помимо них – только на одном стенде, рядом с планшетами. Именно по этой причине в выставке не участвовала HTC, хотя не зная этой особенности, такое трудно было бы предположить. К тому же у выставки совершенно четкая «железная» специализация (впрочем, соответствующая роли и месту Тайваня в мировой IT-индустрии), так что выбор программных решений и сервисов также достаточно скромен. Только компьютеры, гаджеты и компоненты.

Главный человек на выставке и самый желанный гость на всех стендах – заказчик и покупатель, а не журналист, как на CeBIT или MWC. Это вытекает из того факта, что большинству экспонентов нужна не «раскрутка», а конкретный заказ. Журналистов здесь привечают, более того – значительное их количество со всего мира привозит сама TAITRA, но главные действующие лица – не они. Никто не осыпает блоггеров и редакторов подарками, на каждом стенде можно рассчитывать на визитку, буклет и более или менее краткий рассказ о продукции (представившись дистрибьютором, можно с ходу получить намного больше внимания). Более того, на ряде стендов запрещают фотографировать, причем журналистам – в первую очередь (на западных выставках, если кто и запретит, то бедж Press мгновенно решает проблему). Впрочем, возможность увидеть основные тенденции производственной части IT-индустрии и шанс высмотреть неизвестные ранее диковинки сами по себе являются достаточными поводами для того, чтобы журналисту охотно принимать приглашение TAITRA и ехать на Computex.

Зная, что в итоге пишущей братии соберется достаточно много и со всего мира, некоторые крупные тайваньские компании используют Computex для того, чтобы объявить свои глобальные продукты. В этот раз так поступила ASUS, показавшая обширнейшую новую линейку, в меньшей мере «активничали» Gigabyte и MSI. Самая большая проблема здесь – привлечь внимание журналистов, отвлечь их от стендов, так что подобного рода анонсы могут позволить себе только самые именитые вендоры, и под действительно важные анонсы (так, залогом высокой явки журналистов на пресс-конференцию ASUS) были, кроме имени компании, интерес к семейству Eee и личность Джонни Ши.

Computex 2010. Общие впечатления и мысли о выставке

"Минута на съемку!" Журналисты берут штурмом сцену, на которой позирует Джонни Ши с Eee Pad. В кадре примерно треть от общего количества.

Большинство же экспонентов демонстрируют не концептуально новые продукты, а то, что они при своем скромном технологическом уровне способны производить. Именно этим выставка и интересна. Computex – это своего рода смотр технологий, готовых к дешевому массовому производству. Визит на Computex – это, пожалуй, лучшая возможность своими глазами увидеть готовящийся «мейнстрим» IT-индустрии, т.е., то, что в ближайшее время будет предлагаться массовому сегменту. К примеру, в 2010 г к стадии дешевой «штамповки» подошли: электронные книги, запоминающие устройства на USB 3.0, CULV-ноутбуки, 10-дюймовые планшеты с Windows 7, в ближайшей перспективе – разнокалиберные планшеты на Android.

Отдельная группа экспонентов – это крупные технологические компании, разработчики ПО и чипмейкеры, для которых основные клиенты – уже те «гаражи дядюшки Ляо», которые выставляются на стендах. Computex для них – отличная возможность продвинуть новые платформы, процессоры, операционные системы, прочие чипы и технологии среди тех, кто в дальнейшем будет их имплементировать в конечный продукт для массового рынка. Именно поэтому на Computex так активны Microsoft, Intel, Marvell, Nvidia и прочие такого рода компании.

Кому стоит ехать на Computex? Журналистам и блоггерам – безусловно; они не увезут отсюда рюкзаков, набитых смартфонами, планшетами, ноутбуками, плеерами и прочими радостями жизни, но зато получат великолепное информационное «погружение» и ровный, дружелюбный прием. Но есть две категории, для которых Computex – это определенно must-go. Первые – это дистрибьюторы, которым может выпасть шанс выгодно расширить свой продуктовый портфель. Вторые – это маркетинговые и маркетингово-производственные компании (каковыми де-факто являются, к примеру, украинские производители компьютеров), которые хотят создать бренд IT-продуктов и укомплектовать его линейку устройствами, произведенными по контракту.

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Спасибо, Роман. Очень познавательно! Много нового для себя узнал. Хотелось бы и в дальнейшем, читать о самых известных выставках, под таким углом.

кто понимает неизбежное - тот не дёргается понапрасну...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT