`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Владимир Исаев

CompUSA становится историей

+99
голосов

Много в последнее время приходится читать про проблемы розничного канала. Самая главная, конечно, в катастрофическом подорожании недвижимости, что, на фоне более низких издержек онлайн-ритейлеров, делает оффлайн-продавцов все менее конкурентоспособными.

IT-магазины тут не исключение: от цен на недвижимость они тоже страдают. Об этом приходилось слышать и в интервью для КО, и на июньской конференции DCC в Москве, да и последние события на мировой арене это доказывают. Самым громким сигналом из последних стало закрытие всех американских магазинов CompUSA. Напомню, что 126 из них прекратили существование в первой половине года, в рамках масштабной реструктуризации. Однако тогда спикеры компании говорили лишь о неэффективных торговых точках. И вот на днях CompUSA объявила о том, что закроет оставшиеся 103, таким образом полностью исчезнув с рынка США.

Тут стоит отметить, что владельцем CompUSA с 2000 г. является Карлос Слим (Carlos Slim) – тот самый мексиканский миллиардер, обогнавший в последнем рейтинге Forbes Top 100 Richest самого Билла Гейтса. 7 лет назад Слим приобрел сеть за 800 млн долл., а в интервью журналисту BusinessWeek, в ответ на вопрос о растущей конкуренции со стороны Интернет-магазинов, тогда сказал, что «обычная» розница все равно останется и все равно будет востребована, потому что «несет важную функцию популяризации, консультаций и просвещения пользователей».

На самом деле, именно на этом CompUSA и делала акцент с 1984 г., когда была основана. Именно индивидуальная работа с покупателями и была ее «коньком» (тут к месту вспомнить и отечественных IT-ретейлеров, которые тоже поднимают это на флаг). Надо сказать, что компания достаточно быстро росла и стала чем-то вроде еще одного символа США, а вернее ее IT-индустрии. Особенно после того, как в 1991 г. ей удалось первой получить контракт на продажу Apple Macintosh (до тех пор Джобс отказывался продавать свои ПК через дискаунтеров), а годом позже – и компьютеров CompaQ.

Однако, прозорливый Слим на сей раз просчитался. То ли в 2000 г. массовым покупателям уже не нужна была такая уж плотная консультационная поддержка, то ли CompUSA так и не смогла эффективно интегрировать в свою структуру и наладить работу нескольких менее крупных сетей, купленных ею в 1995-1999 гг. То ли Интернет и правда стал давить больше, чем на то рассчитывали. Но так или иначе, год за годом CompUSA начала уступать своим конкурентам – BestBuy, Circuit City (они "бьют" в основном ценой) и, конечно, онлайновым продавцам, прежде всего Amazon.com. В рейтинге Top 100 ретейлеров за 2006 г. компания заняла лишь 68-е место, уступив даже RadioShack (у которой тоже дела далеко не в порядке).

Покупателем CompUSA стала консалтинговая группа Gordon Brothers, которая, судя по всему, будет продавать ее частями. Сейчас во всех магазинах начинается распродажа, а после нее, по слухам, в феврале 2008 г., компания полностью прекратит свое существование. Продолжит ли работать ее Web-площадка – пока большой вопрос. Но так или иначе, у меня напрашивается вывод о «начале конца» специализированной IT-розницы. Подчеркну - он напрашивается именно сейчас, и именно в контексте CompUSA, даже несмотря на то, что она не первая, кто уходит с этого рынка.

Конечно, сейчас я говорю о глобальном рынке – локальный еще не насыщен настолько, чтобы дорасти до той же фазы. Но не думаю, что общие тенденции обойдут вниманием Украину. Более того, разговоры о том, что-де крупнейшие мировые ретейлеры придут в Украину и купят кого-то из местных игроков, чтобы быстро развернуться, у меня вызывают все больше сомнений. «Бытовики» может и придут. Но будут ли им интересны наши специализированные IT-ретейлеры с несколькими десятками магазинов? Не знаю. Не уверен.

+99
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Безусловно, закрытие CompUSA, столь знаковой для американского рынка структуры, это звоночек...

Но лишь еще один звоночек обостряющейся конкуренции в этом сегменте. Мне кажется, не все так пасмурно на рынке розницы. В данном случае CompUSA, как крупнейший, дискаунтер оказалась в тисках между Walmart и онлайн-магазинами, с теми и с другими, как выяснилось, конкурировать не просто тяжело, а в некоторых случаях не возможно.

Однако на фоне этого есть множество примеров удачно развивающихся розничных сетей. В частности, магазины Apple растут просто как на дрожжах. В самой природе человека - подержать покупаемый товар в руках и пообщаться при покупке.

Что до наших реалий, то и здесь пока до драматизма еще "верст и верст". Хотя, безусловно, следует всегда быть на чеку и следить за происходящим, вовремя реагируя.

Насчет Apple, Nokia retail и других крупных проектов - я бы все-таки не сравнивал, это несколько разные ниши. В Apple Store можно не только купить товар, но и воспользоваться сервисами, причем такими, которых нет ни в онлайне, не во "всеядной" рознице типа CompUSA. Они останутся, как остаются одежные бутики несмотря на популярность C&A, H&M и прочих.
Тут вопрос в том, что последние все чаще конкурируют ценой, т.е. объемами.

я как раз хотел откомментить о том, что на фоне закрытия КомпУСА ритейловый бум Apple выглядит очень показательно :)

Взгляд изнутри :-)
На мой взгляд специализированная розница в старом формате "умирает" , для ее успеха действительно необходимы допсервисы , быть рядом с клиентом . Конкуренция интернет продаж ощутима действительно , но .... технику нужно "подержать в руках" перед покупкой . И это сегодня можно сделать в магазинах узкоспециализированных или супермаркетах бытовой техники . Последним население уделяет больше доверия . Согласен с автором о призрачности мысли что кому-то из иностранных инвесторов будет выгодно или интересно покупать украинские сети . ВОт если бы они все ( 5-ка лидеров ) объединились !!! тогда дело другое - но это не произойдет никогда ! слишком велики амбиции сетей . Теперь про Aplle . Да , они "плодятся" , но какая цель у вендора ? Однозначно покрытие и масштаб . О прибыли речи нет . Эти салоны сродни фирменным салонам операторов мобильной связи и нужны только для поддержания имиджа , присутствия на рыке и оказания каких-либо консультаций .

в том-то и дело. Самая распространенная модель покупки - прийти в магазин, подержать в руках, записать название модели и купить ее на 5-10% дешевле в Интернет-магазине. Впрочем, что я рассказываю, ты все лучше меня знаешь :)

Самая распространенная модель покупки ... и купить ее на 5-10% дешевле в Интернет-магазине

К сожалению, такой вывод не учитывает реалий - Украина не заканчивается границами киевской объездной :-)

согласен, в регионах с этим труднее.
Но и там интернет-магазины есть. Так же как и офлайн-розница.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT