`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Нелегальная аська

Как многие знают, одна небольшая американская интернет-компания – AOL - когда-то давно решила прикупить себе небольшой коммуникационный сервис ICQ, который не очень мог монетизироваться, но потенциально в качестве источника дохода был довольно перспективен (почти как Skype сейчас, в общем). Покупка тогда составила аж 400 млн долларов, что для многих экспертов явилось неожиданностью – цена казалась сильно завышенной (тоже почти что про Skype).

AOL – инвестор довольно странный, покупающий дорогие красивые вещи непонятно для чего, и очень скоро стало понятно, что ICQ на горбу AOL не взлетит. И во многом из-за топорной поддержки сторонних клиентов, использующих протокол ICQ и уводящих от AOL рекламно оплаченных пользователей. При всей моей любви, раз в месяц падающая из-за смены протокола Miranda просто достала. Я и раньше-то не любил родной клиент ICQ, но тут просто решил не ставить его из принципа. Так рассуждали многие мои знакомые, которые в итоге ушли от ICQ в гуглотолки и скайпы.

Видимо поняв, что дала маху, AOL решила избавиться от странного для неё актива и за почти в 3 раза меньшую сумму продала его Mail.Ru. Сторонние разработчики асечных клиентов встрепенулись. Появилась надежда, что новый хозяин наладит нормальную поддержку и не будет перекрывать краник, как AOL. Mail.Ru долго молчала, а сегодня объявила о том, что будет лицензировать протокол ICQ для некоммерческих разработчиков, подписав соглашения с четырьмя: qutIM, MDC, Palringo и IM+

Разумеется, в этом списке нет одного из самых популярных (у тех, кто остался приверженцем асечки) мессенджеров - QIP, потому что это коммерческий клиент, который гоняет свою рекламу. Однако QIP продолжает использовать протокол – теперь, по сути, нелегально уже и в российском правовом поле. AOL не смогла контролировать его раньше, технически не может этого и Mail.ru, которая, вероятно, требует с РБК (хозяин QIP) денег за коммерческое использование протокола. То есть, Mail.Ru конечно может менять протокол раз в месяц, как это делала AOL, чтобы отвадить QIP, но тогда будут страдать и пользователи «легальных» приложений. Второй волны отключений пользователи, имхо, не переживут. Так что единственный вариант у Mail.Ru – любым образом договариваться с QIP.

Всё это написано ради одной морали. Как пример того, что владелец оригинального решения может попасть в очень жёсткую зависимость от партнёров только из-за того, что когда-то, много лет назад, выбрал неправильный контроль за монетизацией и теперь не может его изменить, просто потому что новый подход, каким бы он ни был, не будет воспринят рынком.

В общем, почти как с чемоданом без ручки.

Как iPad конкурентов вокруг пальца обвел

Нынешняя выставка MWC, безусловно, запомнится буйством планшетных компьютеров, которые представили по-моему все кому ни лень, начиная с Samsung и HTC и заканчивая ZTE и всякими ноунеймами.

«Над iPad нависла плотная угроза со стороны Android-производителей» – писали одни. Другие шутили о том, что публика на MWC фактически проигнорировала iPad (он появился на сцене лишь однажды в руках главы Yahoo, да и то лишь для того, чтобы показать новое приложение), а в воздухе так и витала мысль о том, что гегемонии Apple на рынке планшетников медленно, но верно приходит конец.

Пока под звон бокалов с испанским вином обсуждались не радужные перспективы Apple (я прямо так и вижу как топ-менеджеры тайваньских и корейских компаний цокают языком и пьют за iPad не чокаясь), Купертино, что называется, сделало «ход конем».

В Азии не так много производственных линий, которые готовы выпускать сенсорные экраны для планшетных ПК. Samsung, Wintek и TPK – вот в общем-то и все ключевые производители ключевых же для планшетников компонентов. И тут вдруг оказалось, что Apple заключила контракты на дисплеи на этот год таким образом, что теперь контролирует 60% (шестьдесят процентов!) поставок этих самых компонентов, оставив конкурентам на всех только 40% (по данным DigiTimes).

Прибавьте к этому еще и контракт с Samsung на 7,8 млрд долл, по которому корейская компания будет отгружать Apple не только экраны, но и память, и другие детальки (а значит Samsung особо трепыхаться не будет – Apple станет ее крупнейшим клиентом по полупроводниковой продукции).

Конечно, нужна определенная смелость и риск, чтобы сделать такой финансово емкий шаг. Но Apple рискует оправданно, да и, скорее всего, вообще мало чем рискует, учитывая нехватку первых iPad-ов в прошлом году и грядущий выход iPad2. Другие производители, несмотря на все прикрасы своих новых планшеток, анонсированных на MWC, такого риска позволить себе пока не могут. Ну или не успели вовремя застолбить линии.

Из производителей экранов, у которых пока более-менее развязаны руки, остается лишь Sony, но ее на всех явно не хватит. Чтобы расширить производство тайваньцам и китайцам потребуется не меньше года (это в лучшем случае), то есть как минимум год чисто производственной форы у Apple есть.

Вообще очень забавный пример, и вполне себе элегантный ход с точки зрения стратегии. Правда тут все как по Библии: тучные коровы и тощие коровы. В том смысле, что уже завтра многие азиатские производители полупроводников ринутся строить заводы по выпуску тех самых сенсорников для планшеток на будущее (раз уж пошло дело). И скорее всего через пару лет мы столкнемся с новым кризисом перепроизводства в Азии, который болезненно ударит не только по индустрии дисплеев, но и вообще полупроводников, как когда-то было с памятью.

Вот ссылка на статью DigiTimes.

10 горячих новинок и трендов CES 2011

Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе лет 5 назад как-то незаметно стал Меккой производителей гаджетов, быстро затмив и CeBIT, и другие выставки потребительской электроники (или чья экспозиция в значительной степени им посвящена), в том числе и благодаря проамериканскому лобби.

В 2011-м году CES стартует 6 января – меньше чем через неделю. Но, как обычно, задолго до открытия производители «разогревают» публику, организуя «случайные» или вполне официальные утечки о том, что новенького планируют представить. Перечитав тонны статей, постов, колонок, слухов и домыслов я взял на себя смелость составить список из 10 самых интересных анонсов CES, которые так или иначе повлияют на индустрию в течение следующей пары лет.

1. Начнём с Apple, только потому, что влияние этой компании на индустрию в целом переоценить сложно, хотя бы с точки зрения промышленного дизайна. У Apple, судя по разведданным американского ComputerWorld, будет сразу несколько анонсов в рамках CES, и самый «вкусный» из них, пожалуй, iPad 2. Второй версии прочат новый дизайн, немаркий экран, камеру (или сразу две, для FaceTime), поговаривают и о USB-порте, но пока точных данных на этот счет нет. Нет и (что странно) картинок-утечек нового iPad, пусть бы даже и очень фантастических.

Второй анонс Apple – публичное открытие магазина приложений Mac App Store. Для самой Apple этот магазин выглядит как новая «труба» для выкачивания денег, а вот разработчикам, пожалуй, подкинет много пищи для размышлений. Пока политика допуска приложений в Mac App Store выглядит примерно так же, как и приложений для iOS, что, в общем, вызывает много недовольства сторонних девелоперов своей закрытостью.

2. Следующий год, по всей видимости, будет готом связи 4G, во всяком случае в глобальном масштабе. Похоже в сторону связи нового поколения повернулись и производители массовых телефонов/смартфонов. Samsung, HTC и, судя по всему, Motorola готовятся анонсировать свои LTE-модели для сервисов Verizon. Причем, похоже, Motorola будет реализовывать телефон на базе новой Android 3.0 (Honeycomb). По крайней мере такие мысли возникают после просмотра вот этого ролика-тизера.

3. Кстати, раз уж мы заговорили про Android, то та же Samsung делает на эту платформу серьёзную ставку, что, в общем, на мой взгляд правильно – нельзя замыкаться на собственной, пусть и распрекрасной платформе (Bada). Очень многие производители на этом погорели, и по всей видимости Samsung хорошо усвоила урок. Что касается собственно CES, то там Samsung собирается представить не что-нибудь, а плеер на базе Android 2.2, который пополнит линейку Galaxy и станет, как уже модно говорить, «убийцей iPod Touch». Известно, что этот девайс будет оснащаться двумя камерами и 4" AMOLED-экраном 800х480.

10 горячих новинок и трендов CES 2011


4. Очень интересным выглядит слух о том, что устройств на базе Google TV на CES может и не быть, и что сама Google просит партнёров отложить анонс из-за не до конца проработанной аппаратной технологии. В общем, кусок пирога под названием «Интернет в ТВ» хоть и очень сытный, но все же оказался трудноперевариваемым.

5. Продолжают появляться новые планшетные компьютеры – тренд уходящего года, который, по всей видимости, усилится как минимум в будущем году. На CES новинки собираются представить ASUS (причем у нее будет скорее даже ноутбук-трансформер (Welcome back to 2003?), 10 горячих новинок и трендов CES 2011

Toshiba (у нее планируются к анонсу три модели: на базе Android, Chrome OS и Windows 7) 10 горячих новинок и трендов CES 2011

, LG (на базе Android 3.0) и HP. Последняя обещает целую линейку моделей на базе WebOS 2.0 – наследство от купленной ею Palm.10 горячих новинок и трендов CES 2011

Разумеется, с планшетниками выйдут и другие производители. Судя по всему, следующий год должен стать годом их удешевления, и это будет очень приятный тренд :) Кстати, сама Palm собирается побороться за место под солнцем с линейкой смартфонов на базе все той же WebOS 2.0

6. Microsoft. Тут в общем всё более-менее предсказуемо. Компания потихоньку упускает рынок планшетников и, разумеется, хочет реабилитироваться – прежде всего перед OEM-ами. По слухам, на CES Microsoft представит надстройку для планшетников на базе Windows 7, что должно помочь ей протянуть до конца 2011 года, когда по планам компании должна выйти совсем уж планшетноориентированная Windows 8 (её вроде бы тоже покажут на CES 2011). Тактика рискованная, но делать Microsoft больше нечего, надо хоть как-то держаться.

10 горячих новинок и трендов CES 2011

7. Очень забавно и, в то же время, знаково выглядит возвращение на CES после 16-летнего отсутствия компании Nintendo. Понятное дело, все ждут чего-то совсем уж экстраординарного от производителя гейм-падов. Будет ли это «что-то» действительно «чем-то» – пока остаётся только догадываться.

8. Google. Тут всё очень запутано. С одной стороны, Google очевидно продвигает Android, партнёрствуя с всё большим кругом OEM – как «телефонных», так и «планшетных». С другой стороны, компания собирается анонсировать на CES Chrome OS. И не просто анонсировать, но и представить первые нетбуки на базе этой ОС. То есть, в моем представлении, конкурировать между собой в следующем году будут не только программные Android и Chrome OS, но и аппаратные планшетники и нетбуки. И всё это под предводительством Google. Зачем ей такой «зоопарк» - для меня пока загадка. Но наверное Google знает что делает.

9. Очень неожиданными выглядят планы NEC представить на CES двухэкранный планшетный компьютер на базе Android. Сообщается, что якобы на каждом экране можно будет запускать отдельное приложение. В общем, выглядит как консоль Nintendo или как e-читалка. Но посмотрим какая предполагается модель использования и, главное, как NEC - компания целиком перешедшая в сегмент профессионального оборудования - будет его продвигать на потребительском рынке.

10. 3D-телевизоры за последние два года так и не вышли на поток. Производители винят в этом разработчиков контента, те, в свою очередь, грешат на дороговизну компонентов, которые не дают телевизорам стать массовым товаром. Изменит ли что-нибудь CES 2011? Скорее нет, чем да. Пока этот замкнутый круг разорвать трудно. Новые 3D-модели заявили многие производители, но пока все тянется в сторону повышения крутизны и технологичности и мало касается ценового фактора (как в случае с планшетниками). Пока всем всё интересно, но по большей части – чисто теоретически.

Разумеется, это далеко не всё чем будет богат ближайший CES 2011. Думаю, ITC будет держать читателей в курсе с места событий, а мне будет интересно посмотреть насколько точно я попал пальцем в небо со своими предсказаниями :)

Facebook мстит Google за Microsoft?

Давайте прямо с первых строк вернёмся на несколько лет назад и вспомним, как Google жесткой рукой начал переводить народ с оффлайновых приложений на онлайновые.

У всех на виду он щекотал Microsoft, что называется, за голый нерв своими Gmail, Google Apps, виртуозно монетизируя все это с помощью рекламы. Появившиеся позже браузер Chrome, куда более удачный, чем IE, а также прототип Chrome OS вообще, казалось бы, убедили даже самых ярых скептиков в том, что Google в будущем займёт место Microsoft… Хотел сказать «на поприще ПО», но это все же нечто большее… Скажу «на поприще того, что видит пользователь в экране только что включённого ноутбука».

Не успели в Google вволю понаслаждаться почётным статусом, как выяснилось, что и сам, казалось бы, незыблемый гигант оказывается под ударом сравнительного новичка – такого же, каким он был не далее как 7-8 лет назад. Речь, конечно, о Facebook. Компания Цукерберга и раньше, в общем-то, не особо скрывала претензии на место Google в наших сердцах (чего стоит хотя бы собственная рекламная платформа) и вообще в интернет-индустрии. Но в последние пару недель противостояние стало вполне открытым и публичным.

Прежде всего, Facebook начал переманивать у Google сотрудников, обещая более высокие зарплаты и, думаю, опционы (очень «вкусная» приманка, учитывая планы Facebook на IPO и то, что эта компания уже в тройке интернетчиков-лидеров Кремниевой Долины по капитализации). Это вынудило Google даже срочно повысить своим сотрудникам зарплату на 10%.

На днях Марк Цукерберг представил новые сервисы Facebook, среди которых – почта, один из тех инструментов, которым Google в свое время завоевала сердца миллионов. Выглядит многообещающе, хотя журналисты стали наперебой делать выводы о том, что Facebook Message не заменит электронную почту. С точностью до наоборот, совсем недавно представляя теперь уже почивший сервис Waves, о будущем e-mail высказывалась сама Google.

Еще один камень – анонсированный недавно браузер RockMelt, предполагающий глубокую интеграцию с Facebook. Проект, кстати, начал Марк Андриессен – тот самый отец-основатель Netscape. Еще год назад я писал, что RockMelt делается либо по прямому заказу FB, либо с прицелом на очень быструю продажу Цукербергу. От своего мнения не отказываюсь и сейчас. Хотя надо еще посмотреть что из этого «таящего камня» получится.

Наконец, в прошлом посте я давал ссылку на очень толковую статью про то, что Facebook в скором времени вполне может занять место Google и на рынке поиска. Вкратце суть статьи: кнопка “Like” у Facebook дает потрясающий результат – именно пользователи (а не поисковые роботы) могут помочь формировать максимально релевантные ответы на поисковые запросы. Концепт конечно, но вполне работоспособный в будущем, если его правильно развить.

Что делает Google? Пока тактически сливает. Социальной сети у Google нет и, видимо, не будет. Buzz, конечно, хорошая штука, но на замену социальных функций FB не тянет. Да и в целом все гугловские сервисы в некотором роде выглядят немного разрозненными, менее интегрированными друг с другом. Тем не менее, позиции Google пока незыблемы в сфере видеохостинга и онлайн-приложений. Хотя и здесь конкуренты есть.

Не исключаю, что Google готовит какой-то мощный и решительный ответ. Вопрос только в сроках. Google теперь уже не «торт» – такой же гигант, как и Microsoft со всеми вытекающими: неповоротливостью, бюрократией, обязательствами перед акционерами и пр. Facebook же все еще, по сути, стартап, пока не связанный условностями фондовой биржи по рукам и ногам, а потому и более мобильный в плане принятия решений.

Кто знает, возможно уже совсем скоро англофилы канонизируют глагол “to facebook”, как это было с “to google”? Ну а нам придётся не только «гуглить», но и «фейсбучить».

Какая интересная неделя

На прошлой неделе Интернет-мир нежданно негаданно получил сразу несколько довольно интересных прогнозов относительно своего развития. Что характерно, сигналы поступили не от псевдоаналитиков, а от вполне себе известных игроков.

Для начала – вот несколько сентенций об Интернете модели 2015 года от Cisco. Как утверждают авторы этого отчёта, на его подготовку ушел год, или даже больше. В общем-то ничего нового, хотя чтиво полезное хотя бы с точки зрения «разложить всё по полочкам».

Больше всего мне понравился прогноз, что Интернет будет настолько небезопасным, что люди будут готовы платить за безопасные «резервации», субСети. В общем, вполне напоминает обычную бытовую ситуацию, когда на улицах большинства городов нашей необъятной в тёмное время суток (как, впрочем, и в светлое) появляться небезопасно. Те у кого есть деньги бегут в закрытые коттеджные посёлки или нанимают телохранителей. Ну или учатся азам самообороны. Эксперты напирают на то, что это «один из возможных вариантов событий», хотя как по мне его вполне можно назвать «крайне вероятным».

Повторюсь, отчёт довольно размыто рисует будущее, но всё же стоит прочтения.

Второй сигнальчик куда более интересен. Пришёл он от именитой Wired , а на АИН разместили неплохой перевод (Часть 1 и Часть 2 ).

Если «отжать» сухой остаток, то получается примерно такой набор тезисов:

- Юрий Мильнер – самый продвинутый венчурный инвестор в мире.
- Операционные системы будущего – это браузеры. То что мы называем ОС сейчас в будущем будет выглядеть прошивками для микроволновок.
- Облик будущего Интернета, вместе с Google, Facebook и Мильнером, формирует Стив Джобс и его боевые роботы iPad и iPhones, которые заправляются в iTunes. Я бы к этой четвёрке добавил ещё Cisco.
- Google всех заборет. Кого не заборет Google – заборет Facebook. А потом Facebook, возможно, заборет Google. По поводу последнего – интересная статья на Slon.ru от Артура Вельфа о том что Facebook в будущем имеет все шансы занять место популярнейшего поисковика. Звучит, может, и сильно футуристически, но логика есть.

К этому всему я, как говорится, имею что добавить.
- На мой взгляд, как-то совсем не ярко описано будущее P2P технологий. Хотя казалось бы, платформа вполне годная для того чтобы не допустить целый ряд опасных тенденций будущего или, по крайней мере, снизить их негативное влияние.
- Дело Google vs. Skype очень показательно (я имею в виду анонс опции голосовых звонков в Gmail прямо перед IPO Skype, которое теперь, возможно, будет весьма бледным, если вообще будет). Что-то мне подсказывает, что Google так действует не в последний раз. И, кстати, вот этот интерес тоже о многом говорит. Так что не стоит сбрасывать Cisco со счетов.
- Количество приложений в Apple App Store в мае этого года (100 тыс.) примерно соответствовало количеству веб-страниц в 1995 году. Что мы имеем? Мы имеем еще одно подтверждение того, что история развивается по спирали. Что будет на следующем витке – прогнозировать трудно, но, опять же, мне кажется это как-то будет связано с очередным (опять же) витком децентрализации Интернета. Он придёт на смену тренда облачных технологий и, как мне кажется, будет связан с теми же P2P.

В общем, очень, очень интересная была неделя. Дала много пищи для размышлений. А вам?

Корпоративный Twitter. Зачем он нужен?

Четыре месяца назад, в начале марта, я написал пост про Twitter, где изложил своё видение этого новомодного сервиса. И в конце пообещал поделиться своими впечатлениями о корпоративных Тви-аккаунтах.

Сразу предупрежу: противникам всего нового на генном уровне дальше можно не читать. Этот материал, несмотря на то, что он отражает лишь мысли автора и не претендует на объективность, будет полезен тем, кто ищет возможности сделать что-то новое, вместо причин не делать этого.

Аудитория
Основная часть твиттерян за 2 года полнокровной жизни русскоязычного Twitter – всё те же блоггеры, менеджеры и владельцы Интернет- и ИТ-компаний, журналисты, а также веб-разработчики. В последнее время стали попадаться вкрапления депутатов и президентов. Но это пока исключение. Есть ещё коучеры, но так как я в принципе не понимаю чем они занимаются (и вообще, и в Twitter), сказать про них ничего не могу. То есть, основная аудитория - так называемые «интернетчики».

Аудитория эта пока малочисленная (всего в России и Украине, по-моему, около 250 тыс. аккаунтов по данным Яндекса, по сравнению с 45 млн в англоязычном мире), но интересная. По сути Twitter объединяет лидеров мнений и наиболее активную часть Интернет-аудитории. Если в Штатах среднестатистический твиттерянин – это чернокожая домохозяйка 30-35 лет, то в наших странах – молодой человек до 30 лет (данные проекта Rutwitter), гаджетоман и тусовщик. Это новаторы в плане потребления всего нового, знатоки интернета и ИТ, в своих семьях, в кругу друзей и знакомых — эксперты, к которым приходят за советом. В общем, очень благодатная почва для раскрутки чего-то нового.

Twitter отлично подходит для оперативной, или лучше сказать молниеносной реакции на рекламации пользователей, быстрых подсказок how to, советов, извещений о рекламных и маркетинговых акциях, поступлениях товара и т.п. Это, скажем так, использование Twitter «в лоб». Как показывает практика, увеличить с помощью Twitter продажи напрямую у нас пока невозможно (пример Dell тут скорее исключение, да и то спорный кейс).

Единственный более-менее внятный измеряемый показатель – это количество подписчиков корпоративного микроблога, то есть тех, кто сам пришёл читать про ваши продукты по своей инициативе и в будущем, есть шанс, составит ядро аудитории. Есть правда и исключения. Например, одна моя знакомая, продавец элитного алкоголя, пишет в свой микроблог малоизвестные факты про кальвадос и текилу, попутно продавая эти и другие напитки. Говорит, заработок увеличился. Не так давно кто-то из продавцов электроники раздавал в Twitter промо-коды со скидками, которые указывались при последующем приобретении товара через интернет-магазин.

Как популяризовать Twi-аккаунт?
Есть масса способов, многие из которых, скажем так, не вполне этичные. Я буду рассказывать только про корректные. Ну или относительно корректные:

Масс-фоловвинг. Имеет смысл на первых порах. Каюсь, раскрутку @opera_ru начал именно с этого – фолловил известных твиттерян. Кто-нибудь из них откликался и фолловил в ответ. Тут всё как в ЖЖ: куча лжеюзеров просматривает кого френдят известные блоггеры и подписываются на их френдов.

Вместе с тем, масс-фоловвинг ведёт к «отрицательному сальдо»: количество ваших фолловеров очень быстро начинает намного превышать тех, кто подписан на вас. Это минус, поскольку на такие тви-аккаунты люди реагируют неохотно. В общем, я этим не злоупотреблял, и за первые пару месяцев массированно подписал @opera_ru на 150-200 человек, не больше. 

Опять же, на первых порах попросил написать про @opera_ru знакомых твиттерян. Но просил об этом персонально, и люди знали кто их просит и зачем это надо. Рассылать массово Direct Message с такой просьбой – плохой тон. 

Очень эффективно, причём с самого начала, работают Ретвитты (RT). Понятное дело – тематические: в моем случае о браузерах или об Opera. Источники ретвиттов можно почерпнуть среди упоминаний компании/продукта. RT должны быть а) любопытными (например, полезная фича программы) б) неожиданными (какой-то нестандартный вывод) в) смешными. Унылые упоминания никто не подхватывает. RT привлекает благодарных читателей из тех, кто еще не зафолловил @opera_ru. Ну и вообще, повышает лояльность. Но, опять же, злоупотреблять этим не стоит. У меня RT читателей – это 5% всех сообщений. И ещё около 20% - ответы на вопросы или помощь в решении каких-то конкретных проблем.

Собственно, цитирования начинают работать и в ответ: люди транслируют информацию из микроблога теми же ретвиттами. Поэтому лучше стараться делать сообщения не длиннее 120 символов, оставляя 20 на служебную информацию. 

Упоминания о компании можно искать на search.twitter.com, установив для этого геотаргетинг. Например, искать упоминания компании/продукта в разных падежах и языках в радиусе 1000 км от Киева – это даст возможность мониторить почти всю Украину.

Есть два условных типа корпоративных аккаунтов: первые – не вступают в диалог с фолловерами, вторые – не брезгуют этим. Плюс первого варианта – простое управление (по сути можно настроить импорт RSS с корпоративного новостного раздела). Но в таком виде микроблог выглядит слегка бездушным и роботизированным. Второй вариант – активный диалог с пользователем – вести труднее, но есть ощущение компании с человеческим лицом, а не просто робота.

Что составляет основу контента? 
Новости компании, ссылки на интересные посты сотрудников в блогах, интервью и упоминания в прессе, просто статьи по околорыночной теме, а также, и это важно, так называемые «советы дня» или подсказки. Под последним подразумеваются какие-то уникальные, не лежащие на поверхности фичи, и это даёт самый лучший отклик. Например, совет «При включенной технологии Opera Turbo можно попасть на сайт, который заблокировали офисные админы» дала 10-15 RT и привлекла немало новых читателей. Такие хиты – редкость, но и более простые советы пользуются успехом. В конце-концов, в отличие от прочего контента это – эксклюзив, а эксклюзив пользуется спросом всегда.

Что еще можно делать с Twitter?
В иностранном Twitter большим успехом пользуются так называемые Twitt-Ups – встречи, которые рекламируются методом сарафанного радио среди твиттерян. Например, мои американские коллеги любят устраивать твитапы, когда к ним приезжает какой-нибудь большой босс из Норвегии. Набирается человек 20-30 в каждом городе, и это неплохой результат. У нас это пока не работает – слишком мало у Twitter русскоязычных пользователей.

В июне я попробовал провести конкурс для читателей @opera_ru. Основных задач было две: а) напомнить основные факты об Opera и её продуктах б) привлечь новых фолловеров. С правилами можно ознакомиться здесь. В итоге: +10% новых фолловеров, более 100 ретвиттов каждый день в течение 5 дней (со всего СНГ), масса предложений делать такие конкурсы почаще. То есть, в целом позитив. Очень важно при этом, что конкурс в Twitter при такой механики нельзя заподозрить в предвзятости.

Чем пользоваться для ведения Твиттера?
Я перепробовал много программ и остановился на веб-сервисе HootSuite.com. У него есть несколько положительных качеств и одно отрицательное. Среди положительных – возможность настройки колонок (в одной общая лента, в другой RT и обращения на @opera_ru, в третьей – упоминания оперы), встроенный сократитель ссылок (полезен для экономии знаков в микропосте), отложенный постинг и, самое важное, просмотр статистики кликов по ссылкам.

Последнее даёт очень важную возможность оценивать, какой контент пользуется спросом, а какой – нет. В качестве минуса: ограниченное количество слов для мониторинга – до трёх штук. У меня отображаются сообщения всего Твиттера, в которых упомянута «опера», «оперу» и «опере». Хотелось бы добавить ещё «оперы» и «оперой», «браузер», «браузеры», «браузерами» и т.д. Мониторить упоминание «Opera» нет смысла – будет показываться куча англоязычных твиттов, которым до @opera_ru особого дела нет. Поэтому для англоязычного мониторинга пользуюсь все тем же геотаргетингом в search.twitter.com.

Практически все клиенты и приложения для Twitter поддерживают доступ к корп.аккаунту для двух и более администраторов. Это дает возможность разграничить сферы ответственности по темам (например, я не дока в техническом плане, поэтому на вопросы о том «почему это не работает» как правило отвечает мой более компетентный коллега с того же @opera_ru).

Вот, пожалуй, самое важное, что я пока для себя почерпнул. Всё остальное (дизайн твита, аватар, информация о компании), как по мне, не так принципиально. Добавлю только ещё один момент: в русскоязычном сегменте Твиттера основная активность идёт с 9:00 до 18-19:00, и все важные сообщения стоит публиковать в этот промежуток времени. Впрочем, это справедливо и для «полноценных» блогов. Кстати, нет ничего страшного, если важную ссылку повторить на следующий день, с другим пояснительным текстом.

За время работы с Твиттером прочитал море статей и блогов о том как правильно вести, что делать, что не делать. По сути они все одинаковые, опираются на здравый смысл и не более того. Специалистов по продвижению в Twitter тоже пока немного. Пока это менее изученная среда, чем Facebook или Вконтакте. Я считаю, что читать материалы надо очень избирательно, не тратить на них много времени, дабы не ограничивать себя заранее в действиях и помыслах. Так что не относитесь слишком серьёзно к этому моему посту :)

К сожалению, это революция

Сидели тут на днях тёплой компанией, болтали про разные интернетовские штуки и рассматривали iPad. Да – экран, да – приложения. Покрутили-повертели и… надолго застряли в его «книжной» составляющей.

Собственно, что такое iPad? С одной стороны ничего нового, это мы уже проходили с планшетными ПК. Кто знает, если бы 10 лет назад Билли сделал ставку не на рукописный ввод (который оказался почти никому не нужным) и не на стилус, а на интерфейс и его скорость, мир вертелся бы по-другому. Случилось так, как случилось, и Apple снова изобрела «старое новое». Как водится, изобрела так, что поспособствовала тектоническим сдвигам еще на нескольких рынках, даже таких, которые до сих пор были весьма условно связаны с ИТ.

Книжный бизнес – один из таких. В тот день мы с приятелями долго говорили том как может выглядеть книга будущего для электронной читалки с постоянным доступом в Сеть, акселерометром, быстрым интерфейсом и управлением multi-touch. Интерактивные заметки авторов на полях о том как он писал тот или иной фрагмент, комментарии читателей, иллюстрирующие фрагменты короткие видеоролики, доступ в Google Streetview чтобы посмотреть на дом 221б по Бейкер-стрит (если у вас на экране Шерлок Холмс). Краткие справки о героях, авторе, эпохе, местности, природе. Интерактивные маршруты по той же карте, как иллюстрация к фрагментам типа «Она прошла вниз по Богдана Хмельницкого от Национальной Оперы к Крещатику». В общем, футуристических идей была масса.

Придя домой и основательно погуглив, с удивление узнал, что весьма авторитетное британское издательство Pinguin Books многое из этого реализовала. Причем, есть совершенно разные концепты электронных книг, для разных аудиторий и возрастов. Просто посмотрите этот ролик с демо: 

Конечно, у таких концептов есть и противники, утверждающие, что упрощение ведёт к деградации. Я их в чём-то понимаю, они переживают за такую исконно человеческую черту, как воображение. Правда фишка в том, что и само понятие воображения изменилось, в том числек и тогда, когда появились передвижные картинки, переросшие после многих лет в суперспецэффектный «Аватар».

Как водится, в финале возник вопрос, почему вся эта интерактивная литература не появилась 5 лет назад (ведь технологии, использованные в iPad, были известны и раньше) и почему мы только сейчас обсуждаем всё это, а не пользуемся как само собой разумеющимся? Почему при всей своей инновационности ИТ компании весьма редко делают что-то такое, что реально меняет модель использования гаджетов и улучшает восприятие окружающего мира?

При всём моём скептицизме в отношении Apple, вынужден признать, что iPad - это действительно революция. Прежде всего революция в восприятии информации, как бы пафосно это не звучало.

VP8: третий — не лишний

Презентованный на днях бесплатно-открытый видеокодек от Google-On2 – VP8 (он же WebM) вызвал вполне ожидаемые обсуждения нового витка войны кодеков. Меня этот виток интересует прежде всего в разрезе нативной поддержки тэга <video>, части HTML5, в браузерах, о чем и хотелось бы написать.

Организация W3C.org, которая, собственно, занимается утверждением веб-технологий в качестве стандартов, уже который год не может решить какой именно кодек использовать для <video>. Оно и понятно: с одной стороны, в W3C входят все крупные разработчики браузеров - FireFox, Opera, Google, Microsoft, Apple  - и каждый из них блюдёт свои интересы. Последние две выступают за H.264, поскольку именно этот кодек, по их мнению, является наиболее оптимальным с т.з. уровня сжатия и качества видео. С другой стороны, его большой минус – это необходимость патентных отчислений (а крупнейшими держателями патентов как раз и являются Apple и Microsoft). Для разработчиков браузеров, которые не хотят, чтобы эти отчисления ложились на плечи пользователей, размер отчислений составляет порядка 5 млн долларов в год. Что это значит? Это значит, что с рынка  довольно быстро уйдут «середнячки», для которых такие деньги неподъемны. Любое ослабление конкуренции ведёт к стагнации рынка - это мы уже проходили. Любая проприетарщина - тупиковый путь в долгосрочной перспективе для все индустрии. Это мы тоже знаем.

FireFox и Opera выступают за принятие в качестве стандарта бесплатного кодека Ogg Theora. Результаты сравнений между ним и H.264 я приводить не хочу – они сильно зависят от того кто сравнивает и в чью пользу. Но складывается впечатление, что Ogg Theora немного лучше по качеству, но сжимает видео немного хуже H.264 (базового). Для пользователя этот нюанс практически прозрачен – любой современный браузер нивелирует миллисекунды разницы в скорости. Но он очень актуален для больших видеосервисов типа YouTube, поскольку влияет на объем хранимых видеоданных. Именно поэтому, кстати, YouTube и поддерживает H.264, а не Ogg Theora. Что же касается разницы в качестве между «продвинутыми» версиями H.264 и Ogg Theora, то его обсуждения часто напоминают споры о том, какое авто – Ламборджини или Феррари – быстрее проедет по Проспекту Победы в час пик. То есть, наверное кому-то это теоретически интересно, но на практике сравнение ничего не скажет о качествах машин.

И тут появляется VP8. Саша Пацай со слов эксперта пишет про то, что WebM немного лучше H.264 Baseline Profile и VC-1, но даже и близко не подходит для конкуренции с H.264 Main или High Profile. H.264 Main – это круто. Очень круто. Но тут опять начинает играть фактор уровня сжатия, который у H.264 Main, в угоду качеству, весьма и весьма низкий. Массовые веб-сервисы вряд ли будут использовать H.264 Main все по той же причине слишком большого объема хранимых данных в таком виде. Наверное он хорош для качественных броадкастов, но реально ли это является поводом для того чтобы сделать H.264 был стандартом HTML5?

О поддержке VP8, помимо Google, уже заявили FireFox и Opera. Этот кодек лучше Ogg Theora по совокупным параметрам и является открытым, бесплатным. Однако я не очень верю в то, что он будет принят W3C в качестве стандарта HTML5. Да и вообще, похоже никто уже не верит, что в отношении тэга <video> будет какой-то единый стандарт. Скорее дело ограничится рекомендациями. Это, кстати, на руку Adobe, поскольку Flash может стать универсальным средством проигрывания в тех случаях, когда кодек браузера будет отличаться от кодека видео-сервиса.

В общем, война не война, а очередной виток информационных «шпилек» и муторного обсуждения нас уж точно ждёт.

Зачем мы нужны Facebook?

Сколько копий было сломано вокруг монетизации социальных сетей. Сколько косточек перемыто их основателям и владельцам. Чего стоит один только Facebook и Марк Цукерберг, который уже больше года считается самым молодым миллиардером.

Мы, простые обыватели, долго не могли понять, как собирается зарабатывать Марк и его команда. Ведь в первом представлении, социальные сети в принципе казались антибизнес-моделью. Сама компания, оставаясь частной, свои финансовые результаты не раскрывает, но кое-кто поговаривает, что уже в этом году оборот Facebook составит 1 млрд долл.

То есть, при количестве пользователей 400 млн, Facebook зарабатывает в среднем $2,5 с носа, в основном за счёт рекламы. Неплохо, правда?

А теперь перенесемся по другую сторону Земли, то есть в наши пенаты. Опять же, открытых данных нет, но поговаривают, что у Facebook здесь скромные 600-800 тыс. пользователей. Которые, конечно, не идут ни в какое сравнение с 70 млн пользователей Вконтакте. До сих пор Facebook особо и не занимался развитием бизнеса у нас, если не считать локализацию интерфейса, несколько уполномоченных агентств по продаже рекламы и пару не очень серьёзных кампаний по привлечению пользователей. Но вот, видимо, пришла пора более пристально посмотреть и на наш регион.

Сначала появились сведения о том, что Facebook ищет представителя в России, а сегодня «Ведомости» обнародовали еще более амбициозные планы компании - открыть в Москве представительство и заручиться поддержкой мобильных операторов. Пока всё это только слухи (впрочем, «Ведомости» редко ошибаются, да и ясность появится уже в понедельник), но всё же, попробуем спрогнозировать варианты развития событий.

Вариант 1, оптимистичный.

Facebook договаривается с мобильными операторами (сначала России, а потом, я думаю, и Украины) на бесплатное взаимодействие с соц.сетью по СМС, делает масштабную рекламную кампанию для привлечения пользователей, особо акцентируясь на переманивании подписчиков Вконтакте (вплоть до утилиты автопереноса данных и целых сообществ), привлекает известных блоггеров/SEO-специалистов/рекламистов хорошими тарифами на рекламу, а разработчиков – стимулирующими программами для развития локальнополезных приложений, добивается заявленных 15-20% аудитории. Нынешние пользователи Facebook в СНГ – это в основном интернет-гики, которые, разумеется, по массе значительно уступают среднему пользователю Вконтакте. Но набрать 5-6 млн пользователей при таком раскладе будет, мне кажется, нетрудно.

Вариант 2, почти реалистичный.

Facebook договаривается с мобильными операторами, что-то делает для активного привлечения аудитории (но напрямую с Вконтакте не бодается), плодит количество уполномоченных рекламных агентств. Вконтакте при этом берётся за голову (а не как сейчас) и поворачивается лицом к пользователям, начинает более правильно работать со спамерами и рекламными агентствами, пытаясь отсечь одних и удержать других. Не очень верится, что Вконтакте сможет заработать $2,5 на каждом пользователе, но тем не менее. В общем, это практически сценарий «Яндекс против Google», при котором Яндекс не только не уступает, но в некоторых направлениях опережает Google на локальном рынке. Но я в этот сценарий практически не верю (хотя бы потому, что это потребует жёсткой ломки внутренней парадигмы Вконтакте), поэтому в названии этого варианта и есть слово «почти».

Вариант 3, более чем реальный, или «как обычно».

Facebook договаривается с мобильными операторами, только если не выдвигает требований поделиться доходами от трафика (в противном случае это практически нереально), выходит на наш рынок чисто формально, продолжает продавать рекламу как сейчас и организовывать кампании по привлечению рядовых пользователей. Последнее еще труднее, чем договориться с мобильными операторами. Потому что все кто хотел прийти в Facebook без дополнительных стимулов уже туда пришли. Параллельно проводятся небольшие кампании по привлечению разработчиков приложений и раскрутке API. Вконтакте смотрит на всё это сквозь пальцы, потому что от такой активности Facebook ему по большому счёту ни холодно, ни жарко. При таком варианте Facebook может и не постигнет судьба MySpace, но и 15-20% аудитории ему светит только лет через 5-10, когда число Интернет-пользователей вырастет чисто экстенсивно.

Не знаю как у вас, а у меня вот такие мысли. Кстати, а как у вас? :)

Twitter: 140 символов – уже много

На недавней конференции  i-Community, которая прошла в Москве, целая секция докладов была посвящена такой новомодной штуке, как Twitter. О нём говорили и на прошлогоднем мероприятии, но тогда разговоры были, в основном, о теории. Сейчас же Twitter в русскоязычном сегменте Интернета постепенно переходит в практическую плоскость.

Скажем, по данным «Яндекс», всего за год (с марта 2009 г.) число русскоязычных пользователей «Чирикалки» выросло в 26 раз – до 183 тыс. Это конечно капля в море по сравнению мировыми цифрами (70-80 млн), но все же впечатляет. Причем, 60% из них пишут ежедневно по несколько постов – это значительно больше, чем средний зарубежный микроблоггер. Более подробные данные можно посмотреть здесь. Я же предлагаю порассуждать, почему именно Twitter растёт так активно.

Прежде всего хочу заметить, что вокруг этого вопроса идёт много прений. Многие, даже «продвинутые» Интернет-пользователи не понимают зачем вообще нужен Twitter – слишком неочевидно его предназначение. Тут я предлагаю вернуться в начало 2009 года и вспомнить «откуда есть пошел» Twitter в целом. Первая волна массовых пользователей пришла после случая с самолётом, который неожиданно для обитателей Нью-Йорка сел на Гудзон. Тогда спасатель, прибывший на место одним из первых, сделал несколько снимков камерой телефона и выложил ссылки в свой Twitter-аккаунт. Гораздо раньше вездесущих информагентств (они потом на него ссылались).

Тогдашний всплеск популярности (который не прекращается по сей день) зацепил и наши интернеты. И многие у нас сегодня используют Twitter для «живой» текстово/фотографической трансляции с мероприятий, опять же, получается гораздо оперативнее, чем в случае с традиционными медиа. Правда, в Украине, России, Беларуси Twitter остается уделом гиков, блоггеров, в общем – продвинутых пользователей Сети. И это накладывает свой отпечаток на темы, обсуждаемые в «эфире».

Вторая причина – это банальная человеческая лень. Мне, например, лень писать большие посты. Пост требует анализа, авторского подхода, уникальных сведений, которых не найдёшь больше нигде, в конце-концов – структурности. Это всё – время. Микропост величиной до 140 символов написать гораздо проще. Это вообще может быть только ссылка (кстати, многие «взрослые» блоггеры используют Twitter для продвижения новых постов), или цитирование (ретвитт) чьей-то записи. Это дает еще одно преимущество – привлечь постоянных читателей к Twitter-блогу в целом гораздо проще. Правда есть и жирный минус. Микропост в микроблоге живёт максимум 30 минут. Потом исчезает из виду, и если его не заметили в общем эфире и не начали цитировать – умирает. Такая вот микрожизнь.

Кстати, небольшая ремарка по ходу: Сети вообще свойственно сокращать «жизнь» своих субъектов. Скажем, средний ролик на YouTube еще пару лет назад длился около 3 мин. Сейчас выкладывать видео длиннее 1 мин. считается почти моветоном.

Третью причину приведу как бы в скобках. О ней я узнал на все той же i-Community из уст Марка Сандомирского – известного в России психолога, специализирующегося на блоггерах. Если вкратце, то по мнению Марка Twitter – это отражение инстинкта самосохранения человека, который стремится находиться в общества (пусть и виртуальном) знакомых, близких по духу ему людей. Я не совсем согласен с этой точкой зрения по целому ряду причин, но тем не менее признаю ее право на существование.

Итого. Twitter в русскоязычном сегменте Сети живёт и развивается, несмотря на скепсис (аналогичный скепсису на заре блогов, Интернета, видеотрансляций и прочих прибамбасов Media 2.0). Человек может себе позволить не идти туда. Но компании всё чаще начинают использовать Twitter для продвижения бренда/продукции/идей. Полгода назад Dell, например, заявила, что продала через свой Twitter-аккаунт продукции на миллионы долларов. Может это и не только благодаря Twitter, но то что эту новость перепечатало огромное количество изданий, включая New York Times, о чем-то да говорит.

Twitter очень молод, у него есть свои преимущества и недостатки. Вопрос как воспользоваться первыми и нивелировать вторые. Консультантов по Twitter почти нет – на этом этапе все делятся своими наблюдениями и мнениями, не более того. О том как использовать плюсы на благо корпоративных интересов расскажу в одном из следующих постов.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT