`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

ClassmatePC: от технической идеи до гуманитарной

Статья опубликована в №33 (601) от 4 сентября

+33
голоса

Этот «компьютер для одноклассников» уже несколько раз упоминался в наших репортажах с крупнейших мировых IT-мероприятий, так что в полном смысле новинкой его не назовешь. Но сам факт появления данного продукта в Украине и определенный интерес (по слухам) даже со стороны государства заслуживают более пристального рассмотрения.

Напомним, что хотя ClassmatePC ориентирован именно на школьное применение, это далеко не игрушка. В базовую комплектацию входят платформа Intel 915GM, процессор Intel Celeron 900 MHz, 256 MB RAM (из них 8 MB под видеопамять), интерфейсы Ethernet и Wi-Fi, оригинальная дисковая подсистема uDiskOnChip от M-Sys, которая представляет собой USB-флэш-накопитель объемом 2 GB, 7-дюймовый экран с «родным» разрешением 800×480, плюс более-менее стандартный набор портов.

ClassmatePC от технической идеи до гуманитарной

Все вышеперечисленное упаковано в небольшой ноутбучный корпус «детского» дизайна, внутри которого периодически слышится шум работающего вентилятора – похоже, создателям устройства, при всем стремлении, не удалось обойтись без системы охлаждения. Снаружи корпус обернут чехлом из кожзаменителя с застежкой на магните и ручкой для ношения. В сложенном состоянии – этакий детский портфельчик весом около 700 г, из них значительная часть приходится на аккумулятор, обеспечивающий около 4 ч автономной работы при половинной яркости экрана.

Отдельного внимания заслуживает поставляемый в комплекте с ClassmatePC инфракрасный трекер движения, выполненный в виде USB-устройства. Будучи закрепленным в верхней части листа бумаги при помощи клипсы, он отслеживает перемещения специальной ручки, и передает информацию ПО, которое воспроизводит их на экране ClassmatePC. Можно выбирать цвет «электронного» маркера, его толщину и режим работы (рисовать/стирать). Кроме отображения написанного/нарисованного, также обеспечивается его хранение, сортировка и поиск по накопленным заметкам. Причем при всей простоте данного устройства оно четко отслеживает любые движения, даже достаточно быстрые и отрывистые.

Как ни удивительно, производительность системы получилась «на уровне», ее достаточно для решения вполне «недетских» задач – тем более, что USB-порты позволяют подключать обычные дисковые USB-накопители большой емкости. Таким образом, заявленная цена в $250–300 выглядит значительно заниженной, и если предположить, что подобные компьютеры когда-нибудь будут выдаваться детям в постоянное пользование, то в скором времени на радиорынках страны она подскочит до $350–400, а то и выше.

И поверьте, они будут пользоваться спросом. Одна из с ходу предложенных «энтузиастами» моделей их применения – бортовой компьютер в автомобиль для GPS-навигации и просмотра видео. Для защиты от подобных действий (продажа, использование не по назначению) Intel предусмотрела средство, которое должно блокировать загрузку устройства по истечении определенного времени нахождения вне школьной сети. Алгоритм его работы очень прост – специальный сервис получает от школьного сервера сертификат, к примеру, на месяц или более, а по истечении этого срока потребуется новый. При отсутствии необходимого сертификата система переводится в режим, подобный просроченным пробным версиям Windows, – произвольные перезагрузки и другие «прелести». На деле же данная защита может быть отключена буквально за 5 мин, причем методом, который наверняка окажется по силам нашим детишкам, не говоря уж о «народных умельцах».

Теперь что касается ПО. В ClassmatePC предустанавливается Microsoft Windows XP Professional, что само по себе очень интересно. Такой выбор ОС должен позволить (в отличии от Windows XP Home) развернуть инфраструктуру управления рабочими местами учащихся на основе доменов Active Directory (хоть в едином дереве, покрывающем всю страну), а значит, упростить централизованное управление параметрами безопасности, установку и обновление ПО, настройку рабочего окружения пользователей, предоставление прав доступа к сетевым ресурсам по принципу Single Sign-On и многое другое. Важным компонентом такой инфраструктуры мог бы стать Microsoft Office SharePoint Server, который, благодаря расширению SharePoint Learning Kit (SLK), позволяет создавать социальные порталы для электронного онлайн/офлайн-обучения и совместной работы любого уровня – классов, школ, городов, регионов, целых стран (например, в Китае в провинции Шанхай развернута такая структура для 1 600 000 учащихся).

Таким образом, формально ClassmatePC вполне пригодны для использования в развитых комплексных решениях. Но на деле они являются заложниками ситуации, когда поставщики оборудования пытаются решить задачу исключительно с точки зрения технической реализации, конкурируя между собой в вопросах вроде «у кого мощнее процессор?», «у кого дешевле?» и нисколько не задумываясь над будущей моделью использования своего «супертехнически продвинутого» детища. Ведь, по сути, ClassmatePC – всего лишь младший брат субноутбуков с «детским» дизайном и демпинговой ценой. В нем и в помине нет ничего от «классного помощника», «напарника по учебе» и т. д. Единственное приложение, которое обеспечивает хоть какие-то образовательные функции, убого и всем своим видом демонстрирует идею «сделано учащимися для учащихся». Оно является лишь тонким клиентом к некоему порталу сообщества, где можно обмениваться учебными материалами и знаниями. Пожалуй, не хуже смотрелась бы программа, кэширующая контент Wikipedia для последующего автономного просмотра.

Однако решение, продвигаемое под броскими слоганами вроде «один ребенок – один ПК», «стодолларовый компьютер» (правда, реальность оказалась сурова, и теперь уже говорят о двухсотдолларовом в миллионных партиях) и пр., невозможно без того, что сейчас в IT-индустрии называют «magic of software». Оборудование в данном контексте – абсолютно вторично, куда важнее, как оно будет интегрировано в учебный процесс. Если речь идет лишь о компьютерной грамотности, то нет никакого смысла раздавать всем устройства, подобные ClassmatePC, – достаточно увеличить число лабораторных часов по информатике и улучшить оснащение компьютерных классов. Если же мы хотим предоставить учащимся полноценного помощника, то для этого в первую очередь требуются развитые средства электронного обучения (как клиентские, так и серверные), новые методики и учебные программы, опирающиеся на возможность проведения компьютеризованных тестирований и других учебных мероприятий, качественные приложения для автономной подготовки, обширнейшие базы знаний (есть подозрение, что проект «Гуттенберг» померкнет по сравнению с объемом обязательных и дополнительных материалов по всей программе средней школы), а в идеале – и новое пользовательское окружение (интерфейс Windows, да и любой другой ОС – отнюдь не лучшая «оболочка» для перечисленных выше задач, здесь больше подошло бы нечто в духе медиацентра).

И вот если встать на эту позицию и оттолкнуться именно от процесса обучения, то обнаружится довольно простая истина: многое, ради чего сегодня ломают копья поставщики оборудования, – абсолютно лишнее, ведь ПО, особенно современное, построенное по принципу сервисов и тонких клиентов, позволяет не привязываться к конкретному техническому решению, а может использоваться с любого устройства, доступного в данный момент – даже с мобильного телефона.

Если же попытаться пофантазировать на тему украинских перспектив, то вряд ли стоит рассчитывать на «политическую волю» госаппарата, необходимую для реализации столь масштабных программ, – достаточно вспомнить многолетние перипетии с созданием единой электронной системы тестирования/экзаменов. Безусловно, вполне могут найтись чиновники, которые ради личного пиара «пробьют» закупку и распространение подобных устройств, но без очерченного выше комплексного подхода они окажутся не более чем экстравагантными игрушками для учащихся (если раньше не попадут в руки спекулянтов). А решение в нашей стране задач по доведению чего бы то ни было до логического завершения способно затянуться на долгие годы, за которые, учитывая темпы развития IT-индустрии, сами ClassmatePC устареют окончательно и бесповоротно, так и не принеся ожидаемой отдачи.

Итак, что мы имеем? Безуслов-но, интересная техническая реализация ClassmatePC доказывает реальность создания достаточно мощных и при этом микробюджетных решений «для каждого ребенка на планете». Но без адекватной программной поддержки любое из них остается лишь красивым обоснованием технической и финансовой сторон общей идеи. Осуществить же ее в полном масштабе – на деле, а не в далекоидущих планах – возможно только при самой тесной кооперации разработчиков ПО, психологов, преподавателей и методистов, дизайнеров, библиотекарей и архивариусов, провайдеров, издателей и владельцев интеллектуальных прав, чиновников министерств образования различных стран. Смогут ли все эти люди собраться за одним столом, найти общий язык и преобразовать сугубо техническую идею «один ребенок – один ПК» в гуманитарную «один ребенок – знания и опыт всей цивилизации»?

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT