`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

CIO новой формации

Статья опубликована в №28 (645) от 22 июля

+33
голоса

Ни для кого не секрет, что за последние несколько лет роль директоров по информационным технологиям (Chief Information Officer – CIO) значительно изменилась. Руководитель ИТ-подразделения, обязанный следить за стабильной работой информационной инфраструктуры предприятия, по сути, превратился в управленца, от действий которого напрямую зависит развитие бизнеса.

Своеобразным полигоном для нового CIO станет «корпорация будущего» (Enterprise of the Future) – образ, сформированный на основе исследования IBM Global CEO Study 2008, в ходе которого были опрошены 1130 глав фирм из 40 стран и 32 отраслей экономики.

Любопытно проследить, как изменились мнения руководства о факторах, влияющих на бизнес. Если четыре года назад рыночные события имели эффект в 84% случаев, то сейчас их воздействие отмечают лишь 48% руководителей. Между тем, возросла роль ИКТ – с 33% в 2004 г., когда они были лишь на шестом месте, до 35% и третьего места сегодня. В то же время макроэкономические показатели и регуляторы несколько утратили свой вес. На втором месте расположилась компетентность сотрудников.

В таких условиях значимость технологий повышается, и ИТ-руководитель должен в этой ситуации стать едва ли не правой рукой СЕО (Chief Executive Office). Генеральный директор ждет от «главного по ИТ» обеспечения быстрой адаптируемости организации к изменениям и хочет, чтобы именно ИТ-отдел был инициатором всевозможных новаций. «Давление» на CIO возрастает, ведь по данным западных наблюдателей, 70% типичного ИТ-бюджета уходит на поддержку существующих систем и только 30% остается на внедрение чего-либо нового.

Неожиданные изменения

CIO новой формации
В текущем году главные исполнительные директора предприятий выделили рыночные изменения, компетентность сотрудников и технологические вопросы в качестве главных факторов, оказывающих влияние на бизнес

Подавляющее большинство глав компаний (83%) предсказывают наступление эпохи перемен, однако далеко не все из них смогли успешно справиться с этими переменами в прошлом – всего 61%. Интересно, что этот разрыв только увеличился с момента проведения предыдущего исследования в 2006 г. – тогда он составлял лишь 8% против 22% – в настоящее время. Но именно данный задел дает большие возможности для CIO выйти на первые позиции, убирая внутренние и внешние барьеры в компании. Разнородная и сложная в эксплуатации и поддержке ИТ-инфраструктура является серьезным препятствием для эффективных преобразований. Она должна стать гибкой. Решение этой задачи видится в следующих методах.

Во-первых, применение рекомендаций лучших практик построения систем (например, ITIL и COBIT), что повысит отдачу от ИТ благодаря понятным правилам функционирования. Во-вторых, переход на сервис-ориентированную архитектуру (SOA), что должно способствовать упрощению разработки и развертывания корпоративных приложений, потому что они будут разбиты на компоненты, из которых легко создавать решения, отвечающие изменяющимся потребностям. В-третьих, использование технологий виртуализации и консолидации ресурсов с целью уменьшения зависимости программ и данных от физической инфраструктуры, что сделает ее гибче. И в-четвертых, мультисорсинг задач (состоящий в распределении контрактов между несколькими исполнителями), который позволит передать отдельные функции ИТ-подразделения более компетентным специалистам и сократить издержки.

Однако со всеми этими вещами приходят и риски, о которых CIO также должны думать (ko-online.com.ua/35291). Внедрение процедур оценки рисков, моделирование будущих бизнес-процессов, их апробирование и тестовые внедрения должны стать частью повседневной работы директоров по ИТ.

Постоянные инновации

Руководство компаний видит во внедрении инноваций один из способов выделиться из толпы конкурентов в глазах потребителя, который стал осведомленнее и требовательнее. Как результат, бизнес активно инвестирует в технологии, связанные с взаимодействием с клиентами. Как утверждают исследователи, больше вкладывают те, у кого лучше финансовые результаты. Данного рода организации увеличили свои вложения в потребительские технологии на 36%, в то время как у менее успешных коллег рост составляет 14%.

На первое место выходит изучение своей целевой аудитории. Прежде всего нужно консолидировать всю имеющуюся у компании информацию о клиентах, чтобы она была одинаково доступна из любой точки любому человеку, которому она необходима. Далее следует обеспечить надежные и современные средства бизнес-аналитики, чтобы получить из этих данных полезные сведения.

Не менее важно развивать и новые каналы связи с потребителем, которые должны обеспечивать получение качественного отклика от них. Вот почему главная тенденция современности – это постоянно возрастающий спрос на технологии социальных сетей и другие подобные средства. Также способствует повышению лояльности клиентов применение корпоративных порталов самообслуживания, поскольку возможность получения быстрого ответа на насущный вопрос для них, как правило, важнее, чем наличие других услуг. Кроме того, CIO должны обратить пристальное внимание на решения, построенные на основе концепции унифицированных коммуникаций. Очевидно, что все это предполагает предъявление новых требований к обеспечению безопасности.

В случае с инновациями ИТ-отделу предстоит быть не просто исполнителем, а главной движущей силой. С инвестициями, по идее, проблем не должно возникнуть, ведь 66% глав компаний планируют увеличить расходы на нововведения в ближайшие три года.

Глобальная интеграция

Глобализация уже не так волнует умы СЕО, как раньше, но не потому, что стала менее важной, а лишь по причине того, что связанные с ней проблемы теперь воспринимаются как само собой разумеющиеся. Вот только несколько цифр: 55% генеральных директоров собираются расширять глобальное партнерство (против 10% не планирующих выходить за пределы своей страны); 43% хотят активно осваивать новые рынки и лишь 20% заинтересованы в защите существующих; 40% намерены произвести глобализацию бренда и еще 24% будут расти, используя политику слияний и поглощений. Что в этих условиях потребуется от CIO, ведь технологии представляют собой ключ к интеграции?

Во-первых, глобальная цепочка поставок предполагает применение развитых средств автоматизации бизнес-процессов и снижения издержек. Этого можно добиться за счет эксплутации систем отслеживания на базе RFID, а также активного использования коммуникационных технологий. Слияния компаний ставят множество нелегких вопросов перед их финансовыми службами, а ИТ-директор может облегчить им жизнь, если предложит единые инструменты контроля денежных потоков и основных средств. Для этого может потребоваться интеграция различных платформ и приложений. На плечи CIO ложится задача формирования стандартов, процедур и сервисов, которые помогут сотрудникам всех офисов работать и взаимодействовать более продуктивно.

Конкуренция, требующая изменений в бизнес-модели

Две трети из опрошенных IBM руководителей уверяют, что изменения бизнес-модели и появление новых видов предпринимательской деятельности и рынков сбыта находятся в их главном фокусе. CIO должны предоставить план, каким образом передовые технологии могут быть использованы для создания таких рынков и получения новых потребителей.

Возьмем, к примеру, Американскую ассоциацию производителей автозапчастей. В интернет-форум, где общаются сотрудники игроков данного рынка, были включены аналитические приложения, которые предоставляют возможности обработки текста и выделения из обсуждений новых концепций и тенденций. Это позволяет менеджменту вовремя замечать небезынтересные бизнес-идеи.

Социальная ответственность бизнеса

Новое поколение пользователей, сотрудников и инвесторов обращает много внимания на социальные инициативы компаний. Актуальными становятся проблемы расходов энергии и выбросов вредных веществ. Более 70% СЕО также видят в этом возможность выделиться в глазах общественности и собираются увеличить инвестиции в социальные проекты. Здесь простор для работы CIO просто неограничен, учитывая, что именно ИТ является главным потребителем электричества в обычном офисе. Так, согласно данным Gartner, с 2001 по 2006 гг. энергозатраты серверов стали выше в четыре раза, а к 2010 г. вырастут еще вдвое.

Выходом из положения может служить внедрение технологий виртуализации и консолидации систем, с помощью которых получается значительно уменьшить расходы энергии и сократить количество вредных выбросов в атмосферу.

Такие существенные изменения в приоритетах дают основания сравнивать современную ИТ-индустрию с автопромом ХХ в. Очевидно, что в нынешнем столетии в информационной области должен быть предложен свой аналог конвейера. Ну а пока СЕО только планируют новую волну изменений, опросы среди CIO показали, что 51% из них уже считают себя одними из главных действующих лиц в преобразовании предприятий.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT