`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Что изменилось в предпочтениях потребителей ИТ-товаров?

+11
голос

Спрос на ИТ-продукцию закономерно упал вместе с другими товарными сегментами. Однако как именно изменились предпочтения потребителей и что могут предпринять поставщики и продавцы, чтобы выжить в текущих условиях? Об этом рассуждают представители крупных дистрибьюторов и торговых сетей.

Иван Павлик

руководитель бизнеса «Потребительская электроника» компании COMFY

Что изменилось в предпочтениях потребителей ИТ-товаров?

В 2014 г. мы наблюдали два основных тренда: объем рынка в натуральном выражении значительно сокращался, а в гривневом оставался примерно на уровне 2013 г., что связано с девальвацией национальной валюты.

Начиная с весны мы наблюдали значительное сокращение рынка в штучном выражении. Падение L-f-L (Like-for-Like sales, сопоставимые продажи) составляло около 60%. Уменьшение объемов продаж в натуральном выражении наблюдалось практически во всех категориях.

По нашим прогнозам в 2015 г. рынок в штучном выражении продолжит сокращаться, но в денежном выражении (в гривнах) даже вырастет. Основная причина этому рост средней цены продажи. Что, в свою очередь, связано с негативными тенденциями в экономике Украины (девальвацией гривны).

В первую очередь хотелось бы отметить тот факт, что в 2014 г. рынок стал более цивилизованным с точки зрения ввоза товара в страну. Так же заслуживает внимания ажиотажный спрос, который периодически возникал в связи с очередным падением гривны. Впервые эта ситуация появилась в конце марта – апреле, и так или иначе возникала во втором полугодии.

Наша компания продолжила развитие мультиканальной стратегии продаж. Мы предоставили клиентам возможность приобрести товар любым удобным способом: в магазине, онлайн, через контакт-центр или мобильное приложение. Независимо от канала коммуникации покупатель получил единую цену и уровень сервиса. Такая стратегия обеспечила достаточно высокую эффективность компании в минувшем году, и остается основным вектором развития в текущем.

В натуральном выражении в 2014 г. в меньшей степени пострадали продажи планшетов, смартфонов и телевизоров, в большей – ноутбуков. Покупатели в первую очередь были ориентированы на приобретение бытовой техники. В целом, наименьшее падение показали те категории товаров, которые в докризисный период демонстрировали самый значительный рост.

Весь минувший год доля товаров, приобретаемых в кредит, сокращалась. В среднем, за прошлый год доля таких продаж в Comfy не превышала 30%. Что было вызвано значительным ухудшением условий кредитования со стороны банков. В текущем году, в связи со сложной ситуацией в сфере потребительского кредитования, этот тренд также сохранится, и доля продаж товаров в кредит будет сокращаться.

Наибольшее падение в структуре продаж на рынке пришлось на специализированные магазины по продаже ИТ-техники. При этом сети остались на прежнем уровне. Если говорить о крупных категориях, например ноутбуках, тут изменение произошло за счет сокращения доли продаж несетевых компьютерных магазинов и небольших локальных сетей, мобильных специалистов, а также крупных сетей. В категории планшетов структура также изменилась – за счет роста доли мобильных специалистов, потеряли ИТ-специалисты и немного крупная розница. Безусловно, растут интернет-продажи. В целом, в 2015 г. рынок будет консолидироваться.

Вячеслав Поврозник

исполнительный директор торговой сети «Фокстрот»

Что изменилось в предпочтениях потребителей ИТ-товаров?

Объем розничных продаж ИТ-товаров в 2014 г. в гривневом эквиваленте показал незначительный рост в годовом сравнении – в пределах 15%. Однако, в долларах наблюдалось падение продаж, которое составило около 40%, а реализация товаров в штуках снизилась приблизительно на четверть. Это говорит о том, что рост продаж в гривне связан, в основном, с повышением цен на продукцию.

Ключевыми факторами, которые повлияли на рынок, являются политическая и экономическая ситуация в стране, снижение индекса потребительских настроений, девальвация гривны, нестабильность в банковском секторе, а соответственно снижение доли потребительского кредитования.

На 2015 г. ожидаем продажи ИТ-товаров ниже уровня 2014 г., до 10-25% в зависимости от группы товаров.

В прошлом году небольшой прирост в количественном выражении показали планшеты. Однако, по сравнению с динамикой данной группы в предыдущие годы, этот прирост незначительный. При этом на снижение спроса повлияли не только факторы внешней среды, описанные ранее. Также сказался рост продаж смартфонов, которые с развитием технологий составляют достойную альтернативу планшетам. Да и замена смартфона (покупка нового) происходит чаще, чем планшета. Ведь последние не могут похвастаться существенными инновациями, стимулирующими покупки новинок.

Еще до марта 2014 г. доля продаж в кредит, в товарообороте ИТ-товаров, превышала 50%. Начиная с марта доля постепенно уменьшалась и сейчас составляет около 25%.

Между каналами существует отличие в продажах ИТ-техники. Так, в традиционном канале (сети и специалисты) продолжается перетекание доли от ноутбуков в планшеты. При этом, в планшетах растет популярность таких характеристик, как 3G и функции телефона (возможность совершения звонков). В интернете же продаются более дорогие и технологичные товары. Соотношение продаж между ноутбуками и планшетами остается стабильным.

Юлия Ратушная

директор по продажам компании ELKO Kiev

Что изменилось в предпочтениях потребителей ИТ-товаров?

Прошлый год был, пожалуй, одним из самых сложных в истории украинской дистрибуции. С одной стороны, общая ситуация в стране и настроения в обществе отрицательно повлияли на покупательную способность населения. С другой стороны, обвальное падение курса национальной валюты сделало бизнес импортеров убыточным. В дополнение ко всему, наш рынок пока еще не привык к работе в условиях падения оборотов и, как следствие, многие игроки ведут себя не всегда разумно, не избавившись от привычки форсирования продаж любыми средствами.

Наиболее устойчивыми в кризисное время оказались те товарные категории, которые не были обременены большими товарными запасами (данная тенденция аналогична предыдущим кризисным периодам). Высокооборачиваемые сегменты рынка (например комплектующие к компьютерам) были быстро распроданы и не вызвали обвального снижения цен, даже несмотря на то, что рынок по ним упал по самым оптимистичным оценкам в два раза. С другой стороны, рынок смартфонов и планшетов показал самое скромное падение с точки зрения количества. Но, как и все товары, ориентированные на продажи конечному потребителю, продемонстрировал существенное снижение оборота в валюте цен закупки.

В 2015 г. нам следует ожидать изменений в сфере политики ведения бизнеса крупнейшими игроками. Те компании, которые не научатся следить за оборачиваемость складских остатков, не смогут пережить этот кризис. Кроме этого, постоянные колебания курса валют приводят к тому, что для обеспечения прибыльности бизнеса необходимо всеми силами стремиться продавать товар с положительной маржинальностью. Я думаю, в ближайший год мы увидим своего рода «переоценку ценностей» у основных игроков рынка, возможно даже реструктуризацию ассортиментных портфелей, которые приведут к фокусу на маржинальных сегментах.

Сергей Яковлев

коммерческий директор компании MTI

Что изменилось в предпочтениях потребителей ИТ-товаров?

Не думаю, что ответ «2014 был тяжелым» применим только для ИТ-рынка. Таким он был практически для всех отраслей экономики страны. Ключевыми факторами стали отсутствие стабильности национальной валюты и ее девальвация, как следствие падение реального дохода населения, что нашло отражение в спросе. Также существенное влияние на рынок ИТ-продукции оказал фактор борьбы за детенезацию импорта.

Наиболее стабильными продажи были в нижнем ценовом сегменте. Периодически мы видели всплески спроса на волне очередной девальвации или плохих ожиданий. Это касалось товаров, в которые покупатели были готовы вложить свои сбережения или ранее откладывали эту покупку, например телевизоры. Можно отметить, что спрос был более-менее стабилен на товары, от которых покупатель не готов отказаться. Условно их можно назвать первой необходимости, как пример мобильные телефоны и смартфоны.

К сожалению, мы ожидаем, что в 2015 г. продолжится сокращение рынка ИТ. Причины этого можно прочитать на любом новостном сайте. Прогноз объемов рынка и продаж можно менять ежедневно, настолько быстро меняется внешняя среда.

Больше информации Вы найдете в статье: Украинский ИТ-рынок 2014.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT