`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Что интересует венчурных капиталистов (версия 2015)?

+22
голоса

Начну без отступлений – в первом полугодии 2015 венчурные капиталисты инвестировали более $57 миллиардов (согласно данных Mattermark), и эта цифра впервые превысила рекордные показатели двухтысячного года.

В отдельную категорию венчурных инвестиций следует выделить то, что принято неофициально называть с приставкой «мега-» - более $40 миллионов, это не из прихоти «экспертов», а из устоявшейся традиции снижения рисков, которая устанавливала верхний порог приватных инвестиций на уровне, меньшем приведенной цифры (что означает – для получения объёмов финансирования больше $40 миллионов, стартап должен был фактически превратиться в акционерное общество и задействовать механизм IPO).

Теперь венчурные капиталисты преодолели этот барьер опасений, и мегаинвестиции стали значимым механизмом (почему и в каких областях – об этом позже).

Мы не будем говорить об абсолютных цифрах, а попытаемся взглянуть на доли общего объема и динамику венчурных инвестиций, потому что эти данные куда лучше характеризуют поведение инвесторов.

Кроме того, такая картина позволяет рассмотреть области, в которых сейчас происходит самый настоящий hype.

Итак, начнём с лидера. Электронная коммерция. Более 15% всех ранних рискованных инвестиций (seed dollars, «посевы» в сомнительные почвы «взойдёт – не взойдёт», на этапе, когда об «урожае» говорить очень рано). Но при этом доля инвестиций в расширение уже «плодоносящих» бизнесов (growth investments) в сегменте электронной коммерции ощутимо скромнее – 11%. Разница в 4% (не забываем, что речь идёт о $57 миллиардах) – огромная цифра по меркам стартапов, и инвесторы на такой риск согласны, вопреки утверждениям (а они встречаются подозрительно часто), что на рынке электронной коммерции застой и нынешние лидеры настолько сильны и даже всесильны, что лучше в эту область и не заглядывать. В принципе, стратегия инвесторов понятна – если в этом сегменте что-то «всходит», это что-то обеспечивает очень высокую скорость ROI.

Если заглянуть в данные о мегаинвестициях, картина уточнится и никаких противоречий мы не увидим. 49% мегаинвестиций – это всё, что работает на потребительский рынок (где и находится «e-commerce»). Анализ инвестиций здесь сложен не столько потому что ранние рискованные мегаинвестиции – огромная редкость, это область финансирования расширений бизнесов, сколько из-за композитного характера новых аппетитных бизнесов и невозможности четкой их категоризации. Например, «впитавший» более $6 миллиардов инвестиций Uber – как классифицировать эту компанию? Как транспортную? Но она не совсем транспортная. Логистическую (есть и такие попытки)? IT? Электронной коммерции c сопутствующими сервисами?

Второе место по скорости роста инвестиций занимает сектор «всё для заботы о здоровье». Здесь картина противоположна наблюдаемому в электронной коммерции – ранние рискованные инвестиции (14%) менее привлекательны, чем инвестиции в работающие бизнесы (15%), и разница в объёмах не такая большая (порядка 1%). Если хорошо подумать, основу этого сектора формируют всевозможные тренажеры, «шагомеры 2.0», сервисы и прочее, что не требует очень исключительно строгих и долгих механизмов сертификации из сектора классического здравоохранения.

Третье место – программное обеспечение корпоративного класса (enterprise software). Объемы инвестиций в расширения бизнесов (почти 14%) ощутимо (на 2%+) выше «посевных». Область вполне понятная, «моторами» в ней являются нацеленные на решение «внезапно» обострившихся проблем сектора – повышение удобства развёртывания (deployment) приложений в масштабных кластерных инсталляциях, специфические базы данных (например, для хранения временных рядов), высокоуровневые средства разработки etc.

Начиная с претендента на четвёртое место, всё становится очень сложным. Потому что чётких лидеров больше нет.

Позволю себе поступить иначе, ограничившись первой тройкой областей-лидеров, а дальше сформирую короткие списки областей, где инвесторы не боятся рисковать с «посевами», и где предпочитают инвестиции в расширение бизнесов.

Самая большая «посевная» идёт в четырёх сектора – образование, маркетинг (!), аналитика, аппаратные средства (!). Здесь наблюдается значительное (в разы или на значимые проценты) превышение рискованных инвестиций над расширением бизнесов. Восклицательные знаки поставлены не случайно. Например, инвестиции в аппаратные средства совсем недавно считались далеко не очень привлекательными (любое материальное производство – это дополнительные риски, а сектор hardware сложен ещё и многоуровневыми неприятными зависимостями от системообразующих компаний, располагающих, например, полупроводниковыми фабами). Маркетинг, напротив, всегда был сверхпривлекательной областью, и, как будто, давно прошедшей область насыщения и даже пресыщения. Увы, реальная картина все эти соображения разрушает. Инвесторы совершенно не боятся рисковать в этих областях, а большая разница между объёмами «посевов» и инвестиций в развитие косвенно говорит нам, что эта картина изменяться не будет – чтобы увеличить объёмы инвестиций в работающие бизнесы, надо эти бизнесы создать.

И, конечно, здесь отражены взаимосвязи между сегментами. Маркетинг-аналитика-hardware – это без сомнения сильно связано с сектором «всё для заботы о здоровье», например. Аналитика – фрагмент корпоративного ПО и электронной коммерции. И т.д.

Полной противоположностью предыдущему является область, объединяющая финансовый сектор, социальные сети, фармакологию и биотехнологии. Здесь инвесторы осторожны и предпочитают размещать деньги в уже работающих бизнесах. Причём это предпочтение также очень ощутимое (в секторе фармакологии – в разы). Тоже ничего загадочного в этой картине нет. Например, фармакология – исключительно затратное на этапе развёртывания, очень долгое на этапе разработок, крайне сложное на этапе клинических испытаний etc занятие. В таких сегментах материального производства инвесторы всегда крайне осторожны.

Социальные сети же. Ими все «сыты по горло», и каждой новой всё труднее находить своё место, независимо от масштабов стоящей за проектом машины (достаточно вспомнить, насколько удалась so.cl Microsoft, несмотря на колоссальные ресурсы).

И, наконец, «отдельно стоящее дерево». Уникальный сектор, с почти полным равенством рискованных и относительно безопасных инвестиций. Разработка ПО. Здесь есть незначительное превышение seed dollars, но на доли процента, совершенно не существенное для целостности картины. А вот абсолютная доля во всём объёме венчурных инвестиций для этого сектора почти в 2 раза меньше, чем у каждого из тройки лидеров. В общем, это уже по-своему уникальная стабильная нематериальная индустрия.

 

Это была укрупнённая картина. Теперь посмотрим на скорости роста объёмов рискованных инвестиций, которые помогут увидеть, грубо говоря, области поиска инноваций.

Первое место – криптовалюта. 151% роста объёмов инвестиций (инвестиции в классические банки выросли на 65%). Если эта область ещё как-то понятна (несмотря на все сложности, потенциальные и уже существующие), то объяснить 150% взрыв в сегменте «photo sharing» мне, например, трудно.

Казалось бы, уже столько всякого сделано, что многие популярные несколько лет назад «фотосвалки» уходят в небытие. Короче, легион пользователей смартфонов с палками для селфи – это страшная сила и реальная привлекательная область для стартапов, ищущих себе место под солнцем. Надо же.

На 145% взорвались инвестиции в физические устройства хранения информации. Ну, этого как раз следовало ожидать. А вот 141% роста в космические технологии – это признак совершенно нового мира, в котором мы уже живём.

Скучные и очевидные взрывы – транспорт, 133% (Uber и всё юберподобное, электро- мотоциклы, мопеды, велосипеды etc), туризм и всё с ним связанное (особенно аренда жилья для туристов), кредитование.

Менее 100% роста – это уже не взрывы. Вопреки страшному шуму, инвестиции в технологии дронов выросли всего на 63% (сравните с 97% роста инвестиций в ресторанные бизнесы).

Вот такая картина сложилась.

Надеюсь, кому-то это пригодится.

Откланиваюсь.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT