`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Что думают специалисты отрасли о будущем IT

0 
 
Девиз начавшегося года, по мнению специалистов компании, можно сформулировать следующим образом: "Больше контента, больше информационных средств и больше выбора".

В 2005 г. рынок товаров массового потребления продолжит быстро дробиться на многочисленные микрорынки, направленные на конкретные, порой довольно узкие группы конечных пользователей. Увеличится спрос на новые устройства, и возрастет число видов источников контента за счет цифрового телевидения, электронных изданий, онлайновых дневников и форумов.

И все же основные изменения будут связаны с коммуникациями. Мобильные телефоны, смартфоны, традиционная стационарная связь, VoIP, широкополосные соединения, Wi-Fi, WiMAX, RFID, вопросы безопасности обмена информацией и мобильная реклама дадут пищу для ума и работу армии специалистов, сформировав совершенно новые многомиллиардные рынки.

Мобильные телефоны: простота продает содержание

К концу нынешнего года мобильные телефоны станет использовать почти треть населения земного шара. Быстрые сети и процессоры, большие и четкие цветные экраны обеспечат терминалам привлекательность, но многие новинки не будут благосклонно восприняты клиентами из-за несоответствия их представлениям о роли, внешнем виде и функциях мобильных коммуникаторов.

Так, ожидается, что возможности приема телевизионных программ и потокового видео на мобильные телефоны вызовут лишь незначительный начальный интерес или его не будет вообще – их сочтут непрактичными и неуместными, поскольку стоимость таких услуг пока существенно выше других вариантов просмотра ТВ и видео.

Рост числа абонентов будет особенно заметным в развивающихся странах (включая Азию и Латинскую Америку), где мобильные телефоны пока еще в значительной степени определяют статус их владельцев.

В развитых государствах многие люди предпочтут иметь более одного мобильного телефона – например, разделив между ними используемые функции и подобрав для этого соответствующие модели.

В структуре доходов телекомов около 80% составит оплата обычных телефонных переговоров, объем которых продолжит быстро расти при снижении тарифов. Пакеты услуг станут еще более разнообразными за счет включения в них возможностей автоматической переадресации, использования многоцелевых адресов голосовой почты и раздельного выставления счетов.

Кроме того, пользователи создадут рынок объемом в несколько миллиардов долларов, связанный исключительно с персонализацией своих терминалов – загрузкой новых мелодий, заставок и фоновых изображений.

Общий вывод: действительно хорошо пока будет продаваться только простота – недорогие базовые услуги, необходимые пользователям и, в общем бесполезные, но модные аксессуары, изобретение и производство которых продолжает стремительно расти.

Что остается конкурентам

Позиции операторов фиксированной связи, козырем которых остается высокое качество и надежность связи, еще достаточно прочны, но они испытывают все возрастающее давление со стороны мобильной связи и IP-телефонии. В результате им придется в очередной раз снижать цены и работать над повышением качества услуг, одновременно расширяя их ассортимент.

VoIP-телефония, несмотря на выдаваемые ей ежегодно авансы, все же останется в 2005 году нишевым продуктом, хотя объем звонков и база пользователей (и физических лиц, и компаний) значительно увеличатся. Основная причина неустойчивого положения данной технологии – недостаточное для бизнеса качество и надежность IP-телефонии, что создает ей несколько негативный имидж на рынке. При этом многие компании, перешедшие на VoIP, уже убедились, что сокращение расходов оказывается зачастую меньше ожидаемого. В результате более популярным сегодня становится смешанный подход – IP-телефония для внутренних звонков и традиционная стационарная сеть для внешних коммуникаций.

Технологии Wi-Fi и WiMAX будут часто упоминаться на первых полосах газет и журналов, но это пока не приведет к существенному росту прибылей от них. Зато оживится спрос на фиксированную связь за счет новых технологий (например, FTTH/FTTS – Fiber to the Home/Fiber to the Subscriber, домашние оптоволоконные каналы).

Число широкополосных соединений во многих странах наконец превысит количество модемных линий. С другой стороны, расценки на их использование также продолжат снижение, и прибыли провайдеров уменьшатся, а введение новых сервисов – видеотелефонной связи, сетевых игровых устройств и домашних систем безопасности – не будет слишком бурным, как и популярность их у конечных пользователей.

Технологии для промышленности и правительства

В 2005 г. начнется массовое коммерческое использование систем радиочастотной идентификации на предприятиях оборонной и автомобильной промышленности, в торговле и логистике. Ожидается, что к концу года более 10 млрд RFID-меток станут обязательным атрибутом самых разнообразных изделий.

Необходимость сбора, обработки и представления данных систем радиочастотной идентификации инициирует создание новой и довольно масштабной отрасли. Параллельно сформируется рынок считывателей меток и другого вспомогательного оборудования. Уже в ближайшем будущем RFID-чипы различной степени сложности найдут применение в здравоохранении (мониторинг состояния пациентов), строительстве (управление проектами и оборудованием), на транспорте (отслеживание местонахождения багажа и пассажиров в аэропортах) и других областях.

Правительства по всему миру начнут заменять бумажные идентификационные документы цифровыми. Новые средства станут использоваться в паспортах, удостоверениях личности, банковских и кредитных картах и будут включать расширенный набор биометрических данных. Это должно сократить кражи информации, но первоочередной и реальной пользой от них станет, скорее всего, ускорение идентификации в пассажиропотоках.

Появятся и специализированные беспроводные "ячеистые" сети (mesh networks), которые позволят органам власти в крупных городах контролировать состояние оборудования и различных объектов на значительной площади.

Меломаны, безопасность и реклама

После нескольких лет скандалов и разбирательств впервые ожидается быстрый рост легальной загрузки музыки из Интернета.

Хотя объем пиратства в этой сфере будет по-прежнему преобладать, официальные сайты смогут значительно увеличить свою долю рынка за счет растущего качества онлайновых музыкальных магазинов и быстро увеличивающегося количества разнообразных воспроизводящих устройств у пользователей. К концу года рост нелегальной загрузки из Интернета, скорее всего, замедлится, а шумные показательные судебные процессы отпугнут многих не особо злостных пиратов.

Музыкальная индустрия наконец оценит преимущества электронных каналов распространения синглов и альбомов и продолжит эксперименты с новыми формами аудио- и видеопродукции, сопутствующими товарами и заказом билетов.

В целом же 2005 г. побьет все рекорды электронной преступности. Кражи личной и корпоративной информации, вирусы, "черви", blue jacking (атаки на устройства, использующие технологию Bluetooth) и другие вредоносные программные средства распространятся на мобильную технику и нанесут значительный ущерб из-за потери данных и простоев.

Спам затронет сети VoIP и дополнится "спимом" в системах мгновенных сообщений.

Правда, одновременно откроются широкие возможности для компаний, действующих в сфере IT-безопасности, а мобильные операторы, производители телефонов, поставщики услуг и системные интеграторы начнут развивать аналогичные виды деятельности. Но, конечно, создание новых рабочих мест таким путем вряд ли можно назвать положительной тенденцией.

Благодатное время наступает и для рекламных агентств, которые в очередной раз понадеются на то, что технический прогресс вдохнет новую жизнь в их бизнес, где, кажется, перепробовано уже практически все.

Рекламодатели теперь начнут встраивать рекламу прямо в тексты в виде гиперссылок, в кнопки на панелях инструментов, в продукты open source, в активные рабочие столы смартфонов и даже в видеоигры.

Тексты и внешний вид рекламы будут все точнее нацеливаться на конкретную группу потребителей. Реклама будет автоматически обновляться через Интернет по довольно сложным алгоритмам, учитывающим время суток и предполагаемый вид деятельности пользователя, и попытается стать более изощренной и менее навязчивой, чем надоедливые баннеры и всплывающие окна последних лет.

В центре внимания – массовый рынок

Итак, согласно впечатлениям специалистов и руководителей отрасли, обобщенным Deloitte Research, следующий год принесет множество удобных сервисов, обусловленных развитием методов и средств коммуникации. Новыми возможностями будут пользоваться одновременно миллиарды людей, формируя огромный мировой рынок массового спроса с триллионным бюджетом.

На таком экономическом фоне менее заметными выглядят изобретения и технологии, только обещающие практическую отдачу в будущем, – такие как, например, квантовые компьютеры и нанотехнологии, которые в этом году станут гораздо ближе к реальному воплощению.

Пока же самые большие надежды связаны с ожидаемыми в 2005 г. на массовом рынке топливными элементами, которые наконец снимут ограничение срока использования источников электроэнергии для портативных устройств.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT