Что думают специалисты отрасли о будущем IT
22 февраль, 2005 - 00:00Александр Черников
Девиз начавшегося года, по мнению специалистов компании, можно сформулировать
следующим образом: "Больше контента, больше информационных средств и больше
выбора".
В 2005 г. рынок товаров массового потребления продолжит быстро дробиться на многочисленные микрорынки, направленные на конкретные, порой довольно узкие группы конечных пользователей. Увеличится спрос на новые устройства, и возрастет число видов источников контента за счет цифрового телевидения, электронных изданий, онлайновых дневников и форумов.
И все же основные изменения будут связаны с коммуникациями. Мобильные телефоны,
смартфоны, традиционная стационарная связь, VoIP, широкополосные соединения, Wi-Fi,
WiMAX, RFID, вопросы безопасности обмена информацией и мобильная реклама дадут
пищу для ума и работу армии специалистов, сформировав совершенно новые многомиллиардные
рынки.
Мобильные телефоны: простота продает содержание
К концу нынешнего года мобильные телефоны станет использовать почти треть
населения земного шара. Быстрые сети и процессоры, большие и четкие цветные экраны
обеспечат терминалам привлекательность, но многие новинки не будут благосклонно
восприняты клиентами из-за несоответствия их представлениям о роли, внешнем виде
и функциях мобильных коммуникаторов.
Так, ожидается, что возможности приема телевизионных программ и потокового видео на мобильные телефоны вызовут лишь незначительный начальный интерес или его не будет вообще их сочтут непрактичными и неуместными, поскольку стоимость таких услуг пока существенно выше других вариантов просмотра ТВ и видео.
Рост числа абонентов будет особенно заметным в развивающихся странах (включая Азию и Латинскую Америку), где мобильные телефоны пока еще в значительной степени определяют статус их владельцев.
В развитых государствах многие люди предпочтут иметь более одного мобильного телефона например, разделив между ними используемые функции и подобрав для этого соответствующие модели.
В структуре доходов телекомов около 80% составит оплата обычных телефонных переговоров, объем которых продолжит быстро расти при снижении тарифов. Пакеты услуг станут еще более разнообразными за счет включения в них возможностей автоматической переадресации, использования многоцелевых адресов голосовой почты и раздельного выставления счетов.
Кроме того, пользователи создадут рынок объемом в несколько миллиардов долларов, связанный исключительно с персонализацией своих терминалов загрузкой новых мелодий, заставок и фоновых изображений.
Общий вывод: действительно хорошо пока будет продаваться только простота недорогие базовые услуги, необходимые пользователям и, в общем бесполезные, но модные аксессуары, изобретение и производство которых продолжает стремительно расти.
Что остается конкурентам
Позиции операторов фиксированной связи, козырем которых остается высокое
качество и надежность связи, еще достаточно прочны, но они испытывают все возрастающее
давление со стороны мобильной связи и IP-телефонии. В результате им придется в
очередной раз снижать цены и работать над повышением качества услуг, одновременно
расширяя их ассортимент.
VoIP-телефония, несмотря на выдаваемые ей ежегодно авансы, все же останется в
2005 году нишевым продуктом, хотя объем звонков и база пользователей (и физических
лиц, и компаний) значительно увеличатся. Основная причина неустойчивого положения
данной технологии недостаточное для бизнеса качество и надежность IP-телефонии,
что создает ей несколько негативный имидж на рынке. При этом многие компании,
перешедшие на VoIP, уже убедились, что сокращение расходов оказывается зачастую
меньше ожидаемого. В результате более популярным сегодня становится смешанный
подход IP-телефония для внутренних звонков и традиционная стационарная сеть
для внешних коммуникаций.
Технологии Wi-Fi и WiMAX будут часто упоминаться на первых полосах газет и журналов,
но это пока не приведет к существенному росту прибылей от них. Зато оживится спрос
на фиксированную связь за счет новых технологий (например, FTTH/FTTS Fiber
to the Home/Fiber to the Subscriber, домашние оптоволоконные каналы).
Число широкополосных соединений во многих странах наконец превысит количество модемных линий. С другой стороны, расценки на их использование также продолжат снижение, и прибыли провайдеров уменьшатся, а введение новых сервисов видеотелефонной связи, сетевых игровых устройств и домашних систем безопасности не будет слишком бурным, как и популярность их у конечных пользователей.
Технологии для промышленности и правительства
В 2005 г. начнется массовое коммерческое использование систем радиочастотной
идентификации на предприятиях оборонной и автомобильной промышленности, в торговле
и логистике. Ожидается, что к концу года более 10 млрд RFID-меток станут обязательным
атрибутом самых разнообразных изделий.
Необходимость сбора, обработки и представления данных систем радиочастотной идентификации
инициирует создание новой и довольно масштабной отрасли. Параллельно сформируется
рынок считывателей меток и другого вспомогательного оборудования. Уже в ближайшем
будущем RFID-чипы различной степени сложности найдут применение в здравоохранении
(мониторинг состояния пациентов), строительстве (управление проектами и оборудованием),
на транспорте (отслеживание местонахождения багажа и пассажиров в аэропортах)
и других областях.
Правительства по всему миру начнут заменять бумажные идентификационные документы цифровыми. Новые средства станут использоваться в паспортах, удостоверениях личности, банковских и кредитных картах и будут включать расширенный набор биометрических данных. Это должно сократить кражи информации, но первоочередной и реальной пользой от них станет, скорее всего, ускорение идентификации в пассажиропотоках.
Появятся и специализированные беспроводные "ячеистые" сети (mesh networks),
которые позволят органам власти в крупных городах контролировать состояние оборудования
и различных объектов на значительной площади.
Меломаны, безопасность и реклама
После нескольких лет скандалов и разбирательств впервые ожидается быстрый
рост легальной загрузки музыки из Интернета.
Хотя объем пиратства в этой сфере будет по-прежнему преобладать, официальные сайты смогут значительно увеличить свою долю рынка за счет растущего качества онлайновых музыкальных магазинов и быстро увеличивающегося количества разнообразных воспроизводящих устройств у пользователей. К концу года рост нелегальной загрузки из Интернета, скорее всего, замедлится, а шумные показательные судебные процессы отпугнут многих не особо злостных пиратов.
Музыкальная индустрия наконец оценит преимущества электронных каналов распространения синглов и альбомов и продолжит эксперименты с новыми формами аудио- и видеопродукции, сопутствующими товарами и заказом билетов.
В целом же 2005 г. побьет все рекорды электронной преступности. Кражи личной и
корпоративной информации, вирусы, "черви", blue jacking (атаки на устройства,
использующие технологию Bluetooth) и другие вредоносные программные средства распространятся
на мобильную технику и нанесут значительный ущерб из-за потери данных и простоев.
Спам затронет сети VoIP и дополнится "спимом" в системах мгновенных
сообщений.
Правда, одновременно откроются широкие возможности для компаний, действующих в сфере IT-безопасности, а мобильные операторы, производители телефонов, поставщики услуг и системные интеграторы начнут развивать аналогичные виды деятельности. Но, конечно, создание новых рабочих мест таким путем вряд ли можно назвать положительной тенденцией.
Благодатное время наступает и для рекламных агентств, которые в очередной раз понадеются на то, что технический прогресс вдохнет новую жизнь в их бизнес, где, кажется, перепробовано уже практически все.
Рекламодатели теперь начнут встраивать рекламу прямо в тексты в виде гиперссылок,
в кнопки на панелях инструментов, в продукты open source, в активные рабочие столы
смартфонов и даже в видеоигры.
Тексты и внешний вид рекламы будут все точнее нацеливаться на конкретную группу потребителей. Реклама будет автоматически обновляться через Интернет по довольно сложным алгоритмам, учитывающим время суток и предполагаемый вид деятельности пользователя, и попытается стать более изощренной и менее навязчивой, чем надоедливые баннеры и всплывающие окна последних лет.
В центре внимания массовый рынок
Итак, согласно впечатлениям специалистов и руководителей отрасли, обобщенным
Deloitte Research, следующий год принесет множество удобных сервисов, обусловленных
развитием методов и средств коммуникации. Новыми возможностями будут пользоваться
одновременно миллиарды людей, формируя огромный мировой рынок массового спроса
с триллионным бюджетом.
На таком экономическом фоне менее заметными выглядят изобретения и технологии, только обещающие практическую отдачу в будущем, такие как, например, квантовые компьютеры и нанотехнологии, которые в этом году станут гораздо ближе к реальному воплощению.
Пока же самые большие надежды связаны с ожидаемыми в 2005 г. на массовом рынке топливными элементами, которые наконец снимут ограничение срока использования источников электроэнергии для портативных устройств.