`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Что дальше для Apple?

–15
голосов

После публикации финансового отчета Apple за последний квартал, который оказался настолько рекордными, что сложно представить себе, как кто-то побьет этот рекорд в ближайшем будущем (за исключением Apple), мне до сих пор не дает покоя одна мысль – что должна сделать Apple, чтобы совершить рывок на какой-то следующий уровень? Ведь без рывка мы будем продолжать слышать прогнозы аналитиков, рассказывающих о том, что «эпол уже не торт», даже если продажи сохранятся на данном уровне.

Эта мантра, хоть и набила основательную оскомину, с каждым рекордом Apple кажется, как ни странно, все ближе: ведь если ты уже на вершине горы, то у тебя остается только один путь – вниз. Даже несмотря на то, что Apple опровергает закон больших чисел, продолжая показывать даже при этих объемах выручки и прибыли темпы роста, которые вызывают зависть у многих конкурентов, больших и маленьких, нельзя расти бесконечно – рынок для текущей продуктовой линейки конечный, и новые потребители, пусть даже активно сейчас меняющие Android на iPhone, рано или поздно закончатся.

Если взглянуть на распределение выручки по продуктам Apple, то iPhone, конечно, оказывается неоспоримым «царем горы», ответственным за 69% выручки компании. И даже iPad, которого продали 21 млн штук за квартал, выглядит «бледной копией» успеха своего «родственника», хотя в денежном выражении мы все равно говорим о десятках миллиардов долларов бизнеса за 2014 г. (почти 28 млрд долл). Кстати, этот квартал стал, по сути, официальной датой «смерти iPod», поскольку в этом квартале Apple уже перестала сообщать о размере выручки, полученной от этой продуктовой линейки; я думаю, можно начинать отсчет того, когда iPod пропадет из верхнего меню в навигации сайта Apple.

Глядя на показатели продаж iPhone, можно смело предположить, что какой-то процент из этих покупателей обязательно купит себе Apple Watch. Непонятно только какой именно процент. Если в 2014 г. Apple продала 190+ iPhone, 3-5% от этого количества – это, грубо говоря, 6-10 млн Apple Watch. По 349 долл. (возьмем для упрощения минимальную цену за часы) – это какие-то жалкие 3,5 млрд долл. для 10 млн проданных часов. Да ради таких денег Тим Кук даже вставать не будет утром, ему будет лениво. Возьмем более оптимистичный сценарий, при котором Apple Watch готовы купить 35-50 млн человек (в ситуации, когда продано более 1 млрд устройств с iOS за последние 8 лет), это вполне реалистично (вот, правда, произвести столько часов может быть нереально). Неизвестно, сколько будут стоить золотые Apple Watch, но, учитывая, что в Apple Store будут устанавливать сейфы для часов как в ювелирных магазинах, рискну предположить, что стоимость топовой модели может достигать и 4-5 тыс. долл. Для упрощения, опять же, предположим, что средняя цена для продаваемых моделей Apple Watch будет составлять 600 долл. (несмотря на наличие золотой модели, раскупаться в первую очередь будут, разумеется, более дешевые модели). В таком случае мы говорим о 20-30 млрд долл. дополнительной выручки в год – на уровне iPad. Напомню, что на фоне iPhone продажи iPad считаются чуть ли не провальными.

Apple, безусловно, лучше знает о своих планах на Apple Watch, чем я (да, Тим Кук манкирует своими обязанностями по информированию меня). В истории с iPod и iPhone последний возник как результат того, что Стиву Джобсу было очевидно, что в телефонах возможность проигрывания музыки появится рано или поздно, поэтому нужно было каннибализировать рынок iPod самим до того, как это сделали конкуренты. Точно так же сейчас iPhone 6 plus, возможно, каннибализирует продажи iPad, однако, тем самым повышая ASP iPhone и прибыльность бизнеса Apple. Я к чему это говорю? Возможно гранд-план Apple заключается в том, что они видят в будущем, как умные часы начинают заменять смартфоны (допустим, сейчас это выглядит фантастикой, но через 5-7 лет – кто знает?). И они готовят плацдарм для этой каннибализации на будущее уже сейчас, рассчитывая, что через 5-7 лет Apple Watch станет заменой смартфонам, как iPhone заменил iPod.

Но, возможно, я ошибаюсь, и часы останутся просто красивым и модным аксессуаром. Что тогда должна выпустить Apple? Что тогда может сделать Apple, чтобы компенсировать бизнес iPhone, который рано или поздно начнет свое неизбежное снижение? Может, банковский сервис? Движение в сторону Apple Pay как бы говорит нам о том, что Apple что-то делает в этом направлении, но, опять же, это мелкий сервисный бизнес на сегодня, в текущей реализации не способный приносить десятки миллиардов долларов. Телевизоры? Вряд ли. Игровые приставки? Ну вот черт его знает. Если вернуться к табличке самых прибыльных кварталов в истории, кроме Apple, там многократно присутствуют нефтяные компании, но а) их присутствие там было обеспечено высокой ценой на нефть, б) высокой зависимостью мира от переработанных динозавров. И то, и другое сегодня уже не находится на том уровне, чтобы обеспечить кому-либо из нефтяных гигантов попадание обратно в эту табличку. Так что вычеркиваем нефтяной бизнес как потенциал для расширения Apple в будущем.

Автомобили, может быть? А то там явно наблюдается недостаток нормальных решений для внутренних систем:

Что дальше для Apple?

Но вряд ли это бизнес по разработке мультимедийных систем для автомобилей, который способен сгенерить новые десятки или сотни миллиардов долларов. Мне кажется, что Apple нужно купить Tesla. Электромобили вполне вписываются в образ компании, которая беспокоится о своем влиянии на окружающую среду. Tesla – это стильно, модно, молодежно. При стоимости компании на момент написания статьи в 26 млрд долл. Apple легко себе может это позволить. И, наконец, сделает человеческим тот iPad Maxi на 17 дюймов, который встроен в современные модели Tesla. 850 млн долл. выручки в квартал у Tesla – это пока не очень много, но учитывая небольшие на данный момент объемы продаж электромобилей, эти показатели должны только расти. Электромобили в целом – это, скорее всего, будущее, и в этом плане интересы Apple и Tesla по разработке новых революционных аккумуляторов совпадают. Так что надо бы покупать их, пока они маленькие. Но Apple вроде бы не была замечена в привычке покупать сразу компании такого размера целиком, так что этот вариант развития я считаю нереалистичным, хотя и рад буду ошибиться.

А вы что думаете? Куда должна пойти Apple, чтобы в перспективе заменить iPhone объемами выручки и прибыли?

Что дальше для Apple?

–15
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT