`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Chromebooks в американских каналах B2B как урок строителям «Linux на десктопе»

+77
голосов

NPD Group, компания, с 1967 года занимающаяся изучением рыночной конъюнктуры и входящая в «топ 25» своей отрасли, опубликовала результаты изучения своими службами сопровождения продаж дистрибьюторами и реселлерами B2B-каналов сбыта ПК, лаптопов и планшетов США. Результаты интересные. И, в каком-то смысле, не странные.

Итак, за первое полугодие 2015 B2B каналы пропустили через себя 7,3 миллиона персональных вычислителей в разном исполнении и разных платформ.

Вопреки слухам о страшной стагнации, график суммарного потребления этой техники по сути являлся прямой линией, параллельной оси времени. То есть, стагнации за этот период в NPD Group не видят (да и она была бы странной после серьёзного падения за второе полугодие 2014). Но в структуре потребления наблюдаются действительно серьёзные изменения.

Сбыт всего персонально-вычислительного на платформах Google вырос на 29%, что, при начальных условиях и неизменных результирующих объёмах, естественно, компенсировалось спадом продаж у конкурентов - 12% у Apple и 8% у Microsoft.

Более тонкий анализ показывает, что в сегменте «носимых персональных вычислителей не-смартфонов» растёт всё, кроме планшетов. Зато в «планшетном сегменте» наблюдается снижение скорости падения по сравнению с 2014 годом – 7% против 12%, – причём доля Apple продолжает падать значительно быстрее, чем Google (сокращение на 20% против 8%).

Продажи Apple MacBook увеличились на 27%, просто Windows-ноутбуков – на 3%, сбыт гибридов планшет-ноутбук от Microsoft (Surface) увеличился на 35%.

На первый взгляд, немного странно, но за 2 типично «отпускных» месяца (июнь-июль) продажи ноутбуков через B2B каналы выросли на 22% по сравнению с этим же периодом 2014, и на целых 65% по сравнению с 2013. Но странность эта имеет объяснение – в июне-июле были большие закупки для системы образования США (видимо, подготовка к новому учебному году), которые и сформировали результирующий показатель, ещё год назад казавшийся немыслимым:

к концу июля 2015 проданные через B2B каналы Chromebooks всех модификаций и моделей сформировали более 50% суммарных объёмов продаж всех ноутбуков.

Укрупнённо история сбыта всего персонально-вычислительного (без смартфонов, то есть, дестктопов, лаптопов и планшетов) через B2B каналы в США выглядит так (и в ней хорошо видно то, что вызывает серьёзную тревогу у Apple и Microsoft):

Chromebooks в американских каналах B2B как урок строителям «Linux на десктопе»

Chromebooks в американских каналах B2B как урок строителям «Linux на десктопе»

Chromebooks в американских каналах B2B как урок строителям «Linux на десктопе»

Иными словами, приветствуем нового лидера рынка ноутбуков. Кто бы мог подумать, что фактически web-терминал, наследник X-терминалов и «тонких компьютеров», продвижению которых было отдано столько сил компаниями самых разных масштабов, сможет сказать своё слово.

 

А теперь попробуем «переключить масштаб». Безусловно, понятно, что успех Chromebooks и Android в основном основан на их своевременности, успехе сервисов Google и «нетрадиционных», но работающих, моделях, объединяющих open и proprietary source. Но есть кое-что ещё, что, в частности, обеспечивает, работоспособность этих моделей. Нечто важное.

В системном ПО Android и Chromebook стратеги и разработчики Google придерживаются одной очень «классической» (в смысле традиционных индустрий) и потому важной политики – если ты не можешь контролировать поставщиков критичных системообразующих компонентов, ты должен производить эти компоненты сам (это общепромышленное можно и нужно дополнить уточнением для нематериальных «изделий» – если критичные системообразующие компоненты нематериальны, они должны минимально зависеть от прочих, но некритичных, материальных).

В Android проявлением этой политики является виртуализация и полностью подконтрольный Google весь стек userspace системы. В ChromeOS – минимизация стека userspace до подконтрольного опять же Google браузера и его расширений (с минимальным «общесистемным обвесом»). В обоих случаях это «сработало» в том смысле, что не создало никаких дополнительных проблем.

Для контраста посмотрим на популярные дистрибутивы Linux. И оценим политику их разработчиков. В практически любом дистрибутиве непременно есть, например, графический редактор Gimp. Это очень неплохой редактор, бесспорно. Но насколько он прост для человека с ним незнакомого? Увы, очень непрост. Нужен ли он так обязательно, чтобы его вводить в состав «де-факто стандартного набора ПО»? Абсолютно не нужен. А какого размера зависимости у Gimp? Ужасающего. Сколько библиотек из состава Gimp могут конфликтовать с необходимыми другим программам userspace? Кто-то это пытался анализировать? Может быть, кто-то и пытался, но это точно не на слуху и не относится к «популярным темам» даже в профильных сообществах. Кроме Gimp есть ещё много чего, это целый список.

Что дало Google тщательное (и очень непростое, если учесть битву с Oracle) соблюдение этой высокоуровневой политики? В случае с Android – базис для формирования огромного мира коммерческих разработчиков пользовательского ПО. Да, очень быстрое развитие системы вызывало стоны разработчиков, но, несмотря на эти стенания, сообщество разработчиков (в первую очередь, - коммерческих) росло быстрее, чем у конкурентов (на конец 2014 года оно насчитывало почти 400 тысяч компаний и программистов).

Chromebooks в американских каналах B2B как урок строителям «Linux на десктопе»

В случае с ChromeOS Google сделал ставку на разработчиков web-сервисов, обеспечив им «незыблемость» характеристик web-терминала гарантированным единственным браузером и минимализмом всей системы в целом (возможно, кто-то умудрится запустить в этой системе Wine, в нём Windows, в Windows – Internet Explorer, но это уже настолько маргиналы, что вообще никому не интересные).

В общем, эта далеко не новая политика (которой придерживается та же Apple на уровне «железа», например, всегда придерживалась Microsoft и за которую ведёт войны та же Oracle) в какой раз оказалась беспроигрышной.

К глубокому сожалению, создатели дистрибутивов (точнее, userspace) Linux категорически не хотят этого очевидного факта признать. В итоге воз всё там же, несмотря на самые лакомые «подарки» от всех конкурентов (особенности новых политик приватности в Windows 10, автоматическую и тотальную «неприватность» любых терминалов, включая ChromeOS, явный затянувшийся спад инновационной активности Apple). Все предпосылки есть. А «Linux на десктопе» всё так и нет (для непонимающих термин – это не о вашем персональном компьютере с вашим любимым дистрибутивом речь, а о системе с сотнями тысяч коммерческих разработчиков, с доступностью требуемого для решения задач ПО, а не с многолетними обсуждениями как можно решить какую-то подзадачу тем, что доступно, etc).

Конечно, хорошо было бы сказать «в мире Linux время дистрибутивостроения закончилось». Но оно пока не закончилось. Потому что время «системостроения на уровне userspace» всё ещё не началось. Увы.

Откланиваюсь.

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Расшифруйте более подробно что показывают первые три графика. Спасибо!

по логике, распределение долей в сбыте всего песонально-вычислительного (без смартфонов) через B2B каналы (дистрибьюция и реселлеры) в США
сейчас внесу уточнение в текст

я вот сильно надеялся, что с переходом на веб-терминалы - планшеты, хромбуки, сильно уменьшиться нагрузка на сопровождение. первичная установка оськи, софта, периодическая очистка от мусора, вирусов.

однако в последнее полугодие все чаще приходится вычищать мусорные дополнения из хрома. которые баннеры показывают, заменяют движок поиска по умолчанию.

потому растет уверенность что с продукцией гугл будет как и с продукцией микрософт.

тот же ад.

ну, это уже немного другая хворь, она везде одинаковая, от платформы не зависит (или пока не зависит)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT