`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Павел Молодчик

CeBIT 2014: картинки с выставки, ч. 7

+66
голосов

Завершающая часть "картинок" вышла посвященной преимущественно роботам (составивших одну их немногих групп экспонатов, потрафляющих вкусам широкой публики).

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Впрочем, самое большое скопление этой самой широкой публики наблюдалось на стенде Oculus Rift. В результате в энный раз мне не удалось этот гаджет примерить (стенд был украшен объявлением: "Используйте на свой страх и риск! Может вызвать дурноту!", но отпугивающего действия оно не возымело).

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7

Многофункцуиональная ручка с гелевым подзапястником для управления музыкальным центром навигационной системой лучатся надежностью и респектабельностью. Последним писком техники, реализованным в этом экспонате (замеченном на совместном стенде Audi и Vodafone) является интеграция с сервисом Google Street View. Автотурист, осматривающий зимнюю улицу, может попутно получить представление о том, как она выглядела позапрошлым летом.

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Разработчики стартапа Crowdee (из берлинского Технического Университета) предлагают особую разновидность краудсорсинга, ориентированного на мобильных исполнителей, вниманию которых предлагается бесплатное приложение для планшетов и смартфонов. Неохота тратить время в метро на тетрис? Поупражняйтесь в рерайтинге за копеечку. Или в программировании -- за пару сотен долларов. Покамест заданий, связанных с программированием и иной требовательной к интеллекту деятельности (более интеллектуальной в сравнении с уровнем, характерным для Mechanical Turk, являющейся старейшей и ведущей краудсорсинговой платформой) в системе нет, но разработчики уверены, что эта ситуация переломится. Насколько я понял из их объяснений, свою уверенность они основывают на нелицеприятном мнении о типичном МТ-исполнителе, чья готовность рефлекторно хвататься за механическую работу обусловлена избытком свободного времени, обусловленным незанятостью, обусловленной отсутствием квалификации и неспособностью к какому-то бы ни было более конструктивному приложению своих сил. И вот, Crowdee разрывает эту роковую цепочку обусловленностей, вводя мобильность в качестве ключевого понятия. Говоря без обиняков, Crowdee-исполнитель досуж не из-за лузерства, а в силу обстоятельств, временно огранивших его свободу самореализации стенами вагона метро или, к примеру, комнаты ожидания при зубоврачебном кабинете.

Отметим, что Crowdee концептуально родственен памятному по прошлогодней выставке берлинскому же стартапу Jovoto, продвигающему концепцию массированного мозгового штурма ("crowdstorming"), объяснить которую проще всего на следующем примере типичной истории успеха: два года тому одним из клиентов компании стал производитель знаменитых швейцарских армейских складных ножей Victorinox с некоторых пор ежегодно выпускающий ограниченный тираж ножей, эксклюзивность которых подчеркивается радикальным отходом от классического дизайна (с белым крестом на красном фоне). Распределив ок. 20 тыс. долл. призового фонда меж авторами лучших предложений (количество приемлемых предложений превзошло 1000, а финальный отбор проводился путем голосования в FacBook), компания с лихвой окупила затраты, ибо в 2012 г. спрос на ножи "Victorinox Limited Edition" оказался небывало высок.

Еще ближе родство Crowdee с представленной на нынешнем CeBIT фирмой Streetspotr, играющей в Европе ту же роль, что Gigwalk -- в США и Канаде. Streetspotr и Gigwalk предлагают исполнителям стать "уличными репортерами", исполняющими задания, как правило, требующие личного присутствия в том месте, где они волей судьбы оказались. К примеру, исполнитель, оказавшийся близ супермаркета, может получить задание посетить его и сфотографировать определенный продукт на прилавке, -- такие фото бывают нужны компаниям-дистрибуторам, интересующимся оформлением лотков со своей продукцией (в случае, если работники супермаркета воспользуются своим правом запретить делать фото, исполнитель все равно получит вознаграждение, ибо миссия сорвалась не по его вине).
-- Собираетесь ли распространять свою деятельность на Украину?
-- Сами -- нет, но готовы вступить в переговоры с каким-нибудь достойным местным партнером.
CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Если три последние компании специализируются на переработке информации, порождаемой коллективным интеллектом, то питательной средой для приложения TrackMe, созданного в рамках реализуемой при участии DFKI европейской инициативы EasyImp, является коллективные подсознание и психосоматика. Пользователям предлагается надеть датчики, регистрирующие базовые параметры, позволяющие судить об их текущем эмоциональном и физическом состоянии. Встроенные bluetooth-модули переправляют данные смартфонному приложению для анализа и передачи на центральный сервер, позволяющий, к примеру, формировать "эмоциональные карты местности" вроде вышеприведенной. На ней отражен маршрут, проделанный датчиконосцем по Пфальцскому лесу (это одна из традиционных немецких рекреационных зон). Цветовая температура отвечает температуре тела, а высота диаграммы -- электропроводимости кожи. Чем больше температура и проводимость -- тем в более стрессовой ситуации пребывает путник.

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Стартап BlueID BlueID.net специализируется на гаджетах, превращающих смартфоны в bluetooth- Wi-Fi- и NFC-совместимые ключи. Стендистка готова разблокировать дверь автомобиля посредством фирменного приложения.

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Разрабатываемый в DFKI Swoozy -- один из двух (по меньшей мере) представленных на CeBIT проектов, отражающих конвергенцию телевидения и Сети. По мнению разработчиков, в состязании с Сетью телевидению предстоит смерть или адаптация, в рамках которой поставщикам видеоконтента придется обогащать его возрастающим количеством метаданных, вовлекающих зрителя в интерактивное взаимодействие, буде он к нему расположен. Ключевое понятие в Swoozy-арго -- "grabbable", -- т.е., табличка-гиперссылка, возникающая над головами присутствующих на экране персонажей (или лиц, о которых идет речь) при нажатии кнопки на ДУ (впрочем, создатели Swoozy делают ставку на жестикуляционные интерфейсы).
Не можете дождаться окончания детектива, чтобы узнать, кто убийца? Изучите grabbable жертвы!
В рамках конкурирующего проекта (разрабатываемого Техническим Университетом Берлина) была продемонстрирована возможность использования метаинформации для придания интерактивности шоу "Кто хочет стать миллионером?" (верные ответы, а также скрипт для вовлечения в игру рассевшихся перед телевизором зрителей, передаются вместе с "картинкой").

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Технический Университет Берлина совместными усилиями с ирландской компанией Iameco ("I AM ECO-friendly") разработал ноутбук Iameco d4r, облаченный в естественным образом разлагающийся на природе корпус из ламинированного дерева.
В сравнении с аналогичными моделями при его производстве и переработке выделяется на 30% меньше парниковых газов и на 70% меньше воды. Также меньше используется вредных, редких и стратегически важных материалов, а при работе он меньше расходует энергии за счет использования зеленого ОЗУ ("green DDR"), отличающегося пониженным энергопотреблением.

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Однорукая стендистка английской Touch Bionics демонстрирует чудеса обращения с протезом i-limb (подобное чудо техники в KO уже обсуждалось).
Для овладения искусством управления им желательно прохождение курсов продолжительностью от недели до месяца. Протез может быть замаскирован под руку с помощью резиновой перчатки и обладает bluetooth-совместимостью, позволяющей выбирать один из 24 предустановленных жестов. Интересно, что для активации жестов используются всего два электрода (прикладываемых к уцелевшим мышцам культи): один электрод инициирует поступательную фазу жеста, другой -- возвратную. Для захвата хрупкого пластикового стаканчика достаточно подать один импульс, инициирующих сжатие ладони в кулак, а для захвата бутылки с шампанским -- несколько (с каждым новым импульсом охват становится все крепче).
-- Не слишком ли примитивен "бинарный" интерфейс? Долго ли ждать появления более послушных протезов, подключенных не к паре мышц, а ко множеству нервных окончаний?
-- Такие протезы есть, -- недавно даже появились первые прототипы протезов с обратной связью, -- но они не востребованы рынком. Мы исходим не из научно-фантастических представлений о киборгах, а из интересов ампутантов, жизненные реалии которых  делают преимущества, обеспечиваемые непосредственным подключением к нервным волокнам, незначительными в сравнении с неудобствами, связанными с обслуживанием разъемов или внедрением подкожных беспроводных модулей.

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Экспонат со стенда немецкой White|C white-c.com, обладающей ноу-хау в области лазерного сканирования.
-- Итак, это -- 3D-распечатка модели, полученной вашей Lidar-системой. Почему она так странно покрашена?
-- Это не краска, а специальное покрытие, делающее 3D-объект чувствительным к прикосновениям. Объект превращен 3D-тачпад, позволяющий построить систему  интерактивного взаимодействия для слепых. Слепец, к примеру, может ощупывать собор парижской богоматери, и получать аудиокомментарии об интересующих его архитектурных элементах. Зрячие тоже могут счесть прикосновения к реальным объектам более удобным и естественным средством взаимодействия с 3D-мультимедийным контентом. Что проще, -- ткнуть пальцем, или манипулировать виртуальной камерой с помощью мышки?
Опробовать систему в деле не удалось ввиду ее временного выхода из строя; понять, что собой представляет волшебное покрытие -- тоже (секрет фирмы).

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
"Стулья" финской Salli отличаются изысканной биоморфностью сидений, побуждающих к принятию полусидячего приосаненного положения. Сиденья состоят из двух половин, зазор меж которыми подгоняется под индивидуальную анатомию с помощью зажима. Альтернатива восточному сидению на полу и западному сидению на стуле, непривычная не только в физиологическом, но и в культурологическом смысле, оказалась на удивление удобной, и я с удовольствием испытывал ее минут двадцать. Как описать мои ощущения? Называть их счастьем было бы перебором (рекламный девиз Salli -- "Sit Happily", -- т.е., "сидите счастливо"). Пожалуй, полученный опыт вызывает отдаленные ассоциации с сидением на высоком барном стуле, -- но при этом поза моя была, пожалуй, естественнее, чем при сидении на чем бы то ни было. Доминирующим психическим ощущением было удивление прозябанию подобных стульев в безвестности несмотря на их очевидные достоинства и простоту (которая, конечно, просто сияла и вопияла в обрамлении экспозиций, посвященных ноутбукам последнего поколения и прочим апофеозно сложным порождениям человеческого ума). На снимке -- еще одно испробованное мною изобретение Salli, шокирующее сочетанием примитивности и удобства: резиновый клин-подпреплечник для компьютерного стола. Если есть кусок подходящей резины -- вырежьте сами пару, не пожалеете (широкая часть клина должна быть чуть шире корпуса клавиатуры). Подумать только: миллиарды людей ежедневно страдают по нескольку часов без копеечных подпреплечников годами, многие до карпальных туннельных синдромов доходят, и вот наконец, в далекой Финляндии кто-то обращает на эту несуразность внимание. Я полагаю, UNESCO обязана объявить дизайнеров Salli культурным достоянием человечества и взять под опеку.

А теперь -- обещанное робот-шоу!

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
"Крупнейшая в мире стая подводных роботов", разработанная в рамках проекта CoCoRo (Collective Cognitive Robots). Роботы, обменивающиеся световыми, звуковыми и радиосигналами, не только способны кооперироваться в ходе сбора экологических данных или материалов или выполнения поисковых задач (связанных, к примеру, с опасными отходами или утерянными бортовыми самописцами), но и обладают подобием распределенного восприятия, присущим стайным  и ройным тварям. По мысли разработчиков, результаты их изысканий могут повлиять не только на робототехнику, но и на психологию, философию и теологию (надеюсь, в рекламный буклет вкралась опечатка).

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Kochbot kochbot.de ("кухонный робот") -- проект родом из Университета Саарбрюкена и Немецкого Центра Исследований в Области Искусственного Интеллекта (DFKI). О совершенстве реализации вложенной в него концепции можно спорить, но сама концепция, на мой взгляд, безукоризненно совершенна. Она предполагает превращение повара в придаток аппаратно-программного комплекса, интерпретирующего кулинарные рецепты как оптимизированные алгоритмы. Основным средством человеко-машиного общения избран голосовой интерфейс (что понятно, ибо руки у повара заняты и нечисты). Процесс приготовления пищи в kochbotизированной кухне выглядит примерно следующим образом:
-- Две порции спагетти с луком.
-- Поставьте двухлитровую кастрюлю под кран.
Встроенный в раковину датчик фиксирует появление кастрюли; кран автоматически включается наливает в кастрюлю ровно два литра воды; тем временем Kochbot командует:
-- Поместите в кастрюлю сто граммов спагетти и поставьте ее на плиту.
Повар выполняет требуемые операции, плита включается и выключается автоматически.
-- Влейте 50 граммов растительного масла в сковороду и поставьте ее на плиту.
-- Готово.
-- Нашинкуйте две луковицы.
-- Готово.
и т.д.
Т.о., роль человека сводится к перемещению объектов и утвари в пространстве кухни. А впрочем, в чем же еще она состоит? Вопрос философский! "Люди и вещи поднимаются, опускаются, сближаются, удаляются. Весь мир -- комедия расстояний" (Антонио Поркья).
Как бы то ни было, такой стиль кухмистерства отлично совместим с национальным характером тяготеющих к педантизму и перфекционизму немцев, и потому не случайно именно из Германии стартует марш кухонного робота к мировому господству, которое, если верить разработчикам, будто бы ведущими переговоры с несколькими крупными компаниями, -- в т.ч. Grohe и Maggi, -- не за горами.
Проект реализован в виде приложения для планшета, устанавливаемого вне пределов досягаемости для брызг кипятка и жира. Посредством bluetooth это приложение связано со встроенными в кухонное оборудование датчиками и актуаторами, а посредством Сети -- с насчитывающей более 30 тыс. рецептов так называемой поваренной книгой Ульрики Швайцер, являющейся в немецкоязычных местностях аналогом нашей Елены Молоховец.

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Гонконгская Savino Industrial -- постоянная участница международных выставок. Считаю эту компанию систематически недооцениваемой. Одна из причин недооцененности -- косноязыкость стендистов. Два года они не могли мне втолковать, в чем суть интригующего экспоната под названием iConGolf, представляющего собой, как явствовало из сопроводительного текста, bluetooth-совместимый мяч для гольфа. Оказалось, что это -- ориентированная на гольфоманов разновидность робота-колобка Sphero. Если Sphero подчиняется мановениям пальцев по поверхности сенсорного экрана, то iConGolf приводится в движение бортовыми акселерометрами смартфона, показания которых анализируются приложением, соотносящим действительную траекторию движения мяча с той, что имела бы место, будь у пользователя в руках не смартфон, а настоящая клюшка.

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Шимпанзеподобный робот Чарли (DFKI), портрет которого стал если не символом CeBIT'2014, то обычной заглавной иллюстрацией репортажей с выставки в популярных новостных изданиях.
CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
"Череп" Чарли напоминает легковушку (реверанс разработчиков в сторону то ли Пикассо, то ли неравнодушной к автомобилям немецкой общественности).
Претензий на преимущества перед гугловской Big Dog не счесть, -- большая антромопорфность избранного прототипом животного (которой немецкие робототехники как бы позиционировали себя одним эволюционным скачком ближе американских коллег и конкурентов на пути к ультимативной робототехнической цели, состоящей в создании точной реплики человека) и гибкий позвоночник, призванный сообщать движениям большую естественность в сравнении с обладающими монолитным туловищем роботами-недоделками, и расширяющее область досягаемости передних конечностей умение вставать на задние конечности, и лучшая маневренность на нетвердой почве (благодаря чувствительным стопам, оснащенным встроенными датчиками давления), и чарующие перспективы отправки на Луну (намеки стендистов о преимуществах четвероногих роботов перед колесными для выполнения инопланетных миссий невольно побуждают размыслить о том, насколько отпечаток на лунном грунте возвышеннее интересов Пентагона). Словно мановением волшебной палочки все эти претензии из интригующих превращаются в смехотворные, стоит Чарли прийти в движение, которое медленно, неуверенно, и естественности в нем что у заводной куклы. Вообщем, выглядит Чарли посланцем из 22-го века, а на поверку оказывается застрявшим в 20-м.

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Роботы-футболисты Nao команды DAInamite (от "Distributed Artificial Intelligence") Технического Университета Берлина на скамье подзарядки. Есть мнение, что свертывание производства роботов AIBO -- один из признаков начинающегося отката в темные века, которому нам выпала судьба свидетельствовать. AIBO поступили в продажу в 1999 году, во времена прекраснодушных упований на фукуямовский "конец истории", когда казалось, что 21-й век на пороге не только в календарном, но и в прочих смыслах, а кончили семью годами позднее, когда атака на WTC, "демократизация" Ирака, туберкулез в СНГ, пиратство в Сомали, небывалый разгул антипрививочничества и прочего мракообесия в странах первого мира показали, что будущее откладывается на неопределенный срок.
Можно ли противопоставить Nao этому скептическому мнению? С технической-то стороны они AIBO не уступают, а вот по цене... Ценник в $8k едва ли позволяет думать об их применимости в качестве стимулирующей интерес к робототехнике и программированию игрушек.
-- А для чего Nao годны кроме устроения футбольных состязаний меж техническими ВУЗами?
-- Есть данные об их действенности в борьбе с аутизмом. Это неудивительно, если учесть, что  аутисты, затрудняющихся с установлением социальных контактов, зачастую легко осваиваются с высокотехнологичными гаждетами (не случайно 80% адаптированных аутистов трудятся в сфере ИТ). Антропоморфный робот выступает переходным звеном, облегчающим переключение с технологий на людей.
Здесь же следует отметить рекламировавшийся на стенде DFKI проект Graspy (от англ. "to grasp", -- "хватать"), финансируемый непосредственно за счет бюджета ЕС. Насколько я понял, в его рамках Nao служит основной платформой для программирования поведения, свидетельствующего о первых проблесках интеллекта в младенческой голове, -- а именно, способности хватать предлагаемые предметы и  отдавать их по требованию носителей естественного интеллекта.
Не счел ли бы я этот проект слишком ребяческим, будь я европейским налогоплательщиком?
Сложный вопрос. Есть мнение, что фиксация на тесте Тьюринга увела исследователей с истинных путей, ведущих к построению сильного ИИ, и уподобила их питекантропам, лезущим за луной на дерево вместо того, чтобы спуститься, обмозговать положение дел, изобрести колесо, реактивный двигатель, запустить Гагарина и так далее. В рамках данной метафоры проект Graspy, пожалуй, больше похож на изобретение колеса, чем псевдоправдоподобная болтовня, трещащая на конкурсах Лебнера (ежегодно проводимых международных смотрах достижений в области способности проходить тест Тьюринга).

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
Вторым по популярности роботом на CeBIT стал Roboy, -- совместное детище цюрихской Лаборатории Искусственного Интеллекта и мн. др. европейских академических организаций и инициатив. В этом множестве выделяется опять-таки финансируемый непосредственно ЕС проект myorobotics, имеющий целью совершенствование и стандартизацию элементов опорно-двигательных механизмов на благо мировой робототехники. В том, что касается совершенствования этих элементов (а тело Roboy является их совокупностью), основной упор был сделан стендистами на внедрение "пружинных сухожилий", призванных сообщать движениям естественность (порождаемую законом гармонических колебаний) и экономичность (объясняемую тем, что кинетическая энергия составных частей робота не теряется, но запасается в пружинах для дальнейшего использования). Отмечу, что принципиальной новизны в "пружинных сухожилиях" нет (в промышленных роботах они уже несколько десятков лет используются), и что обещанную грациозность Roboy никак не проявил (двигался он, опять-таки, как заводной автомат). Зато он умилял общественность своей способностью краснеть (с помощью подсвечивающих щеки красных светодиодов), а также тем фактом, что разработка его длилась девять месяцев.

CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
CeBIT 2014 картинки с выставки, ч. 7
В заключение -- несколько изящных вещиц, распечатанных на субтысячедолларовых 3D-принтарах из Китая, а т.ж. скриншот мобильного приложения, разработанного амбициозным швейцарским стартапом Quipp (на минувшей CeBIT швейцарские экспозиции вообще занимали непропорционально много места).
Quipp -- социальная сеть, появление которой знаменует вступление в эпоху IoT. Упор в ней делается не на френдов из костей и мяса, а на находящиеся во владении пользователя вещей. Регистрация в Quipp сообщает вещам цифровую идентичность, выгоды от обладания которой таковы: производитель велосипеда получает возможность в форме, удобной для него и приемлемой для пользователя, информировать последнего о новых предложениях. Пользователь может получать сообщения о скидках на багажники для его велосипеда и обмениваться ноу-хау с другими владельцами велосипеда той же марки. Или объявить о своей готовности подарить или одолжить кому-то свой примус или вступить с кем-то в коллективное владение им. Наконец, Quipp -- централизованное хранилище последних версий инструкций по эксплуатации, средство планирования технических осмотров и место, где удобно объявить серийный номер утерянного, украденного или найденного объекта.
-- Не опасаетесь ли вы неприятия со стороны общественности, страшащейся нынешней волны деконфиденциализации? Вы ведь предлагаете разрушить последний бастион, ибо список имущества -- это, кажется, последнее, что нетизены еще не успели предать огласке.
-- Такие опасения есть, и они явились одной из причин, по которой мы предпочли построить отдельную сеть, а не встраиваться в FaceBook виде плагина.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT