`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Павел Молодчик

CeBIT'2012: картинки с выставки (часть 3)

+77
голосов

Помимо упомянутой забастовки транспортников еще одно событие негативно повлияло на посещаемость выставки: один из традиционных ключевых пунктов CeBIT — раздача ИТ-наград, присуждаемых нашими немецкими коллегами из Chip — в точности совпал во времени с презентацией нового iPad'а. Призов было роздано шесть:

- "ИТ-персоной" года названа еврокомиссар от юстиции Вивьан Рединг (Vivian Reding). Насколько я понял, она ценима в Германии за то, что ее инициативы по панъевропейской унификации юридических аспектов защиты данных решают проблемы, создаваемые местными юристами-ретроградами.

- Инициативой года назван проект Udacity, являющийся продолжением организованных в прошлом году виртуальных курсов Стенфордского университета. В настоящее время виртуальных курсов два: "Programming a Robotic Car" и "Building a Search Engine" (обещается, что в 7 недель слушатель этого курса сможет построить действующую поисковую систему, не имея предварительного опыта программирования), а количество студентов исчисляется примерно сотней тысяч. С апреля курсов станет шесть (появятся курсы "Design of computer programs", "Web Application Engineering", "Applied Cryptography" и "Programming Languages"). Согласно ожиданиям организаторов, количество удаленных слушателей вскоре будет исчисляться миллионами. Поступить в университет можно в полминуты: достаточно указать никнейм, пароль, email, и интересующие курсы. Жюри с обезоруживающей наивностью ждут от Udacity удешевления высококачественного дорогостоящего высшего образования до $0.

- Инновацией года названа технология фотографирования световых полей, столь активно продвигаемая последнее время в массы фирмой Lytro (основанной, опять-таки, выходцем из Стенфорда).

- Брендом года назван Amazon (за усилия по развитию рынка электронных книг, а т.ж. активность на ниве облачных вычислений).

- Титул "Тормоз года" (оформленный в виде тормозного диска) достался за возмутительный патентный троллинг кляузникам из одной мюнхенской компании IPCom, да обанкротится она навеки.

Призы раздавались под звуки зажигательной качучи ввиду того, что страной-парнтером CeBIT'2012 выступила Бразилия.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Ангела Меркель с президентом Бразилии Дилмой Русеф на официальном открытии CeBIT, ликуя, держат связь с международной космической станцией.

Не знаю как кому, а мне Бразилия запомнилась только величиной павильона. Украина же, павильона не имевшая вовсе, кое-чем запомнилась, — гл. обр., своими киберспортсменами.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

На традиционно приуроченном к CeBIT финале мирового чемпионата по Counter-Strike Intel Extreme Masters яблоку было не упасть (несмотря на то, что проходил он в громадном павильоне). К этим зрителям необходимо добавить ~150 тыс. человек, наблюдавших сражение в прямом интернет-эфире. В этот раз в бою за мировое первенство и приз в $50k сошлись украинская и польская команды (NAVI и ESC Gaming). В случае победы, NAVI стала бы беспрецедентным победителем трех мировых чемпионатов к ряду. Но она, увы, проиграла. Со счетом 2:0. Ввиду нефотогеничности Navi в этом году, привожу их прошлогоднюю фотографию.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Стол, за которым была поругана киберспортивная честь Украины (польские оппоненты обошлись без национальной символики: видимо, они ушли в виртуальные миры Counter-Strike так глубоко, что реальные политические границы для них утратили какой бы то ни было смысл).

Кроме того, на стенде Thermaltake одним из ключевых экспонатов была геймерская мышка White-RA, разработанная согласно рекомендациям Алексея "White-RA" Крупника, — выдающегося украинского профессионального игрока в Starcraft 2. 

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Эта же компания затевает производство мышек, спроектированных с привлечением дизайнеров из BMW и ориентированных (по доверительному признанию представителей) на потребителей, интересующимся не столько киберспортом как таковым, сколько киберспортивным стилем. Модель Level 10 M среди мышек — что Харлей среди мотоциклв: статусная вещь головокружительных форм с посредственными эксплуатационными характеристиками. Важными (если верить сопроводительным текстам) деталями являются прорези на ее корпусе, обеспечивающие пассивную вентиляцию для осушения нервного пота с ладоней игрока (выход мыши с активной вентиляцией планируется вскоре), а т.ж. особый винт, позволяющий регулировать наклон задней части корпуса, приводя его в соответствие индивидуальным анатомическим особенностям.

Пара компаний, включая тайваньскую A4TECH продемонстрировала беспрецедентно неприхотливые оптические мышки с герметичным днищем. Утверждается, будто они способны работать в луже разлитой кока-колы.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Waterproof mouse от Key Technology Ltd для медицинских приложений.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Беспроводная мышь Genius DX-ECO заряжается в 3 минуты: вместо традиционной тяжелой аккумуляторной батареи она оснащена почти невесомым конденсатором.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Шведская Penclick продемонстрировала присущую северным народам оригинальность ума, гибридизировав мышку с пером. По их словам, при пользовании таким манипулятором не только рука оказывается в более естественном положении, но и все тело: пользователи Penclick приосаниваются. Задал представителям фирмы такие вопросы:

- Не планируют ли они оснастить свои мышки вместо одного оптического сенсора парой? Это, позволило бы во-первых, пользоваться устройством в произвольной ориентации, а во-вторых — регистрировать потенциально полезный для оррганизации интерфейсов процесс вращения пера в руке, — напр., вращение пера может оказаться удобнее нежели вращение традиционного колесика.

- Конструкция мышки позволяет легко оснастить ее датчиками, регистрирующими угол наклона пера к горизонтальной поверхности. Такие датчики позволили бы имитировать работу с кисточками, оставляемый которыми след, как известно, зависит не только от силы нажатия, он и от угла наклона, а т.ж. создать геймерскую перьевую мышку, которую игрок перемещал бы по столу наподобие оловянного солдатика. Он мог бы одновременно контролировать движение, ориентацию и наклон туловища своего персонажа. Почему ни один FPS, насколько я знаю, не позволяет наклоняться для осторожного высовывания головы из-за вертикального края прикрытия? Потому, я полагаю, что нет подходящих манипуляторов! Итак, скоро ли ждать появления модели Penclick Gaming Edition?

Ответы получил в том духе, что планов-то у нас — громадьё, но в настоящее время забота одна — довести до потребителя базовую модель, чтобы увидеть, как рынок отреагирует на концепцию.

Мое субъективное мнение (составленное после ~10-минутной возни с авангардной мышкой), таково: в офисном приволье перьевая мышка традиционной — не конкурент; а вот при необходимости работать в стесненных полевых условиях и катать мышку по какому-нибудь крошечному пятачку, может, и есть у нее преимущества. В магазинах стран первого мира перьевые мышки появятся в ближайшие месяцы в проводной и беспроводной версиях по 69 и 59 евро соответственно.

Отдельная группа 2D-манипуляторов вызвана к жизни модой на планшеты. Вот несколько примеченных примеров:

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Авторучка Yifang Digital может заряжаться цельнопластиковым штифтом или чернильным стержнем. В первом случае ею можно писать и рисовать по поверхности планшетов, в во-втором — по бумаге, одновременно регистрируя в ЗУ цифровую копию рукописного документа. Для определения текущих координат пера (подробности технологии — секрет фирмы) используется небольшая коробочка с iPad-совместимым разъемом, которая может крепиться т.ж. к бумажному блокноту.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Стилусы AluPen тайваньскиой компании Just Miobile, дизайн которых премирован наградами iF и Red Dot, это просто-напросто металлические бруски с классическим карандашным шестигранным сечением и токопроводящими резиновыми наконечниками. Концептуальная строгость стиля обходится покупателям в ~$20. В некоторых случаях (напр., для рисования и ввода рукописного текста) пользоваться таким стилусом удобнее, чем пальцем, закрывающим обзор, препятствующим точному позиционированию из-за своих солидных габаритов (а т.ж. марающими экран жиропотовыми выделениями). Как видите, эти стилусы производятся во множестве цветов, хотя имхо лучше всего для них было бы не иметь никакого цвета вообще, а быть прозрачными (я голосую за стилус с ажурным корпусом из тонких проволочек).

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Одна из двух очередей виденных мною на CeBIT вела в кинозал 3D ProCinema. В нем демонстрировался одноименный 3D-проектор Epson, ничего технически оригинального собою не представляющий. Не стал тратить на этот аттракцион времени, т.к. решил, что очередь эта принадлежит к классу самоподпитывающихся.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Другая — вела в фотокабинки, устроенные Google. Целью присутствия компании на выставке была пропаганда сервиса Google+, и в фотокабинках можно было сделать себе для него аву. Еще можно было под руководством стендиста сделать себе учетную запись, если у кого ее до сих пор нет. Каким образом эти нехитрые возможности воодушевили толпы людей — не могу представить даже отдаленно. Наверное, поэтому Google и популярнее моего блога: его руководители знают секрет.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Фотокабина Google+; вид с противоположной стороны.

Еще была, конечно, традиционная масса очередей, выстраивающихся в местах раздачи бесплатной еды, но они не в счет, и фотографировать я их не стал, дабы не прослыть мизантропом, видящим в человеке прожорливую тварь, маскирующуюся с помощью дорогих галстуков и фотоаппаратов под H. Sapiens, но неспособную свои низменные инстинкты побороть. Я последнее время склоняюсь к такому мнению: толкотня вокруг бесплатной еды на выставках обуславливается не столько инстинктом насыщения и жадностью, сколько не менее древним инстинктом собирательства: человек психофизиологически запрограммирован миллионами лет эволюции на то, чтобы прохаживаясь по лесу мимоходом подъедать тут ягодку, там — корешок, которые достаются нам как бы в дар от высших сил, и оттого кажутся вкуснее. Ничего не поделаешь, такова генетическая память о естественном стиле жизни; она задавлена цивилизацией но прорывается под высоким давлением во время походов в лес по грибы, в церковь на причащение, да на компьютерных шоу.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Если вы решите приобрести 3D-телевизор или монитор и каким-то сверхъестественным образом получите возможность выбирать меж тремя безраздельно царящими в настоящее время на рынке 3D-технологиями (ТВ с активными очками; ТВ с пассивными очками и чересстрочным поляризационным фильтром; и автостереоскопический ТВ с лентикулярным фильтром) и изображенной на экране конструкцией (двухэкранный дисплей с парой поляризационных фильтров и полупрозрачным зеркалом между ними), то выбирайте последнюю, ибо такие дисплеи дают существенно лучшее изображение. Единственный их недостаток — относительная громоздкость — является условным, ибо их конструкцию легко дополнить шарнирно-рычажным механизмом, посредством которого 3D-ТВ будет складываться, трансформируясь меж повседневным 2D-режимом, и 3D-режимом для особых случаев вроде чинного семейного просмотра очередного 3D-блокастера.

К сожалению, обнаружить этот монитор у меня не хватило времени (фото сделано не мной, а заимствовано на сайте выставки, так что производителя указать не могу). Отрадно, что эта конструкция не умирает под натиском эффекта замалчивания, — этим термином предлагаю назвать явление, некоторым образом противоположное сетевому эффекту: под действием последнего технология теснит конкурентов не в силу своих достоинств, а в силу своей популярности; под действием же эффекта замалчивания она предается забвению. Не в силу своих недостатков (которых у нее, может, и нет вовсе), а по причине неосведомленности потребителей. Вот вы видели когда-нибудь двухэкранные 3D-мониторы вроде показанного на фото? То-то.

В неосведомленности, в свою очередь, приходится винить производителей, которые, делая ставку на ту или иною технологию, отнюдь не всегда руководствуются заботами об интересах потребителя. Самые вопиющие и знаменитые примеры наплевательского отношения к интересам потребителя касаются намеренного сокращения срока службы продукта (как, например, в случае гаджетов Apple с несъемными аккумуляторными батареями), но гримасы рынка многообразны: напр., в случае со злостно замалчиваемыми механическими клавиатурами производители мотивируются иными соображениями, а в случае с двухэкранными стереодисплеями — не знаю уж чем. По-видимому, уверенностью в том, что громоздкость делает их безусловно невостребованными на рынке телевизоров, последние десять лет одержимом духом борьбы за тонкость корпусов. Не верю, что эта уверенность обоснована, ибо может ли быть, чтобы потребители воспринимали гонку за стройность мониторов и телевизоров всерьез? Если пара литров освободившегося жизненного пространства действительно играла бы в нашей жизни столь важную роль, то мы, конечно, давно бы уже заменили кровати на напольные надувные матрасы и т.д.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Йода в лучах стандартного LED-сканера, проецирующего под управлением ПО David Laserscanner одноименной немецкой компании различные "матроски". Форма лучей, падающих на поверхность сканируемого объекта, фиксируется стандартной веб-камерой, и трансфромруется в 3D-модель.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Душераздирающая инсталляция немецкой компании toolhouse, специализирующейся, в частности, на восстановлении данных.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Телескопический подъемник MLT 625-75H от Manitou Deutschland — лауреат одного из наипрестижнейших в мире конкурсов промышленного дизайна iF Design. Какое этот экспонат имеет отношение к ИТ? Данный вопрос может задать только придира, ибо связь видна с первого взгляда: перед нами пришелец из виртуальной реальности! В его облике сквозит что-то чужеродное; видно, что естественная среда оитания этого чуда сельскохозяйствнного машиностроения — это текселы и пикселы, а в нашем мире оно воплотилось по чьему-то недосмотру (помимо этой объективной связи имеется и косвенная: призы iF высоко котируются среди производителей индустриальной и потребительской элдектроники).

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Главная цель участия Drupal на CeBIT — исправление незаслуженной недопредставленности данной CMS в Германии. Впрочем, конкуренты не спят; их стенды развернуты поблизости.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Накладки на iPhon'ы корейской фирмы SEWHA подчеркивают индивидуальность и повышают конфиденциальность. В последнем их свойстве можно убедиться, взглянув на них с под разныим ракурсами.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Сингапурская компания piQx imaging представила оригинальный сканер xcan 1, позволяющий использовать "мертвую зону" образующуюся на письменном столе за экраном ноутбука для сканирования документов. Поскольку угол наклона крышки ноутбука непредсказуем, вертикальность оптической оси объектива гарантировать невозможно. Разработчиков эта проблема не устрашила, и они решили ее, встроив в ПО сканера автоматический корректор перспективных искажений (это несколько ухудшило оптические свойства, зато существенно улучшило компактность сканера). ПО этого сканера удивляет интеллектуальностью: оно автоматически распознает визитные карточки, набросанные на стол кое-как; убирает оказывающиеся в поле зрения камеры пальцы (в случаях, когда приходится расправлять выгнутую страницу книги вручную) и т.д.

Корпус сканера можно выворачивать в сторону пользователя, и тогда он превращается в 8-мегапиксельную веб-камеру и/или настольную лампу. Устройство появится в продаже в июне по цене 149 евро. Почему не раньше? Производители камер не успевают справляться с заказами и спешат обслужить в первую очередь крупные бренды.

Немецкая почта, возводящая свою историю к средневековью, не упускает возможности воспользоваться респектабельностью бренда. Под эгидой недавно организованного посылочного сервиса meinpacket.de в настоящее время объединено ~2500 электронных магазинов. Выгода пользователя очевидна: его банковские реквизиты хранятся в одном (предположительно, безопасном) месте. Другая инициатива немецкой почты — проект epost.de, пользователи которого радикальным и очень простым образом избавлены от спаммерства: отправка epost-письма обходится в ту же цену, что и бумажного, а именно — в 55 евроцентов. Другие выгоды пользователей — гарантированное отсутствие самозванства (прежде, чем начать пользоваться epost.de, отправителю надлежит зарегистрироваться в ближайшем почтовом отделении, предоставив документы, удостоверяющие его личность или его предприятие, а прежде, чем отправить письмо — ввести TAN-код, присылаемый в виде SMS), а т.ж. возможность избавиться от возни со сканерами и принтерами: при необходимости превратить вашу исходящую корреспонденцию из электронной в бумажную, или входящую — из бумажной в электронную, немецкая почта позаботтся о выполнении необходимых манипуляций за вас в ближайшем авторизованном центре. Поскольку некоторые официальные бумаги, посылаемые через epost.de имеют силу бумажных, даный проект — один из немногих реально действенных инициатив по внедрению безбумажной технологии.

Кроме того, epost.de предоставляет интернет-сервисам возможность оперативно удостоверяться в совершеннолетии и платежеспособности своих клиентов (благодаря интеграции с национальной электронной базой кредитных историй).

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Epost.de: регистрация новых пользователей. В настоящее время численность частных клиентов epost.de превысила 1 млн. человек, а численность крупных компаний — 100 шт., что позволяет говорить о победе почты конкурирующим проектом De-Mail (основным двигателем которого является немецкий телекоммуникационный бегемот Deutche Telekom).

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Кстати, о световых полях: со стендом немецкой почты соседствовали экспоненты из немецкого Печатного Двора, благодаря которым мне посчастливилось увидеть инсталляцию, воплощающую 104 года прогресса технологии интегральной фотографии, минувших со времени ее изобретения французским физиком Габриелем Липпманном (Gabriel Lippmann). Интегральная фотография позволяет воссоздавать световое поле посредством экрана, каждый пиксел которого представляет собой миниатюрный диапроектор, заправленный слайдом, запечатлевающим вид изображаемого объекта с ракурса, соответствующего координатам пиксела... объясню проще: знаете, как устроена лентикулярная фотография? Так вот, интегральная фотография отличается от нее тем, что линзы в ней используются не вертикальные, а традиционные, и располагаются они не в ряд, а квадратно- или гексагонально-гнездовым способом, и подложка за ними характеризуется более высоким разрешением. Интегральное изображение, полученное печатным двором в сотрудничестве с компанией Real Eyes является одним из наисовершенннйших в мире. Показанное на фотографии панно стоит около 10 тыс. евро и состоит из ~300 тысяч линз (что примерно соответствует разрешению стандартного телеизображения), за каждой из которых находится микроскопический полноцветный слайд с разрешением 512х512 пикселей. Т.о., общий объем данных, излучаемых этим панно в окружающее пространство в виде светового поля, составляет 236 ГБ. Если панно анимировать (заменив пленку, к примеру, на LCD-экранчики), а разрешение его довести до Full HD, то поток данных, потребный для такого true-3D-ТВ, составит полновесные 40ТБ/сек.

Если бы не недостаточность SD-разрешения, изображение можно было бы принять за реальный манекен. Находясь перед ним, я не пребывал в плену иллюзии, но явственно предчувствовал (и это было сильное ощущение!): стоит разработчикам увеличить разрешение в несколько раз, и мои чувства будут безнадежно обмануты. Моим глазам не за что будет зацепиться, и я не смогу осознать, что нахожусь перед плоским панно, а не перед окном в иную реальность. Если лучшие из виденных мною голограмм вызывали, — не знаю уж, почему, — ассоциации с мухами, впечатанными в янтарь, — т.е., в некую чужеродную среду, — то интегральная фотография изображает 3D-объекты безо всякого посредничества.

Впечатлившая меня в детстве повесть А. Беляева "Светопреставление" описывает фантастический катаклизм, приведший к замедлению световых лучей, вследствие которого движущиеся объекты превратились в пустые оболочки (пока испущенные объектом фотоны достигают глаза наблюдателя, сам объект успевает переместиться). В ней есть такой пассаж:

"Не заговорить ли мне с ним?" — подумал Марамбалль. Но это было бы уже полным безумием. Марамбалль решился на иное. Он стремительно двинулся вперед, на своего двойника, и... прошел его насквозь. Теперь уже сомнения не было: Марамбалль галлюцинирует. Молодой человек постарался овладеть собой. Острота ужаса прошла, на смену явилось любопытство. Марамбалль обошел вокруг своего двойника и вдруг всунул свою голову внутрь оболочки призрака. Там было совершенно темно.

Последовав примеру этого самого Марамбалля, я всунул голову внутрь выставленной из экрана руки и увидел на экране ничем не примечательные артефакты в виде больших равномерно окрашенных светлых пятен.

Вообще, этот экспонат — поучительное пособие для экспериментов по изучению природы светового поля: напр., на приведенной выше фотографии лист кальки в руке у сотрудника печатного дома не приложен к поверхности экрана, а находится от него на расстоянии около полуметра. Визитная карточка проецируется на кальку одновременно всеми микродиапроекторами. Если кальку убрать, то лучи избегнут диффузного рассеяния и продолжат свой путь; некоторые из них попадут в зрачок наблюдателя, формируя иллюзорное представление о визитной карточке, висящей в воздухе в полуметре перед экраном.

По словам стендиста (впрочем, не знаю, насколько серьезно следует к ним относиться), в настоящее время печатный двор изучает технологическую возможность миниатюризовать панно, сократив его размеры до бизнес-карточки, — тогда интегральные фотографии можно будет использовать вместо обычных в удостоверениях личности. Попробуй, подделай!

Мне в голову пришло другое направление совершенствования данной технологии: представьте себе церемониальный зал во дворце бракосочетаний, внутренние поверхности коего во время бездействия кажутся отделанными материалом вроде черного бархата. Рассмотрев его в лупу, можно увидеть, что состоит он из мириадов светопоглощающих объективов, каждый из которых способен записывать фильм о происходящем в комнате с мультигигапиксельным разрешением. В ходе свадебной церемонии они с неуловимой глазу скоростью переключаются меж двумя режимами, работая то как камеры, — то как проекторы, и зал утрачивает свой траурный вид: гостям может казаться, что они находятся не в замкнутом пространстве, а, к примеру, посреди райского тропического острова. Близ входа в комнату имеется прорезь для карты памяти и кнопка Play, по нажатии на которую камеры переводятся в режим воспроизведения и вошедший получает возможность окунуться с головой в прошлое (в ходе каждого очередного просмотра он сможет перемещаться в пределах помещения, как ему заблагорассудится, и рассматривать в упор людей, которыми он решил заинтересоваться годы спустя после торжества). Главное — не переборщить и не довести технологии фиксации реальности до чрезмерного совершенства, иначе зрители откажутся прервать сеанс, — примерно как в "Изобретении Мореля" А. Б. Касареса:

... ... ...слово «музей», которым я обозначаю этот дом, осталось с тех пор, когда я работал над проектами, не подозревая, к чему они приведут. Тогда я думал соорудить большие «альбомы», точнее, музеи, семейные и публичные, чтобы сохранять изображения. Пришло время объявить вам: этот остров, с его постройками, – наш общий маленький рай. Я принял меры предосторожности – материальные и моральные – ради его защиты, полагаю, они будут действенными. Здесь мы останемся навечно, пусть и уедем завтра, – и будем вновь и вновь проживать эту неделю, минуту за минутой, потому что такими сняли нас аппараты; наша жизнь навечно сохранит новизну, ведь в каждую секунду проекции у нас не будет иных воспоминаний, чем в соответствующую секунду съемки, и грядущее, столько раз отступавшее назад, навсегда останется неведомым... ... ...

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Камера Lenti-Cam немецкой компании 3D-IMAGES записывает изображения для демонстрации на автостереоскопических мониторах (оцените классический дизайн, непреднамеренно перенятый от старинных портретных камер).

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

SD30 — ударопрочная 3D full HD-камера от безвестной китайской фирмы AEE, ориентированная на спортсменов-экстремалов.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Carl Zeiss представила последнее поколение 3D-ТВ-очков фирменной марки Cinemizer (ввиду малого углового размера виртуального экрана их следует рекомендовать кинолюбителям предпочитающим последний ряд зрительного зала). К ним, как видите, вскоре можно будет докупать модули с микроакселераторами, позволяющие отслеживать положение головы пользователя и т.о. погружать его в виртуальную реальность.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Пенопластовая черная пентограмма, обсыпанная белыми шариками, в сочетании с подвешенной над головой пользователя стандартной веб-камерой (разработка студентов Технического Университета Берлина), обеспечивает более точное определение координат и ориентации головы полтьзователя, чем решение от Carl Zeiss. Хотя пользователь смотрится как-то по-маскарадному. Альтернативным решением могло бы стать размещение на его голове одной или нескольких веб-камер, регистрирующих расклеенные на стенах какие-нибудь QR-коды. Либо одного или нескольких LED проекторов, столь стремительно в последнее время миниатюризируемых.

Синтезирующее графику программное обеспечение в двух последних случаях обладало заметной латентностью, — иными словами, наблюдаемое изображение отзывалось на поворот головы с некоторым запаздыванием; этот эффект раздражал, и в то же время казался смутно знакомым. Через пару минут причины дежа вю прояснились: конечно, я испытывал подобное в навязчивых снах, в которых тело кажется ватным и противится воле, вследствие чего, к примеру, бегство со скоростного автомобильного шоссе растягивается на бесконечные минуты. Если вы — дизайнер 3D-приложений для виртуальных шлемов, желающий погрузить пользователя в виртуальную реальность ночного кошмара, — не боритесь с латентностью; она — ваш союзник.

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

Коробок на голове у пользователя наушников, разработанный Мюнхенским Радиотехническим Институтом (IRT) увенчан вертикально ориентированным цилиндром, боковая поверхность которого несет множество с высокой скоростью последовательно срабатывающих ИК-светодиодов, чьи сигналы распознаются парой укрепленных на стене фотоэлементов. Так устроена патентованная система определения ориентации головы пользователя, показания которой позволяют вращать доносимую до слушателя звуковую картину в противофазе движениям его головы и т.о. внушать ему представление о пребывании посреди одной из идеально звукоизолированных комнат, оборудованной баснословно дорогой многоканальной акустической системой (список доступных комнат и систем доступен в меню, индицируемом на экране звукового процессора).

Впечатления от работы этой системы оказались настолько естественными (при повороте головы на 180 градусов, звук, доносившийся справа, начинает доноситься слева; это ведь естественно, не так ли), что мне пришлось ежемоментно напрягать свое внимание напоминая себе, что над воспринимаемыми мною звуками проделываются какие-то манипуляции. Парадокс: технология слишком хороша; она доведена до такой степени естественности и совершенства, что пользователь забывает о ней с первой секунды. Как убедить его потратить деньги на то, что для его восприятия, собственно говоря, не существует?

CeBIT'2012 картинки с выставки (часть 3)

В этом корпусе находится звуковой процессор, представляющий собой ПК с ЦП Atom, производительности которого с лихвой хватает для вращения звуковой картины в реальном времени. Эта задача родственна аурализации, — т.е., классу методов определения акустики виртуальных помещений, распространенному в архитектурном проектировании и известному своей вычислительной сложностью, во многих случаях делающей их реализацию "на лету" невозможной.

Разработчики из IRT расчленили задачу на два этапа: предварительный (поглощающий процессорное время часами) и финальный, вычислительная простота которого позволяет достичь менее чем 20-милисекундтной латентности (дальнейшее увеличение быстродействия неуловимо слухом, и потому бессмысленно).

В ходе предварительного этапа вычисляется 360 наборов импульсных откликов, характеризующих акустические свойства системы, включающей источники звука, помещение и голову виртуального манекена (изготовленного из материалов, сходных в смысле акустических характеристик с плотью) при различных углах ее поворота (поградусность угловой дикскретизации полного оборота обуславливается тем, что для человека 1 градус — предел точности позиционирования источника звука). Если речь идет о реальной комнате с акустической системой, то отклики не вычисляются а измеряются (в ходе этих измерений голова манекена водружается на роботизированную подставку).

Полученные данные трансформируются в 360 наборов параметров, хранимых в ОЗУ звукового процессора и управляющих работой фильтров, через которые пропускаются микшируемые аудиодорожки. В каждый момент времени звуковой процессор использует один из наборов — в зависимости от текущего положения головы слушателя.

Спросил разработчиков, нельзя ли как-нибудь устранить посредничество виртуальных и реальных акустических систем и комнат, и устыдился наивности своего вопроса: конечно же нельзя, ведь фонограммы создаются в расчете на прослушивание через акустические системы, а не через наушники. Исключение составляют любимые аудиофилами бинауральные фонограммы, которые не в счет: ясно, что всякий аудиофил сочтет варварством попытку вращения и иного вмешательства в звуковую картину, полученную столь бескомпромиссным способом.

Оказалось, что в настоящее время вовсю идет работа над фонограммами третьего рода, — т. наз. object-based soundracks, в которых число "дорожек" привязывается не к количеству динамиков, но к количеству присутствующих в сцене звучащих объектов. Исследованиями и стандартизацией в этой области заняты как минимум два европейских проекта: Diomedes и Romeo, — каждый из которых объединяет около 20 крупных компаний и академических учреждений.

Если концепцию объектных фонограмм удастся коммерциализовать, то звуковоспроизводящие подсистемы домашних кинотеатров уподобятся звуковым движкам компьютерных игр. Ясно, что всякая объектная фонограмма будет являться результатом множества компромиссных решений: вспомните, к примеру, сцену из "Властелина колец", в которой миллион орков бряцают мечами, разогреваясь перед штурмом Мордора. Хотелось бы оформить каждого орка в качестве отдельного объекта, но нельзя: уж слишком их много. Поэтому я предложил использовать 720-дорожечный формат звукозаписи, представляющий собой 360 стереофонических баинауральных фонограмм, записанных с помощью манекена (реального, либо виртуального, если речь идет о событиях, происходящих в виртуальной реальности вроде вселенной "Властелина колец") во всевозможных его, манекена, ориентациях. Такой формат позволил бы избежать компромиссов вроде вышеописанного, и низвел бы работу звукового процессора до переключения между дорожками (правда, их придется декодировать, поскольку чтобы 720 дорожек не поглощали слишком много места на диске, для их хранения, видимо, придется разработать особый формат, предполагающий устранение изобильной избыточной информации).

Разработчики восприняли мое рацпредложение без особого энтузиазма по двум причинам: во-первых, этот формат малопригоден для преобразования в фонограмму, предназначенную для прослушивания через акустические колонки, которыми, преимущественно предпочитают пользоваться кинозрители, а во-вторых, они указали мне, что число дорожек вскоре придется увеличить как минимум на порядок, ибо в ближайших планах IRT — дополнение наголовного коробка жидкостно-емкостным инклинометром для регистрации наклона головы. Это позволит не только вращать звуковую картину вокруг вертикальной оси, но и наклонять ее (ввиду относительно малой точности вертикального позиционирования, поградусная дискретизация не нужна, так что расширенный набор параметров фильтрации по-прежнему будет вмещаться в ОЗУ современного ПК с большим запасом).

Не пропустите следующий выпуск "картинок", в котором вас ждут впечатления от презентации первого в мире онлайнового текстового редактора на базе HTML-5, автономный робот-убийца из бундесвера и другие чудеса.

 

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT