`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Игорь Дериев

Браузеры: старая песня на новый лад

+88
голосов

На прошлой неделе официальные представители Mozilla выступили с заявлением о том, что Microsoft снова препятствует здоровой конкуренции браузеров, на этот раз – на платформе Windows RT, которая прежде условно именовалась Windows on ARM.

Суть их претензий сводится к следующему. Хотя саму Windows RT пока мало кто видел, известно, что в ней сохранится среда Desktop и, соответственно, часть «нативного» API (в некотором смысле, аналога Win32 в обычной Windows). Microsoft заявила сразу, что эти «рудименты» нужны для сохранения преемственности Windows и на их основе будут функционировать только избранные приложения самой Microsoft: будущая специальная версия Microsoft Office 15, Windows Explorer и некоторые другие системные утилиты, а также Internet Explorer 10. Прочие и, в частности, все сторонние приложения будут работать исключительно в среде Metro/WinRT, которая, как известно, налагает на них существенные ограничения. Соответственно, альтернативные браузеры будут лишены ряда возможностей, к примеру, «песочница» Metro не позволит использовать JIT-компиляторы, а ведь производительность JavaScript – ключевой параметр для браузеров.

Ситуация в Windows RT действительно отличается от Windows 8. Браузеры для последней (и Internet Explorer 10, и альтернативные, о разработке которых уже объявили и Mozilla, и Google) существуют в двух вариантах – традиционном для Desktop и «в стиле Metro». Последняя формулировка в кавычках крайне важна, поскольку в реальности это совсем не WinRT-приложения, которые и в Windows 8 существенно ограничены, – их движки все так же полагаются на Win32 и все прежние трюки для обеспечения максимальной производительности. С другой стороны, особые архитектуры, дающие преференции системному коду, и достаточно жесткие модели распространения стороннего ПО – нормальное явление для мобильных платформ. К примеру, где альтернативные браузеры для iOS, которая является непререкаемым гегемоном в планшетном сегменте и явно не собирается легко уступать свои позиции? Не считая Opera Mini, которому было крайне непросто пробиться в магазин Apple, только сейчас появились кое-какие слухи о разработке Google Chrome для iOS.

Что же создало почву для претензий Mozilla? Очевидно, предыдущие юридические прецеденты: антимонопольный, после которого Microsoft приняла на себя ряд обязательств по честной конкуренции, и браузерный, приведший к появлению в европейский версиях Windows 7 специального экрана выбора браузера. Последний, кстати, как я уже неоднократно отмечал, несмотря на первые победные реляции Opera и пр., не оказал сколько-нибудь существенного влияния на расстановку сил на браузерном рынке – все тенденции на нем имеют плавный, эволюционный характер. Юридическое решение Еврокомиссии действует до 2014 г. и, скорее всего, распространится на Windows 8, но, подозреваю, с тем же результатом.

Однако нынешний инцидент существенно отличается от предыдущих. Монопольное положение Microsoft в десктопном сегменте никоим образом не распространяется на мобильный. Да, корпорация старается сформировать «сквозную» экосистему, которая может стать определенным козырем в ее рукаве, но, к примеру, Windows Phone пока от этого никаких дивидендов не получила. Именно поэтому Mozilla апеллирует не к юридическим институтам, а к общественному мнению. При этом не стоит забывать, что львиную долю своих доходов Mozilla получает от Google, так что в данном вопросе копании выступают явными сателлитами (Google поддержала точку зрения Mozilla, хотя и не слишком горячо) и Mozilla вполне может лоббировать не только свои интересы.

Дело в том, что смартфоны, похоже, не слишком интересны браузеростроителям – по свежим данным comScore (для США, но мне универсальный характер явления кажется очевидным) их пользователи почти 82% времени онлайн проводят в специальных приложениях (соответственно, только около 18% – в браузерах). Здесь играют роль и сравнительно низкая производительность устройств, и малые размеры их экранов, и невысокое распространение специальных мобильных версий сайтов. Планшеты же лишены большинства этих недостатков и являются довольно лакомым куском. При этом успехи Android на планшетном рынке гораздо скромнее, чем на смартфонном, а Windows RT, перекинув своеобразный мостик между платформами x86 и ARM, вполне может и «выстрелить». Но Google вряд ли захочет сейчас втягиваться в очередные разбирательства, а вот Mozilla может и попытать счастья.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+88
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT