`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Бизнес-аналитика XXI века

Статья опубликована в №38 (704) от 27 октября

+33
голоса

Недавно Киев посетил Джон Пейдж (Jon Page), эксперт мирового уровня в сфере бизнес-аналитики. Поводом для его визита стала презентация новой книги под названием «Building a Business Intelligence Architecture Fit for the 21st Century», которая состоялась в рамках семинара-практикума, организованного при поддержке компаний Citia BTC, «Майкрософт Украина» и SACG. Пересказать услышанное на мероприятии будет непросто, однако мы попробуем это сделать, сфокусировавшись на самых важных вопросах.

О ком речь?

Бизнес-аналитика XXI века
Джон Пейдж: «Сегодня мы имеем зрелые, развитые BI-технологии, позволяющие радикально менять методы ведения бизнеса. Нужно лишь разобраться в них и начать использовать должным образом»

Джон Пейдж – один из тех людей, о которых говорят: широко известен в узких кругах. C помощью Google информацию о нем найти не так-то просто. Между тем настолько опытного специалиста в области бизнес-аналитики нужно еще поискать. В ИТ-индустрии г-н Пейдж уже больше двадцати пяти лет, двадцать из которых пришлось на продвижение и внедрение решений построения хранилищ данных.

В 1980-х, после нескольких лет администрирования СУБД Oracle Database и ADABAS в компании Grand Metropolitan, управляющей сетью отелей, казино, центров развлечений и пр., он был назначен вице-президентом брокерской фирмы Security Pacific Hoare Govett, где ведал всеми вопросами, связанными с внедрением СУБД Ingres и выработкой стандартов моделей данных для использующих систему приложений. Затем он стал одним из основателей подразделения Teradata EMEA. В этой структуре активно занимался проектами построения масштабных хранилищ данных в финансовых учреждениях, телекоммуникационных компаниях, предприятиях розничной торговли по всей Европе. Далее была Oracle EMEA, где Джон Пейдж в должности вице-президента отвечал за продажи BI-решений корпорации. Покинув империю Ларри Эллисона, он создал собственную консалтинговую компанию Mentus Solutions. Полагаем, какими именно решениями она занималась, говорить неуместно... Наконец, уже два года Пейдж курирует реализацию платформы организации хранилищ данных Hewlett-Packard Neoview в подразделении HP EMEA.

Следует особо отметить, что Джон Пейдж оставил свой след и в нашей стране. Он принимал участие в ряде украинских проектов построения хранилищ данных и внедрения аналитических инструментов, например в компании «Астелит» (торговая марка Life:)).

Все не так, ребята

Бизнес-аналитика XXI века
По широте и глубине поднимаемых вопросов, впрочем, как и по «живости» языка, книге Джона Пейджа трудно найти аналоги

«Мы и правда все такие глупцы, как мне кажется?», – таким дерзким вопросом автор начинает книгу. По мнению Джона Пейджа, мы живем в обществе, в котором господствует мнение о том, что средства бизнес-аналитики поддерживают развитие бизнеса. На самом же деле мы обманываем себя – со времен появления базовых возможностей отчетности в инфраструктурах предприятий практически ничего не изменилось. Проблема состоит в том, что компании мало используют в своей деятельности информационно-аналитические системы, а те, что применяют их, приобретая за достаточно большие деньги, делают это без должных знаний и продолжают работать с информацией очень низкого качества. Это, несомненно, сказывается на их функционировании, причем не лучшим образом.

Посудите сами: по статистике свыше половины крупных многонациональных компаний испытывают проблемы из-за фрагментированности и некорректности данных. 40% представителей большого бизнеса главной трудностью, связанной с эффективным корпоративным управлением, называют неполноту имеющихся в их распоряжении сведений и их неточность. И это притом что динамика развития рынка растет, увеличивая количество ежедневно принимаемых решений в компаниях, которые, в свою очередь, основываются на постоянно возрастающем объеме информации. Сейчас наличие нужных сведений как никогда важно.

Чтобы был контакт

Бизнес-аналитика XXI века
BI-команда выступает прослойкой между бизнес-пользователями (руководством компании) и ИТ-отделом

Корнями описанная проблема уходит в разделение миров бизнеса и ИТ. Создание из данных информации – задача довольно трудная, требующая много усилий для организации взаимодействия бизнес-подразделений и ИТ-департамента. Бизнес-пользователи должны иметь хорошее представление о возможностях информационных систем, с тем чтобы понимать, что они могут получить от них. ИТ-сотрудники обязаны ориентироваться в вопросах предпринимательской деятельности, чтобы быть способными предоставлять необходимую информацию и даже подсказывать бизнесу области, которые могут давать полезный эффект. Совместная работа ИТ и бизнес-подразделений – абсолютное требование в компаниях, желающих результативно эксплуатировать свои информационные активы для получения конкурентных преимуществ. Для ее обеспечения необходимо прежде всего добиться полноценной связи стратегии компании и BI.

C первой вроде бы понятно (впрочем, и здесь часто возникают сложности – не все руководители имеют представление, скажем, о видении компании). Но как бы то ни было, допустим, корпоративная стратегия – видение развития, стратегия, цели, задачи и пр. – в наличии. Задачи реализуются в конкретных проектах. Те из них, которые имеют отношение к получению информации какого-либо рода, нас и интересуют, здесь и начинается BI-стратегия. Она предполагает формулирование перечня бизнес-вопросов, определение данных и запросов, используя которые можно найти на них ответы, и, наконец, создание конкретных BI-задач (Пейдж вводит специальный термин pebble, в переводе с английского означающий булыжник, из них и «мостится» BI-дорога). Соответственно, реализация последних ведет к реализации BI-стратегии, а это, в свою очередь – к реализации корпоративной стратегии.

Важной составляющей BI-стратегии является сам процесс превращения данных в информацию. Для его поддержки следует использовать новые методы внедрения технологий, воплощенные в модели объединенной информации (Collaborative Information Blueprint). В двух словах о данной методике. Ее цель – создание «единой версии правды» в организации. Получить ее предполагается за счет эксплуатации современных информационных технологий (особенно механизмов кластеризации) для сбора данных в рамках одного хранилища, причем построения «витрин данных» (Data Mart) следует избегать, так как они усложняют систему и идут вразрез с принципом «единой правды».

Дело мастера боится

Чаще всего в провалах проектов построения информационно-аналитических систем винят «неправильные» технологии, в то время как реальная причина кроется далеко за их пределами. Как правило, она состоит в недостатке выделенных ресурсов, неквалифицированном персонале, отсутствии инициативы со стороны высшего руководства, некорректном планировании и пр. По сути, проблема в людях. Чтобы решить ее, Джон Пейдж активно ратует за организацию на предприятиях структуры, которая держала бы под контролем все процессы создания и распространения корпоративной информации. Такой подход предполагает формирование следующих ролей:

  • «информационного совета» (Information Board), в который входят высшие чины компании (CEO, CFO, CIO, руководители отделов продаж, маркетинга и др.), занимающиеся определением высокоуровневых задач, реализуемых в рамках BI-проектов, выделением для них средств;
  • «информационного мастера» (Information Master), главного эксперта по работе с информационными активами предприятия, пробивающего дорогу и ведущего все BI-проекты в соответствии с корпоративной стратегией;
  • «менеджера по интерфейсам» (Interface Manager), обеспечивающего доставку данных из источников в хранилище с заданным (согласно соответствующим SLA) качеством;
  • группы «информационного менеджмента» (Information Management), в которую входят традиционные для работы с хранилищами данных технические специалисты (руководитель проектов, информационный архитектор, менеджер по интеграции, администратор БД);
  • «информационный создатель» (Information creator), переводящий бизнес-вопросы в запросы к БД с помощью средств отчетности;
  • «менеджер по продажам информации» (Information Sales Coordinator), уникальная роль, присутствие которой возможно не во всех организациях, и состоит она в передаче или даже продаже данных другим компаниям.

Данная BI-команда вписывается в структуру предприятия следующим образом (см. схему). Для небольшой (по западным меркам) организации достаточно BI-команды из двух-трех человек для главных ролей: «информационного мастера», «создателя» и «менеджера по интеграции», естественно, поддержанных ресурсами ИТ-департамента. Реализовать такую схему может быть непросто, зато преимущества от нее не заставят себя долго ждать.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Многократно повторенные заклинания, которые на большинство представителей бизнеса в нашей стране не производит НИКАКОГО впечатления. И мотивов такого неприятия чужого опыта не очень много и эти мотивы не сильно отличаются у представителей банка, телекома, ритейлового оператора.
1. Бизнесы считают ИТ подразделения центром затрат, нудными, зацикленными на технологиях и неспособными понять "Что же хочет бизнес?"
2. ИТ считает представителей бизнеса неспособными оценить всю сложность их работы, и не умеющими сказать внятно и конкретно "Что же хочет бизнес?"
3. и те и другие считают, что анализировать и принимать решение - это задача ТОП-менеджмента, а им что скажут, то они и делают в силу знаний и наличия времени.
4. ТОП-менеджмент считает, что достаточно приказать и все будет сделано КАК НАДО.

Ответить на вопрос Кому ТАК надо? НЕ БЕРЕТСЯ НИКТО.

Отличная статья.... кто только ее прочтет, если ИТ никто не спрашивает и им такие вещи не доверяют, а бизнесы тут не читают...

Все из личного опыта продаж BI решений...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT