`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

BI: как и кому рассказывать истории

+11
голос

Этот блог является дополнением к публикации о компании Qlik, в которой был использован ряд относительно новых для области BI терминов. В данном случае речь пойдет о Storytelling, «рассказывании историй», и немного − о связанном с ним понятием «Data Discovery».

Программные средства, объединяемые понятием «BI Storytelling», быстро становятся частями рабочего стола в визуальных инструментах «открытия» данных (Visual Data Discovery* tools, VDD), но не все истории (stories) и «панели историй» (storyboards одинаковы). Ниже приведены подходы четырех ведущих разработчиков к BI Storytelling.

Было бы хорошо считать, что большая часть анализов данных заканчивается определенным решением с добавленной ценностью и конкретным обоснованным действием. В действительности многие BI исследования заканчиваются только презентацией Power Point.

После того, как данные исследованы, проанализированы, отфильтрованы и преобразованы, они экспортируются в используемую среду Storytelling, где представление становится статичным. PowerPoint может использоваться для обсуждения, чтобы в итоге поддержать или опровергнуть выдвинутую гипотезу или обеспечить ее корректировку.

Но что, если те же самые данные могли бы остаться в пределах основного инструмента BI с качеством конечной презентации не хуже, чем в PowerPoint? Тогда можно было бы обойтись без самого PowerPoint, сохранив такую же наглядность и выразительность и, к тому же, добавив к презентации интерактивность.

Такое представление не только поддерживает определенную гипотезу, но также и ведет лицо, принимающее решение, к логическому выводу, который затем побуждает его к финальному действию. Это − принцип, реализованный в недавних инновациях во многих визуальных инструментах открытия данных.

Tableau и Qlik называют их «Story Points» aи «Storytelling». SAP называет это «Storyboards» и «Infographics». SAS обеспечивает «живую» интеграцию в пределах самого Power Point. Однако, в то время как реализации имеют аналогичные или подобные имена, их возможности довольно сильно различаются.

Tableau: Story Points

Tableau выпустила свой продукт Story Points в версии 8.2 еще в июне 2014 г. Эта версия до сих пор актуальна. C ее помощью пользователь может вставить визуализацию на общий единый «холст» (canvas) вместе с определенными фильтрами.

BI как и кому рассказывать истории

Идея Story Points состоит в том, чтобы дать пользователям возможность представить данные как «историю» (Story), с началом, серединой и концом. Холст может включать текст, который является кликабельным. Например, в показанной на рисунке истории кликабельным является заголовок.

Многократные визуализации могут быть объединены, чтобы создать подобное PowerPoint слайд-шоу. В пределах каждой страницы пользователи могут применять фильтры.

Qlik: Story Telling

Qlik Sense Desktop был выпущен в июле 2014 г. как бесплатный десктопный визуальный инструмент открытия (visual discovery tool), основанный на интерфейсе Qlik нового поколения. В Qlik Sense Desktop к истории могут быть добавлены приборные панели (dashboards) и индивидуальная визуализация (individual visualization).

По сравнению с Tableau, у Qlik Sense предусмотрено несколько индикационных сигналов, связанных с интерактивным просмотром истории. Каждая страница истории может содержать многократную визуализацию и/или снятые с экрана (snapshotted) изображения со «сверлением вглубь» (drill-down) и соответствующими фильтрами.

BI как и кому рассказывать истории

Кроме того, доступен выбор эффекта, который автоматически переокрашивает наиболее или наименее важную диаграмму. Например, как показано на рисунке, более высокие зарплаты выдвинуты на первый план.

К истории может быть добавлен дополнительный текст,  − простая аннотация или целый справочный параграф. К холсту могут также быть добавлены изображения и формы, чтобы создать некоторый тип инфографики. Все приборные панели интерактивны.

SAP Lumira: Storyboards и Infographics

В том же 2014 г. SAP добавила понятие «storyboards» к Lumira. Подобные возможности реализованы в Tableau и Qlik storytelling, но SAP storyboards лучше описаны как приборные панели с многократной визуализацией на единственной странице. До этого Lumira испытывала недостаток в способности создавать простые приборные панели.

В дополнение к визуализации и фильтрам, Lumira storyboards также поддерживают текстовые окна для названий, параграфов и изображений. В версии 16 SAP добавила возможности инфографики, чтобы добавлять к storyboards пиктограммы и формы. Как показано ниже, есть также предварительный просмотр того, как инфографика будет выглядеть на различных устройствах.

BI как и кому рассказывать истории

Для инфографики пользователи могут устанавливать цвет для изображений, фона и некоторых диаграмм. Это, конечно, должно быть ожидаемой особенностью в любом инструменте BI, но таких возможностей недоставало в более ранних релизах Lumira.

Вместе с тем аналитики говорят, что и сегодня они недостаточно зрелы, чтобы полностью заменить PowerPoint. Например, при попытке добавить callout (метка-идентификатор элемента иллюстрации, выноска) текст естественно не поддерживается, − он должен быть добавлен в отдельном текстовом окне. Также callout не может быть использован повторно для другого изображения или другой части диаграммы.

SAS Visual Analytics: Power Point

SAS добавляет к Microsoft Office малоизвестные, но достаточно мощные возможности, позволяя BI контенту находиться непосредственно внутри Excel, Outlook или PowerPoint. Например, в PowerPoint появляется новая панель инструментов «Visual Analytics», которая позволяет вставлять визуализацию на холст PowerPoint.

BI как и кому рассказывать истории

Визуализация при этом осуществляется по принципу «прямого запроса» (direct query), а не статичного экспорта, т.е., она может быть освежена по мере изменения. Пользователям при этом доступны все возможности PowerPoint для добавления текста и дополнительных изображений.

Stories − что дальше?

Как видно из изложенного, единый подход к Storytelling все еще не выработан и находится в процессе становления. Все же налицо тенденция ко все лучшему представлению данных, результатов, «точек перегиба» и созданию все более связной «истории». Story также продолжают появляться в разных формах во многих других VDD tools и, очевидно, будут развиваться и улучшаться еще в течение долгого времени.

Много говорят, например, о том, что именно storytelling с интерактивной визуализацией сможет адекватно представить результаты аналитики в Big Data. Еще только предстоит окончательно увязать приборные панели со storytelling.

Кажется естественным, что Story должна иметь возможность включать только некоторое уместное подмножество данных из общего массива, − но рабочих примеров таких инструментов пока не видно. Остается вопросом, станут ли «истории» необходимыми в реальных бизнес-сценариях.

BI как и кому рассказывать истории

Синди Хаусон (Cindi Howson), вице-президент по исследованиям Gartner, которая фокусируется на BI и аналитике, говорит по этому поводу следующее.

− Я долго соглашалась с тем, что storytelling имеет большое значение на уровне Data Discovery, − как инструмент аналитиков, который поможет им лучше организовать «проникновение в суть» (insights). Но теперь, после работы со многими компаниями из списка Fortune 1000 на уровне Data Delivery, я думаю иначе.

Я вполне уверена (могу поставить на это), что лучшая отправная точка для управления, для того, чтобы принимать меры для «проникновения в суть» − это прежде всего исполнительные приборные панели и счетные карты, связанные с исполнением работ (performance-driven, executive dashboards / scorecards).

В результате Delivery tools все более становятся решениями для управления исполнением работ, основанными на процессном принципе (workflow-powered performance management solutions). «Рассказывание историй» может быть важным на ранних стадиях оптимизации workflow, но всему коммуникационному процессу предшествуют в основном технологии Visual Discovery.

Я бы добавил, что storytelling исключительно хорош для того, чтобы объяснить происходящее членам совета директоров компании, которые не слишком хорошо ориентируются в IT и BI − например, CMO или CFO, возможно даже CEO. Профессионал в этом не нуждается. И, раз уж разговор зашел о Data Discovery, в заключение несколько слов об этом.

* Self-Service Data Visualization and Discovery

С первой частью определения сложностей не возникает. Это − наглядное представление результатов, осуществляемое бизнес-пользователями самостоятельно, за счет удобного интерфейса пакета. Несколько большую сложность для понимания вызывает понятие «data discovery».

BI как и кому рассказывать истории

Согласно определению, это − BI-архитектура, нацеленная на создание и использование интерактивных отчетов и доступных для исследования (explorable) данных из многочисленных источников. В 2012 г. Gartner отметила, что «data discovery has become a mainstream architecture».

Добавим еще перевод идиомы, который дает Lingvo: «world-shaking discovery» − «потрясающее открытие». Т.е., «data discovery» следует понимать как процедуру извлечения неявной, исключительно полезной информации из массивов разнородных данных.

В следующем блоге мы подробно рассмотрим быстро набирающую популярность Freemium Business Model, как один из наиболее перспективных вариантов для начала использования BI и аналитики, − прежде всего на практически безграничном рынке малых и средних предприятий.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT