Новини проекту
- 17.06.25На церемонії нагородження BEST CIO 2024 відзначено переможців
докладніше » - 12.06.25Визначено фіналістів BEST CIO 2024
докладніше » - 30.04.25Реєстрацію у проєкті BEST CIO 2024 продовжено!
докладніше »
«Саме те, як ви збираєте, впорядковуєте та використовуєте інформацію, визначає, переможете ви чи програєте»
Юлия БернацкаяВ период закрытия многих направлений бизнеса, ужесточения конкурентной борьбы, безжалостного урезания расходов (в особенности за счет увольнения сотрудников), предложение о каких-либо внедрениях и вложении средств в ИТ воспринимается многими собственниками компаний как издевательство или непонимание ситуации.
В нашей стране исторически так сложилось, что ИТ всегда были затратной статьей расходов. Никто и никогда не требовал от ИТ-специалистов ответственности, гарантирующей эффективную эксплуатацию капитальных вложений.
Да и сам факт вкладывания денег в ИТ не обещает ощутимого влияния на эффективность функционирования компании. В самом деле, как можно определить, повлияло ли на повышение эффективности внедрение информационной системы или это результат каких-то других факторов, например, разумной экономии или плохой работы конкурентов?
Стоит ли удивляться, что в новой экономической реальности руководители компаний стали сомневаться в необходимости инвестиций в ИТ и в их окупаемости? Как все рационально мыслящие люди, собственники бизнеса хотят вкладывать деньги в проекты с наибольшей степенью отдачи. Сейчас стало модным рассчитывать коэффициент возврата инвестиций (Return On Investment, ROI), этими показателями любят бравировать ИТ-директора, тем самым показывая свое глубокое понимание бизнес-процессов предприятия и подчеркивая свою значимость для его деятельности. Основным показателем ROI является период окупаемости, т. е. время, за которое сумма, инвестируемая в проект, должна быть возвращена. И данный подход имеет право на существование. Однако в реальности, чтобы увидеть отдачу от инвестиций и оценить весь потенциал ИТ требуется намного больше времени.
Другое дело, что далеко не всегда можно посчитать рентабельность тех или иных технологий в цифрах и деньгах. Это так называемые нематериальные отдачи. Они применяются для создания позитивного имиджа компании, повышения лояльности клиентов и пр. Однако и от них выгода есть, ее получает потребитель.
Рентабельные технологии не обязательно должны быть сложными. Например, можно интегрировать базу клиентов или систему управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM) с существующей телефонной станцией (есть как программные, так и аппаратно-программные решения). Когда поступает звонок от клиента, на монитор менеджера по продажам автоматически выводится его имя, история покупок и краткое содержание последнего разговора с ним. Результат: у клиента возникает хорошее впечатление, когда к нему обращаются по имени, повышается его лояльность. А, как известно, проще и дешевле сохранить имеющихся клиентов, чем искать новых. Но в данном примере мы имеем еще и повышение эффективности работы менеджера по продажам – за счет уменьшения времени обслуживания.
При рассмотрении решения об инвестировании в ИТ, в первую очередь, нужно отталкиваться от отрасли, в которой работает компания, стратегии бизнеса и от целей, которые она перед собой ставит. Следует помнить, что любое внедрение влечет за собой реорганизацию бизнес-процессов, следовательно, капиталовложения в технологии и реинжиниринг процедур не могут быть успешны друг без друга, так как ИТ и бизнес нужно рассматривать как взаимодополняющие вещи.
Независимо от того, какие технологии использует компания (направленные на сокращение расходов, повышение эффективности деятельности или приобретение лояльности клиентов), остановка или прекращение инвестирования в ИТ гарантирует потерю отдачи. В период экономического спада прогрессивные компании используют инвестиции в технологии, готовясь к экономическому подъему. И тот, кто воспримет эту концепцию быстрее других, сможет возглавить эту гонку.