Новини проекту

всі новини

Инвестиции в ИТ: to be or not to be?

Юлия Бернацкая
Директор ООО "Тех Стандарт"

В период закрытия многих направлений бизнеса, ужесточения конкурентной борьбы, безжалостного урезания расходов (в особенности за счет увольнения сотрудников), предложение о каких-либо внедрениях и вложении средств в ИТ воспринимается многими собственниками компаний как издевательство или непонимание ситуации.

В нашей стране исторически так сложилось, что ИТ всегда были затратной статьей расходов. Никто и никогда не требовал от ИТ-специалистов ответственности, гарантирующей эффективную эксплуатацию капитальных вложений.

Да и сам факт вкладывания денег в ИТ не обещает ощутимого влияния на эффективность функционирования компании. В самом деле, как можно определить, повлияло ли на повышение эффективности внедрение информационной системы или это результат каких-то других факторов, например, разумной экономии или плохой работы конкурентов?

Стоит ли удивляться, что в новой экономической реальности руководители компаний стали сомневаться в необходимости инвестиций в ИТ и в их окупаемости? Как все рационально мыслящие люди, собственники бизнеса хотят вкладывать деньги в проекты с наибольшей степенью отдачи. Сейчас стало модным рассчитывать коэффициент возврата инвестиций (Return On Investment, ROI), этими показателями любят бравировать ИТ-директора, тем самым показывая свое глубокое понимание бизнес-процессов предприятия и подчеркивая свою значимость для его деятельности. Основным показателем ROI является период окупаемости, т. е. время, за которое сумма, инвестируемая в проект, должна быть возвращена. И данный подход имеет право на существование. Однако в реальности, чтобы увидеть отдачу от инвестиций и оценить весь потенциал ИТ требуется намного больше времени.

Другое дело, что далеко не всегда можно посчитать рентабельность тех или иных технологий в цифрах и деньгах. Это так называемые нематериальные отдачи. Они применяются для создания позитивного имиджа компании, повышения лояльности клиентов и пр. Однако и от них выгода есть, ее получает потребитель.

Рентабельные технологии не обязательно должны быть сложными. Например, можно интегрировать базу клиентов или систему управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM) с существующей телефонной станцией (есть как программные, так и аппаратно-программные решения). Когда поступает звонок от клиента, на монитор менеджера по продажам автоматически выводится его имя, история покупок и краткое содержание последнего разговора с ним. Результат: у клиента возникает хорошее впечатление, когда к нему обращаются по имени, повышается его лояльность. А, как известно, проще и дешевле сохранить имеющихся клиентов, чем искать новых. Но в данном примере мы имеем еще и повышение эффективности работы менеджера по продажам – за счет уменьшения времени обслуживания.

При рассмотрении решения об инвестировании в ИТ, в первую очередь, нужно отталкиваться от отрасли, в которой работает компания, стратегии бизнеса и от целей, которые она перед собой ставит. Следует помнить, что любое внедрение влечет за собой реорганизацию бизнес-процессов, следовательно, капиталовложения в технологии и реинжиниринг процедур не могут быть успешны друг без друга, так как ИТ и бизнес нужно рассматривать как взаимодополняющие вещи.

Независимо от того, какие технологии использует компания (направленные на сокращение расходов, повышение эффективности деятельности или приобретение лояльности клиентов), остановка или прекращение инвестирования в ИТ гарантирует потерю отдачи. В период экономического спада прогрессивные компании используют инвестиции в технологии, готовясь к экономическому подъему. И тот, кто воспримет эту концепцию быстрее других, сможет возглавить эту гонку.


  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT