`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Sergey Petrenko

Атмосфера внутреннего стартапа

+11
голос

Я довольно часто на своих семинарах говорю, что процесс развития любой компании — это постепенная кристаллизация или даже окостеневание от аморфного состояния стартапа до состояния большой корпорации с хорошо формализованными отношениями между сотрудниками.

Разумеется, подобное развитие сопровождается еще и некоторым уменьшением свободы в принятии решений каждым отдельно взятым сотрудником. С одной стороны, это обеспечивает контроль, но с другой может и блокировать какую-то творческую составляющую процесса. Поэтому многие компании в IT-сфере отдельной задачей себе ставят сохранение атмосферы стартапа. А многие — особенно очень большие — даже наоборот, создают внутри себя инкубаторы, акселераторы и пытаются эту атмосферу там создать.

В ряде случаев это получается, но я, как легко догадаться, хочу описать ситуацию как раз обратную.

Вот представьте себе — большая компания создает внутри себя группу молодых и творческих людей, даёт им тему продукта, даёт все полномочия для принятия самостоятельных решений — от разработки продукта до выпуска и продвижения его, найм, финансы — в общем, полная независимость маленькой компании плюс возможность пользоваться ресурсами компании большой. Казалось бы, прекрасный стартап, да еще и с ресурсами, которые недоступны обычному стартапу. Приходят через какое-то время посмотреть, что делается, и выясняют, что ничего и не делается. То есть развитие продукта, конечно, идет, но как-то темпы ненамного выше средних по компании. Они могут быть даже ниже, поскольку продукт несколько раз перепридумывался с начала разработки и к слову pivot (cущественное изменение направления развития проекта, его структуры или схемы монетизации) привыкли уже все. И перед нами предстаёт загадка — атмосфера стартапа присутствует, участники — молодые, умные и красивые, — в наличии, а продукта почти нет и точно не случается революции.

Почему так происходит? Мне причина видится очень простой. Существенной и даже неотъемлемой частью настоящей атмосферы стартапа является перспектива безвременной смерти проекта. Стартап либо сделает продукт, либо помрёт. Возможно, он помрёт, даже сделав продукт, но без продукта помрёт гарантированно. Если он будет медленно делать продукт, то тоже скорее всего помрёт. И без этой опасности никакой атмосферы не получается.

А что получается в большой компании? Сотрудников берут после долгих собеседований. Скорость принятия решений поневоле замедляется — все же вокруг большая компания со своими процедурами. И этих сотрудников, кстати, быстро не уволишь — КЗоТ, выходное пособие, всё такое. И поэтому вместо «продукт, продукт, продукт, выпускай, монетизируй или умри» получается «Стендап, Agile, Scrum, обед, парное программирование, отпуск». Характерно, что обед и отпуск обычно не переносится, в отличие от релизов.

Я честно скажу, что не знаю способа гарантированно этого избежать. С другой стороны, попытка культивировать атмосферу стартапа вместо нормальной формализации процессов мне кажется определенной разновидностью карго-культа. Вместо попыток буквально удариться в детство лучше нормально повзрослеть.

Атмосфера внутреннего стартапа

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT