`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Abuse и прочая безопасность

Столкнулся с интересным опытом. У нас на форуме регулярно случаются DDOS-атаки — когда я говорю «регулярно», я имею в виду, что в среднем это происходит несколько раз в месяц, а то и чаще. В-общем, это даже не событие для нас — еще раньше, когда с этим приходилось справляться самостоятельно, у нас были довольно развитые способы зафильтровать трафик на уровне серверов, в тяжелых случаях звали на помощь инженеров датацентра, а после широкого распространения сервисов защиты и, в частности, Cloudflare, алгоритм вообще элементарен — взвел режим «Under attack!» и сел смотреть, что в логах делается и чем на этот раз доморощенные хакеры пробавляются.

Одна такая атака от обиженного на форуме пользователя у нас проходила всю прошлую неделю. Причем включение защиты её прекращала моментально, но до этого товарищ умудрялся сгенерировать очень немалый трафик — десятки миллионов запросов в час, а то и сотни. Анализ логов показал, что трафик генерировался не ботнетом, как это обычно делают при DDOS, а сеткой серверов. То есть с одного IP прилетало по миллиону запросов — скрипту ж на сервере ничего не мешает, полосы у него много, вот и грузит, сколько может.

Но в этом есть и обратная сторона — в отличие от анонимного ботнета, хостинг анонимным бывает редко. Поэтому мы хоть и совершенно спокойно продолжали работать под защитой, но все же решили испортить праздник вседозволенности и написали на abuse-адреса наугад выбранных сетей.

И вот статистика ответов наводит на размышления. Жалобы были отправлены — Google Cloud, крупный британский хостинг, небольшой российский хостинг, Мастерхост и сам Cloudflare, через который как-то тоже просачивались запросы.

Оперативнее всего отреагировал Мастерхост, который через пару часов ответил, что аккаунт заблокирован. Небольшой российский хостинг ответил «Посмотрим, отправлено с мобильного телефона». Уж не знаю, что они там посмотрели, но время реакции было порядка полутора суток.

Google Cloud ответил шаблонным ответом через три дня после репорта — мол, спасибо, мы будем разбираться, но вы не сомневайтесь, что мы strongly commited в части безопасности и так далее. Крупный британский хостинг не ответил пока вообще. Как и сам Cloudflare.

Я, честно говоря, немного удивлен. То есть совершенно не удивлен Мастерхостом — я хорошо помню, как оперативно мне присылали жалобы, когда мы там размещались, и как разбирались в проблемах. Но вот большие западные компании — это у них так плохо функция ответа работает или они и на сами проблемы так вальяжно реагируют?

Abuse и прочая безопасность

Интересный прототип macOS Touch

Одному израильскому дизайнеру интерфейсов пришло в голову, что Apple, постепенно делая из iPad замену простому ноутбуку, в итоге создаст комбинированное устройство — ноутбук с отстегивающимся экраном. И в этом случае понадобится гибрид macOS и iOS.

А, поскольку он, Ави Барель, — дизайнер, то он сел и нарисовал прототипы такого гибрида.

Интересный прототип macOS Touch

Мне показалось, что стилистически это скорее macOS с перерисованными элементами управления, чтобы они могли нажиматься пальцем на экране.

Интересный прототип macOS Touch

При этом Ави прямо в тексте восхищается Microsoft Surface и мне его прототипы тоже напомнили это чудо техники. Помните, я рассказывал, как побывал в фирменном магазине на Times Square? Меня тогда искренне поразил обычный интерфейс Windows, вылазивший из-под современного интерфейса планшета. Здесь та же проблема — как только устройство становится touch, ему нужен совершенно другой интерфейс, а не просто перерисованная под размер пальца кнопка.

Впрочем, глубокое знакомство с Windows у автора чувствуется — ну зачем вот так красиво, по-виндовому, отрисовывать кнопки засыпания и выключения? Даже в режиме ноутбука мало кто заставляет заснуть ноутбук через меню — ведь можно просто крышку закрыть. А уж в режиме планшета и подавно никто не пойдет в сложное меню для выключения устройства.

Короче, как упражнение хорошо, но я бы сильно удивился, если Apple вот именно так пошла развивать свои интерфейсы.

Интересный прототип macOS Touch

О роуминге — совсем не гневное

Приехав в Черногорию, я на какой-то момент задумался, а не поискать ли местную симкарту для мобильного интернета? Тем более, что все же предстояло провести неделю, пользоваться хорошей связью хочется, можно бы и разобраться в тарифах и подобрать что-то.

Но вот как-то в первый день нам никакой киоск на глаза попался, во второй день попался, но не хотелось разбираться и так день за днем — в общем, не купил я никакой симкарты, предпочитая обходиться украинскими. В телефоне стоит обычная Киевстар, в iPad давно воткнул симкарту lifecell, у обоих операторов давно есть неплохие роуминговые тарифы, которые, к тому же, включаются сами и буквально сами всё экономят.

Вдобавок оказалось, что wi-fi в доме, где мы остановились, хорошо работает только на первом этаже, а до нашей спальни не добивает никак. Так что привычное «полистать Facebook перед сном» однозначно приходилось делать через 3G. Нет, я, конечно, подключался к местному вайфаю, если таковой был, но в нескольких случаях просто забывал сеть и возвращался на 3G

Итог как-то совсем не шокировал. Совершенно беспредельное использование интернета на телефоне вылилось гривень в 600 — мы только прилетели, так что результат еще подобьётся, но вряд ли будет больше. То есть 20 евро. Покупка местной симкарты обошлась бы в 5 евро, но я не уверен, что этим бы обошлось — местные операторы дают 1 гигабайт трафика, а я, кажется, употребил больше. И точно было бы больше из-за поездки в Дубровник — это уже Хорватия, черногорские операторы точно не рассчитывают за 5 евро еще и роуминг предоставить.

Симкарта на iPad, кажется, потребила гривень 200. То есть вообще где-то около 7 евро. Выходит, что, если вы не израсходуете весь пакетный трафик местной симкарты, то роуминг может оказаться даже выгоднее.

Я сейчас вспоминаю, что аналогично даже и не пробовал купить местные симкарты в двух майских поездках в Амстердам и мне это обошлось примерно в 1000 гривень, то есть в 35 евро. Правда, я вот смотрю, что там были немаленькие по времени телефонные разговоры. Но в любом случае, это примерно ужин в ресторане, причем не самом дорогом.

Короче, вывод простой — если вы едете в европейскую страну на несколько дней, можете не искать местную симкарту — включите роуминг и пользуйтесь им спокойно. Будет wi-fi — подключитесь, не будет — пользуйтесь телефоном, не разоритесь.

Конечно, если вы туда едете надолго и предполагаете интенсивное использование связи, в том числе для локальных звонков — тогда, конечно, покупайте местную симку, это имеет смысл.

И осталось только одно разочарование — не удалось попробовать LTE-роуминг lifecell. И симкарта соответствующая была, и операторы вроде поддерживали, но все устройства упорно хотели регистрироваться только в сети единственного оператора Черногории, не имеющего связи в этом стандарте. Увы, будем пробовать в другой раз.

О роуминге — совсем не гневное

Vertu всё!

Сообщают, что Vertu закрывает производство и вообще ликвидируется. План по его спасению, мол, провалился.

Хотя, если читать дальше, то история становится интереснее. Вроде бы в марте этого года компанию купил за почти 2 миллиона фунтов какой-то турок в изгнании и обнаружил, что у компании долгов еще на 128 миллионов фунтов. При этом за последние годы компания уверенно теряла рынок, поскольку угнаться за технологиями Apple и Samsung она не в состоянии, даже с учетом последних моделей на Android, а за отдельный консьерж-сервис мало кто уже хочет платить.

Vertu всё!

Правда, владелец компании все же сохраняет за собой все права на патенты и технологии — так что мы можем еще увидеть некую реинкарнацию телефонов для богатых. Поживем — увидим, и вновь удивимся людям, их покупающих.

Vertu всё!

Странные выводы из интернет-статистики

Намедни по украинскому Facebook прошла очередная волна #перемоги — регулярное исследование украинской аудитории интернета показало резкое падение аудитории ВКонтакте, Одноклассников и других сервисов, попавших под указ о блокировке.

Я думаю, многие из участвовавших вместе со мной много лет назад в заседаниях комитета по интернет-рекламе ИнАУ, который как раз и формулировал заказ на это исследование, помнят наши споры относительно репрезентативности и качества таких исследований. Собственно, эти вопросы никуда не делись — достаточно посмотреть на странный охват у сайта privatbank.ua, с учетом того, сам сервис Приват24 находится на отдельном домене.Странные выводы из интернет-статистики

Конечно, невооруженным глазом видна эффективность так называемых блокировок — даже с учетом их действия постоянная аудитория ВКонтакте продолжает составлять почти четверть общей аудитории интернета, а охват доходит до 40%.

Интересно посмотреть на графики по сервисам — если с соцсетями всё примерно ясно, то меня заинтересовала динамика охвата поисковиками:

Странные выводы из интернет-статистики

Обратите внимание — совершенно предсказуемо упал охват и у поиска Яндекса, и у поиска на Mail.ru, причем это примерно совпадает с графиком доли в Liveinternet. Но увеличился ли охват у Google? Неа. Я думаю, что объяснение этому простое — блокировки уменьшили аудиторию Яндекса за счет только тех, кто использовал его вторым поиском. Пользователи, которые использовали Яндекс основным поисковиком или даже единственным — продолжили его использовать.

Еще один интересный график — доля охвата почтовыми сервисами.

Странные выводы из интернет-статистики

Здесь напротив — заметный всплеск аудитории у двух лидеров — Gmail и Ukr.net, — видимо, связанный с массовыми усилиями игроков e-commerce сохранить свои клиентские базы (практически все магазины и сервисы в конце мая рассылали письма с призывами сменить почту и настроить пересылку), и падение аудитории Mail.ru и Яндекс.Почты в июне. Правда, стоит учесть, что это аудитория веб-сервисов. Уверен, что аналитики Яндекса и Мэйла зафиксировали резкий рост числа пользователей POP3 и IMAP на своих сервисах вместе с увеличением количества пересылок, было бы интересно посмотреть.

Но самый печальный вывод заключается не в этом. Все так дружно порадовались, что наконец-то в топ5 не стало «российских» сервисов, что предпочли не заметить того, что от этого в топ5 не появилось украинских сервисов и проектов. Да и в десятке самых посещаемых из украинских сервисов присутствуют лишь Розетка и две страницы одного Укрнета. Что наглядно показывает, что даже государственных запретов конкурентов недостаточно для создания качественных и популярных сервисов.

Странные выводы из интернет-статистики

Адблокеры перестали расти

Прочел результаты исследования Reuters Institute, посвященного потреблению новостей и медиаконтента. Один из результатов — количество людей, использующих блокировки рекламы, перестало расти, зафиксировавшись на 24%. При этом оказалось, что немалое количество людей или любят видеть рекламу, или среагировали на просьбу вебсайтов не лишать их источника дохода.

Адблокеры перестали растиВпрочем, кажется, адблокеры просто выбрали всю доступную аудиторию, которая готова заморачиваться — у нас на форуме этот показатель балансирует примерно на уровне 22-24%, то есть в принципе соответствует мировому. Кстати, на этом блоге этот уровень немного выше, видимо, аудитория более гиковская. Хотя при этом выборка гораздо меньше, конечно.

Адблокеры перестали расти

Адблокеры перестали расти

Мы летим на Марс

Не знаю, как вы, а я с удовольствием прочитал самую захватывающую научную фантастику, напоминающую мне одновременно «Человек, который продал Луну» Хайнлайна и «Страну багровых туч» Стругацких. Нет, это все же ближе к Хайнлайну, поскольку его Гарриман не только покорял космос, но и считал деньги.

Я читаю доклад Илона Маска на прошлогоднем 67-м Международном Астронавтическом конгрессе, который состоялся в Мексике, и не могу даже передать восторга уже от самых первых слов:

I think there are really two fundamental paths. History is going to bifurcate along two directions. One path is we stay on Earth forever, and then there will be some eventual extinction event. I do not have an immediate doomsday prophecy, but eventually, history suggests, there will be some doomsday event.

The alternative is to become a space-bearing civilization and a multi-planetary species, which I hope you would agree is the right way to go.

So how do we figure out how to take you to Mars and create a self-sustaining city—a city that is not merely an outpost but which can become a planet in its own right, allowing us to become a truly multi-planetary species (see Fig. 1)?

 

Мы летим на Марс

Дело даже не в том, что это смело и перекликается с любой фантастикой — понимаете ли вы, что прямо здесь и сейчас на этой планете есть люди, которые думают не о преодолении экономических кризисов, не о создании многочисленных стартапов, не даже об организации всей мировой информации или новых криптовалютах, а о том, что будущее человечества как биологического вида заключается в освоении космоса? И более того — не только мечтают, но и рассчитывают бизнес-план по обустройству ближайшей колонии.

Мы совершенно точно полетим на Марс. И вопрос только в том, чтобы сделать это экономически посильным:

If we can get the cost of moving to Mars to be roughly equivalent to a median house price in the United States, which is around $200,000, then I think the probability of establishing a self-sustaining civilization is very high. I think it would almost certainly occur.

Я верю в Маска. Мы доберемся до Марса для начала. А там посмотрим.

Мы летим на Марс

Криптовалюты бьют рекорды

Статья в Quartz рассказывает о последних рекордах в мире криптовалют — стартап Bancor Foundation привлек в ходе ICO 153 миллиона долларов в криптовалюте Ethereum. Правда, это не только рекорды, но и проблемы — в частности, вся сеть Ethereum была довольно сильно перегружена пиковым количеством транзакций, что приводило к задержкам к их обработке.

Кстати, аналогичные проблемы периодически встречаются и в работе Bitcoin, иногда речь идет даже о разновидности DDOS-атак (хотя, кажется, это больше похоже на сетевой флуд).

Я последнее время интересовался темой ICO, которые многие называют аналогом IPO — первичного размещения акций на бирже. Если коротко — пока что это не аналог. Кроме очевидных различий, важным является еще и то, что отсутствие регулирования и высокие риски инвестирования в такие криптовалюты приводят к тому, что от любого эмитента токенов ожидают рост стоимости («курса токенов») на порядки, причем в короткое время. И это вполне естественно — иначе просто не оправдывается высокий риск инвестирования.

А для тех, кто не понимает вообще, о чем речь — небольшое и очень понятное объяснение, что вообще такое криптовалюты.

Криптовалюты бьют рекорды

О сложностях общения с компьютером

На фоне всеобщего увлечения голосовыми интерфейсами полезно вспомнить старую поговорку — «компьютер делает то, что вы сказали ему делать, а не то, что вы бы хотели, чтобы он сделал». Именно про это пишет автор небольшого эссе «Alexa, please kill me now», которое мне любезно подбросил Medium.

Our imagination glides to a Hollywood vision of effortless, empathetic conversation, and our machines-of-loving-grace respectfully bow as they retire to do our bidding. They become our sentient and willing servants, responding to our verbal commands. “Fix dinner.” “Let Jen know that I’ll be late.” “Increase sales by ten percent.” “Make sure nobody is spying on me.”

This vision is not just anthropomorphic, it’s fantastic. It’s not just imputing human capabilities onto computers, it’s imputing super-human capabilities. Just because we can form a thought in our head, we mistakenly assume that someone else can form that same thought based on some noises we make in our throats.

Just because your computer recognizes the words you say, don’t extrapolate from that to assume that it understands what you mean. Your spouse, who has lived with you for 20 years is just now getting an inkling of what you mean when you talk. Your computer is likely never going to understand you for the simple reason that the things you say aren’t really understandable.

Разумеется, разработчики голосовых интерфейсов понимают, что виртуальный помощник должен как минимум учитывать контекст. Мне вспоминаются статьи 80-х годов, когда большой задачей считалось разработка компьютера, умеющего играть в шахматы — очевидно, что, по аналогии с тогдашними разработками, хороший виртуальный помощник должен будет учитывать набор контекстов и даже строить этакое дерево вариантов при получении голосовых команд.

С другой стороны, помните, как в начале 2000-х все уверяли друг друга, что вот-вот поисковики начнут воспринимать запросы, сделанные на естественном языке? Оказалось, что люди предпочли освоить телеграфный язык запросов с употреблением ключевых слов, тем более, что так экономнее. Не окажется ли, что в ближайшем будущем люди предпочтут сказать «Siri, погода, Киев, завтра, утро», чем растекаться фразой «Скажи, пожалуйста, какая погода будет завтра в Киеве?». Тем более, что уже работает и так, и эдак.

О сложностях общения с компьютером

Радоваться ли, когда Apple идет в твою сторону?

За многие годы развития компании Apple мы не раз наблюдали, как в её продуктах появляются функции, до этого бывшие уникальной функцией независимых продуктов. Почти каждая презентация Apple сопровождается перечислением компаний, функции продуктов которых теперь стали стандартными в продуктах Apple, и которым, по идее, теперь становится сложнее. Хотя Apple, конечно, в этом не одинока — любая компания, выстроившая свою экосистему, рано или поздно включает востребованные функции в базовую функциональность и невольно «убивает» продукты других.

В этот раз особенно «повезло» одесской компании Readdle, которая давно развивает, как минимум, два пострадавших продукта — Scanner Pro, который позволяет вообще обходиться без сканера, добиваясь с помощью iPhone очень качественных фотокопий документов, и Documents, который представляет из себя файл-менеджер с функциями просмотра большинства распространенных форматов файлов. Я прямо во время презентации посочувствовал ребятам в твиттере, на что получил ответ от Дениса Жаданова: "Все нормально. Это даёт нам больше возможностей и обучает миллионы людей, что можно использовать файлы."

Чуть позже в блоге компании появился большой пост с впечатлениями от всей WWDC 2017, где примерно то же сказано более развернуто:

We are super excited that Apple adds similar productivity concepts to our products, as core use-case scenarios of a new iPad.

Scanner Pro — scanning in Notes
Documents — Files app
PDF Conversion
Drag and drop
This means that the concepts we’ve been innovating for the past 10 years are now going mainstream. Apple will educate the general public about what’s possible with iPads and iPhones, and we will focus on creating outstanding experiences for users of our products.

document scanner on iOS 11, Scanner Pro, Readdle

Является ли это попыткой сделать хорошую мину при игре, ставшей не такой уж хорошей, как выразились мои коллеги по Радио-Т?

Мне кажется, я понимаю аргументацию Дениса. Давайте посмотрим на сам процесс сканирования. Многие годы это вообще было нечто запредельно сложное для пользователей. Сделать копию на ксероксе — как-то довольно просто и понятно, правда? Но как много современных людей — нет, не читателей этого блога, а, скажем, владельцев смартфонов, — хранят свои документы отсканированными в облаке даже прямо сейчас? По мере того, как смартфоны стали уметь делать фотографии более или менее приличного качества, пересылать документы в виде фотографий стало довольно распространенной практикой, но, если честно, это ведь фотографии, кое-как сделанные, на которых еле можно разобрать необходимую информацию. И даже месяц назад человек, использующий приложение для сканирования документов, выглядел довольно продвинутым пользователем.

Теперь на эту функцию обратила внимание Apple. И не сомневайтесь — теперь о такой возможности компания-владелец экосистемы будет говорить много и громко. Они будут рассказывать о такой возможности использования смартфона тем, кто еще 7 лет назад только звонил, 5 лет назад начал ставить приложения, а совсем недавно научился использовать мессенджеры. Плохо ли это для компании, которая реализует эту функцию отдельным приложением? Сомневаюсь. Убил ли Facetime многочисленные мессенджеры со звонками? Нет, наоборот. Исчезли ли многочисленные приложения для ведения заметок после добавления новых функций в Notes.app? Совершенно нет. Люди умудряются даже делать аудио- и видеоплееры для iOS, хотя это вообще одна из ключевых функций самого iPhone и у Apple здесь масса нечестных преимуществ, начиная с предустановки на устройство и заканчивая одним из самых больших магазинов контента.

Так что, когда в продукте большой компании появляется функция, составляющая ваше уникальное предложение, всё может быть не так уж плохо — ваша доля на рынке, скорее всего, уменьшится, зато объем рынка вырастет на порядки. И вы по-прежнему можете бежать быстрее.

Радоваться ли, когда Apple идет в твою сторону?

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT