`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

О менторстве применительно к стартапам

Прошлую неделю я провел в Лозанне на Seedstars Global Summit, где выступал в качестве ментора для стартапов. И, поскольку это довольно часто случается в последнее время, хочется записать свои мысли относительно менторства, что это такое и как это выглядит. Заодно будет что советовать прочесть неопытным стартапам, которые зовут на такую роль к себе.

Не буду углубляться в рассказы про историческое происхождение, тем более, что википедию пока даже в России не блокируют. Меня начали звать на эту роль в различные фонды и акселераторы еще году в 2011-м, но тогда, кажется, и сами фонды не очень понимали, что надо делать ментору. Это непонимание продолжалось долго и тогдашние фонды так и не успели его преодолеть. Даже совсем недавно акселераторы и всякие стартап-соревнования полагались на то, что приглашенные менторы и сами знают, что делать, раз давно возятся в этой индустрии, чего, мол, их учить. Кажется, первыми серьезно задумались над проблемой подготовки менторов ребята в RadarTech, когда запустили специализированный агроакселератор и увидели, что привлеченные специалисты из агрохолдингов не очень в курсе, куда их привлекли. Поэтому вырос целый семинар для менторов, на котором я был в марте в Киеве.

Когда через тебя прошел уже не один десяток стартапов, с которыми ты провел сессию, неизбежно вырабатывается набор приемов и подходов, которые применяешь на каждой встрече. Я, честно сказать, рад, что эти приемы выдержали испытание в Лозанне, поскольку там уровень проектов был очень высок, практически это были хорошо работающие компании и ни у одной из них не было явно видимых проблем, в которые можно было бы ткнуть пальцем в первые же несколько минут.

Обычно я провожу менторские сессии под девизом «Расскажите мне всё, что хотите мне рассказать, а я вам скажу, что я про это думаю». Важно понимать, что никаких обязательств между ментором и стартапом нет — исключая обещание провести вместе оговоренное время и обсудить намеченные темы. Ментор — это человек, обладающий определенным опытом и другим взглядом на проблемы, стоящие перед компании, и в этом и есть его главная ценность. При этом ментор — не учитель, а стартап — не ученик, сессия — это разговор двух и более взрослых людей и задача каждого из них — извлечь из неё полезный для себя результат.

Я люблю в процессе сессии задавать много вопросов и подвергать сомнению все утверждения. Я честно предупреждаю собеседников, что могу задать нелепый или глупый вопрос, но это сродни поведению тестировщика — он обязан проверить все возможные сочетания факторов и обнаружить баг, если он есть. Я тыкаю пальцем в целевую аудиторию, продуктовые свойства, маркетинг и бизнес-девелопмент, логотип компании и название продукта — даже, если во всем этом нет слабых мест, сами формулировки ответов — это тоже хорошая работа, которую надо сделать.

И, конечно, ментор — не инвестор. Наши стартапы часто, встретив даже просто вежливый интерес, начинают себя продавать и делают это неумело агрессивно. А ментора могли просто попросить хорошие друзья из руководства акселератором помочь стартапам и он вообще не инвестор. Или он инвестор, но, извините, не в ваш проект никогда. Будь бы это питч для инвестора, он бы вас послал сразу, но в роли ментора старается принести пользу. И действительно её приносит — а уж дело стартапа, как я уже сказал, её взять и понести дальше.

О менторстве применительно к стартапам

Гаджет нового времени

Я вчера приехал в Лозанну, куда меня пригласили в качестве ментора на Seedstars Summit — большое мероприятие для стартапов из развивающихся стран. Развлекаться мы будем четыре дня, причем происходит это всё на территории Политехнической школы — одного из крупнейших и ведущих технических университетов Швейцарии.

Но я сейчас о другом. В номере меня (и, как несложно предположить, не только для меня такое придумали) ждал конверт с письмом от организаторов с благодарностями за участие и в нем был вложен один очень маленький гаджет.

Гаджет нового времени

Да, это именно то, о чём вы подумали — накладка на вебкамеру ноутбука, позволяющая физически закрывать камеру, когда вы её не используете. Брендированная логотипом Seedstars. Вот такой гаджет нового времени.

Ирония судьбы заключается в том, что сейчас я пойду общаться со стартапами из 68 стран и среди них, хоть убейте, примерно треть, если не больше, будет говорить о big data, поведенческих профилях и прочих вещах, становящихся возможными только при интенсивном использовании данных пользователя.

Первые пробы 4G

Операторы сотовой связи начали запуск LTE-сетей. 29 марта Vodafone заявил, что остались считанные часы и все остальные тоже заволновались. Потом свою карту покрытия выкатил Lifecell — как и ожидалось, покрытие довольно точечное, особенно в спальных районах. Vodafone карту не публиковал, но, понятно, что у них тоже не будет сплошного покрытия в диапазоне 2600 МГц, который сейчас запускается. «Киевстар» предпочёл вместо запуска сети объяснить, что они делают не быстро, но хорошо — это звучало бы прекрасно пару дней назад, честно говоря.

Разумеется, я потестировал, что смог. Lifecell мне встретился по дороге в центр — в районе Ситицентра, — и показал неплохую скорость.

Первые пробы 4G

В центре показатели скорости поскромнее — возможно, все тестируют, или влияет застройка. Но зато благодаря компактности центра практически не гаснет значок "LTE".

На Vodafone мне пришлось сменить симкарту — моя заслуженная, полученная 17 лет назад, отжила своё. Зато потом я смог прогуляться по центру, убедиться в том, что пробелов в покрытии центра Одессы нет и у этого оператора, а скорость, хоть и не поражает, но тоже вполне приличная, особенно в исходящем канале.

Первые пробы 4G

Как для самого начала развертывания сети — очень неплохо. По дороге домой еще проверю, насколько далеко дотягивается покрытие у Vodafone, вдруг оно намного шире, чем у Lifecell.

Ну, и скажем честно — вряд ли ощущения пользователя при переходе на 4G будут также разительно меняться, как три года назад при запуске 3G. Все же не так уж много у обычного пользователя смартфона задач, требующих низкого latency и пропускной способности выше 20 мегабит. Но вообще станет лучше уже сейчас и будет улучшаться еще потом. А это хорошо.

Первые пробы 4G

Немного ушла эпоха

Прогресс иногда напоминает нам о течении времени и о том, насколько же мы привыкли к старым вещам.

Немного ушла эпоха

На фото выше — симкарта, которая верой и правдой мне служила почти 17 лет, с 30 июля 2001 года по 30 марта 2018-го. Правда, последние лет семь она играла роль очень запасной симкарты и даже неделями не выходила в эфир, но работать ей это не мешало. Разумеется, когда-то мне её выдали немного другого размера — сначала это была miniSIM, потом я её аккуратно обрезал до размера microSIM, а потом не очень аккуратно — до nanoSIM. И все эти издевательства она выдержала, работала исправно и не капризничала.

Но вот 4G она не умеет — когда её делали, человечество и про 3G только начинало мечтать. Поэтому в телефоне теперь стоит новенькая USIM-карта, а эта, лишь год не дожившая до совершеннолетия, отправляется на отдых.

И вот смотрите, как странно — ведь это получается, что уже выросло целое поколение, которое не знает мира без мобильной связи. И эта самая симкарта пережила у меня как минимум 15 телефонов и смартфонов — от Panasonic GD93 и Siemens S55 через Palm Treo 650 и Nokia N95 до iPhone 5s.

Маленький кусочек пластмассы и немалый кусок жизни. Простите за пафос.

Как ссорятся Amazon и Google

BusinessInsider раскопал еще одно свидетельство быстро ухудшающихся отношений между двумя интернет-гигантами — Amazon отказался продавать новые устройства, представленные Nest (это одно из подразделений Google, купленное несколько лет назад и занимающееся разработкой устройств для "умного дома") в конце прошлого года, на что Nest решил ответить полным бойкотом Amazon и прекратить продавать там даже те продукты, которые уже продавались и имели неплохие отзывы.

Судя по сообщениям, которые собрали журналисты, решение отказаться от продаж Nest принималось довольно высоко в Amazon, если не самим Джефом Безосом. При этом осенью и зимой две компании забавно препирались относительно использования приложения для воспроизведения Youtube на устройстве Amazon Show, когда Amazon сначала выкатили собственное приложение, Google его забанил, потом выкатил своё и оно было очень ужасное.

Мне кажется, что проблема довольно очевидна — интересы обеих компаний начинают пересекаться в области устройств для smart home. Умные колонки у них уже прямо конкурируют между собой, устройства для телевидения — тоже. Интересно, будут ли привлечены антимонопольные органы — все же Amazon в интернет-торговле в США примерно близок по своему положению к Google в поиске? Интересно всё развивается, короче…

Как ссорятся Amazon и Google

Окупится ли стриминг?

Twitter сообщил о том, что 70 миллионов долларов, которые компания вложила в SoundCloud, официально списаны с учёта, поскольку возврат вложенных средств представляется сомнительным в обозримом будущем. При этом пару лет назад Twitter чуть не купил всю компанию SoundCloud за миллиард долларов.

Это напоминает всем о старой проблеме монетизации и окупаемости стриминга. Apple с Google вполне могут даже дотировать свои сервисы — вряд ли на фоне прибыли от продаж смартфонов Apple убыток от стриминга, который при этом можно рассматривать как сервис, привязывающий аудиторию к продукции компании, вообще заметен. А вот заработать на стриминге по-прежнему нелегко. Если вообще возможно. Как говорится в статье, будет интересно посмотреть на Spotify, которая собирается на IPO в этом году — как у них выглядит экономика деятельности?

Окупится ли стриминг?

Карты как автобус или такси

Интересный процесс сейчас развивается в Лондоне – там популярное картографическое приложение Citymapper, накопив достаточно данных своих пользователей, сначала попробовало запустить опытный автобусный маршрут. Правда, регулятор не дал им лицензию, мотивировав это достаточным транспортным обеспечением района и нежеланием увеличивать трафик. Потом они запустили ночной автобусный рейс, но опять же столкнулись с регуляторными проблемами, поскольку основная идея была в том, чтобы изменять маршрут по необходимости, а это немного расходится с понятием маршрутного автобуса.

И вот теперь Citymapper получает лицензию – но на организацию сервиса такси, точнее, частного наемного транспорта. И, как говорят знающие люди, планирует запускать минивэны, рассчитанные на 8 человек, которым вполне дозволяется менять маршрут.

Получается такая смесь uberPool и нашей классической маршрутки, снабженная большими данными о состоянии трафика и наличии желающих перемещаться по многомиллионному городу. Жаль, что аналогичных карточных приложений нет и не планируется в Киеве и Одессе – уж спрос-то здесь точно не меньший.

Карты как автобус или такси

Amazon выходит на второе место

IDC опубликовала свежую статистику по продажам планшетов за 4 квартал 2017 года. Лидерство Apple не вызывает сомнений, но удивительно, что на второе место стремительно ворвался Амазон, продав на 2,5 миллиона планшетов больше, чем в 4 квартале 2016 года. Samsung-у пришлось потесниться и удовольствоваться третьим местом.

Amazon выходит на второе место

Удивительно это еще и потому, что статистика глобальная, а планшеты Амазона все же преимущественно продаются в США.

С другой стороны, это может свидетельствовать о том, что стратегия Амазона, где устройства — сначала KIndle, а теперь все модели планшетов, — являются лишь устройствами для потребления контента и поэтому продаются чуть ли не ниже себестоимости, окупаясь в итоге продажами контента, выглядит жизнеспособнее в длительной перспективе — у того же Самсунга ничего подобного не существует, он просто продает устройства.

Amazon выходит на второе место

Политика против смартфонов

Странные новости приходят из США — там сначала AT&T сорвала сделку с Huawei по продаже смартфонов в своей сети, а теперь сообщают, что Verizon испытывает давление с тем, чтобы аналогичную сделку отменить. Причем основанием для такого давления приводится уверенность комитетов по безопасности Конгресса и Сената, что продаваемые китайские смартфоны могут использоваться для шпионажа и угрозы национальной безопасности.

Чем американским политикам не приглянулась именно одна конкретная компания — непонятно. До сих пор китайские компании довольно приветливо встречали в США, да и не стоит забывать, где делаются все смартфоны, считающиеся американскими.

Политика против смартфонов

Как работать без костюма в WordPress

Имя Скотта Беркуна хорошо известно людям, занимающимся разработкой интернет-проектов — он руководил разработкой Internet Explorer в Microsoft и известен прекрасной книгой “Making things happen”, в русском переводе “Искусство управления IT-проектами”. Когда она вышла на русском, Митя Иванов, который тогда руководил департаментом управления проектами в Яндексе, закупил несколько десятков экземпляров, чтобы каждый менеджер проекта мог её прочесть и забрать себе при необходимости. Поэтому, когда совершенно случайно в супермаркете я вдруг увидел эту фамилию на обложке книги, я практически не раздумывал и купил книгу — тем более, что прямо на обложке же упоминался еще и WordPress. Пришлось, правда, подождать, пока будет время её прочесть, но вот оно подошло, вместе с моим решением читать больше, о котором я писал ранее.

Как работать без костюма в WordPress

Скотт, как выяснилось, в 2010 году присоединился на некоторое время к компании Automattic, которая руководит разработкой WordPress и сервисом WordPress.com и возглавлял там группу “Соцсети”, которая, в частности, разработала первую версию популярного плагина Jetpack, благодаря которому многие функции WordPress.com доступны в блоге на базе WordPress. Но книга не столько об этом плагине, сколько о том стиле работы, который поддерживается в Automattic — подавляющее большинство её сотрудников работают удаленно, а в группе Скотта был момент, когда её сотрудники работали из Америки, Ирландии и Австралии, раз в несколько месяцев съезжаясь на встречи в любую точку планеты. Скотт подробно описывает, как именно они организовывали удаленную работу, какие плюсы и минусы были у каждого инструмента, от блога проекта до IRC-чатов, и как Jetpack оказался новым продуктом компании не только в смысле функций, но потому, что в работе над ним впервые существовал дедлайн.

Я буду краток — в отличие от всеобщей эйфории на тему удалённой работы, которую сейчас можно встретить на каждом шагу, книга “Год без костюма” представляет собой совершенно трезвое и достаточно объективное описание работы в распределённой команде, ценное среди прочего еще и тем, что у автора имеется немалый опыт работы в традиционных компаниях, причем работы успешной. Мне кажется, что в том числе и поэтому эта книга намного полезнее той же “Remote”, которую высоко ценят многие специалисты — за “Remote” стоит разовый опыт одной компании, у которой действительно получилось, но опыт Беркуна выглядит намного системнее и последовательнее.

Я отдельно рекомендую эту книгу к внимательному прочтению руководителям компаний, поскольку Скотт достаточно критически описывает работу Мэтта Мюлленвегга, главы компании и основателя WordPress, подмечая недостатки, свойственные многим основателям компаний.

И, если вам показалось, что я в восторге и советую прочесть книгу совершенно всем, то вам не показалось. Купите и прочтите, не пожалеете.

Как работать без костюма в WordPress

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT