`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Amazon выходит на второе место

IDC опубликовала свежую статистику по продажам планшетов за 4 квартал 2017 года. Лидерство Apple не вызывает сомнений, но удивительно, что на второе место стремительно ворвался Амазон, продав на 2,5 миллиона планшетов больше, чем в 4 квартале 2016 года. Samsung-у пришлось потесниться и удовольствоваться третьим местом.

Amazon выходит на второе место

Удивительно это еще и потому, что статистика глобальная, а планшеты Амазона все же преимущественно продаются в США.

С другой стороны, это может свидетельствовать о том, что стратегия Амазона, где устройства — сначала KIndle, а теперь все модели планшетов, — являются лишь устройствами для потребления контента и поэтому продаются чуть ли не ниже себестоимости, окупаясь в итоге продажами контента, выглядит жизнеспособнее в длительной перспективе — у того же Самсунга ничего подобного не существует, он просто продает устройства.

Amazon выходит на второе место

Политика против смартфонов

Странные новости приходят из США — там сначала AT&T сорвала сделку с Huawei по продаже смартфонов в своей сети, а теперь сообщают, что Verizon испытывает давление с тем, чтобы аналогичную сделку отменить. Причем основанием для такого давления приводится уверенность комитетов по безопасности Конгресса и Сената, что продаваемые китайские смартфоны могут использоваться для шпионажа и угрозы национальной безопасности.

Чем американским политикам не приглянулась именно одна конкретная компания — непонятно. До сих пор китайские компании довольно приветливо встречали в США, да и не стоит забывать, где делаются все смартфоны, считающиеся американскими.

Политика против смартфонов

Как работать без костюма в WordPress

Имя Скотта Беркуна хорошо известно людям, занимающимся разработкой интернет-проектов — он руководил разработкой Internet Explorer в Microsoft и известен прекрасной книгой “Making things happen”, в русском переводе “Искусство управления IT-проектами”. Когда она вышла на русском, Митя Иванов, который тогда руководил департаментом управления проектами в Яндексе, закупил несколько десятков экземпляров, чтобы каждый менеджер проекта мог её прочесть и забрать себе при необходимости. Поэтому, когда совершенно случайно в супермаркете я вдруг увидел эту фамилию на обложке книги, я практически не раздумывал и купил книгу — тем более, что прямо на обложке же упоминался еще и WordPress. Пришлось, правда, подождать, пока будет время её прочесть, но вот оно подошло, вместе с моим решением читать больше, о котором я писал ранее.

Как работать без костюма в WordPress

Скотт, как выяснилось, в 2010 году присоединился на некоторое время к компании Automattic, которая руководит разработкой WordPress и сервисом WordPress.com и возглавлял там группу “Соцсети”, которая, в частности, разработала первую версию популярного плагина Jetpack, благодаря которому многие функции WordPress.com доступны в блоге на базе WordPress. Но книга не столько об этом плагине, сколько о том стиле работы, который поддерживается в Automattic — подавляющее большинство её сотрудников работают удаленно, а в группе Скотта был момент, когда её сотрудники работали из Америки, Ирландии и Австралии, раз в несколько месяцев съезжаясь на встречи в любую точку планеты. Скотт подробно описывает, как именно они организовывали удаленную работу, какие плюсы и минусы были у каждого инструмента, от блога проекта до IRC-чатов, и как Jetpack оказался новым продуктом компании не только в смысле функций, но потому, что в работе над ним впервые существовал дедлайн.

Я буду краток — в отличие от всеобщей эйфории на тему удалённой работы, которую сейчас можно встретить на каждом шагу, книга “Год без костюма” представляет собой совершенно трезвое и достаточно объективное описание работы в распределённой команде, ценное среди прочего еще и тем, что у автора имеется немалый опыт работы в традиционных компаниях, причем работы успешной. Мне кажется, что в том числе и поэтому эта книга намного полезнее той же “Remote”, которую высоко ценят многие специалисты — за “Remote” стоит разовый опыт одной компании, у которой действительно получилось, но опыт Беркуна выглядит намного системнее и последовательнее.

Я отдельно рекомендую эту книгу к внимательному прочтению руководителям компаний, поскольку Скотт достаточно критически описывает работу Мэтта Мюлленвегга, главы компании и основателя WordPress, подмечая недостатки, свойственные многим основателям компаний.

И, если вам показалось, что я в восторге и советую прочесть книгу совершенно всем, то вам не показалось. Купите и прочтите, не пожалеете.

Как работать без костюма в WordPress

Google как зеркало реальности

Если вы зацепились за заголовок, отцепитесь — я еще вернусь к нему.

Тут давеча Google Украина представил традиционный для поисковиков хит-парад запросов, чем вызвал небывалое брожение в украинской части фейсбука. Дело в том, что во главе этого хит-парада значатся запросы “Физрук 4 сезон” и “как обойти блокировку вк”, впрочем, довольно характерными можно назвать еще “Почему Малахов ушел с первого канала”, “Диана Шурыгина” и “Михаил Задорнов”. И это, конечно, шок для тех, кто представлял себе, что страна вокруг них состоит исключительно из зрителей “Игры престолов” и покупателей биткоинов — хотя такие запросы тоже заметны в этом списке.

Мне даже попались пара дискуссий, где доказывалось, что правильно, мол, что запретили Вконтакте и российское телевидение, вот теперь расцветет локальный контент и всё будет хорошо.

Я побрюзжу немного. И вернусь к заголовку.

Мне кажется, я понимаю подспудные причины этого гнева хипстеров. Несмотря на то, что большинство из них прекрасно понимает, что запросы в поиске задают обычные люди, они до сих пор считали, что признак пользования Google как-то отличает цивилизованного человека. Возможно, где-то глубоко в подсознании они рисуют себе два портрета — возвышенных и современных себя, пользующихся Гуглом, пишущих вдохновенное в Facebook и постящих красивые картинки в Instagram, и безликую серую массу, смотрящую сериалы, тусующуюся Вконтакте и иногда заходивших поискать в Яндекс. Но вот запретили российские сервисы и наступил диссонанс. Сначала неприятная серая масса появилась в фейсбуке, а теперь выясняется, что среднестатистический пользователь самого главного сервиса мировой компании добра — вовсе не возвышенный хипстер, а зритель все тех же сериалов.

Ну просто потому, что Google — точно такое же зеркало интернета и его пользователей, каким себя всегда называл Яндекс. Немного отойдя в сторону от интернета — результаты президентских выборов 2010 года тоже вполне адекватно отражали настроения общества. Да и нынешнюю Верховную Раду не инопланетяне в тарелочках выбирали в недалеком 2014 году.

Мне во всём этом ещё не нравится настроение части дискутирующих, которые открыто жалеют, что не всё, мол, запретили. Надо ещё что-то запретить и вот тогда на чистом поле вырастет всё, что надо. Мне вообще дико наблюдать вроде бы сознательных людей, считающих, что что-то можно решить запретами. Тем более дико видеть людей, которые не в состоянии разглядеть, что даже уже действующие запреты не работают и работать не будут. Вконтакте стабильно держится в десятке самых популярных сервисов даже по результатам панелей средней репрезентативности, доля Яндекса в поисковом трафике ни разу за полгода не упала ниже 12%, благодаря вещанию в интернете зрителям доступны практически все российские телеканалы, да, собственно, даже сайты этих телеканалов, включая самые одиозные, не включены ни в какие списки заблокированных сайтов (при всей глупости последних).

Вырастет что-то своё, точно полезное? Ни одна из громко анонсированных “украинских социальных сетей” даже не запустилась. Ни одна моя поездка в киевских такси за последние полгода не обошлась без жалоб таксистов на ужасно глючащие навигаторы — если только у них не был запущен Навигатор Яндекса, который даже в сильно изменившихся условиях показывает более адекватную картину пробок. Мне вообще кажется, что это что-то фантастическое — чтобы такой сложный продукт так летел, не имея полноценной поддержки на протяжении полугода и более. Хотя, вообще говоря, сделать приемлемое навигационное решение в рамках хотя бы Киева не является непосильной для локальной команды задачей — но где они, качественные навигационные продукты made in Ukraine, при наличии пустой ниши и живого пользовательского спроса?

В общем, не надо с ужасом обнаруживать, что изображение в зеркале показывает не богатый внутренний мир и звездное небо над нами, а реальных людей за рулем иномарки на еврономерах. А кого оно еще должно отражать?

Google как зеркало реальности

Musica ex machina

Мы же все уже давно привыкли к использованию компьютеров в музыкальном творчестве — они позволяют сделать очень много работы, могут сыграть любую мелодию любым инструментом, обработать как угодно. Дискуссии о том, могут ли компьютеры писать музыку, ведутся давно, причем чаще с этических соображений — а нужно ли вообще позволять компьютерам это делать?

Но, пока одни дискутируют, другие делают. Еще в прошлом году два аналитика “Яндекса” — Леша Тихонов и Ваня Ямщиков, — решили развлечься и натренировали небольшую нейросеть на творчестве Егора Летова. Результатом стал целый альбом группы, названной ими “Нейронная оборона”, целиком выдержанный в стилистике “Гражданской обороны” и очень неплохо ей соответствующий.

На этом ребята не остановились и продолжили обучать нейросеть. Следующим этапом стала музыка в стиле Скрябина, которую аранжировала смотритель музея композитора и затем исполнил небольшой ансамбль на открытии конференции YaC этим летом.

Кстати, тема классики продолжила развиваться — нейросеть вместе с французскими аранжировщиками сейчас пишет симфонию, которую представят в Париже 26 мая 2018 года.

И вот свежая новость от ребят — они решили заняться джазом. Натренированная на 8000 джазовых композициях сетка написала мелодию, которую аранжировал известный российский джазмен Вадим Эйленкриг, и пару недель её представили вместе с маркой бурбона “Wild Turkey”.

Если интересно посмотреть, что именно сочинила сеть и что внес в произведение аранжировщик, то вот как выглядел исходник композиции.

Дискуссии, разумеется, будут продолжаться — так, например, Алексей Ботвинов, известный пианист и организатор фестиваля Odessa Classic, когда я ему показал композицию в стиле Скрябина, сказал, что это очень интересно, но он категорически против того, чтобы машины писали музыку. Но кто ж знает, что нас ждет в будущем?

Musica ex machina

Google следит всегда

Если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят.

Как выясняется, с января этого года все Android-смартфоны передают в Google CellID близлежащих базовых станций, причем делают это даже, если передача местоположения выключена в настройках смартфона.

Как вы понимаете, получив CellID и силу сигнала каждой из станций, определить местоположение абонента можно с точностью до квартала, как минимум.

Google утверждает, что к концу ноября эту практику они прекратят. Вы верите, что они ждали запроса журналистов, чтобы так сделать?

А еще они утверждают, что никогда не использовали эти данные в синхронизации с другими данными о пользователе и только пытались улучшить качество доставки пуш-сообщений. Ага, конечно.

Google следит всегда

iPhone X – первые впечатления

Практически с самого момента презентации Apple в сентябре этого года, на которой они показали и довольно традиционное продолжение линейки смартфонов в виде iPhone8/8+, так и совершенно новый iPhone X, думаю, многие сделали однозначный выбор в пользу последнего, пусть и выходящего несколько позже и стоящего намного дороже. Меня, как ни странно, смартфон заинтересовал несколькими ключевыми моментами.

Во-первых, я люблю фотографировать и, год назад выбрав iPhone 7, а не 7+, я все время чувствовал некоторое ограничение. Но плюс-модель все же довольно велика, хотя я и пользовался 6+ и 6S+. Камера iPhone X по обещаниям не уступает iPhone8+, наоборот, является лучшей в линейке, так что этот пункт был однозначным.

Во-вторых, FaceID. При всем удобстве использования отпечатков пальцев для авторизации это решение далеко от идеала и требует дополнительных движений.

В-третьих, размер устройства и размер экрана. Экран iPhone 7, как по мне, маловат для полноценного использования, а размер iPhone8+ великоват, как я уже говорил выше.

iPhone X – первые впечатления

Но давайте все же про реальное устройство. Я не стал ждать официального начала продаж и купил смартфон, приехавший из Гонконга, по словам продавца. Кажется, я не прогадал, поскольку мне он обошелся на 30 долларов дороже, чем он будет стоить в официальной рознице в Украине, что, на мой взгляд, является вполне приемлемой премией за возможность получить смартфон сейчас, а не через три недели. Попытки прикинуть стоимость аппарата с покупкой его в Европе давали примерно ту же цену при картине полного его отсутствия в свободной продаже. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что я с удовольствием наблюдал за динамикой цен в Одессе – начавшись с уровня $2500, они уменьшались буквально на глазах, видимо, не встретив ажиотажного спроса.

Первые впечатления от аппарата – заметно тяжелее iPhone 7, но это не мешает. В руке лежит удобно, несмотря на стеклянный корпус, выскользнуть не пытается. Впрочем, я вообще редко роняю телефоны и не разбил еще не одного, так что пока меня мало волнует хрупкость конструкции. Отсутствие кнопки «Home» иногда приводит к тому, что я беру телефон вверх ногами и обнаруживаю это, только пытаясь разблокировать его.

Экран прекрасен. Очень яркий, контрастный, четкое изображение, правильные цвета, технология TrueTone заслуживает самых добрых слов – с таким экраном очень удобно работать. Широко раскритикованная «бровь» на дисплее практически не мешает. Пожалуй, единственное нарекание к ней – я привык в браузере и других программах быстро перематывать к самому верху страницы тапом по верхней строчке экрана, а тут этот жест не сработает, надо касаться экрана в районе одного из «ушей».

На удивление, без кнопки «Home» вполне можно жить. Телефон просыпается от любого касания экрана или даже от поворота его к себе, а свайп снизу быстро усваивается. Единственное «но», которое я готов предъявить компании Apple, – это неконсистентность поведения интерфейса на iPhone X по сравнению с другими устройствами на iOS. Control Center в iPhone X вызывается свайпом вниз в правом верхнем углу, в то время как на остальных он достается как раз свайпом снизу. Проблема не в том, чтобы переучиваться, а в том, что, имея iPad Pro и iPhone X, в одинаковых условиях надо действовать по-разному. Чтобы почувствовать, как это, попробуйте настроить разные способы переключения раскладки на двух компьютерах, которые используете ежедневно, например.

Еще одно нарекание к дизайну интерфейса – необходимость сохранения в каждом приложении экранной swipe-button сильно портит впечатление от нижней части экрана. Даже родная клавиатура выглядит неряшливо, с глобусом для переключения раскладок, грустно висящим на отдельной строчке. Во-первых, это некрасиво, во-вторых, – он просто не на свое месте и я регулярно включаю дополнительные раскладки с цифрами вместо переключения на другой язык.

FaceID – отдельный разговор. Во-первых, он работает и действительно делает это практически незаметно. Ты просто смотришь на экран и проводишь пальцем по нему – и телефон разблокирован. Причем поле зрения камеры действительно широкое – у меня без проблем разблокируется телефон, висящий в держателе в автомобиле. Модель лица, которую использует FaceID, достаточно гибкая – когда я надел очки, никакого дополнительного обучения не понадобилось. Впрочем, когда наутро я первым делом взял в руки телефон, он разблокировался совсем не сразу, отказываясь узнавать припухшую со сна физиономию хозяина.

Отдельного восхищения заслуживает использование FaceID в приложениях. Apple просто средиректила все вызовы TouchID API в приложениях и стала выдавать предложение использовать FaceID и вот это уже авторизация, которая работает как надо – без дополнительных касаний, просто распознавая ваше лицо. Правда, я иногда держу телефон на столе рядом и в этом случае приходит специально придвигаться к аппарату и строго смотреть на него, но это случается далеко не так часто.

Вот фотовозможности я еще не исследовал толком. Функция портрета есть и работает вкупе с моделированием разного освещения, но к ней надо приноровиться – использование фильтра «Сценический свет», например, регулярно не распознает часть фона и пока не умеет справляться с женскими объемными прическами, где нет четкой границы.

Пока впечатления прекрасные, телефоном хочется пользоваться и исследовать его разные возможности. Например, внезапно меня порадовало сообщение от телефона, что он помнит, где я припарковал машину и может показать мне дорогу к ней. Впрочем, следующим открытием стало предложение включить режим «Я в машине» и, как следствие, невозможно разблокировать телефон в машине, пока я не ткнул в кнопку «Я не за рулем». При этом звонки он должен разрешать, но вот интересно – а как телефон в таком режиме отнесется к звонку по Telegram, например? Надо будет попробовать при случае.

Ушел исследовать возможности дальше, буду сообщать по возможности.

iPhone X – первые впечатления

Совершенно новый Firefox – Quantum

Сегодня Mozilla выпускает очередную версию Firefox, но это не совсем просто очередная версия. Вообще, последние несколько лет разработчики браузеров просто на потоке увеличивают номера версий и только случайно можно узнать, что пользуешься, например, 61-й версией Google Chrome. Я помню, как мы в свое время ожидали очередных версий того же Firefox, начиная с самой первой, и, конечно, сейчас совсем не то ощущение.

За исключением вот этой новой версии Firefox – Quantum. Поскольку разработчики в этой версии переделали полностью движок браузера и сделали его очень быстрым и использующим все возможности современных процессоров. И он действительно уже ничем не напоминает того развесистого монстра, от которого я в свое время сбежал еще на Windows и он прекрасно рендерит страницы, чего мне всегда не хватало в нем на macOS. И почему-то ему не нужно так же много памяти, как Chrome или даже самому Firefox буквально недавно.

Я поставил себе сейчас его основным на рабочем ноутбуке и планирую пожить немного, посмотрим, как пойдет. Каких-то особых расширений мне не надо, а вот требования к скорости у меня высокие.

Официальный релиз еще не состоялся, но новая версия уже сутки лежит в канале обновлений. Поэтому скачивайте бету по ссылке выше и в настройках нажмите «Перезапустить для обновления» – и начинайте пробовать новый хороший браузер.

Совершенно новый Firefox – Quantum

История первого баннера

Мы в свое время на семинарах «Яндекса» всегда рассказывали про первый в мире рекламный интернет-баннер, который разместили в октябре 1994 г. на сайте Hotwired.com. Digiday публикует замечательную и полную историю этого начала интернет-рекламы.

Оказывается, первых баннеров было 12, поскольку на сайте одновременно разместили рекламу AT&T, MCI, Volvo, Club Med, 1-800-Collect, Sprint, IBM и Zima. Никаких баннерных движков не было – баннеры просто вручную вставлялись в страницу соответствующего раздела. Не было кук, поэтому единственный способ посчитать хоть что-то про рекламу заключался в просмотре логов веб-сервера и отправке их рекламодателям. Клики считать тоже не умели, поэтому определить количество переходов можно было только сличением по логам тех, кому Hotwired показал картинку, и тех, кто пришел на сайт рекламодателя. Но лучше прочтите сами – это та история, которую не застали даже многие из тех, кого принято считать старыми интернетчиками.

История первого баннера

«Мы не социальная сеть» ©Google

Довольно ироничная сложилась ситуация. Мы все помним, как несколько (на самом деле уже семь) лет назад в Google произошли изменения, в результате которых главой компании стал Ларри Пейдж. Он сразу провозгласил курс на изменение Google в сторону социальных сетей, после многих попыток в этом поле была запущена Google+, которую все эти годы довольно безуспешно пытаются оживить разными способами.

И вот после всего этого главный юрист компании выступает под присягой на слушаниях в Конгрессе США относительно того, как Россия повлияла через социальные сети на выборы в США и заявляет однозначно и несколько раз – «Мы не социальная сеть».

Members of Congress grilled the executives of Google, Facebook and Twitter this week in a trio of hearings focused on the role that social media played in advancing a Russian disinformation campaign before the 2016 election. Google’s representative at two of the hearings, Kent Walker, the company’s general counsel, made a point of distinguishing the search giant from its internet brethren. Repeatedly and unequivocally, he answered questions at the hearings by saying, «We’re not a social network.»
– New York Times

Возможно, что в Google теперь даже рады тому, что Google+ не полетела?

«Мы не социальная сеть» ©Google

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT