`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Apple уже не тот, серьезно

+26
голосов

Как ни странно, но название статьи в данном случае не является иронией или сарказмом. Последние несколько презентаций лишь усиливают у меня это ощущение. Но речь идет не о продуктах, их инновационности или качестве – в конце концов, я вполне доволен, например, последней новинкой – Apple Watch, ее дизайном и возможностями. И то, что показали вчера для iOS или OS X, позволяет надеяться на интересные продукты в будущем.

Но вот уже не в первый раз я ловлю себя на мысли, что маркетинг Apple потерял ту отточенность, которая была так характерна для него в эпоху второго пришествия Джобса. Особенно сильно это ощущалось вчера на представлении Apple Music, когда этой частью кейноута, можно сказать, испортили в остальном неплохую презентацию.

Маркетинг Apple всегда был способен четко и понятно пояснить, что получает потребитель (ну ладно, может быть, не всегда, но довольно часто). Вспомните месседж iPod в 2001 году – “тысяча песен у тебя в кармане” – четко, просто, понятно. Не всем тогда нужно было столько треков, конечно, но в целом месседж был хорошо сфокусирован на том, что у iPod получалось лучше всего – быстро загрузить большое количество песен в плеер, а затем удобно проводить навигацию по ним и слушать. Месседж про iPhone был еще лучше: три устройства в одном – телефон, интернет-коммуникатор, iPod. Стив Джобс во время презентации, наверно, около часа муссировал эти три пункта, повторяя их снова и снова, и фиксируя их в сознании потенциального потребителя. С iPad было немного сложнее, хотя в целом тоже понятно – новая компьютерная платформа в эпоху сенсорных устройств. Но даже в этом случае многим пришлось пройти через осознание того, что это не просто увеличенный iPod touch.

А вот с Apple Watch уже получилось хуже – далеко не все могут ответить на вопрос, что такое смартчасы вообще и Apple Watch в частности, и зачем это нужно. Отчасти это объясняется тем, что часы выпускаются в другое время, когда компания не может себе позволить иметь очень ограниченный продукт с отточенной ключевой функциональностью (как это было с iPhone) - поэтому часы умеют сразу многое, но не всё так хорошо, как ожидаешь этого от Apple. А в итоге потребитель оказывается наедине с большим списком возможностей устройства и должен сам попытаться понять, какая часть этой функциональности для него важна больше всего. А со стороны Apple только и доносятся набившие уже оскомину упоминания про революционность и магию.

Но вчера с презентацией Apple Music получилось еще более странно, и это не только мое ощущение, судя по тому, сколько вопросов я получил в Твиттер о том “что это вообще такое?”. Да не скрою, меня самого последние 30-40 минут презентации истязали вопросы “что вообще происходит?” и “о чем только что говорил выступавший?”. Исполнитель Дрейк, видимо, пытался донести, в каком восторге он и его коллеги от того, что делает Apple. Но происходило это так пространно,  складывалось ощущение, что он просто рефлексирует о жизни, при этом случайным образом оказавшись на сцене мероприятия. Джимми Айовин вроде бы и гуру музыкальной отрасли, но когда он пытался пояснить, чем так хорош сервис Apple Music, то было непонятно, при чём там музыка вообще. Не говоря уже о том, что непонятно было о какой революционности идет речь, если непонятно даже было что это такое. (Там явно прослеживалась попытка воссоздать аналогичный с айфоном месседж в три пункта, но когда зрители поняли это и рассмеялись, то реакцию зала уже не понял выступавший Джимми). Каждую из секций этого месседжа из трех частей пытались объяснить со сцены разные люди, но у меня так и не зафиксировалось четкого понимания того, зачем это может быть нужно потребителям и мне лично. Меня постоянно преследовало это ощущение размытости фокуса месседжа, отсутствие простого и понятного юзкейса, который так хорошо со сцены обычно доносил Джобс. Танцующий на сцене Эдди Кью тоже не добавлял понимания в происходящем. Ну и в конце ляп Кука, если не ошибаюсь, про то, что “разработчики смогут что-то сделать с Apple Music”, который вообще-то является самостоятельным сервисом для пользователей и к разработчикам никакого отношения не имеет, тоже был довольно странным. Да и вообще, выбор конференции разработчиков для анонса потребительского сервиса, в моем представлении – плохой вариант. Тем более что этот музыкальный сервис – даже не часть новой iOS 9, а войдет в релиз 8.4 в ближайшее время, поэтому зачем было о нем рассказывать прямо вчера – тем более непонятно. Apple умеет собирать журналистов для специальных мероприятий, и для музыки всегда был специальный ивент в сентябре, поэтому для меня это все удивительно. И такой нелогичный выбор мероприятия для анонса сервиса вписывается в мысль о том, что “эпол не торт”, потому что маркетинговый месседж выходит все кривее и кривее – не такой простой, не в то время и не в том месте. Я не фанат стриминговых сервисов, но судя по реакции в западных СМИ, там журналистам Apple Music понравился, так что, видимо, продукты компания пока может создавать, но вот рассказывать о них у нее стало получаться хуже.

P.S. А вот ролики, которые показывала Apple вчера, были классными – они играют на хорошем эмоциональном уровне, и там все интуитивно понятно. Вот бы им в продуктовый маркетинг на презентациях эту понятность вернуть.

Apple уже не тот, серьезно

+26
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

просто вы наконец-то выросли.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT