`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Apple против Adobe

+55
голосов

Вчерашняя статья про Apple, в которой шла речь о том, как Apple “вставляет палки в колеса” Adobe, и не дает последней возможности принести на платформу iPhone OS свою технологию Flash, заставила меня задуматься — а почему Джобс так негативно относится к Adobe (почему Джобс считает Flash плохой технологией, мы уже все неоднократно слышали — тормозная, проприетарная, и тд, и об этом писалось на страницах этого блога и раньше, хотя бы вот и вот).

Оставив в стороне сам конфликт вокруг Flash и интересы разработчиков на этой платформе, хочу поговорить об отношениях этих двух компаний, пусть и без особого “ворошения грязного белья”. Интересным замечанием у многих вчера было то, что время публикации изменений к соглашению разработчиков оказалось подозрительно близко к дате официального выхода Adobe CS5 (где и задумывалась эта поддержка экспорта Flash-приложений на iPhone), и якобы сделано это было с целью навредить продажам этого CS5.

И хотя я допускаю возможность такого планирования со стороны Apple сделать “подлянку” Adobe, я думаю, что это скорее совпадение — ведь новые мобильные ОС Apple уже не первый год анонсирует весной, а тут новая ОС еще и с техническими изменениями, для которых многие приложения не подойдут, так что вполне логично было обновить и требование к приложениям. Впрочем, я также считаю, что в “своей песочнице” Apple может делать что угодно, особенно до тех пор, пока ее App Store и так ломится от желающих задвинуть туда приложение, а вот если ситуация ухудшится и с платформы начнут уходить известные имена (чего пока не наблюдается), то тогда Apple начнет думать, что же можно изменить для разработчиков.

Но вообще я хотел поговорить не об этом, а о том, есть ли у Apple мотив вредить продажам CS5? Ведь теоретически с этим пакетом приложений продукты Apple не пересекаются, так что от падения продаж CS5 Apple ни холодно, ни жарко. Более того, поскольку CS5 выходит и для Mac OS X, то чем меньше копий CS5 для Mac OS X продается, тем меньше могут покупать Маков. Вчера еще несколько раз всплывали аргументы, что Apple, не давая возможности разработчикам писать программы для iPhone на Flash и заставляя использовать Xcode, таким образом стимулирует продажи своей техники (Xcode работает только на Маках). Дело в том, что даже разработанное для iPhone на MonoTouch или Flash приложение нужно все равно “подписывать” цифровым сертификатом, а сделать это можно только с помощью Xcode, так что использование других инструментов от покупки Мака не освобождает. Но я опять отвлекся.

Так вот, по большому счету, вредить продажам CS5 Apple незачем. А есть ли другие какие-то мотивы (кроме технического убожества Flash для Mac OS X, например)? Например, месть за что-то. Есть ли Apple за что мстить Adobe? И вот тут я могу начать перечислять…

Для начала вспомним один важный исторический переход для Apple — с “классической” устаревшей Mac OS 9 на Mac OS X, который Apple начала в 2000 году. Тогда разработчикам нужно было портировать приложения на новую систему, иначе они работали в системе эмуляции старой системы (со всеми вытекающими последствиями — падениями, зависаниями и проч). Тогда Apple позарез нужны были приложения на новой системе, чтобы продемонстрировать ее стабильность и новые возможности. Знаете, когда Adobe выпустила свой основной на тот момент (да и сейчас, наверно) продукт под Mac OS X? В 2005 году, после многотысячных стенаний пользователей о том, что этого продукта так не хватает на этой платформе. А уж сколько Apple выслушала за этот период, а сколько пользователей, не дождавшись, купили новый Photoshop, только для Windows, вместе с соответствующим компьютером? Риторический вопрос.

Photoshop был не единственным продуктом, который Adobe очень долго переносила на Mac OS X — после него пользователи Маков еще долго ждали Acrobat, AfterEffects, Photoshop Elements и другие. Когда Apple так важны были хорошие позиции в видео-производстве, Adobe взяла и отменила новую версию Premiere для Mac OS X — правда, благодаря этому решению у Apple окончательно “созрел” продукт Final Cut Pro, которым пользуются сейчас практически все известные студии. Затем Adobe взяла и отменила разработку FrameMaker для Mac OS X, а новые продукты Adobe тоже перестали выходить под Мак. Каждое из таких решений, даже в 2004 году, вызывало целую гору статей в прессе и интернете о том, что “ну вот теперь, когда нет продукта Adobe AAA, Apple точно конец”, и я уверен, что радости Стиву Джобсу это не доставляло.

После этого был еще переход Маков на Intel-процессоры, когда Adobe очень долго портировала свои продукты на эту платформу, и продажи Mac Pro, профессиональных десктопов Apple, хорошенько “просели” из-за этой задержки. Тогда, впрочем, Apple это уже было не так существенно, потому что Mac Pro неплохо покупали хотя бы для работы в Final Cut Pro, и тем не менее, каждый раз ждать Adobe Apple тоже не нравится. В оправдание Adobe следует все же сказать, что продукты вроде Photoshop или Illustrator — это огромнейшие проекты с кодом, уходящим в далекое компьютерное прошлое, и перенести их на другую систему/процессорную архитектуру не так-то просто, и быстро сделать сложно (даже несмотря на помощь Apple в этом процессе). Но компания обычно отмалчивалась о своих планах (параллельно закрывая продукты для Мака), и это добавляло всем нервозности. А теперь, когда Apple не пускает Flash на свою успешную платформу, то Adobe неожиданно стала очень прозрачной, прямо в блогах сотрудников фактически призывая к бойкоту продуктов Apple и рассказывая о “зверствах” Apple по отношению к разработчикам.

Так что Apple, в принципе, имеет все основания мстить Adobe за то время, когда та своими действиями наносила урон репутации Apple и продаже ее техники. Да, получается не очень красиво, но вполне заслуженно — ”никакого бизнеса, исключительно личное”, если перефразировать известную поговорку. Хотя мне лично кажется, что мотивы Apple значительно проще и вряд ли уходят в события десятилетней давности — ну вот просто не нужны Apple на ее платформе плохие приложения, еще и неизвестно как сделанные, да к тому же “плохо ориентирующиеся на местности”, то есть не очень в эту платформу вписывающиеся. А поскольку эта платформа принадлежит Apple, то она вполне может это делать, пусть даже это и непопулярное решение (среди разработчиков для Flash).

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Саша, мне кажется, что настало время делать бизнес исходя из принципа "золотого правила": поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой. Это должно относится в равной степени и к людям, и к компаниям, и отношением первых и вторых к окружающей среде.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT