`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Apple превращается в империю зла

+59
голосов

Ссылку на эту статью на прошлой неделе активно бросали мне с комментариями из серии «вот, мол, посмотри, куда катится твоя Apple». Я решил перевести ее для читателей блога, чтобы сделать ее, так сказать, более доступной.

Не то, чтобы она раскрывала глаза на правду – ничего нового в статье я не увидел: да, Apple большая и могущественная, да, Apple создала платформу и теперь устанавливает определенные требования к тем, кто пришел на эту платформу, чтобы зарабатывать деньги, да, Apple привязывает пользователей устройствами, контентом и ограничениям к своей платформе, хотя всегда есть выбор в виде любой другой платформы.

***

Когда-то, когда Apple занималась в основном производством компьютеров, люди сравнивали ее с BMW. Так происходило потому что Apple производила дорогие, качественно разработанные продукты для ниши рынка, в которой было много осознающих дизайн покупателей, которые при этом были восторженными – не фанатичными – евангелистами бренда. Компания воспринималась инновационной и необычной, но не была частью отраслевого мейнстрима, в котором доминировала Microsoft и компании, производящие ПК, работающие под управлением Windows. Такое восприятие Apple хорошо было описано Джеком Трэмиелем (Jack Tramiel), руководителем Commodore, когда Стив Джобс показал ему Macintosh. «Очень мило, Стив», пророкотал Трэмиель. «Думаю, ты сможешь продавать их в бутиках».

Это было очень давно. Теперь же, с рыночной капитализацией в размере более 331 млрд долл, Apple является второй по стоимости компанией в мире – больше, чем Microsoft (220 млрд долл), Oracle (167 млрд долл) или Google (196 млрд долл). Причудливая маленькая компьютерная компания выросла в гиганта. Но вовсе не в Большого Добродушного гиганта, как недавно обнаружили издатели журналов, а представители музыкальной и софтверной отрасли с ним познакомились уже какое-то время назад. Нынче Apple контролирует вершины онлайн-продаж контента, и похоже, что с рынком мобильных телефонов произойдет то же самое. И на данный момент, похоже, что никто толком не понимает, как это остановить.

Каждый год журнал Fortune опрашивает руководителей компаний в США касательно их мнения о конкурентах. Недавно были опубликованы результаты за 2011 год, и они показывают, что Apple является вызывающей наибольший восторг компанией в США. Вот уже шестой год подряд за ней сохраняется это звание.

Причины очевидны. С продуктовой точки зрения, Apple создает красиво разработанные, высоко функциональные и дружелюбные по отношению к пользователю устройства, которые радуют покупателей и одновременно приносят компании высокую маржу; ее корпоративная культура позволяет надежно выпускать эти продукты в указанные даты; она значительно более инновационна, чем любой из ее конкурентов, и она владеет уникальными навыками по выпуску аппаратной и программной части.

В стратегическом плане компания демонстрирует глубокое понимание технологии и проницательную оценку потенциальных устройств и услуг для людей, которые готовы заплатить более высокую цену. Большинство руководителей компаний готовы на многое, лишь бы у их компании была хотя бы четверть этих компетенций. А у Apple они, похоже, есть все. Ее текущее доминирование строится на трех больших идеях. Первая заключается в том, что дизайн имеет значение. И это нечто, что не отдашь консультантам на аутсорс – что делает большинство компаний – и дизайн точно также имеет отношение к простоте в использовании, как и к эстетике. Вторая идея заключалась в том, что водоворот незаконной загрузки музыки, вызванной Napster, не мог продолжаться бесконечно, и что первая компания, которая предоставит простой способ законной покупки музыки (а позже – и других видов контента) в онлайне, наведет порядок. И третье – и наиболее важное – это видение того, что мобильные телефоны на самом деле просто портативные компьютеры, которые могут звонить, на самом деле их «компьютерность» является основной частью.

Большинство комментариев СМИ об Apple относит все эти вещи к Стиву Джобсу, харизматическому со-основателю компании, базируясь на том, что ренессанс Apple начался после его возвращения в компанию в 1996 году.

Это может быть и так, однако, маловероятно, что такое основательное корпоративное возрождение может быть результатом работы одного человека, неважно, насколько харизматичным. Что более вероятно – это то, что корпоративная культура Apple приняла некоторые из черт личности своего руководителя, примерно как Microsoft когда-то была корпоративным продолжением Билла Гейтса, вместе со всеми прилагающимися агрессивностью и движением.

Каким бы ни было объяснение, факт тот, что у Apple сейчас есть доминирующее положение в нескольких ключевых бизнесах (дистрибуция контента и мобильные вычисления), и компания существенно влияет на индустрию мобильных телефонов. В частности, ее iTunes Store дает ей контроль над вратами, через которые проходят миллиарды платных музыкальных произведений и альбомов, видеоконтента и приложений, доступных миллионам покупателей по всему миру. Компания получает комиссию со всего, что проходит через эти врата. И каждое мобильное устройство, которое продает Apple, может быть активировано только привязкой к этим вратам.

Это дает Apple небывалую силу. Многие другие организации предлагают платные загрузки, но ни у одной из них нет данных о кредитных картах такого количества пользователей интернета, привыкших платить за товары в онлайне. Это одна из причин, по которой владельцы печатных журналов так воодушевились, когда появился iPad. Наконец-то возник способ заставить людей платить за онлайн-контент: просто выложить его в iTunes и позволить Apple собирать деньги. Конечно, было мучительно осознавать, что Apple забирает 30%, но, по крайней мере, это бы положило конец всей этой паразитической халяве, которая распространилась по сети. Таким образом, веб-сеть умерла: издание журналов в виде приложений для iPad стало делом будущего.

Затем Apple внезапно изменила правила, установив условия, что любой издатель, продающий цифровую подписку на сайте, должен также предложить ту же подписку и внутри приложения, с которой Apple получит 30%. Издатели были разъярены этим фактом, но никак не могли повлиять на это. Если они хотят вести дела в iTunes Store, их надо вести по условиям Apple.

По сути, это был лишь пример того, как Большой Недружественный Гигант поигрывает своими мышцами, но это может стать предвестником и других событий.

Умберто Эко однажды написал рассказ о том, что Apple Mac являлся католическим устройством, в то время IBM PC был устройством-протестантом. Его объяснение заключалось в том, что, как и католическая церковь, Apple предлагала гарантированный путь к спасению – Путь Apple – при условии, что пользователь избирал и придерживался его. На пользователей PC же, с другой стороны, ложилась их личная ответственность за прокладку собственного пути в рай.

Метафора Эко относится с местью к новому поколению iУстройств Apple, которые являются строго управляемыми устройствами. Вам может казаться, что вы владеете своим любимым, блестящим новым iPad или iPhone, но на самом деле невидимая виртуальная струна соединяет его с главным офисом Apple в Купертино.

Вы не можете установить ничего из того, что не получило предварительно утверждения Джобса и его подчиненных. И если вы достаточно глупы, чтобы нарушить правила и искать свой собственный путь к спасению, при следующей попытке синхронизации устройства с iTunes вы можете обнаружить, что оно превратилось в дорогое и красивое пресс-папье. Если это не власть, то я не знаю, что такое власть.

 

+59
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Забавное сравнение на счет приверженности конфессиям. Понял, что я протестант:)

Очередные откровения с целью стимулирования продаж новейших карт Ада, с потайными встроенными в текст мифами об уникальности дизайна и полезности ментальной простоты...

Бизнес модели всего две, и это давняя байка про Microsoft конца 90-х (перепечатанная для просторов СНГ когда-то Компьютеррой, т.е. прозрения не мои):
- бизнес-модель Католической церкви (правильный продукт и сервис один и только у нас, инструкцию прилагаем но вы слишком ... чтобы решать самостоятельно);
- бизнес-модель Microsoft (покупайте мануал за цену лицензии и делайте дальше, что хотите).

Итого: можно торговать или рыбой, или удочками (по законам логики, естественно есть и другие выборы, но продавцы тщательно этот факт скрывают).

Продавцы рыбы, в соответсвии со ст. 39.3. Налогового кодекса Украины (т.е. согласно естественной бизнес-стратегии интерпрайза), следуют при этом известным заповедям: "обучить только чтению и письму, и внушить честность и послушание". Честность, естественно, понимается как односторонняя лояльность к отцам-производителям.

Ничего нового под луной.

Выводы о смерти веба имхо очень преувеличены, усох очередной сегмент, семантический отрастет, как вырос из проприетарной седьмой системы и уже перерос сам себя LAMP.

А протестантов в Украине очень много, даже больше, чем греко-католиков, которых больше чем канонических православных (в число которых, по последним указаниям императора, включены и мусульмане как классово близкие, не спросясь естественно и в соответвии с нацтрадициями последних).
И это на данный момент главная тайна офстатистики.

Но пройдет и это. Просто надо помнить:
Власть - это знание. Единственный грех - невежество :)

А протестантов в Украине очень много, даже больше, чем греко-католиков, которых больше чем канонических православных.
На чем основанно данное утверждение, если вы конечно о конфессиях речь ведете?

Конечно о конфессиях, а не о сущностях, которые Гугль выдает, если ввести слово "количество".
Официальных данных комрелигий, как я уже написал выше, не выдает, Минюст не адекватно ведет статистику. Да и с методологией подсчетов проблемы.
Думаю, правильный подход - не по глубине знаний Библии или следования ритуалам, а по самоидентефикации (принадлежности к малым группам). Вот с этой точки зрения ситуация особенно на "православных" востоке и юге страны - удивительная, еще с конца 80-х и в последнее время тенденции усилились.
(Да, и про близость православия к исламу говорил не только Путин недавно, но и идеологи украинского национализма гораздо ранее его. Так что это не тенденция, а просто политическая модель и расхожий паттерн).

Но статья не об этом, не так ли :)

Хорошо вы не верите официальной статистике, как же вы тогда считаете людей принадлежащих к разным конфессиям? То что сект довольно много и на юге и на востоке я в курсе. Но что заставляет вас считать что их действительно много? Или вы считаете по принципу кто громче кричит, кто ведет себя более вызывающе? Ну тогда я согласен что рок-концерт громче чем скажем народные напевы, но я бы не стал утверждать что все вокруг любители рока:)

Достоверно посчитать можно только проведя правильно спланированный эксперимент. Я этим в реале таким образом не занимался, да. Официальная статистика (по регистрациям даже) - "их" более чем 50%. Не сект, а приходов: все, кто зарегистрирован, с моей точки зрения одинаково благодатны. И у меня есть глаза, уши и немного мозга для того чтобы отделить, и по моим оценочным суждениям-наблюдениям, их таки большинство особенно на востоке-юга, где опять таки, для большинства верующих не в традиции прочитать и запомнить хотя бы Заветы (но хорошо бы, еще и Коран, и Тору).

И вот тут, чую я, наши фильтры на крик по разному срабатывают: если бы я считал по приведенным Вами критериям - далеко впереди было бы одно из официально-государственных Тел. Но с этим, наверное, нам на сайт по делам религий, а я туда не хочу, я - гностик :)

ПС. И потому для меня ситуация значит ровно: я могу увидеть результаты натурных экспериментов мораль протестанская-католическая-православная с вариативнстью в культурах. И, делая оговорки о возможной неадекватности моделей экономического поведения, высказаться в том смысле, что процесс вполне позитивный, поскольку требует все же некоей индивидуальной грамотности, в том числе по сравнению с каталической доктриной. Только научные методы, никаких объективных вменений.

Где вы проживаете? Я вот на Юге. Сектантов видел, даже сталкивался. Среди моих знаомых аж 2 греко-католических семьи, по некоторым данных у нас греко-католиков несколько сотен в городе. Некоторое количество мусульман - наверно тысячи или несколько больше. А вот на Пасху или на Рождество половина города как минимум идет в православные храмы, и почему то вопреки вашему недоверию в храмы УПЦ МП. Что касается выполнения всех норм христианства, то это боюсь разговор не для технического сайта. Скажу только, мне тоже жаль что не все даже пытаются исполнить заповеди, но причем сдесь ссылка только на юг и восток страны мне не понятно. Что то во время своего пребыввния скажем в Киеве, не особо замечал, высокой нравственности или же стремления к доброте, а я бывал в Киеве при двух предыдущих президентах, так что ссылка мол понаехали не пройдет. Насчет количества приходов, тут тоже не все так гладкос посчетами. Есть приходы где сотни и тысячи верующих, а есть где от силы десяток.

Я родом с Юга. Но индутриализованного в 30-е. Городок в депресняке, основная религия - баптизм. Но не по нему сужу, а по статистике. По статистике - на юге и востоке (не ЮБК, там особенности) - осноные анклавы протестантов.

Сейчас живу в Киеве. Наблюдаю из окна три дейсвующие протестанские "воскресных школы", католическую и православную МП строящиеся церкви.

Православная, что характерно, строится в пятне застройки жилого дома Киевгорстроем, и по всем СНИПам ее там не должно быть. Ну то такое, о наглости, так сказать.

ПС. Город портится не потому что понаехали, а потому что поуехали лучшие люди :)

О религии не спорю даже с православными владыками, ровно после того, как выяснил разницу не в вере, а знаниях основополагающих документов и результатов православной мысли - им они оказались не нужны. Кесарю кесарево.

Если Вас интересует тема и ситуация вне отдельного города - Гугль в помощь, информации от официальных лиц почему-то РФ много.

пока у нас не возобладало стремление к покупке только легального контента, можно было бы и ссылочку на рассказ Эко прилепить :-)

посмотри, куда катится твоя Apple

Стив, ты чтоль?
__
В далёкие-далёкие времена, когда байты были битами...

u"моя страна" in this->country
True :)

Когда байты были битами... было 2 компании - IBM и Macintosh.
1-я была ориентирована на профи, вторая на дизайн.
Маки проиграли свою битву за покупателей и до 1996г., пока не пришел Джобс, тихо умирали.

А вот сейчас удивительно - опять один маркетинг, ничего же практичного для нас нет в статьях про Эппл - один популизм и маркетинг. :(
Почему-то параллель проводится с корреспондент.нет - там тоже ажиотаж в постах только на темы, не требующие профессиональных знаний. И на КО почти тоже самое. Но может все-таки давайте писать для этой аудитории что-то? Для ИТ-спецов...

Ну да в Microsoft, на тяжеловесные и топорные программы которого нас , за редким исключением, подсаживают с детства это империя добра, которая разрешает вам все.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT