`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Apple переживет Microsoft?

+15
голосов

 

Microsoft может быть в разы больше и страшнее Apple, но у Apple есть то, чего у Microsoft никогда не будет: фанатичные последователи. Так кто же круче в битве за сердца и разум компьютерных пользователей? Разумная ставка на Apple, пишет автор Ричард Мартин из Alcera Consulting.

“Ух ты! Мам, пап… Вы купили нам iMac. Класс! Мы так долго просили об этом.” (подтектс: … хотя PC у нас давно уже есть.)

“Я думал о том, что бы купить Мак, но у нас на работе Windows, поэтому у меня нет выбора. Прийдется покупать PC.” (подтекст: … даже несмотря на то, что я очень очень хочу Мак!)

Эти две выдуманные фразы инкапсулируют разницу между Apple и Microsoft. Давайте изучим этот вопрос. Реклама Apple показывает нам человека-PC как “ботана”, а парень Apple слишком крут, чтобы ходить по земле. Реклама Apple показывала нам танцующие силуэты парней и девушек, которые получают удовольствие от жизни с клевым iPod. А Microsoft размещает полный цветной разворот в Fortune и BusinessWeek, чтобы рассказать нам, что у них есть “решения”, что бы это не значило.

Ну на самом ведь деле, Apple “клевее” чем Microsoft. Это, как мне кажется, объясняет успешные, но такие разные и расходящиеся пути, которыми идут компании фактически с момента основания поздних семидесятых. Но теперь, достигнув доминирования в своих нишах, настало время изучить обе бизнес-модели более внимательно.

В долгосрочной перспективе
Моя точка зрения заключается в том, что Apple настраивает себя на долгосрочный успех и, что является большой редкостью, на корпоративное долгожительство. Вкратце, я считаю что Apple - со всем уважением к авторам «На века» – Джеймсу Коллинз и Джерри Поррас - «на века». Microsoft, с другой стороны, содержит много черт, которые делают ее уязвимой к атакам и угрозам со всех сторон. Не поймите меня неправильно, я не имею ничего против Microsoft и я не понимаю всего этого шума вокруг Маков, но беспристрастный взгляд на бизнес-модели и стратегии открывает очень много информации о разных потенциалах компаний на успех в долгосрочной перспективе.

Чем радикально отличаются Apple и Microsoft? Все дело в качестве или типе технологии? В маркетинге и раскрутке? В бизнес стратегии? Ответ – ничего из вышеперечисленного. Что действительно отличает этих двух гигантов, так это ощущения потребителей.

Apple – это невероятная бренд-машина. Не только в компьютерах, но в iPod-ах, которые на самом деле – симпатичные МР3 плееры, а теперь еще и мобильные телефоны/органайзеры. Потому что iPhone именно этим и является. Это телефон. Помните? Это не фазер, который вы можете установить на оглушение, и вы не можете позвонить Скотти, чтобы он вам посветил. (Отсылка на сериал Star Trek - спасибо РАКЕТА и shiroineko).

Что приобретают люди, когда они покупают устройство от Apple? Качество? Технологию? Легкость в использовании? Большинство скажет, что все вышеперечисленное. Однако, я считаю, что на самом деле они приобретают веселье и клевость. Они потворствуют своей настоящей природе, которая заключается в том, чтобы быть креативным; дико, безгранично креативным, и освободить креативность от уз удручающей необходимости ежедневной, монотонной работы.

Даже корпоративный логотип демонстрирует идею удовлетворения чьей-то страсти. Что если Apple это ни что иное, как фрукт с Дерева Знаний? Когда вы откусываете кусок от Яблока, вы входите в Сад Эдема, где работа – это игра, а боль – это наслаждение. Укушенное яблоко это то, что французы зовут un péché mignon, небольшое греховное удовольствие.

Apple против Microsoft
Итак, вам приходится конкурировать с Apple. Как можно с этим конкурировать? Вы скажете своим клиентам, что ваш компьютер более стабилен (а он, скорее всего, таким не является)? Вы скажете им, что ваше устройство выглядит лучше и более современно (да ладно, устройства Apple заключены в полые алюминиевые корпуса, любовно выгравированные лазерным лучом)?

Правда такова, что Apple – это сильный бренд, возможно, самый сильный на всем технологическом поле. Более того, поскольку Apple не пытается быть всем для всех, они могут позволить себе позиционировать себя таким образом, чтобы сделать свое доминирование на рынке совершенно неприступным. Когда компания достигает такого признания бренда, ей надо очень сильно постараться, чтобы все испортить. Даже тогда самые ярые поклонники будут бороться за бренд больше, чем за компанию.

Кто-нибудь помнит New Coke? (Прим. пер. была такая история про вывод новой Кока-Колы на рынок США, изучается во всех классах по маркетингу.) Кто заставил Coca Cola вернуть добрую старую Classic Coke? Ответ: Миллионы ярых поклонников Coke. Бренд Coca Cola очень сильный, и следование ему настолько верное – я бы даже сказал, фанатичное – что он по-прежнему успешен несмотря на самого себя. Это все – потребители, которые спасли, и продолжают спасать Coca Cola как бизнес-объект.

Я считаю, что Apple очень близка к тому же уровню брендинга, если она уже не достигла его. Проще говоря, Apple может сделать множество маркетинговых ошибок, и все испортить, но при этом она все равно останется с нами на сотни лет.

А что насчет Microsoft? Сейчас существует много движений «Все, кроме Windows». Достаточно судебных тяжб, спонсированных правительствами. Хватает и частных исков против компании. Я уверен, что кто-то обязательно укажет мне на примеры судебных исков «Мак-ненавистников из Айовы» против Apple, но реальность такова, что люди обожают ненавидеть Microsoft.

Люди также любят сомневаться в искренности Билла Гейтса в его трансформации из барона-разбойника, который поедает на завтрак маленьких «детей-производителей компьютеров», в современную реинкарнацию Эндрю Карнеги. Что касается Стива Джобса, люди рассматривают его как отличного, но с причудой, управленца.

Я знаю, это прозвучит как ересь, но я тем не менее скажу это. У Microsoft очень слабый имидж бренда. В некоторые кварталы у компании этот имидж был даже отрицательным. Ну вот, сказал. Конечно, есть ниши, где Microsoft действительно рулит. Например, в голову приходит Xbox. Но в большинстве случаев, тот факт, что люди, работая на компьютерах, на которых стоит продукция Microsoft, про этот факт абсолютно не задумываются. Так и должно быть.

Пользователи не ощущают никакой связи с программами Microsoft, которые они используют. Многие ощущают, что их заставляют делать это, и мечтают о более приятном рабочем компьютере. Лично я не вижу большой разницы между двумя компьютерными парадигмами, по крайней мере, в вопросе эргономики, но в конечном итоге, я – «ботан».

Многие корпоративные речи Microsoft о «решениях» для приложений баз данных и других промышленных приложений соревнуются с IBM, SAP, Peoplesoft, и тд. Microsoft может быть большим игроком, возможно, даже самым большим в некоторых нишах, но существуют конкуренты. Более того, конкуренты могут убедить покупателей в том, что их продукты более выгодны и, соответственно, являются лучшей инвестицией, чем в продукты Microsoft. Такого рода расчеты очень редки, если вообще существуют в нишах, избранных Apple. Более того, Apple старательно избегает рациональных «речей по продаже» и вместо этого фокусируется на эмоциональной привязке к их продуктам.

Нельзя сказать, что Apple совершенно неуязвима против какой-нибудь мелкой компании-производителя устройств. Однако, у нее есть очень хорошая защита в форме сильной эмоциональной привязки части пользователей и клиентов, и бизнес-модели, ориентированной на потребителей, которая стремится удовлетворить людей в качестве людей, а не работников.
Microsoft же, с другой стороны, очень уязвима к конкурентному давлению со стороны огромного количества начинающих производителей устройств и программ. А если скомбинировать это с потенциальными разрушающими действиями вокруг компании, очень сложно сказать, откуда может произойти нападение. Это может быть полномасштабная война со стороны IBM или SAP (или даже GE?). Но скорей всего это будет неожиданная и непредсказуемая технология или бизнес-модель, которая нанесет удар ниоткуда, незаметно и ночью, как партизан. Или это может быть комбинация всех Google мира, которые адаптируются быстрее, как облака, пожирающие городки в фильмах ужасов.

Microsoft заполучила свое текущее доминирование потому, что они пробились на рынок и дрались со всеми претендентами. Короче говоря, Microsoft попали на свое теперешнее место благодаря ядерному оружию. Но ядерное оружие больше никому не нужно - им достаточно использовать невидимые бомбы, а также военные средства сердец и разумов. Может ли Microsoft изменить себя в более добрый и мягкий монолит?

Я ставлю на Apple, потому что они действуют достойно, несмотря на растущие размеры и доминирование в нишах. Но кто знает, что прячется во тьме, готовое внезапно напасть на Microsoft и предложить своим клиентам лучшую стоимость за меньше деньги, быстрее и с меньшими заморочками.

Ричард Мартин – президент Alcera Consulting, консультационной компании, которая помогает людям и организациям выживать перед лицом рисков, угроз и неуверенности.

Оригинал

Эта запись размещена  в блоге alexmak.net

+15
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

бути сильним в ніші, в певному сегменті -- не те саме, що бути першим глобально. по-моєму, це особливість створення/утримання бренду: що на більшу аудиторію він повинен працювати, то більше потрібно вкласти в цей бренд, і затрати ростуть нелінійно: на певному етапі вони перевищують межу рентабельності. чи хоче mercedes стати брендом номер один у світі? можливо. чи реально це? з іміджем дорогого і якісного авто та пов'язаними з цим витратами -- ніколи, бо... дешевих авто продається не в рази, а на порядки більше. дешевих mp3-програвачів продаєтся... дешевих пк продається... дешевих телефонів продається... і так далі.

хочеш грати на великому полі -- доведеться жертвувати вартістю бренду. а якщо бренд і є найсильнішим аргументом -- тоді як?

"it's quite easy if you don't know how"(c)d.adams

Фигня, фигня и еще раз фигня...
Автор данного словоблудия, а иначе ... это ... никак не назовешь, совершенно не вкурсе внутренних настроений в МС, и не учитывает тот факт, что к руководству приходят новое поколение менеджеров, с одной стороны - желающих соответствовать громким именам "старичков", а с другой - имеющих за плечами громадные финансовые и производственные ресурсы компании (фактически - неисчерпаемого венчурного капиталиста), которые они могут использовать на реализацию своих "дерзких" идей... И потому МС образца 2007 - это не МС'2003, и даже - не МС'2005. Компания перестраивается и меняется очень быстро. Буквально сегодня слышал от заказчика слова - "да, ваши продукты уже не те, что были в 2005м, когда мы поледний раз их рассматривали, это серьезный шаг вперед". Те же новые хбоксы, зуны, лайв и прочие вещи - это только начало... Толи еще будет...

из перечисленных "новые хбоксы, зуны, лайв и прочие вещи" - скажите мне, что из этого деньги приносит? да и опять же - перечисленные вещи скорее похожи на игру в краткосрочной перспективе, чем инструменты, которые создадут платформу для "счастливого будущего" на сотню лет - потому что они не рождают культа последователей. по крайней мере, так выглядит со стороны.

могу сказать смело - все... И культ они создают - тот же лайф в Европе и Северной Америке уже сравнялся по популярности с другими соцсетями, и Нокия, хочу заметить, именно эти сервисы ставит на телефоны "для удовлетворения запросов клиентов, особенно - в Европе".
А платформа уже есть, ее и создавать не надо - она называется "Инфраструктура от МС", единственная, кстати, в мире... И приносить денег она будет ой как долго, поскольку компоненты продают друг друга - даже таким монстрам, как ИБМ и Оракл не дотянуться.
Так что - читаем матчасть.

Кстати, вот интересно - с какой стороны вы смотрите?

ну да, первый квартал, когда entertainment and device division наконец-то заработало денег – фактически благодаря высоким продажам Halo. я бы все-таки подождал результатов следующего квартала прежде чем бросать чепчики в воздух по этому поводу

И не только Хало... Хотя, собственно, в чем причина? Ведь неважно, на чем заработали денег - если есть киллер-апп к каой-то приставке и оно двигает ее на рынок - как раз и надо кидать чепчики... потому как с таким апп будет продано больше девайсов и разработчики увидят новый рынок и напишут следующий апп.
А этот квартал тоже пойдет на ура - вот хотя бы потому как http://valleywag.com/tech/apple/zune-outselling-ipod-on-amazon-324860.ph...
Да и спрос на Zune 80 опережает предложение. А на Зуне МС зарабатывает даже без сервисов... ;)

сказав А, не забудьте сказать Б.
вот что говорит тот же valleywag об этой статье об опережении зуной продаж айподов.
http://valleywag.com/tech/apple/zune-outselling-ipod-on-amazon-but-not-i...
truth is not exactly what it seems :)

а вот насчет зарабатывания на Зуне я тоже бы посомневался немного, потому тот объем продаж Зуна, который происходит сейчас на Амазоне, происходит за счет heavy discount на 100 долларов. учитывая, что в таком случае стоимость Зуна очень близка к его фактической стоимости аппаратной части, а есть ведь еще очень много других расходов, прибыльность продаж Зуна для меня - под большим вопросом.

резюмируя - проще всего подождать все-таки результатов следующего квартала.

Всем, кому не достанется дискаунта - дождутся 80й версии и купят ее в декабре. По полной цене :) А пока ажиотаж подогревает рынок, так что с кварталом все будет ок :)

а по поводу "стороны"... я лично считаю, что Apple вряд ли переживет MS, но произойдет это в первую очередь из-за чрезмерной зависимости Apple от харизмы Стива Джобса - Apple без Джобса не только я, но и инвесторы себе с трудом представляют. Но с другой стороны, мне кажется, что и MS со временем потеряет то влияние, которым компания обладает сейчас. время покажет. (а в пятницу ждите статью-ответ на эту, "почему Apple НЕ переживет MS" :)

Хм, кажется, это далеко не первая статья подобного тона и с аналогичным выводом. Только вот могу заметить несколько моментов. Автор статьи, может, и не знаком с программированием, но вот моему знакомому, занятому в области аутсорсинга ПО, часто приходится заниматься проектами под Мас (также их компания пишет на .NET и Java), так вот он часто упрекает Мас за отсутствие именно платформы не в пример Microsoft. Во-вторых, Apple не так много сама и придумала, учитывая что уникальный и гениальный интерфейс пользователя iPod она в буквальном смысле украла у Creative, которая в судовом порядке как раз отстояла свои права на интеллектуальную собственность. А вот Microsoft каждый год вкладывает в исследования и разработку миллиарды долларов, будучи на 2-м месте в мире, уступая только одной фармацевтической компании. Просто свои наработки она не "светит" на каждой презентации и в каждом интервью, а дорабатывает лучшие из них и выпускает на рынок уже в законченном виде, как например мультимедийный стол Surface, который действительно является оригинальной разработкой, а не вариацией на тему плеера (пускай и вполне удачной), как это произошло у Apple с iPod. Microsoft как раз тем и отличается от других компаний, в том числе и Apple, что строит свою бизнес модель не на личном виденьи одного человека (например - Билл Гейтс для Microsoft или Стив Джобс для Apple), а на совместной работе всего коллектива компании, построенной на доверии, уважении различных точек зрения, на четком понимании потребностей рядовых потребителей, партнеров и крупных заказчиков, и поэтому я верю и знаю, что Microsoft намного переживет Билла Гейтса, а вот насчет Apple я в этом отношении совсем не уверен. Так что давайте не будем говорить о дальносрочной перспективе Apple. А насчет фанатичности - какая очередь была в первый день продаж Halo 3? На каую сумму было продано копий Windows Vista? И что гораздо важнее - сколько ПО от различных вендоров и компаний создается для платформы Windows? А насчет стиля жизни и креативности - заставьте мой ТВ-тюнер работать полноценно (акцентирую на этом слове) хоть под какой-то операцинной системой, кроме Windows Vista/XP и я Вас несказанно отблагодарю. Или, может, под MacOS есть 3d Studio MAX, SoundForge, WaveLab? А как насчет апгрейда самого Mac'a? А как насчет диктофона в iPod? Куда же эта креативность девается? Поэтому я склоняюсь к тому, что у Microsoft есть миссия и ценности, которые у Apple заменяются харизматичностью Стива Джобса и всех его творений, которые в большей степени являются навязыванием рынку, а не учетом его потребностей.

по поводу интерфейса iPod - очень спорное утверждение. да, Creative подала иск на Apple, и Apple была вынуждена выплатить деньги, чтобы избежать остановки продажи iPod, но очень многие аналитики отмечали, что проблема там была НЕ в воровстве интерфейса, а в проблеме патентного законодательства США, потому что интерфейс на рынок первой выпустила Apple, а патент позже получила Creative. Поэтому и тот факт, что Creative удовлетворилась небольшой, вообщем-то, суммой (в масштабах продаж iPod 100 млн - это очень небольшая сумма) – это подтверждает; могли бы ведь и в позу встать и запретить продажу iPod вообще.
Патентное законодательство США очень сложное и запутанное, даже в простой сфере типа VoIP там выдано более 1000 патентов, что приводит к тому, "напатентовавшись", компании начинают либо обмениваться патентами друг с другом, либо "дрючить выскочек" - примером здесь выступит Vonage, которого сейчас бьют и доят все кому не лень.

Что касается программ под Мак - для всех перечисленных вами программ есть вполне достойные (а иногда и лучше) альтернативы, а пожелания юзеров "хочу именно это" чаще всего вызвано просто привычкой и нежеланием переучиваться на другую программу (я лично это постоянно вижу в ЖЖ ru_mac). проблема отсутствия драйверов некоторых устройств действительно есть, но она сейчас является куда меньшей проблемой, чем это было 5 лет назад – все больше производителей железа выпускают драйвера под Mac OS X, а так, чтобы "бац!" и все сразу появилось - бывает только в сказках.

А вот что касается большой зависимости Apple от Стива Джобса - тут в самую точку, и я с этим совершенно согласен. Сейчас в Apple нет другого человека, который мог бы его заменить и продолжить "великое" дело, и это уже само по себе ставит под вопрос способность Apple "жить и работать на века". Но не только это - я завтра опубликую статью-ответ на эту, которая рассказывает "почему же Apple НЕ переживет Microsoft" - так сказать, встречное мнение.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT