`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Apple хочет стать новым Google?

+55
голосов

Вообще, если почитать тему заметки, то вопрос может возникнуть сам собой — а кто не хочет стать Google? Сидишь себе на 90% (или сколько там сейчас у Google) рынка поиска (и, соответственно, рекламы), люди в интернете что-то ищут, на рекламу кликают, тебе денежка и капает. Конечно, есть конкуренты — Microsoft там, или Yahoo!, которые немного дергаются и настроение портят, но не сильно, по крайней мере, на данный момент.

И несмотря на наличие у Google огромнейшего количества различных других услуг, большинство людей пользуется у них только поиском — пару лет назад я видел статистику, что 90% пользователей используют только поисковый движок, около 9% еще пользуются почтой, ну а остальной 1% может использовать другие услуги компании. Возможно, сейчас, в нашем динамичном мире, соотношение изменилось, но вряд ли сильно. Но вообще речь была не столько о Google, сколько об Apple, и я сейчас попытаюсь объяснить, что я имею в виду.

В ноябре стало известно, что Google приобрела за 750 млн долларов компанию AdMob, крупнейшего провайдера рекламы для мобильных устройств. Вот все те рекламы, которые вам показывают в бесплатных версиях приложений для iPhone, они, скорей всего, реализованы там с помощью AdMob — разработчик заключал соглашение с компанией, получал SDK, которое встраивалось в приложение, и довольно легко и быстро в приложении появлялась реклама. Разработчик получал в итоге деньги за показы и “клики” на рекламу, соответственно, чем популярней приложение, тем был выше доход от рекламы. Фактически AdMob и была таким “мобильным” Google, поэтому когда в новостях появилась информация о том, что Google приобрела компанию, первая мысль, мелькнувшая у меня — а чего так поздно-то? Раньше надо было покупать, дешевле бы обошлось. Но, впрочем, пусть Google сама свои деньги считает.

Гораздо интересней (с точки зрения неожиданности) стала новость, появившаяся 5 января о том, что Apple сделала очень похожий шаг, приобретя компанию Quattro Wireless, специализирующуюся на поставке рекламы на мобильные платформы iPhone и Android, с количеством показов в 4 млрд штук в месяц, среди рекламодателей Quattro — Ford, Procter & Gamble and Visa, компании с не самыми маленькими рекламными бюджетами. Короче говоря, Apple, похоже, нанесла фактически ответный удар по “территории противника” — за то, что Google таки выпустила свой мобильный телефон, конкурент iPhone, Apple вторглась в рекламный бизнес, пока что — на мобильной платформе. Правда, если сравнивать с оборотами на общем рекламном рынке на вебе, который равен 22 млрд долл, оборот рынка мобильной рекламы в 2009 году составил всего 416 млн долл. С этой точки зрения 275 млн долл, которые Apple потратила на Quattro, выглядят более разумным вложением, чем 750 млн долл за AdMob.

Но вообще, когда я прочитал про покупку компанией Apple рекламного провайдера Quattro, то “месть Google” была вовсе не на самом первом месте среди мыслей, которые у меня промелькнули. Вместо этого я вспомнил один интересный патент, заявку на который подала Apple в USPTO (United States Patent and Trademark Office), госорганизацию в США, ведающую патентами и торговыми марками. И хотя заявка на патент, или даже зарегистрированный патент вовсе не означают, что он обязательно будет использован/применен, сам факт такого патента напрягает. Вернее, напрягает то, что Apple инвестирует время и усилия (а, значит, и деньги) в подобные технологии, которые, если в них вчитаться, не совсем дружественны по отношению к пользователю.

Если говорить в двух словах, то заявка на патент говорит о фактически методах, которые позволят заставить пользователя смотреть рекламу, даже если он этого не хочет и предпочел бы ее пропустить. Технология предусматривает возможность “замораживать” устройство до тех пор, пока пользователь не нажмет на кнопку или же не ответит на какой-то вопрос, ответ на который продемонстрирует, что пользователь “осознал” рекламное сообщение. А низкоуровневость этой подсистемы обеспечит возможность показа рекламы в любое время в любом месте, невзирая на то, что делает пользователь в системе. Патент изобилует различными другими техническими деталями по тому, как можно привлечь внимание пользователя и заставить его реагировать на рекламу, но я их не буду тут перечислять — все можно почитать в тексте патента, хотя для этого и требуется хороший английский. Объедините этот патент с покупкой рекламной компании Quattro — и у Apple в руках оказывается очень опасная комбинация, с помощью которой она сможет донести рекламный месседж до десятков миллионов пользователей Маков, iPhone и магической грифельной доски, которую они анонсируют наконец-то в конце этого января. (Обратите, кстати, внимание, что Джобс фигурирует первым в списке авторов в этой заявке).

Однако, не все так плохо и страшно, как могло бы показаться из предыдущего абзаца. Да, конечно, с Apple станется вкрутить рекламу в свои устройства, но пользователи техники Apple молчать по этому поводу не будут (вопреки популярному заблуждению, что они все стерпят), если вдруг окажется, что им надо нажимать на какие-то кнопки и отвечать на какие-то вопросы для того, чтобы продолжить работу. Однако, они могут даже остаться довольны таким вариантом, если… если стоимость устройства будет субсидирована за счет показа им этой самой рекламы. Кто давно в интернете, наверняка слышал про штуки под названием Free PC, популярные лет 10 назад (правда, не у нас), еще до дот-ком кризиса — тогда некоторые компании раздавали бесплатные компьютеры с доступом в интернет в обмен на то, что пользователям будет показываться реклама, от которой они не смогут избавиться. Эта тема загнулась одновременно с кризисом доткомов, но теперь она вполне может ожить.

Вы спросите как и где? Вспомните магическую цену на iPhone в США — те самые 99/199 долларов, которые на самом деле подразумевают еще контракт на два года, где и отбиваются деньги, которые на самом деле AT&T платит Apple за телефоны. Я слышал о том, что iPhone им обходится в 700 долларов (и даже когда он продается без контракта, он все равно продается залоченным на AT&T). Фактически AT&T субсидирует изначальную стоимость телефона, чтобы потом “отбить” эти деньги на контракте. Но, как известно, Apple от AT&T не сильно в восторге, если говорить мягко, а если называть вещи своими именами, то я думаю, что Стив Джобс спит и видит как бы от AT&T избавиться. Только вот куда податься? У Verizon — CDMA, несовместимый с почти всем остальным миром, T-Mobile, хоть и работает в стандарте GSM, но пользователей у него не очень много. Что же делать?

Почему бы не сделать устройства (iPhone и тот самый magic tablet) полностью разлоченными от каких-либо операторов, но продавать его дешевле, субсидируя его стоимость за счет показа рекламы пользователям? Не хочешь смотреть рекламу? Пожалуйста, плати полную цену и делай с устройством, что хочешь. А тем, кто готовы посмотреть немного рекламы за снижение стоимости, придется понажимать на кнопочки и поотвечать на вопросы. При этом технологию, наверняка, можно применить не только в мобильных устройствах вроде телефона или убер-планшета, но и в Маках, хотя это уже, наверно, будет сложнее — по крайней мере, у Мака можно выковырять из файловой системы это дело, а вот в телефоне, где она не видна (если не делать джейлбрейк), это сделать невозможно. Вероятно, учитывая географический разброс пользователей, в России, где и обычный-то iPhone, без рекламы, продается черте-как, этой технологии пока ничего не светит, а вот в Штатах да в Западной Европе такой подход вполне может сработать. Или нет?

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Зная фанатизм потребителей к Эпл - конкуренцию Гуглу компания составит. Да хоть из благодарности потребители будут клацать на баннеры.

Хорошая идея. Если я не ошибаюсь, что-то подобное хотели, в свое время, сделать Philips. Но дальше идеи это не пошло.
Скажу больше - очень сильный ход! Рассчитывается цена устройства, при которой оно будет привлекательно для большинства пользователей. С помощью первых вопросов, которые будут интересовать будущих рекламодателей, Apple набирает достаточную базу данных и начинает разговор с потенциальными рекламодателями...
Нет, не так. Вероятней всего сценарий развития будет таким. Ребята из Apple все просчитают наперед и заставят внести приличную предоплату. Уверен, что желающих будет достаточно.
И здесь вопрос не в том, что они смогут контролировать информационный поток и данные, Apple начнет отвоевывать/завоевывать рынок железа по всем фронтам. Главное, чтобы был баланс между желанием заработать и количеством показов рекламы.
И еще. Рекламу лучше запускать, когда программы, особенно игрушки, не активны. Представляете, что может сделать с устройством увлеченный WarCraft пользователь... Не будем даже представлять :)

Мне казалось, что именно таким путем собирается пойти Google с Nexus One...
Продавать устройство по 200 долларов к примеру (как Мы узнали недавно стоимость компонентов устройства даже меньше этой суммы, конечно не считая других расходов связанных с производством этого устройства). Конечно это были бы прямые убытки для компании на производстве устройства, но с другой стороны эти деньги можно было бы отбить на показе рекламы, как это описано в статье выше, а в перспективе может даже и заработать.

Что-то подобное сделала в свое время Сони , сознательно теряя деньги на производстве Play Station 3 , они отбивали убытки продавая игры к ней и сопутствующие сервисы. А к тому же еще и популяризировали свое устройство в мире.

Google к сожалению не пошел на подобную "революцию" , вероятно риски оказались сильно выше возможных преимуществ.

Почти не остается сомнений что мобильный сегмент, как минимум мобильный, семимильными шагами двигается именно в этом направлении.
Кто-то первым должен "прыгнуть в прорубь".

уже хочу самый навороченый айфон за 99 баксов с рекламой!!

сделать джейл брейк и выкинуть рекламу не проблема.
а что если я просто не буду выходить в инет с телефона?)

а вот владельцы новых iPhone 3GS скажут, что сделать джейлбрейк у новых телефонов таки проблема.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT