`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Apple, Google, Джейкоб и Человек в черном

+33
голоса

Закончившемуся в воскресенье сериалу Lost посвящается… Но речь в этой статье пойдет меньше о Lost, а больше о борьбе Apple и Google. Только автор статьи провел замечательнейшие параллели между сериалом, борьбой определенных сил, которая в нем происходила, и отношениями Apple и Google.

Apple, Google, Джейкоб и Человек в черном

Если вы смотрели Lost, то вы, как и я, однозначно оцените эту статью и проведенные параллели. Впрочем, даже если вы сериал не смотрели, статья все равно будет вам интересной — в ней по полочкам раскладываются направления теперешних и будущих битв между Apple и Google, делаются прогнозы, предположения и выводы о том, что из этого всего получится. Читается практически как сценарий того самого сериала.

—————–
На этой неделе завершается популярный телесериал Lost. В этом сезоне, в основном, фокусировались на истории о том, почему происходят те события, что случаются на острове. Это мелкий спойлер, но я все равно скажу — все сводится к войне между двумя братьями, Джейкобом и Человеком в Черном. Вырастая, братья были близки, но решения, которые каждый из них принимал, развели их в разные стороны. И когда они оказались порознь, случились некие события, которые показали каждому из них, насколько они разные. Эти два брата сильно напоминают мне теперешних Google и Apple.

Если и оставались какие-то сомнения в том, что Google и Apple находятся в состоянии ожесточенной войны, то на прошлой неделе все сомнения отпали. Любой, кто сидел на конференции Google I/O, слышал удар за ударом, которые наносились по Apple и их закрытой платформе iPhone. На кое-что тонко намекалось. И вообще было безумно интересно смотреть. Мне понравилась каждая минута выступления.

Битва
Постоянные читатели знают мое теплое отношение к продуктам Apple. Но они также знают и то, что я тепло отношусь и к продуктам Google. Мое объяснение простое: мне нравятся лучшие продукты. Такие есть у Apple (iPhone, MacBook), такие есть и у Google (Gmail, Chrome). И вот почему мне нравится, как эти две компании сражаются. По многим параметрам, это честный бой — у обеих компаний есть сильные и слабые стороны. И поскольку это честный бой, обе будут заставлять друг друга улучшать свои продукты. А потребители в итоге от этого выиграют.

Очевидно, что у обеих есть и другие враги. И у обеих были конкуренты в прошлом. Но борьба между Apple и Google хороша тем, что они были близки — потому что у них были похожие базовые идеи. Например, им нужно было победить Microsoft. Обе боролись с Microsoft годами, хотя Apple, конечно, дольше, чем Google. Но борьба между Apple и Microsoft, или между Google и Microsoft никогда не была настолько развлекательной, потому что большинство времени это были неравные битвы.

Во время войны ПК в 80-90х годы, Apple сначала была значительно больше, чем Microsoft. Но затем импульс перешел в обратном направлении, и Microsoft оказалась значительно больше, чем Apple. Тем временем, в десктопных войнах Microsoft доминирует в одном из ключевых рынков, в котором Google пытается конкурировать: Office. А Google доминирует в одном из ключевых направлений, где Microsoft пытается конкурировать: поиск (а на самом деле — почти все в онлайне). Это — не честные битвы. По крайней мере, пока. Со временем они могут стать интересней, но пока что это напоминает легкую победу в спорте — смотреть неприкольно (разве что вы — фанат побеждающей стороны). Но конфликт между Google и Apple должен оказаться очень конкурентным. И, как результат — за ним будет интересно наблюдать. И выступление на прошлой неделе только доказывает это.

Android/iPhone
С помощью Android Google, похоже, пытается сфокусироваться на одной вещи: победить Apple. Это интересно, потому что, когда Android стартовал, цель платформы была убить Windows Mobile. Но, опять же, там и битвы никакой не было. Windows Mobile “легла” так, как будто ей заплатили проиграть матч. И в то время Apple явно не рассматривала Google с Android как угрозу, иначе они бы убрали руководителя Google Эрика Шмидта из Совета Директоров задолго до того, как это произошло на самом деле. Но со временем ситуация меняется. Цели переопределяются и становятся выше. Google и Apple на сегодня — явные лидеры в долгосрочной мобильной игре (извините, RIM и Nokia). И они делают то, что обычно и делают два лидера: бьются за первое место.

Google TV/Apple TV
Но вот почему это будет великая битва: благодаря ее размаху. Хотя Стив Джобс, говорят, заявил, что команда Android в Google хочет убить iPhone, она этим не ограничивается. Как мы видели вчера, второй раунд битвы может быть между Google TV и Apple TV. Учитывая, что Apple не воспринимала Apple TV достаточно серьезно до данного момента (помните, это “хобби”), то это может и не выглядеть как битва. Но не удивляйтесь, если это подтолкнет Apple обратно на ринг с новой силой. И это будет похоже на Android против iPhone, потому что это, опять же, открытая платформа (Google TV) против закрытой платформы (Apple TV). Не говоря уже о факте, что Google TV работает под управлением Android. И не удивляйтесь в будущем, если новая версия Apple TV будет работать под управлением iPhone OS.

Google Tunes/iTunes
Как мы видели на прошлой неделе, Google наконец-то полностью приготовилась к нападению на iTunes. Пока что на данный момент деталей не хватает (и руководство компании отказалось отвечать на вопросы на эту тему), но тот факт, что Google показала на сцене концепцию во время своего самого крупного выступления в году, показывает, что они настроены серьезно. Google начнет продавать песни через веб-браузер, чтобы конкурировать с iTunes. И эти песни будут автоматически синхронизироваться со всеми вашими Android-устройствами с помощью облака. Apple, в то же время, по слухам, работает над решением iTunes-в-облаке, чтобы заменить (или, по крайней мере, дополнить) свою популярную программу.

Помните, однако, что iTunes —  это не только покупка музыки. Это центральный хаб для всех популярных устройств Apple — iPhone, iPad, iPod touch (и даже вышеупомянутого Apple TV). iTunes  — это и App Store. Google начинала по-другому, сначала с магазина приложений (Market), который существовал только на устройствах. Но теперь он полностью переходит в веб, и расширяется за пределы приложений, добавляя музыку. И могу поспорить, что и другой контент подтянется, если все получится.

Вчера на сцене руководитель Sony Ховард Стрингер (Howard Stringer), сказал, что “доминирование — это победа над Apple, это новое определение”. Google подключает и других к своей цели — людей, отвечающих за контент. Так что это будет крупная битва.

Chrome OS/iPad
А есть еще Chrome OS. И хотя этот новый продукт (который должен выйти позже в этом году) пока что нацелен больше на Microsoft (а конкретно — на нетбуки с Windows), он столкнется и с Apple. Раньше я думал, что этого не произойдет, но iPad все изменил. Стив Джобс дал понять, что iPad — это ответ Apple не только на нетбуки, это ответ Apple, который лучше чем нетбуки по всем параметрам (по крайней мере, в представлении Джобса). Что более важно, что речь идет не только о каком-то подразделе рынка, речь идет о будущем компьютеров. Туда же нацелена и Chrome OS.

Google считает, что будущее — в веб-браузере. Фактически Chrome OS и есть веб-браузер. Хотя они активно продвигают Android как основную ОС на ближайшее время, Chrome OS больше вписывается в долгосрочную стратегию компании. Им не нужны нативные приложения, они хотят, чтобы в мире властвовал веб. Сам Сергей Брын несколько дней назад сказал, что он думает, что Android и Chrome OS когда-то сольются в одну веб-ОС.

Такие усилия Google в Android показывают, насколько они умны. Они видят модель. iPhone и его нативные приложения побеждают. Те, у кого нет хорошего присутствия в мобильной сфере сейчас, проигрывают. И сейчас, чтобы иметь хорошее мобильное присутствие, нужны нативные приложения. HTML5 пока что не совсем готов делать то, что могут делать нативные приложения. В зависимости от того, кого слушать, то до этого момента осталось немного (Joe Hewitt) — или же это может произойти раньше, чем ожидается (Google).

А поскольку приложения побеждают на мобильных телефонах, они начинают побеждать и на других устройствах — например, на iPad. Вот почему Google ставит Android в Google TV: потому что приложения побеждают. Но, опять же, ставка в долгосрочной стратегии Google на то, что веб (и веб-приложения) рано или поздно победят. Просто это займет какое-то время. Но Chrome OS (и ее собственный Chrome Web Store) — это первый шаг, чтобы изменить направление обратно к вебу. Это может превратить битву между нетбуками с Chrome OS и iPad в одну из самых интересных битв между Apple и Google.

Apple, Google, Джейкоб и Человек в черном

iAds/Google Ads
В этом случае не Google вторгается в пространство Apple, а Apple собирается вторгнуться в пространство онлайн-рекламы со своими iAds. Цель — ключевой бизнес Google (реклама), которой еще предстоит наверстывать на мобильных устройствах. Поскольку подход на мобильных устройствах другой, то и реклама должна быть другая, считает Джобс. На данный момент это похоже на правду. Поиск менее важен, а приложения более важны. iAds, в первую очередь, относятся к навороченной рекламе в приложениях, а подход Google заключается в более базовой текстовой рекламе на основе поиска.

Но на выступлении Google также показала навороченные рекламы для мобильных устройств, над которыми работает компания. Они выглядели не так красиво, как iAds, но это — явно ответ на действия Apple.

Apple — компания, зависящая от продажи устройств. Google — компания, зависящая от доходов от рекламы. iAds — это куда более беспощадный поход Apple против Google, чем любая угроза Google против Apple. Допустим, Android убьет iPhone (что, конечно же, не случится, никто никого не “убьет”), но у Apple остается еще бизнес Маков, iPod, и новый бизнес iPad. Если iAds убьют рекламу Google, то Google крышка.

MobileMe/Google Apps
На данный момент, “битва” между MobileMe и Google Apps как бы и не битва вовсе, поскольку Apple (по глупости) берет 99 долларов в год за MobileMe, а Google Apps (большей частью) бесплатны. Но есть слухи, что MobileMe может стать бесплатным набором услуг, на который будут завязаны многие из продуктов Apple. MobileMe отлично для этого подходит, только цена неподходящая (особенно в борьбе против Google Apps).
Apple еще предстоит показать, что они осознают важность облака как продвижения в вычислениях. Но с вышеупомянутыми слухами об iTunes-в-облаке, покупкой облачного музыкального сервиса Lala, и огромным датацентром, который они строят, очевидно, что Apple начинает это понимать. И если это так, то это будет нацелено на одного конкурента: Google.

Lost
Возвращаясь к Lost, даже несмотря на то, что два брата, Джейкоб и Человек в Черном, конфликтуют друг с другом, они постоянно встречаются. Это мне напомнило одну недавнюю встречу между двумя руководителями компании. Суть такова, что, несмотря на свои отличия, у них много общего, больше, чем они готовы сейчас признать (у обоих братьев и у компаний).

В случае с братьями, один выглядит хорошим, а другой похож на плохого. Но факт заключается в том, что у обоих есть объяснение своему поведению. И у того, который “хороший”, его объяснение выглядит послабее того, который “плохой”. И, интересно, что один, которого сейчас воспринимают хорошим, раньше воспринимался как зло (я бы углубился в это больше, но не хочу особо спойлить).

Сейчас, по крайней мере, в глазах большинства СМИ, Apple воспринимается как “зло”, в то время как Google воспринимается как  “добро”. Это все основано на факте, что Google (и ее платформа) более открыты, чем Apple. Но, как и с братьями, у обеих компаний есть объяснение своим поступкам. И, как и с братьями, со временем восприятие меняется. Наивно думать, что одна компания хорошая, а вторая — плохая. Обе компании считают, что они делают то, что лучше всего для их пользователей.

И, опять же, вот почему война между ними так интересна: благодаря ей пользователям станет лучше. Google будет предпринимать шаги, а Apple будет вынуждена реагировать. Apple будет предпринимать шаги, а Google будет вынуждена реагировать. Им придется подтягиваться друг к другу в плане предложений пользователю. А поскольку они равны, то совершенно не очевидно, кто из них победит в обозримом будущем. Они как два брата: ни один из них не мог убить другого, хотя оба этого и хотели. В этом-то и суть: честный бой. До тех пор, пока ситуация между Apple и Google будет оставаться такой, мы все от этого будем выигрывать.

Ну, или если сказать проще и прямее, без аллегорий, две компании с примерно равными силами, соревнующиеся в равной борьбе, обеспечивают нам, как потребителям, фундаментальную необходимость: выбор.

Google, Apple, Jacob, And The Man In Black

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Обе компании считают, что они делают то, что лучше всего для их пользователей.

когда-то люди верили в русалок, в леших и домовых. сейчас верят в то, что можно выиграть квартиру, отправив смс на короткий номер, или что какая-то коммерческая компания заботится о пользователях ;)
аксиома - компания заботится не о пользователях, а о своих доходах. и точка !

Windows Mobile “легла” так, как будто ей заплатили проиграть матч.

вот это то, что я называю хорошей новостью. пусть это послужит уроком для тех, кто ставит разработчикам и пользователям палки в колёса (установка приложений только через один майкрософтовский специализированый магазин, только одна платформа для разработки софта, напичканный повсюду DRM , запрет на Java и Adobe Flash). ведь раньше у мобильной винды не было такого количества ограничений, как в новой версии - и вот закономерный итог.

и чем больше забота о пользователе - тем больше пользователей и доходов с каждого. ARPU никто не отменял

Все верно, но забота о пользователях всего лишь способ увеличения прибыли, а вовсе не цель.

Сейчас, по крайней мере, в глазах большинства СМИ, Apple воспринимается как “зло”, в то время как Google воспринимается как “добро”.

Не все так глубоко копают и углубляются в тонкости подковёрных воин. Основная масса юзеров считает именно Микромягких злом, а Яблочников как раз-таки добром(think dif., Большой Брат,etc).

кто понимает неизбежное - тот не дёргается понапрасну...

Конечно, у каждой компании цель - это заработать много денег. А чем лучше и удобнее у тебя товар, тем больше его покупают - следовательно больше денег. Так везде.прогнозы на спорт

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT