`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Apple - новая Microsoft?

+48
голосов

Весьма спорная статья о том, как Apple становится компанией, похожей по поведению на Microsoft лет так 4-5 назад — о том, что поведение компании из “выживающей” меняется в сторону компании, которая контролирует определенную часть рынка и диктует свои условия на нем. Тем не менее, несмотря на спорность утверждений, у статьи есть здравое зерно, поэтому советую с ней обязательно ознакомиться.

Постепенно роль самого большого хулигана индустрии исполняет Apple, а не Microsoft.

Оригинал

10 лет назад, Microsoft была компанией, которую все любили ненавидеть.

Самые громкие ненавистники Microsoft нападали на компанию за то, что она была жадным громилой индустрии, который использовал свою монополистическую, неудобную, скопированную операционную систему, чтобы навязывать ее пользователям, и загонять партнеров в нечестные лицензионные сделки.

Постепенно роль самого большого хулигана индустрии начинает исполнять Apple, а не Microsoft. Рассмотрим, как Apple смогла подвинуть Microsoft в качестве компании с худшей репутацией монополиста, подражателя и громилы.

Apple — монополист

Основная жалоба на Microsoft в девяностых заключалась в том, что рыночная доля Windows дала ей монопольную власть, которую та применяла разными способами. Генеральные прокуроры и иже с ними установили точку отсчета в предустановке браузера Internet Explorer, который, по их утверждениям, навязывался пользователям, потому что Microsoft предлагала его как часть Windows.

Люди обожают iPod-ы (я в том числе; моя семья из 4 человек приобрела 12 iPod-ов за последние несколько лет). Но iPod поставляется с iTunes. Хотите купить музыку у Apple? Угадайте что? Вам надо установить iTunes. Хотите телефон Apple? Да! iTunes требуется даже если вы хотите просто совершать звонки. Хотите покупать рингтоны для вашего телефона Apple? iTunes.

Apple не просто “поставляет” iTunes с разными продуктами, она заставляет вас использовать его. В случае с Internet Explorer, вы всегда могли скачать конкурентный продукт и игнорировать IE.

Нечестно, вы можете сказать. Любое устройство, для которого синхронизация данные с компьютером является частью базовой функциональности, требует программу, чтобы обеспечить эту синхронизацию. Соглашусь. Но у операционных систем браузер тоже является частью базовой функциональности. Разве Mac OS X не поставляется с Safari? Или iPhone?

И это “увязывание программы” работает. Стив Джобс на этой неделе похвастался, что Apple распространила 600 миллионов копий iTunes. БОльшая часть этих копий — iTunes для Windows. И популярность iTunes для Windows связана не с качеством программы. iTunes — самое медленное, перегруженное и неинтуитивное приложение на моем компьютере. Но программа мне нужна, потому что я люблю свои iPod-ы.

По крайней мере, в случае c Windows, я мог отформатировать диск и установить Linux или любую другую PC-совместимую систему. Могу ли я отформатировать мой iPod и поставить на него что-то другое? (Прим. пер. Видимо, автор не слышал о RockBox). Могу ли я удалить iTunes, но продолжать пользоваться iTunes Store и моими iPod-ами? Apple активно советует не делать этого, утверждая, что iPod, ПО для iPod и iTunes — три компонента одного и того же продукта. Но ведь то же самое Microsoft говорила про Windows и IE.

Прости, папа

Вот вам сценарий. Покупатель заходит в местный магазин, чтобы купить подарок на Рождество для отца. Секция магазина с Apple iPod подавляет секцию, где выложены все остальные плееры. Определенно iPod — стандарт, которому можно доверять. Покупатель покупает новый сверкающий “толстячок”-iPod nano с возможностью проигрывания видео.

Папа открывает подарок и очень рад ему. Он следует инструкции, устанавливает iTunes и тут же получает пару десятков песен из iTunes Store. Ему это нравится, и он сразу становится активным пользователем портативной цифровой музыки.

Правда, есть недостаток — в зале, в который он каждый день ходит, тренажеры “смотрят” на телевизор, звук с которого транслируется по FM частоте. Через 6 месяцев iPod украли, и папа идет покупать другой плеер — в этот раз, как он надеется, со встроенным FM радио. У некоторых конкурентов есть эта возможность, но не у iPod-ов (Прим. пер. Опять же, можно купить отдельный модуль для iPod). Он почти покупает новый плеер с FM приемником, когда понимает: ни один из его файлов — 300 песен и 50 фильмов — не будет воспроизводиться на новом плеере. Он купил весь этот контент, но он работает только с iPod и iTunes.

Apple заполучила клиента iPod на всю жизнь. У Microsoft никогда не было такой монопольной власти. Извини, папа, надо было купить тебе галстук.

Шок ограничений

Еще один намек, что у компании монопольная власть — это когда вы обнаруживаете, что страдаете от шока ограничений. Сколько раз вы стояли в очереди в кинотеатре и удивлялись требованию заплатить $4.50 за напиток, когда тот же напиток стоит в три раза дешевле в магазинчике в 25 метрах от входа в кинотеатр. Однако висит объявление — “Извините! Напитки и еду приносить запрещено”. У кинотеатра — монополия на продажу напитков, и мы вынуждены платить ту цену, которую они выставляют.

Тот же шок прошелся по сообществу фанатов iPhone вчера, когда Джобс объявил, не моргнув глазом, что рингтоны из песен, купленных в iTunes, обойдутся в стоимость целой песни, плюс еще 99 центов. Что? Полная композиция стоит 99 центов! Неужели Apple может всерьез выставлять ту же цену за возможность услышать всего 30 секунд песни — той же продолжительности, что и бесплатные превью в iTunes?

Apple прекрасно понимает власть монопольных цен. Компания продавала iPhone 8GB за две разные цены в течении трехмесячного его существования: $599 и теперь $399. Когда iPhone был единственным способом получить возможность работы с iPod c большим сенсорным экраном и Wi-Fi — то есть когда у продукта не было альтернативы — цена была $599. Кто-то прикинул, что сборка iPhone обходилась Apple в $245.83. Я не знаю, правда это или нет, но если так, более чем 50% стоимости iPhone являлись прибылью. Это — цена за напиток в кинотеатре. Но как только Apple представила альтернативу iPhone-у — iPod touch, компания снизила цену на треть.

Представьте, если бы другие компании могли конкурировать на рынке медиаплееров для OS X. Эти плееры подешевели бы до уровня ниже $300. Но не стоит на это надеяться; это никогда не случится. У Apple есть власть исключить всех других из ПО, которое работает на их медиа плеерах. Microsoft может только мечтать о такой власти.

Apple — подражатель

Десять лет назад, ненавистники Microsoft жаловались на то, что Windows пришла на рынок систем с графическим интерфейсом после Mac OS, скопировав такие возможности Мака, как папки, корзина, окна изменяемого размера, и другие элементы. Эти жалобы повторялись с каждой новой версией Windows — Apple была новатором в плане операционных систем, и первой добавила многие возможности в свою систему. Microsoft же только следовала, копируя многие вещи, которые Apple использовала первой, и получала от этого преимущества благодаря своему монопольному положению.

А кто у нас новатор теперь? Телефон LG KE850 получал награды за его огромный сенсорный экран и экранную клавиатуру еще до того, как Джобс представил iPhone.

Лучшая часть iPhone и iPod touch — приятный интерфейс с «множественным касанием», управляемый жестами — тоже не новинка. Различные исследователи демонстрируют похожий пользовательский интерфейс на протяжении уже 10 лет, и даже Microsoft продемонстрировала полностью реализованный интерфейс третьего поколения в мае, до того, как Apple начала продажи iPhone. Microsoft начнет продажи их “настольного” пользовательского интерфейса под названием Microsoft Surface, в ноябре, и Apple придет в сферу пользовательского интерфейса третьего поколения спустя много месяцев или даже лет после Microsoft.

И Wi-Fi в медиаплеере? Ха! Корявый плеер Zune от Microsoft заполучил эту возможность почти год назад, а Sansa Connect с Wi-Fi от SanDisk вышел еще в июне. Apple украла даже имя для своего продукта iPod touch, если верить HTC, которая продает свой смартфон с сенсорным экраном, и он называется HTC Touch.

Не поймите меня превратно. Я думаю, что реализация этих возможностей в продуктах Apple на порядок лучше, чем у ее конкурентов. И было бы ужасным решением не создавать iPhone только потому, что другие уже включили в свои продукты ключевые возможности. Но я говорю не об этом. Я говорю о том, что Apple делает то, что делала Microsoft: доминирует на рынке с возможностями продуктов, которые появились раньше в других продуктах. Если было честно нападать на Microsoft за Windows, то и честно нападать на Apple за iPhone и iPod touch.

Apple — громила

Microsoft была большим громилой, расталкивая всех вокруг и диктуя условия партнерам. Microsoft потеряла влияние в этом плане — большинство основных реселлеров Microsoft бесстыдно спрыгнули на Linux. Даже Intel - “tel” часть в определении “Wintel” — устанавливается в Маки в эти дни. Microsoft по прежнему прибыльная компания, но они потеряли контроль — и потеряли репутацию громилы, которому никто не может отказать.

В то же время, Джобс неожиданно став человеком, которого боятся больше всего в Голливуде, хвастается в четверг о пугающем доминировании Apple в продажах цифрового контента. Apple продала более 3 миллиардов песен и 95 миллионов эпизодов сериалов через iTunes. В то время, как продажи аудио CD уменьшаются с каждым днем, почти треть продаж всей музыки теперь в цифровом формате. Как мягко выразился Джобс, “iTunes впереди всех”.

И хотя полная информация по-прежнему недоступна, NBC определенно хотела больше “гибкости”, чтобы установить более высокие цены на свои сериалы в iTunes. Apple сказала “нет”, и NBC ушла собирать чемоданы. NBC теперь планирует продавать сериалы в других местах, на своем сайте и через Amazon.com. Предсказание: NBC приползет на коленях к Apple и будет умолять вернуть их сериалы в iTunes, и причем на условиях Apple. Почему? Потому что iTunes постепенно становится единственным местом, где медиа компании могут достичь успеха по продаже музыки и ТВ сериалов.

Джобс управляет так, как Билл Гейтс никогда не управлял. Если вы хотите достичь успеха в продаже цифровой музыки или ТВ сериалов, вам придется делать так, как скажет Джобс.

Почему я поддерживаю Apple

После прочтения текста выше, вы, наверно, удивитесь моему последующему заявлению: я пришел не похоронить Apple, но поддержать компанию.

Видите ли, я веду не к тому, что растущая плохая репутация Apple заслужена, а у Microsoft - незаслуженна. Весь этот шум по поводу монополии, дела в судах и публичные позиции, направленные на Microsoft, вытянули энергию и ресурсы из всей индустрии. Рынок, однако, исправляет такие случаи. В случае с “монополией” Microsoft, Linux, Firefox и теперь Apple доказывают, что у покупателей всегда есть выбор.

То же самое касается и Apple.

Пока знатоки, блоггеры, пользователи, политики, большие шишки в Голливуде, законодатели, юристы и конкуренты постоянно нападают на Apple, обвиняют компанию в нечестной игре и призывают к юридическим и ограничивающим действиям, я буду защищать компанию, как я защищал Microsoft. Легко нападать на большие и мощные компании, которые доминируют на своих рынках. Но в конечном итоге, Apple заслужила свой рост и влияние, также, как и Microsoft в свое время.

Действительно ли Apple — монополист, подражатель и громила? Да, и вполне заслужено. И если кто-то думает, что успех Apple — это проблема, тогда помните, что использование юристов для нападения не стало решением для Microsoft и не станет решением для Apple.

Эта запись размещена  в блоге alexmak.net

+48
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Да, Джобс такой фрукт, что по сравнению с ним Гейтс просто ангел.

mala herba cito crescit

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT