`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Alphabet OS?

+88
голосов

Трудами журналистов Wall Street Journal на днях поднялся шум о стратегии Alphabet (более привычно Google), вынудивший даже отреагировать верхушку корпорации. Так как шум был «ни о чём», повторять его причину не буду (и даже ссылки не привожу, потому что это будет ссылка "ни на что"). Но даже в неправильно понятой и интерпретированной журналистами информации оказалось нечто очень интересное.

Понятно одно: можно считать неофициально озвученной стратегию Alphabet – расширение «ареала обитания» Android до персональных компьютеров, лаптопов и десктопов. Параллельно с этим будет сосуществовать ветка «тонких клиентов», Chrome OS. Процесс этот как будто начнётся со следующего года, но, уже наученные умением Google «внезапно вынимать кроликов из шляпы» (и туда же прятать) понимают, что работа явно ведётся уже, тем более, что ранние первые ласточки были (например, Pixel C, пусть это и «не совсем лаптоп»).

Alphabet OS?

Интересно попробовать оценить то, что у Alphabet уже есть, и подумать, чего реально не хватает для появления вполне полноценной "большой" рабочей ОС.

Итак, есть – свой кросс-платформенный 32х и 64х битовый (ARM, x86/x64, MIPS) минимальный дистрибутив ОС Linux, лежащий в основе Android, мощная и развитая инфраструктура разработки драйверов для специфических «мобильных» узлов (эта инфраструктура обеспечивает появление тысяч реальных устройств), полностью виртуализированный развитый уровень userspace, основанный на действительно хорошем «компиляторе в ходе инсталляции» ART, содержащий реализованные очень важные подсистемы (локализации, 3D на основе промышленного стандарта OpenGL, etc) и поддержанный различными инструментальными средствами и огромным количеством разработчиков, и над всем этим – работающий гигантские «рынок программ» и машина монетизации, механизмы обновления ПО устройств, учебная инфраструктура, сервисы, дающие в обмен на приватность (этот обмен – основа монетизации) массу удобных и нужных пользователям функций и инструментов.

Нет – по сути «всего лишь»: полноценной «настольной» мультизадачности, мультиоконности и мультиэкранности, рекомендаций дизайна, ориентированного на устройства с большой площадью экрана и точным позиционированием курсора, цельной концепции «настольных аппаратных средств».

Что в том, что есть, уникально именно для Android? Конечно, архитектурная модель userspace и её реализация, прошедшая (и проходящая) многоэтапное эволюционное развитие, очень быстрое по меркам индустрии, но в целом совершенно традиционное. А также планетарного масштаба механизм распространения кросс-платформенного прикладного ПО с компиляцией в код целевой платформы машиной пользователя. Этого нет ни у кого, и это оказалось на удивление живучим и удачным (иначе Android не стала бы тем, чем является).

И, пока в основе Android лежит ОС Linux, мы можем говорить, что в Google сделали то, чего никому кроме не удалось – создали настоящую пользовательскую систему на основе Linux. Уже сегодня поддерживающую устройства с широчайшим диапазоном экранных разрешений и «преобладающих ориентаций экрана», что очень важно и для персональных компьютеров.

Так как в этом уникальном у Alphabet конкурентов не видно (и время безнадёжно упущено теми, кто мог бы достойно «повоевать»), стратегия «настольной Android» не выглядит неожиданной, даже наоборот – она очень логична. И особенно привлекательна, потому что конкурирующие настольные системы явно вошли в период «насыщения», а рынку всегда нужна «свежая кровь».

Так как в Google всегда умели очень тихо готовить что-то большое (и также тихо что-то отправлять в небытие), гадать обо всём этом смысла нет, но увлекательно. Но и какие-то страшные и непреодолимые препятствия на пути к «настольной Android» высмотреть трудно (даже невозможно). Ограничение трех «мульти-», о которых говорилось выше, не являются принципиальными технологическими, а, скорее, отражают специфику использования мобильных устройств, для которых пока предназначена Android. От раннего вывода на рынок чего-то, в чём эти ограничения устранены, вероятнее всего, Alphabet/Google удерживают повышенные риски, связанные с обеспечением безопасности, и реальная «почти ненужность» в устройствах, более ориентированных на «потребление контента», чем на его создание.

Интересно, что с учётом стратегии (теперь явно не только что сформированной), поддержка 64-битовости, кажущаяся обоснованно странной для носимых вычислителей с массой ограничений (в первую очередь в классе реально востребованных пользователями задач), выглядит вовсе не странной. Другими словами это можно высказать так:

Давайте вспомним на уровне описания «рабочие станции» скольки-то там летней (скажем, всего лишь 15-летней) давности, например, легендарные от Silicon Graphics. Это были многопроцессорные (сравнительно «низкочастотные» MIPS, тактовая частота до полугигагерца) 64-битовые машины с объёмом физической оперативной памяти до 16 GB, с характерными OpenGL-акселераторами, работающие под управлением ОС IRIX (гибрид UNIX и BSD). И это были прекрасные (но очень недешёвые) для своего времени машины. И попробуем ответить себе на вопрос – чем они радикально отличаются от машины с «64-битовым 4-ядерным x86 или 8-ядерным ARM/MIPS процессором или несколькими процессорами, с объёмом оперативной памяти до 16 GB, с акселератором OpenGL, работающей под управлением дистрибутива UNIX-подобной ОС Linux»? Я не вижу принципиальных различий. Кроме двух. Первый – цена. Второй – ориентированность «на пользователя» ОС. И самое забавное - второе устройство уже стоит порядка $300, при этом содержит недешёвые радиоканалы мобильной связи и аккумулятор, явно не являющиеся в десктопах, например, первой необходимостью. Второе устройство знают все – это смартфон или планшет.

Очень интересная стратегия. Характерно «наоборот», как было почти всё в истории Android. От решения тотальной виртуализации userspace для мобильных устройств с ограниченными ресурсами («очевидно неправильное», потому что нативный код всегда быстрее и требует меньше энергии для питания вычислителя, чем виртуальная машина). Через миллионнократно раскритикованную фрагментацию «разные системы для разных устройств», осложнённую реактивной скоростью развития системы. Через войну с казавшимися непобедимыми столпами мобильного рынка – Apple, Nokia, Blackberry. И вот всё это небезболезненное привело к системе, радикально отличающейся от предшественниц, но сохраняющей высокоуровневую совместимость почти со всем наработанным ранее. За рекордные сроки (которые прямолинейно подтверждают в том числе и правильность архитектурных решений).

Есть важные малозаметные факторы, существенно облегчающие «вход» Alphabet на рынок «универсальных, а не только для потребления контента», компьютеров.

Первый фактор можно назвать сложно, «устоявшейся доступностью избыточных вычислительных мощностей, снижающей потребности в модернизации аппаратных средств». Но объяснить просто – даже если ваш рабочий компьютер оснащён процессором класса i5-2500K и 16 GB оперативной памяти (а это более чем доступная конфигурация фактически пятилетней давности), трудно придумать реальные нужные для работы локальные задачи и ПО для их решения, для которых бы этой машины сегодня не хватило (будь то CAD/CAM/CAE, EDA, дизайн, что угодно). Пятилетний «срок актуальности» - огромная цифра. Эхо её – снижение спроса на ПК. Возможности огромного парка машин всё ещё актуальны и даже избыточны.

Второй совершенно латентный фактор – в Google собрали исключительно ярких специалистов, стоящих за историей разных весьма нетривиальных OS, и влияние этих специалистов на культуру проектирования и общий «внутренний идейный уровень» очень велико. Многие идеи, сильно обогнавшие своё время (например, из ОС Plan 9) до сих пор где-то очень тихо развиваются внутри огромной корпорации.

Третий вовсе уж латентный фактор – из-за уникальности собственной внутренней IT-инфраструктуры (которую безоговорочно можно считать одной из лучших в мире), Alphabet располагает и уникальным опытом разработки «многомашинных» (кластерных, etc) систем.

Попробуем сложить всё это в одно целое.

С одной стороны, индустрия нуждается в новом буме «обновления железа». Этого заждались производители и все цепочки сбыта. И, из-за продолжающегося спада продаж (речь о десктопах, в первую очередь) явно горит желанием «компенсации за счёт бума», что означает и желание снижения стоимости разработки. С другой стороны, эффект «долгой актуальности» никто не отменял, и бум может оказаться коротким, до насыщения. В таких специфических условиях логичным может оказаться совершенно «неправильное» решение. Например, дешёвые завершённые одноплатные немодернизируемые компьютеры. Принципиально работоспособные самостоятельно, но позволяющие при необходимости собирать «персональные кластеры» просто способом добавления «узлов-плат». Опыт, знания и умения в Alphabet для этого безусловно есть. ОС – без сомнения будет. Да, это «совершенно неправильно» на первый взгляд. Но мы и говорим о корпорации, которая доказанно умеет быть очень эффективной в совершенно «неправильных» гигантских проектах, влияющих на макроуровне на целые индустрии. Помнится, в Google был довольно странный, но очень инженерно красивый, проект Ara – модульного смартфона, собираемого из блоков, скреплённых с помощью электроперманентных магнитов (кстати, возглавлял этот проект Пол Еременко, выходец из Украины, выпускник MIT с опытом работы в DARPA и Motorola). Проект «затих», но не продан вместе с Motorola и не закрыт. Не знаю, как для смартфонов (с их габаритами), но вот для модульных рабочих станций (или ПК) это решение точно выглядит удивительно подходящим.

Можно выстроить ещё много версий, отталкиваясь от возможностей и опыта Alphabet/Google. Остаётся только один открытый вопрос – решатся ли в Google на только «взрослую ОС Android», или используют рыночную ситуацию и заявят нечто большее? Опыта в этом у корпорации не занимать. А также дерзости.
Но понятно одно – с появлением «большой Android» станет интереснее.

Откланиваюсь.

+88
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT