`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Алгебра гуттаперчевых матриц


Профессионализм практикующих аналитиков состоит в их способности давать логичные толкования любым изменениям рыночного ландшафта, включая противоположные. Усиление позиций Dell на мировых рынках свидетельствует в пользу гения Майкла Делла и модели прямых продаж, устранившей цепочку посредников (дистрибьюторов, брокеров, спекулянтов) между производителем и его прихожанами. В смысле потребителями продукта. Ослабление позиций Dell – следствие того, что вместе с посредниками вычеркнули предметных специалистов (интеграторов, миссионеров, евангелистов), которые в ответе за осмысление публикой своих потребностей и предъявление ею высококачественного спроса.

Аналитики всегда правы. В каждый отдельно взятый момент времени все так и обстоит. В том месте и в то время, когда пишутся обзоры. Но меняются контекст и наши представления о нем, другие люди в других странах достигают других результатов. Классик менеджмента Питер Друкер с раздражением отзывается о заземлении мотивов предпринимательства до финансовых показателей и определяет цель коммерческой фирмы так: формирование потребителя. Звучит непрактично – в этом нет ничего про максимизацию прибыли или охват рынка, ничего, что можно измерить общепринятым аршином, назови его хоть ревеню, хоть ебитдой. Но реальность такова, что рынки не создаются Господом Богом, природой или экономическими силами, они формируются предпринимателями. Инновации, изменения и качественный рост предприятий преобразуют потребности общества в новые возможности для прибыльного ведения бизнеса. Мы все, как и Майкл Делл, в ответе за будущий спрос.

Американского ученого русского происхождения Василия Леонтьева почитают за метод экономического анализа «затраты-выпуск» (input-output) – систему межотраслевого баланса, позволяющую после оценки спроса на готовые товары или его перспективы определить, что требуется от каждого сектора в виде затрат для увеличения выпуска данных товаров. Внутренний механизм хозяйства описывается матрицами (шахматными таблицами), коэффициенты которых учитывают прямые и косвенные затраты, связанные с расходованием производственных ресурсов. С помощью этого метода можно анализировать любую экономическую систему: от макроэкономики масштаба мирового хозяйства до микроэкономики отдельного города и даже предприятия. Шахматные балансы на национальном уровне составляются в десятках стран, Япония в знак особой признательности наградила Леонтьева орденом Восходящего солнца.

В теории межотраслевых моделей есть понятие продуктивности, заключающееся в следующем: экономическая система, в которой каждая отрасль функционирует, непосредственно или косвенно потребляя продукцию других отраслей, должна быть способна обеспечивать не только саму себя, но и осуществлять положительные поставки для конечного спроса. При этом любая из ее подсистем должна быть способна осуществлять то же самое. Если хотя бы одна из подсистем не может удовлетворить данное требование, она неизбежно вызовет утечку, которая нарушит способность самоподдержки всей системы.

IT-рынок – это большая матрица, которая отображает вектор начальных возможностей (технологических или интеллектуальных, input) на вектор конечного спроса (потребностей или представлений о полезности, output). Все три составляющие формулы динамичны и непостоянны, включая структурные коэффициенты возможных балансовых таблиц. Тем не менее в любой момент времени система в целом или продуктивна, или нет. А раз мы с нашими компаниями и есть те самые подсистемы, матрицы разной размерности, складывающиеся в картину рынка, то вина и заслуги ложатся на каждого. Растягивая размерность своих матриц, мы балансируем между желанием расширить продуктовый охват, с одной стороны, или клиентскую базу – с другой, и риском оказаться несостоятельными. (Кто слышал про разреженные, с большим количеством нулевых элементов матрицы – поймет.) Должно быть, это свойство предпринимательского чутья – ощущать продуктивность своей деятельности как ответственность за то, какую работу следует выполнять и как именно она должна выполняться.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Профессионализм практикующих аналитиков и их амбициозные или просто деловитые умозаключения (зачастую дорогостоящие) часто интересно читать через пять-десять лет, поверяя временем. А иногда даже (об ИТ) через год или шесть месяцев...
Интересная аналогия с матрицей.

А еще вспомнился 1984 Оруэлла подтасовкой истории и подчисткой газет ... Возможно, многие аналитики жалеют об отсутствии такого мощного инструментария.

Не совсем понятно применение модели леонтьева затраты-выпуск к ИТ индустрии. В самой модели кроме конечного спроса есть коэфф.-ты использования продукции других производств при производстве какого то продукта. К примеру для производства топора нужно 200 гр дерева 500 гр металла. Из примера видно что на каждый продукт ресурсы уходят безвозвратно. И мы получаем 1-н топор.

В ИТ индустрии подход немного другой - есть программист которому платиться зарплата - как ресурс, но после создания программы мы получаем не 1-ну, а можем ее размножить неограниченно, удовлетвнорив любой спрос "практически" без затрат. Хоть по сети продавай, хоть на компактах Затраты на тиражирование - несоизмеримо малы.

Для удовлетворения спроса на топоры нам потребовалось бы увеличить затраты ресурсов на их производство пропорционально спросу.

Я согласен, что модель "затраты-выпуск" годится скорее под материально-продуктовые цепочки. Но и в IT таких много. Тем более у нас, когда на поставки оборудования приходится поди больше 80% рынка в денежном выражении. Понятно, у каждого проекта кроме интеллектуальной есть большая материальная составляющая, которая в свою очередь раскладывается на кирпичики, как интеграторский бизнес на проектирование-производство того что надо произвести - закупки нужного для этого "сырья". Но матрицы были помянуты всуе не в качестве инструмента обратного расчета ресурсов, а скорее для образного представления рынка, каждого его сегмента, вплоть до отдельной компании, в виде эдаких матриц. Единичные(тождественные) - те, что не вносят никаких изменений (какой-нибудь тупой боксмувинг), есть матрицы (компании) продуктивные, а есть вырожденные (которые сводят на ноль все что сделали до них). От алгебры тут только образность - что рынку будет лучше, если некоторым матрицам (компаниям) поубавить размерности, или что-то сделать с коэффициентами, а может и убраться с рынка вовсе. Такая вот мизантропия получается :)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT