`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дмитрий Гудков

Acctiva - новое имя на рынке BI Украины

+66
голосов

Итак, в результате напряженной работы, начатой нами еще летом Acctiva - новое имя на рынке BI Украиныпрошлого года, был создан новый бизнес под названием Acctiva, задача которого – дистрибуция программных продуктов QlikView и Vertica в Украине. Пришло, наверное, время прокомментировать - почему сейчас, почему именно QlikView и Vertica?

Начнем с того, что на мировом рынке BI происходят интересные события. Индустрия, которая зародилась в начале 90-х годов, последние несколько лет явно переживала некоторый "застой". То есть продажи BI-вендоров конечно росли, и BI как был так и оставался одним из трех самых важных приоритетов для CIO мировых компаний. Однако потенциал идей 90-х годов, заложенных в основании практических всех популярных BI-продуктов, занимающих верхние строчки в рейтингах продаж, практически иссяк. BI продукты, такие как BusinessObjects, Cognos, Microstrategy и другие шлифовались многие годы и являют собой хорошо продуманные, прекрасные инструменты, функциональность которых стала настолько похожей, что в нюансах их различий стали глубоко разбираться лишь немногие специалисты. Богатые возможности для подсоединения к источникам данных, развитые средства для моделирования метаданных, приятный глазу интерфейс пользователя,  многоплатформенность - популярные традиционные BI-средства мало в чем уступают друг другу и в каком-то плане уже превратились в commodity, когда предпочтение тем или иным продуктам отдается не из-за некоторой уникальной добавленной стоимости, которую они могут создать, а из-за того кто их продает, как их продает и чем сопровождает свое предложение. И это нормально - это значит наступила стадия зрелости рынка традиционных BI-систем. Это кстати подтверждается массовым переделом рынка BI в 2007-2008 годах, когда Oracle купила Hyperion и стала активно развивать малоизвестный до этого Siebel Analytics, превратившийся позже в Oracle BIEE, Business Objects вопреки уверениям собственного топ-менеджмента неожиданно продалась SAP, а IBM вполне предсказуемо приобрела Cognos, хотя переговоры велись и с другими игроками рынка.

После поглощений, мегавендоры естественно озадачились прежде всего интеграцией приобретенного BI со своими ключевыми платформами, попутно решая непростые вопросы о том, как разводить перекрывающиеся продукты в своих портфолио и как это объяснить существующим клиентам.  Дальнейшее технологическое развитие казалось вполне определенным - развитие федерации данных, интеграция с ETL и DataQuality, SOA-архитектура, реал-таймовость и т.д. Однако новая волна пришла на рынок BI совсем с другой стороны.

Дело в том, что традиционные BI-инструменты являются по сути лишь визуальными построителями SQL/MDX-запросов, обрабатываемых СУБД. И в этой связке именно СУБД отвечает за скорость выполнения запросов и за производительность BI-системы в целом. К сожалению, традиционные СУБД в силу ряда архитектурных особенностей, вызванных прежде всего оптимизацией под интенсивные операции записи, весьма посредственно справляются с аналитическими запросами, для которых характерны тяжелые операции чтения, и показывают невысокую производительность в аналитических системах. Этот факт дал почву для появления за последние 10 лет по меньшей мере полутора десятка новых производителей,  предлагающих заказчикам решения, существенно превосходящие традиционные архитектуры по производительности, оставаясь при этом намного более гуманными к бюджетам. Подробнее про альтернативные архитектуры в BI, читайте в 7м номере "Компьютерного Обозрения", который выйдет во вторник, 2 марта 2010г.

Что же касается Acctiva, то она предлагает украинским заказчикам два, на мой взгляд самых интересных продукта из когорты «инноваторов», отлично вписывающихся в реалии украинского рынка:

Первый продукт - это QlikView производства американской QlikTech (R&D находится в Швеции), одних из пионеров использования подхода in-memory и добившихся Acctiva - новое имя на рынке BI Украиныв этом успехов наверное более, чем кто-либо еще. QlikView объединяет в себе наглядный, очень "кликабельный" интерфейс пользователя (покликайте сами на demo.qlikview.com), собственный ETL и мощный движок обработки данных, хранящий все данные в сжатом виде в оперативной памяти. На мой взгляд QlikView хорошо подходит под потребности заказчиков в Украине по трем причинам:  

Во-первых, объем данных, накапливаемых в большинстве украинских предприятий, по мировым меркам можно назвать небольшим. Несколько десятков или сотен гигабайт данных – объем, вполне подходящий для хранения и обработки в оперативной памяти, как это и делает QlikView, с использованием агрессивной компрессии данных. При этом скорость отработки запросов на вполне обычном оборудовании, как правило исчисляется секундами, что не может не радовать пользователей.

Во-вторых, для проектов по внедрению BI в Украине характерны относительно простые модели данных. Редко когда количество показателей и размерностей исчисляется тысячами – их число, как правило, не выходит за пределы двух-трех сотен. Так как модели метаданных становятся действительно жизненно необходимыми при количестве показателей и размерностей исчисляемом тысячами  (т.е. на очень крупных проектах), то на меньших по размеру внедрениях их принудительное использование лишь напрасная трата труда и времени, только растягивающая сроки проекта. QlikView коннектится к системам напрямую и не требует построения сложных моделей метаданных. Это существенно упрощает сроки разработки приложений, по сравнению с традиционными BI-системами.  Нет также необходимости строить промежуточные структуры типа хранилищ данных и кубов. Поэтому  начало эксплуатации первого этапа аналитической системы через 1-2 недели после начала проекта не является чем-то из ряда вон выходящим для проектов на QlikView.

А в-третьих, стоимость лицензий QlikView значительно гуманнее для бюджетов украинских компаний, традиционно весьма чувствительных к цене. Стоимость стартового пакета от 6тыс. евро и цена рабочего места в некоторых схемах лицензирования от 300 евро делают QlikView вполне доступным выбором особенно для небольших и средних предприятий.

СУБД Vertica – это второй продукт, предлагаемый Acctiva. Он имеет Vertica logoболее узкую специализацию и применяется для аналитических систем с объемом данных от полу-терабайта и больше. Vertica - это специализированная аналитическая СУБД, изначально оптимизированная под характер нагрузки возникающей в аналитических системах. В основе архитектуры Vertica лежат 4 основные концепции:

  1. Поколоночное хранение данных;
  2. Агрессивная компрессия;
  3. Массивно-паралелльная архитектура, работающая на кластерах недорогих Linux-серверов;
  4. Встроенная отказоустойчивость без использования лог-файлов.

Эти концепции позволяют обойти многие ограничения производительности при выполнении аналитических запросов, существующих в традиционных СУБД. Поэтому Vertica позволяет получить производительность, иногда превышающую в 50-200 раз традиционные по-строковые СУБД. При этом с точки зрения приложений, Vertica является обычной реляционной СУБД, поддерживающей стандарт SQL-99, и с которой могут работать все популярные SQL-ориентированные BI-инструменты (BusinessObjects, Cognos и др.) и ETL-средства (Informatica, IBM DataStage и т.д.).  Подробнее о технической начинке Vertica читайте на нашем сайте – acctiva.co.uk.

Vertica интересна не только с точки зрения производительности, она также предлагает заказчикам удобную модель лицензирования, выгодно отличающуюся от традиционной. СУБД Vertica лицензируется только по объему данных в хранилище данных, по-терабайтно, без ограничений по количеству процессоров, ядер, памяти или пользователей, в противоположность традиционным схемам лицензирования. Думаю, это оценят многие организации, чьи затраты на лицензии исчисляются сотнями тысяч и миллионами долларов.
Кроме этих двух есть еще пару интересных технологий, как минимум одну из которых мы планируем предложить украинским заказчикам до конца 2010года, но ее название я пока оставлю в секрете.

Если подвести итог, в общем и целом, цель Acctiva – дать возможность предприятиям в Украине познакомиться ближе с инновационными технологиями для создания BI-систем и аналитических хранилищ данных, постепенно набирающим популярность в мире. Эти новые технологии -- тот самый случай, когда из-за некоей магии инноваций «быстрее» перестает автоматически означать «сложнее и дороже». А это значит, что прогресс продолжается. И хотелось бы, чтобы мы все от этого только выиграли.

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Только дистрибуция? А внедрять кто будет?

Есть у нас конечно и своя команда специалистов по внедрению, которые могут сделать проект под ключ. Но мы абсолютно нормально относимся к тому, чтобы внедрением (как и продажей лицензий) занимались наши партнеры - системные интеграторы, консалтинговые компании и фрилансеры. Более того, в некоторых случаях это даже желательно - нельзя объять необъятное, рынок большой - особенно для QlikView.

Ну с QlikView понятно, есть та же RBC Group, а кто является интегратором по Vertica в Украине?

В Украине пока есть только один интегратор по Vertica - Ситиа Би-Ти-Си.

ЗЫ. RBC - как один из вариантов. Есть и другие команды. Но если Вы уже с ними работаете и Вас все устраивает - то ОК.

О как... :) А внедрения Vertica уже есть в Украине?

ЗЫ: Нет, еще не работаем :)

Законченных внедрений Vertica в Украине пока еще нет. Есть две компании, в которых стартовали пилотные проекты и тестирование производительности.

А как с Вами можно связаться по почте? То что указано в контактах Acctiva, это ваша почта?

Я получаю все что отправлено на адрес в контактах Acctiva, либо пишите мне сразу на d.gudkov(а)acctiva.co.uk.

Телефон на сайте - мой прямой мобильный.

А кем Вам приходится компания RBC Group?

C RBC мы поддерживаем контакт и у нас есть договоренности о возможном задействовании ресурсов, но формально они работают самостоятельно в своем целевом сегменте рынка.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT